Оценка конкурентоспособности продукции и пути ее повышения (на материалах ГК "Матис")

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 14:17, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является определение и анализ основных факторов и методов оценки конкурентоспособности товаров и услуг на внутреннем рынке.
Объектом исследования является ООО «ГК «Матис». Предмет исследования – конкурентоспособность продукции и услуг данной фирмы на рынке.
Реализация поставленной цели потребовала решения следующих исследовательских задач:
1. Определить понятие и сущность конкурентоспособности продукции;
2. Выявить факторы, за счет которых формируется конкурентоспособность продукции;
3. Оценить уровень конкурентоспособности ООО «Гостининый Комплекс «Матис».

Содержание работы

Введение

1
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.1
Исторические предпосылки возникновения конкуренции

1.2
Конкуренция: сущность, формы, методы

1.3
Конкурентоспособность продукции

1.4
Изучение конкурентов и конкурентной среды

1.5
Управление конкурентоспособностью продукции

2
АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1
Характеристика объекта исследования

2.2
Анализ технико-экономического состояния ООО ГК «Матис»

2.2.1
Анализ финансового состояния и финансовых результатов организации

2.2.2
Анализ ликвидности

2.2.3
Анализ деловой активности предприятия

2.2.4
Анализ основных и оборотных средств предприятия

2.2.5
Анализ движения денежных средств предприятии

2.2.6
Анализ дебиторской и кредиторской задолженности предприятия

2.2.7
Анализ показателей рентабельности

2.2.8
Анализ валовой прибыли

2.2.9
Анализ затрат и уровня издержек предприятия

2.2.10
Анализ эффективности использования трудовых ресурсов предприятия

2.2.11
Оценка конкурентоспособности ООО ГК «Матис»

2.3
Безопасность жизнедеятельности. Анализ потенциальных опасностей


2.3.1
Анализ условий труда в бухгалтерском отделе ООО ГК «Матис»

2.3.2
Обеспечение безопасности условий труда. Расчет искусственного освещения

2.3.3
Обеспечение безопасности в чрезвычайных условиях. Расчет вероятности возникновения пожара от люминесцентной лампы

3
АНАЛИЗ ТОВАРНОГО РЫНКА

3.1
Обзор и тенденции развития рынка слабоалкогольной продукции

3.2
Состояние и особенности развития рынка пива в Российской Федерации

4
ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ

5
ПРОЕКТИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ
И ОЦЕНКА ЕГО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ

5.1
Формирование инвестиционного замысла

5.2
Технико-экономическое обоснование проекта

5.3
Мониторинг экономических показателей

5.4
Технико-экономические показатели (до и после проекта)

Заключение

Список литературных источников

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 1.11 Мб (Скачать файл)

4) конкуренция усиливается, когда  условия хозяйствования в отрасли  толкают фирму на снижение цены или на применение других средств увеличения объема продаж;

5) конкуренция усиливается, когда  затраты покупателей при переходе с потребления одной марки на другую невелики;

6) конкуренция усиливается, когда  одна или несколько фирм не  удовлетворены своей долей рынка;

7) конкуренция усиливается пропорционально  росту прибыли от успешных  стратегических решений;

8) конкуренция усиливается, когда  затраты на выходе из рынка  велики, высоки барьеры;

9) ход конкуренции предсказуем,  когда стратегии, ресурсы, организационные особенности фирм различаются в значительной мере и открыты большинству.

Факторы, влияющие на конкурентную борьбу:

1) размер рынка – чем больше, тем сильнее конкуренты;

2) темпы роста рынка – быстрый  рост облегчает проникновение  на рынок;

3) мощности – излишние мощности  приводят к падению цен;

4) препятствия для входа или  выхода из рынка защищают позицию  фирмы, их отсутствие делает  рынки уязвимыми для проникновения  туда неконкурентоспособных новичков;

5) цена;

6) уровень стандартизации товаров – покупатели имеют преимущество, так как им легко переключиться с одного товара на другой;

7) мобильные технологические модули;

8) требования к размерам необходимых  капитальных вложений - жесткие требования повышают риск, создают дополнительные барьеры входа-выхода;

9) вертикальная интеграция повышает  требования к размерам капитала, приводит к сильным различиям в конкурентоспособности и затратах на производство интегрированных, частично интегрированных и неинтегрированных фирм;

10) экономия на масштабе – увеличивает долю рынка, необходимую для достижения конкурентоспособности товара;

11) быстрое обновление ассортимента  выпускаемой продукции.

 

1.3 Конкурентоспособность продукции

 

Под конкурентоспособностью продукции  или услуги понимается их способность выдерживать конкуренцию, то есть возможность успешной продажи на конкретном рынке в определенный момент времени. Для этого товар должен удовлетворять конкретную способность потребителя и быть доступным по цене. Конкурентоспособность – комплексная характеристика, определяющая предпочтение товара по сравнению с аналогичными изделиями-конкурентами как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. При этом среди товаров аналогичного назначения большей конкурентоспособностью на рынке в данный момент обладает тот, который благодаря своим свойствам приносит наибольший эффект по отношению к цене потребления.

Таким образом, в основе конкурентоспособности  продукции лежат два параметра: качество и цена. Оценка конкурентоспособности основывается на сравнительном анализе его совокупных характеристик в сравнении с товарами-конкурентами по степени удовлетворения конкретных потребностей и по цене потребления.

Качество – это совокупность свойств продукции, обуславливающие ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

Конкурентоспособность продукции, работ  и услуг является важнейшим показателем, характеризующим функционирование предприятия в рыночной экономике. Целью деятельности предприятий является получение прибыли. Однако, достижение этой цели возможно только за счет производства продукции или оказания услуг, необходимых обществу. В то же время на рынке действует несколько производителей одноименного товара и предпочтение потребителя может быть отдано тому или иному товару. Следовательно, чтобы быть реализованным, товар должен выгодно отличаться от других аналогичных товаров, то есть конкурировать сними. Это является важнейшим условием продажи любого товара.

Под  продукцией или услугой могут пониматься:

  • результат деятельности или процессов (материальная или нематериальная продукция, услуга, программа для вычислительной техники, проект или инструкция по эксплуатации);
  • деятельность или процесс (предоставление услуги или выполнение производственного процесса).

Качество и конкурентоспособность  представляют собой различные характеристики товара. В отличие от качества конкурентоспособность товара определяется только теми свойствами, которые представляют интерес для покупателя и удовлетворяют конкретную потребность. Прочие свойства товара, формирующие его качество, потребителем могут игнорироваться и при оценке конкурентоспособности не учитываться.

Второй составляющей конкурентоспособности  является цена товара (услуги). Для того, чтобы товар (услуга) мог удовлетворять конкретную потребность, он должен обладать набором параметров, совпадающих с параметрами потребления. Эти параметры определяют полезный эффект, полученный покупателем от применения товара (услуги). Но при оценке эффекта учитывается не только результат, но и затраты на его достижение. Поэтому каждый товар (услуга) характеризуется свойствами, определяющими размер затрат, необходимых для его покупки и использования.

Таким образом, все вышеизложенное позволяет сделать вывод, что конкурентоспособность любого товара (услуги) может быть определена только в результате его сравнения с другим изделием (аналогичной услугой)  и поэтому является относительным показателем.

С конкурентоспособностью товара (услуги) связан другой показатель – конкурентоспособность предприятия. В экономической литературе он еще не устоялся. Разные исследователи в понятие «конкурентоспособность предприятия вкладывают разный смысл. Однако при этом все понимают способность предприятия производить конкурентоспособную продукцию за счет умения эффективно использовать финансовый, производственный и трудовой потенциал. Следовательно, конкурентоспособность предприятия зависит от конкурентоспособности производимой им продукции, работ, услуг.

В отличие от конкурентоспособности продукции (услуг), которые отражают сложившееся в данный момент на рынке, конкурентоспособность предприятия характеризует его потенциал по изменению этого положения, его способность изменить конкурентоспособность продукции. Кроме того, конкурентоспособность продукции оценивается только применительно к конкретному рынку. Один и тот же товар может быть на разных рынках одновременно и конкурентоспособным и неконкурентоспособным.

Таким образом, конкурентоспособность  продукции является важнейшим показателем эффективности деятельности предприятий. От нее зависит позиция предприятия на рынке, его финансовое положение. Поэтому обеспечение конкурентоспособности продукции должно занимать первостепенное значение в стратегии и тактике развития предприятия. Этому способствует наличие четкой методики оценки и планирования конкурентоспособности.

Конкурентоспособность товара – решающий фактор его коммерческого успеха на развитом конкурентном рынке. Это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама).

Под конкурентоспособностью понимается комплекс потребительских и стоимостных (ценовых) характеристик товара, определяющих его успех на рынке, т.е. преимущество именно этого товара над другими в условиях широкого предложения конкурирующих товаров-аналогов. И поскольку за товарами стоят их изготовители, то можно с полным основанием говорить о конкурентоспособности соответствующих предприятий, объединений, фирм, равно как и стран, в которых они базируются.

Изучение конкурентоспособности  товара должно вестись непрерывно и систематически, в тесной привязке к фазам его жизненного цикла, чтобы своевременно улавливать момент снижения показателя конкурентоспособности и принять соответствующие упреждающие решения (например, снять изделие с производства, модернизировать его, перевести на другой сектор рынка). При этом исходить из того, что выпуск предприятием нового продукта прежде чем старый исчерпал возможности поддержания своей конкурентоспособности, обычно экономически нецелесообразен.

Вместе с тем любой товар  после выхода на рынок начинает постепенно расходовать свой потенциал конкурентоспособности. Такой процесс можно замедлить и даже временно задержать, но остановить – невозможно.

Конкурентоспособность товара – важная рыночная категория, отражающая одну из существенных характеристик рынка – его конкурентность. Качество – категория, присущая не только рыночной экономике. Ученый - экономист Антоненко Г.Я. в своем учебнике “Организация, планирование и управление предприятиями строительных изделий и конструкций” выпущенным в 1988 г. уделяет обеспечению качества продукции довольно много внимания,  при этом, не упоминая о ее конкурентоспособности на внутреннем рынке. Он лишь вскользь коснулся конкурентоспособности  на внешнем рынке, которая, по его мнению, определяется патентно-правовыми показателями, характеризующими степень патентной  защиты и патентной чистоты продукции, а также наличие ее экспорта.

Отсюда следует, что в условиях плановой экономики проблемы конкурентоспособности продукции применительно к внутреннему рынку у отечественных предприятий не существовало, а понятие конкурентоспособности товара относительно внешнего рынка совершено не соответствует определению современных отечественных и зарубежных ученых.

Понятие “конкурентоспособность товара”  шире понятий “качество товара” и “технический уровень товара”. Последние – главная составляющая конкурентоспособности товара, предопределяющая его уровень, но не единственная. Уровень конкурентоспособности наряду с параметрами, раскрывающими непосредственную потребительскую ценность товара в сопоставлении с аналогами-конкурентами, определяется также внешними по отношению к собственному товару факторами и характеристиками, не обусловленными его свойствами: сроки поставки, качество сервиса, реклама, повышение (снижение) уровня конкурентоспособности конкурирующих товаров, изменение соотношения спроса и предложения, финансовые условия и т.д.

Классификационная схема показателей, раскрывающих конкурентоспособность продукции представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 - Классификационная схема показателей, раскрывающих конкурентоспособность продукции

Центральное место, занимаемое качеством  и конкурентоспособностью в товарной и в целом в рыночной политике, определяет их место в экономической стратегии предприятия. И поскольку конкурентоспособность ставит в центр внимания потребителя, вся работа предприятия должна быть направлена на подчинение производства интересам потребителя, а через наиболее полное удовлетворение его требований, к получению предприятием максимально возможной прибыли.

Рассмотрим из чего складывается прибыль предприятия от реализации товарной продукции Пр.т.п. Она определяется как разность между объемом реализуемой продукции в оптовых (отпускных) ценах предприятия-изготовителя продукции и полной себестоимостью этой продукции:

,                           (1)

где Цi и Сi - соответственно оптовая (отпускная) цена предприятия (без НДС и акциза) и полная себестоимость единицы i-го вида продукции (работ, услуг), руб.; Qi - объем реализации i-го вида продукции (работ, услуг) за рассматриваемый период, натуральные единицы; i - виды производимой продукции (работ, услуг).

Приведенная формула ясно показывает, что основными факторами увеличения размера прибыли от реализации товарной продукции являются рост объема производства и реализации, снижение уровня себестоимости и повышения цен. Таким образом, на величину прибыли в основном оказывают влияние факторы, характеризующие эффективность работы предприятия.

Как уже отмечалось, в условиях свободной конкуренции цена продукции, произведенной предприятиями, фирмами выравнивается автоматически. На нее воздействуют законы рыночного ценообразования. Поэтому, чтобы получить максимальную прибыль,  здесь  неумолимо выдвигается проблема снижения затрат на производство и реализацию этой продукции, снижения издержек производства, что ведет к повышению конкурентоспособности и увеличению объема продаж. 

В традиционном представлении важнейшими путями снижения затрат является экономия всех видов ресурсов, потребляемых в производстве: трудовых и материальных.

Так, значительную долю в структуре  издержек производства занимает оплата труда (в промышленности России – до 13-14 %, развитых стран – 20-25 %). Поэтому актуальна задача снижения трудоемкости выпускаемой продукции, роста производительности труда, сокращение численности административно- обслуживающего персонала.

Снижение трудоемкости продукции, роста производительности труда  можно достигнуть различными способами. Наиболее важные из них – механизация и автоматизация производства, выработка и применение прогрессивных, высокопроизводительных технологий, замена и модернизация устаревшего оборудования. В настоящее время, в связи с обострением кризиса в России, предприятиям все труднее и труднее решать эти проблемы, потому что они связаны с большими капитальными вложениями.

Учитывая все это при подготовке решений по достижению своих экономических целей, руководство и специалисты предприятий обязаны постоянно искать пути снижения себестоимости своей продукции, что ведет к повышению ее конкурентоспособности, прежде всего, используя достижения научно-технического прогресса (НТП). Научно-технический прогресс играет определяющую роль в развитии и интенсификации промышленного производства. Он охватывает все звенья процесса, включающего фундаментальные, теоретические исследования, прикладные изыскания, конструкторско-технологические разработки, создание образцов новой техники, ее освоение и промышленное производство, а также внедрение новой техники в народное хозяйство. Происходит обновление материально-технической базы промышленности, растет производительность труда, повышается эффективность производства. Исследования показывают, что в течение ряда лет снижение затрат на производство промышленной продукции в среднем на 2/3 обеспечивалось за счет мероприятий научно-технического прогресса.

Информация о работе Оценка конкурентоспособности продукции и пути ее повышения (на материалах ГК "Матис")