Оценка конкурентоспособности продукции и пути ее повышения (на материалах ГК "Матис")

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 14:17, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является определение и анализ основных факторов и методов оценки конкурентоспособности товаров и услуг на внутреннем рынке.
Объектом исследования является ООО «ГК «Матис». Предмет исследования – конкурентоспособность продукции и услуг данной фирмы на рынке.
Реализация поставленной цели потребовала решения следующих исследовательских задач:
1. Определить понятие и сущность конкурентоспособности продукции;
2. Выявить факторы, за счет которых формируется конкурентоспособность продукции;
3. Оценить уровень конкурентоспособности ООО «Гостининый Комплекс «Матис».

Содержание работы

Введение

1
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.1
Исторические предпосылки возникновения конкуренции

1.2
Конкуренция: сущность, формы, методы

1.3
Конкурентоспособность продукции

1.4
Изучение конкурентов и конкурентной среды

1.5
Управление конкурентоспособностью продукции

2
АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1
Характеристика объекта исследования

2.2
Анализ технико-экономического состояния ООО ГК «Матис»

2.2.1
Анализ финансового состояния и финансовых результатов организации

2.2.2
Анализ ликвидности

2.2.3
Анализ деловой активности предприятия

2.2.4
Анализ основных и оборотных средств предприятия

2.2.5
Анализ движения денежных средств предприятии

2.2.6
Анализ дебиторской и кредиторской задолженности предприятия

2.2.7
Анализ показателей рентабельности

2.2.8
Анализ валовой прибыли

2.2.9
Анализ затрат и уровня издержек предприятия

2.2.10
Анализ эффективности использования трудовых ресурсов предприятия

2.2.11
Оценка конкурентоспособности ООО ГК «Матис»

2.3
Безопасность жизнедеятельности. Анализ потенциальных опасностей


2.3.1
Анализ условий труда в бухгалтерском отделе ООО ГК «Матис»

2.3.2
Обеспечение безопасности условий труда. Расчет искусственного освещения

2.3.3
Обеспечение безопасности в чрезвычайных условиях. Расчет вероятности возникновения пожара от люминесцентной лампы

3
АНАЛИЗ ТОВАРНОГО РЫНКА

3.1
Обзор и тенденции развития рынка слабоалкогольной продукции

3.2
Состояние и особенности развития рынка пива в Российской Федерации

4
ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ

5
ПРОЕКТИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ
И ОЦЕНКА ЕГО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ

5.1
Формирование инвестиционного замысла

5.2
Технико-экономическое обоснование проекта

5.3
Мониторинг экономических показателей

5.4
Технико-экономические показатели (до и после проекта)

Заключение

Список литературных источников

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 1.11 Мб (Скачать файл)

• Формула  конкурентоспособности = Качество + Цена + Обслуживание.

• Сокращать  сроки: обслуживания, доставки продукта, превращения в коммерчески успешные изделия достижения науки и техники. Неверно было бы думать, что укрепления конкурентоспособности своей продукции можно добиться просто за счет быстрой реакции на изменения запросов потребителей или намерений основных конкурентов. В современных условиях изменения в технике и технологии производства, улучшения в выпускаемых изделиях происходят не под давлением внешней среды (в виде требований маркетинга или при появлении новых инженерных разработок), а постоянно (прогнозируя прежде всего будущие потребности и варианты действий конкурентов по их удовлетворению).

На  предприятиях ведущих компаний мира на всех уровнях управления идет поиск путей совершенствования действующего производства, имеющейся технологии, уже выпускаемой продукции вместо ожидания появления крупных технологических прорывов или изменений в системе потребительских предпочтений.

Японские производители и другие промышленные фирмы с производством мирового класса вопреки ожиданиям не бросаются сразу что-либо менять в продукте или технологии в случае поступления каких-то жалоб от потребителей (что довольно часто происходит на многих предприятиях, считающих себя маркетингово ориентированными). В то же время именно японские фирмы успевают в конечном счете быстрее реагировать на изменения потребительского спроса и перестроить свое производство. Парадокса в этом нет.

Дело  в том, что стремление немедленно внести улучшения в продукт, изменить какой-то элемент, чем-то не понравившийся  потребителю, может нарушить гармонию на производстве и в результате негативно отразиться на качестве. Поэтому японские фирмы не стремятся вносить изменения в выпускаемые изделия и технологии до тех пор, пока не обеспечена взаимоувязка всех стадий производственного процесса, не достигнута сбалансированность по всем функциям (от разработки до сбыта). Зато когда верное решение найдено, необходимые изменения в продукт или технологию вносятся гораздо быстрее.

Обычно ведущие  японские фирмы как бы "замораживают" на 2— 3 недели процесс внесения необходимых изменений в производство до тех пор, пока не выполнены все перечисленные выше задачи. Зато им не приходится впоследствии по несколько месяцев решать проблемы (как правило, с ущербом и качеству, и производительности), появившиеся в результате внесения немедленных изменений в технологию или организацию производства.

Отдельно стоит  вопрос о сборе информации о конкурентах. Для большинства наших предприятий сегодня данная проблема является весьма актуальной. Систематическая работа в этой области практически не проводится.

Естественно, что результаты, полученные при изучении конкурентов (в разрезе потребителей и продуктов), должны рассматриваться и оцениваться в комплексе. Только в этом случае руководство предприятия сможет правильно выбрать именно тот сегмент рынка, где предприятие наилучшим образом использует свои сравнительные преимущества. Таким образом, руководство предприятия и сможет выработать оптимальную рыночную стратегию и наметить верный курс своих действий на рынке.

 

1.5 Управление конкурентоспособностью продукции

 

Достижение и поддержание на определенном уровне конкурентоспособности продукции требуют определенных мер со стороны персонала. Эти меры должны быть комплексными, увязанными со всеми аспектами деятельности предприятия. Поэтому подсистема управления конкурентоспособностью является одной из важнейших подсистем управления предприятием.

С позиции комплексного подхода  в подсистеме управления конкурентоспособностью можно выделить несколько обособленных, но взаимосвязанных элементов:

    • аппарат управления конкурентоспособностью;
    • механизм управления;
    • процесс управления;
    • обеспечивающие средства.

Рассмотрим указанные элементы.

    1. Аппарат управления представляет собой персонал предприятия, осуществляющий управленческое воздействие на конкурентоспособность как продукции, так и предприятия в целом. Сюда входят люди, принимающие решения по обеспечению конкурентоспособности, а также обеспечивающие процесс подготовки, принятия и реализации решений. Аппарат управления функционирует в форме организационной структуры. Наиболее важными звеньями организационной структуры обеспечения конкурентоспособности являются: служба маркетинга; отдел стратегического планирования; отдел сбыта; отдел технического контроля; конструкторско-технологическая служба; отдел технического контроля; научно-исследовательские подразделения; отдел труда и заработной платы.
    2. В общем виде механизм управления конкурентоспособностью включает систему целей, принципов, задач, функций и методов обеспечения конкурентоспособности.

Основной целью управления конкурентоспособностью является адаптация продукции к требованиям конкретного рынка по соотношению «качество – цена». Решения по такой адаптации принимаются аппаратом управления при помощи механизма управления конкурентоспособностью.

Принципами обеспечения конкурентоспособности являются:

  • Ориентация на потребителя. Выжить на рынке могут только те предприятия, которые представляют своему потребителю лучшую продукцию, чем их конкуренты. Поэтому основная задача каждого предприятии всегда должна заключаться в удовлетворении требований потребителей. Стратегия деятельности предприятия должна быть направлена на обеспечение высокого качества своей продукции, являющегося основной составляющей конкурентоспособности.
  • Ориентация на продукцию. Если в качестве стратегической цели предприятии рассматривать удовлетворение требований потребителей, то оказывается, что впускаемая продукция или оказываемые услуги являются решающим фактором в достижении этой цели, то есть тактикой. Такая тактика предполагает создание товаров, соответствующих требованиям рынка, для чего необходимо тщательно исследовать последний. Поэтому обеспечение конкурентоспособности предполагает изучение требований потенциального потребителя, условий эксплуатации создаваемых изделий, тщательные и всесторонние испытания, сведение к минимуму трудностей, с которыми может встретиться потребитель в период эксплуатации изделия.
  • Ориентация на перспективу. Базой обеспечения высокого качества и конкурентоспособности продукции является стандартизация и унификация. Применение стандартных и унифицированных деталей и сборочных единиц позволяет снизить издержки на их изготовление, повысить качество, сократить применяемую номенклатуру и уровень запасов.
  • Непрерывность. Обеспечение конкурентоспособности продукции не может быть актом единовременным.
  •  
  • Динамичность рыночной конъюнктуры требует проведения систематических мероприятий по повышению научно-технического уровня и качества продукции, а также снижению затрат на ее производство и реализацию. Поэтому процесс управления конкурентоспособностью должен быть непрерывным.

Успешная реализация цели по обеспечению  конкурентоспособности на предприятии зависит от того, как она разбита на подцели и задачи. В общем случае алгоритм структуризации целей на подцели и задачи включает их конкретизацию в технико-экономических показателях работы предприятия и его структурных подразделений и формирование основных проблем, требующих своего решения в сфере обеспечения конкурентоспособности. Состав этих задач определяется факторами, обеспечивающими требуемый уровень конкурентоспособности (рисунок 2).

 

Реклама

Себестоимость

 

Сроки поставки

 

Условия сервиса

 

Предполагаемый уровень качества

 

 

Качество изготовления

Стабильность при хранении

 

Затраты на эксплуатацию

 

Уровень качества на этапе продажи

Затраты на покупку и доставку

 

Эффективность эксплуатации

Конкурентоспособность продукции


   

Рисунок 2 - Основные факторы, определяющие конкурентоспособность продукции

Наиболее важной механизма управления конкурентоспособностью являются функции и методы обеспечения конкурентоспособности. Под функциями понимаются обособившиеся виды деятельности, порождаемые разделением труда и направленные на достижение конкурентоспособности. Поэтому процесс обеспечения конкурентоспособности выступает как система функций, выполняемая различными структурными подразделениями предприятия. В состав функций входят:

  1. Прогнозирование конкурентоспособности продукции, работ, услуг – выявление требований покупателей к номенклатуре, ассортименту и качеству продукции, выявление научно-технических и экономических возможностей удовлетворения перспективных требований потребителей, установление показателей конкурентоспособности при разработке перспективных видов продукции.
  2. Нормирование требований к конкурентоспособности – производится путем установления в нормативно-технической документации регламентированных значений показателей качества и себестоимости изготовления и реализации продукции; для этого необходимо выбрать номенклатуру показателей качества и себестоимости продукции, произвести их оптимизацию и установить допустимые отклонения нормируемого значения от номинального значения.
  3. Аттестация и сертификация продукции – объективная оценка уровня качества продукции и технологических процессов ее изготовления.
  4. Организация разработки и постановки продукции на производство – создание и модернизация в короткие сроки продукции, технологический уровень которой соответствует лучшим отечественным или зарубежным достижениям или превосходит их.
  5. организация материально-технического обеспечения конкурентоспособности продукции. Функция направлена на обеспечение:
  • поставки сырья, материалов, комплектующих изделий необходимого качества с минимальными затратами;
  • технологических процессов энергоносителями и энергией в соответствии с показателями конкурентоспособности.
  1. Стимулирование повышения конкурентоспособности – меры материального и морального стимулирования, применяемые внутри предприятия и направленные на обеспечение конкурентоспособности предприятия.
  1. Контроль качества продукции – предотвращение выпуска продукции, не соответствующей требованиям стандартов, условиям поставки, договорам. С этой целью на предприятии устанавливается входной контроль материально-технических ресурсов, операционный, готовой продукции, транспортирования и хранения продукции.
  2. Правовое обеспечение конкурентоспособности – эффективное применение средств юридического воздействия на объекты управление на всех стадиях жизненного цикла товара. В рамках данной функции правовая служба предприятия предъявляет к рассмотрению претензии и иски, связанные с качеством и условиями поставки продукции, осуществляет контроль за соблюдением установленного законодательства и т. д.
  3. Информационное обеспечение – своевременное обеспечение руководителей и специалистов предприятия данными о качестве продукции и издержках на ее изготовление.

Функции управления конкурентоспособностью продукции реализуются с помощью определенных методов. По характеру воздействия выделяют три группы методов: административные или организационно-распорядительные, экономические и социально-психологические.

Для экономических методов характерно косвенное воздействие на работников, обеспечивающих конкурентоспособность продукции. С их помощью создается стабильный механизм экономической заинтересованности работников в высокой конкурентоспособности продукции предприятия.

Экономические методы включают:

  • финансово-кредитные рычаги;
  • коммерческий расчет;систему ценообразования;
  • средства и методы материального стимулирования;
  • систему налогообложения;
  • систему льгот, дотаций, штрафов, пени, неустоек и т. п.

Применение экономических методов  воздействия предполагает использование различных норм и нормативов длительного действия, которые устанавливают границы дозволенной самостоятельности исполнителя, с одной стороны, и пределы допустимого вмешательства вышестоящего органа – с другой.  

Информация о работе Оценка конкурентоспособности продукции и пути ее повышения (на материалах ГК "Матис")