Оптовый товарооборот: роль, функции, планирование основных показателей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 17:50, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение оптового товарооборота, и планирование его показателей.
Исходя из цели, вытекают следующие задачи:
1) Рассмотреть роль и функции оптовой торговли в современных условиях
2) Раскрыть сущность оптового оборота, его формы и виды
3) Изучить методику планирования показателей оптового товарооборота
4) Раскрыть маркетинговые решения в оптовой торговле

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….………..3
1. Товарооборот предприятия оптовой торговли……………………………..5
1.1. Роль и функции оптовой торговли……………………………………..…5
1.2. Формы и виды оптового товарооборота………………………..............8
1.3. Методика планирования показателей оптовой торговли……..………10
1.4. Маркетинговые решения в оптовой торговли…………………............14
2. Организационно-экономическая характеристика ООО «Маркет»………..16
2.1. Организационно-правовая характеристика……………………………....16
2.3. Анализ состояния материально-технической базы торговой органи-
зации……………………………………………………………………………….19
2.4. Анализ основных показателей деятельности предприятия………….….23
Вывод и предложения…………………………………………………………..26
Список литературы………..…………………………………………………….29
Приложение ……………………………….…………………………………….30

Файлы: 1 файл

моя курсовая.docx

— 89.37 Кб (Скачать файл)

Преодоление расстояния между местом производства и местом потребления в любом случае является транспортной функцией, причем купленный товар может доставляться клиентам оптовой торговли или они могут забирать его сами на предприятии оптовой торговли.

- Функция формирования  запасов (функция обеспечения надежности)

 Служит для выравнивания  колебаний спроса на различные  товары в различные периоды  времени.

- Функция гарантирования  качества (функция манипулирования)

Означает, что оптовая торговля подготавливает товары к дальнейшей продаже. Это осуществляется путем сортировки, упаковки, смешивания ассортимента, очищения, т. е. путем «манипулирования». Сюда относятся, например, разлив импортного вина, дозревание фруктов, хранение сырья до достижения им зрелости для целей переработки (древесина, табак) и т. Д.

- Функция выравнивания  цен 

Заключается в использовании преимуществ по затратам .благодаря скидкам при закупке больших партий товаров, транспортировке, упаковке, предложению товаров по сниженным ценам.

- Функция финансирования

 Преодоление разрыва  во времени между закупкой  товара и его оплатой представляет  собой кредитную функцию. 11о поставке  предоставляется краткосрочный кредит, если торговое предприятие вносит задаток. Покупатель получает кредит («товарный кредит»), если торговое предприятие осуществляет поставки на срок (в кредит).

- Функция исследования  и освоения рынка 

Предприятие оптовой торговли выполняет важную задачу, осваивая для имеющихся товаров новые рынки или расширяя рынок путем рекламы.  

- Функция хранения на  складе

Эта функция неразрывно связана с функцией преодоления разрыва во времени, поскольку ритмичность возникновения потребностей покупателей оптовой торговли зачастую не соответствует ритмичности предложения производителей.

Но главной функцией оптового предприятия является продажа товара покупателям, следовательно, объем этих продаж, или оптовый товарооборот, характеризует объем деятельности предприятия в целом.

Как видим, оптовой торговле отведена одна из важных ролей в рыночной экономике, а главным показателем оптовой торговли является – оптовый товарооборот. Рассмотрим начатый вопрос более подробно в следующем разделе.

    1. Оптовый товарооборот, его формы и виды

Оптовый товарооборот – это продажа товаров крупными партиями юридическим лицам по безналичному расчету, для дальнейшей реализации этих товаров или переработки.

Оптовый товарооборот является одним из основных показателей хозяйственной деятельности оптовых предприятий. Его объем и структура характеризуют степень развития производства и уровень народного потребления.

В зависимости от объема, структуры, видов и форм определяются показатели хозяйственно-финансовой деятельности предприятия.

Различают первичный оптовый оборот – это продажа товаров промышленными предприятиями непосредственно розничной торговле и оптовым предприятием, и посреднический оборот – это продажа товара оптовыми предприятиями – розничным.

Оптовый оборот имеет другое экономическое содержание, чем выручка от реализации продукции в промышленности или розничный товарооборот. Оптовый оборот не отражает производство и продажу товаров непосредственно населению для личного потребления, а характеризует движение товаров из сферы производства в сферу обращения.

В состав оптового товарооборота входят: продажа товаров с оптовых баз розничным торговым предприятиям, предприятиям общественного питания, мелкооптовым торговым организациям, производственным предприятиям.

Продажа товаров промышленным предприятиям включается в оптовый товарооборот при условии, что готовая продукция этих предприятий не будет возвращаться (поступать) на оптовую базу. В оптовый товарооборот не включается перемещение товаров внутри оптовой базы с одного склада на другой, а также возврат на базу ранее проданных покупателю товаров.

По размеру оборота различают: крупный, средний и мелкий товарооборот.

Крупный оптовый товарооборот возникает при получении товаров от предприятий крупными партиями и отправке их по звеньям оптовой торговли.

Средний оптовый товарооборот образуется у оптовых предприятий, которые покупают товар не только у промышленности, но и других крупных оптовых предприятий.

Мелкий оптовый товарооборот образуется на оптовых базах у низовых оптовых предприятий.

В зависимости от назначения товарных ресурсов оптовый товарооборот разделяется на три вида: оборот по реализации, внутрисистемный и межреспубликанский.

Оптовый товарооборот по реализации включает продажу товаров организациям и предприятиям розничной торговли, расположенным в районе деятельности оптового предприятия.

Внутрисистемный оптовый товарооборот определяет взаимный отпуск товаров оптовыми предприятиями в одну систему в пределах одной республики.

Межреспубликанский товарооборот охватывает продажу товаров за пределы республики на основе свободной купли-продажи.

Таким образом, внутрисистемный и межреспубликанский оптовый товарооборот отражают движение товаров между звеньями оптовой торговли. Сумма трех видов оптового товарооборота составляет валовой оптовый товарооборот.

Оптовый товарооборот по каждому из трех видов подразделяется на две формы:

- складской (Продажа товаров со складов оптовых предприятий. Завезенные на склады товары проверяются, сортируются, комплектуются и т.д.)

- транзитный (Поставка товаров производителями непосредственно розничной торговле, опту, минуя промежуточные звенья).

Оптовая продажа товаров транзитом может проводится с участием в расчетах (с вложением средств) и без участия в расчетах (организуемый оборот).

Транзитный оборот с участием в расчетах рассчитывается сначала с поставщиками, а затем в качестве продавца товара предъявляет счета для оплаты покупателям. При этом оптовые предприятия используют свои оборотные средства, пользуются кредитами банков, уплачивают в бюджет налог на прибыль, получают оптово-сбытовые скидки.

Транзитный оборот без участия в расчетах предусматривает лишь посредническую деятельность оптовой торговли, расчеты же за товары производители и покупатели ведут непосредственно между собой. Роль оптового звена ограничивается организацией договорных связей и поставок товаров. Оно участвует в размещении заказов и составлении спецификаций на товары, контролирует ход их отгрузки. В этом случае оптовые предприятия не получают оптово-сбытовые скидки.

Товарооборот характеризуют такие показатели, как:

 Объем реализации товаров  в целом по предприятию и по товарным группам;

 Товарные запасы на начало периода;

 Товарные запасы на конец периода;

 Товарное обеспечение;

 Товарооборот в днях обората.

Между этими показателями существует балансовая взаимосвязь, которая представлена в следующем параграфе. Эта взаимосвязь необходима для аналитических и плановых расчетов.

    1. Методика планирования показателей оптовой торговли

Я считаю, что планирование – это важнейшая функция экономического управления предприятием в рыночной экономике. От грамотного использования функции планирования зависят рост и развитие предприятие, обеспечение конкурентных позиций на рынке, эффективность деятельности и способность противостоять негативным факторам внешней и внутренней среды. Многолетний опыт зарубежных фирм и российских предприятий показывает, что недооценка планирования предпринимательской деятельности в условиях рынка, сведение его к минимуму, игнорирование или некомпетентное осуществление зачастую приводят к большим, ничем не оправданным экономическим потерям и, в конечно счете, к банкротству. Что же вообще принято называть «планированием» в торговле?

Планирование в торговле – это экономическая деятельность людей по управлению и регулированию товарного обращения.

Теперь рассмотрим подробнее планирование товарооборота в предприятии оптовой торговли. Сущность планирования товарооборота заключается в определении его объема в стоимостном выражение на определенные периоды времени в будущем. Однако, планирование оптового товарооборота в целом по оптовой торговле не производится, так как имеют место повторные продажи одних и тех же товаров, но все же для управления деятельностью оптового предприятия оно необходимо. Планирование товарооборота служит инструментом выявления будущей прибыли предприятия, позволяет улучшить контроль над размещением и использованием всех его ресурсов. Для того чтобы план товарооборота содержал достаточно точные и реальные показатели, при его разработке следует учитывать определенные принципы. Во-первых, планирование должно основываться на учете и анализе результатов предыдущей деятельности. Во-вторых, необходимо правильно оценить любые тенденции, влияющие на осуществление процесса реализации товаров и возникающие в рассматриваемый период времени. Рассматриваемый период может охватывать временной интервал от нескольких месяцев до нескольких лет. При этом товарооборот текущего периода принимается за основу при расчете плановых показателей.

Цель планирования оптового товарооборота – определить потребность в товарах у рыночных и внерыночных потребителей, сбалансировано увязать их с источниками поступления товарных ресурсов и по возможности с розничным товарооборотом, рационально организовать товародвижение и бесперебойно снабжать покупателей товарами.

План оптового товарооборота включает показатели объема и состава товарооборота, товарного обеспечения и поступления товаров.

Разработке и составлению плана оптового товарооборота должен предшествовать экономический анализ всей коммерческо-финансовой деятельности оптового предприятия.

В процессе анализа показателей оптового товарооборота важно соблюдать определенную последовательность. Анализ должен проводиться по трем направлениям:

- выполнения плана общего  объема оптового товарооборота  по видам; по формам продажи  и по структуре товарооборота;

- выполнение плана по  подразделениям базы (товарным отделам, складам), сопоставления розничного  и оптового товарооборота по  отдельным товарным группа, выявления  отклонений и установления их  причин; выявление неиспользованных  резервов в товароснабжении розничной  торговли;  изменения

запасов товаров на складах баз и тех же товаров в розничной торговой сети района деятельности оптового предприятия;

- выполнение плана поставки  товаров оптовой базой (по получателям) и плпна поставок базе (поставщикам) по количеству, сроком и ассортименту  поставляемых товаров.

Для усиления роли планирования оптового товарооборота с целью улучшения товароснабжения розничной торговли необходимо осуществлять анализ его показателей в динамике за 3-5 лет.

Изучение динамики оптового товарооборота включает исследование колебаний не только его общей величины, но и отдельных видов и форм. Анализируя складской, транзитный оборот, необходимо определить экономическую обоснованность форм товародвижения, рациональность прикрепления к поставщика, эффективность использования складских площадей и холодильников. Очень важно проанализировать динамику оптовой реализации по отдельным товарным группам.

Основными задачами анализа ассортиментной структуры оптового товарооборота являются:

- оценка товарной структуры  по его видам и формам товародвижения, определение характера структурных  сдвигов, изучение влияния факторов, определяющих отклонение ожидаемого  выполнения по каждой укрупненной  группе товаров от плана текущего  года и фактического выполнения  плана за ряд анализируемых  лет;

- изучение зависимости  между розничной и оптовой  реализацией отдельных групп  товаров, определение степени участия  оптового предприятия в обеспечении  розничного товарооборота по  соответствующей номенклатуре товаров;

- проверка соблюдения  балансовой увязки поступления  и реализации товаров выявление  причин допущенных отклонений  в поступлении общей массы  товаров и в ассортиментном  разрезе;

- оценка состояния товарных  запасов в оптовой и розничной  торговле по отдельным укрупненным  группам, изучение причин образования  сверхнормативных запасов, определение  реального объёма товарной массы, которая может быть вовлечена  в оптовый и розничный товарооборот.

Тенденция развития оптового товарооборота исследуется в сопоставлении с розничной продажей аналогичных товаров. В процессе анализа определяется доля участия оптового предприятия в обеспечении соответствующими товарами розничного товарооборота за исследуемые годы и оценивается ее роль в товароснабжении.

В ходе анализа оптового товарооборота важно изучить влияние фактора сезонности, местных условий, сложившихся традиций и прочих особенностей спроса населения по кварталам года за ряд прошедших лет.

Информация о работе Оптовый товарооборот: роль, функции, планирование основных показателей