Оптовый товарооборот: роль, функции, планирование основных показателей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 17:50, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение оптового товарооборота, и планирование его показателей.
Исходя из цели, вытекают следующие задачи:
1) Рассмотреть роль и функции оптовой торговли в современных условиях
2) Раскрыть сущность оптового оборота, его формы и виды
3) Изучить методику планирования показателей оптового товарооборота
4) Раскрыть маркетинговые решения в оптовой торговле

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….………..3
1. Товарооборот предприятия оптовой торговли……………………………..5
1.1. Роль и функции оптовой торговли……………………………………..…5
1.2. Формы и виды оптового товарооборота………………………..............8
1.3. Методика планирования показателей оптовой торговли……..………10
1.4. Маркетинговые решения в оптовой торговли…………………............14
2. Организационно-экономическая характеристика ООО «Маркет»………..16
2.1. Организационно-правовая характеристика……………………………....16
2.3. Анализ состояния материально-технической базы торговой органи-
зации……………………………………………………………………………….19
2.4. Анализ основных показателей деятельности предприятия………….….23
Вывод и предложения…………………………………………………………..26
Список литературы………..…………………………………………………….29
Приложение ……………………………….…………………………………….30

Файлы: 1 файл

моя курсовая.docx

— 89.37 Кб (Скачать файл)

Далее, чтобы охарактеризовать техническую оснащенность, эффективность использования основных фондов, и обосновать изменения динамики основных средств, необходимо проанализировать эффективность использования основных фондов (таб.4):

Таблица 4

Анализ эффективности использования основных фондов предприятия

Показатели

План

Факт

Отклонение

абсол.(+,-)

отн.(%)

1.Стоимость основных фондов, тыс.руб.

1522,48

1626,53

+104,05

+6,8

2.Товарооборот, тыс. руб.

7576,10

7730,05

+153,95

+2,03

3.Фондоотдача

4,98

4,75

-0,23

-4,62

4.Фондоемкость

0,20

0,21

+0,01

+5

5.Фондовооруженность

108,75

116,18

+7,43

+6,83

6.Фондорентабельность

44,24

26,69

-17,55

-39,67


Вывод: Сравнив плановые и фактические показатели, мы вычислили, что за отчетный период план превышен по таким статьям как: стоимость основных фондов на 104,05 тыс.руб. (около 7 %) и составила 1626,53 тыс.руб. вместо запланированных 1522,48 тыс.руб, товарооборот так же превысил план на 153,95 тыс.руб. (2%) и составил 7730,05 тыс.руб. Это положительно характеризует предприятие, и говорит о том, что он работает эффективнее, чем планировалось. Но однако такой важный показатель, как фондоотдача, который определяет эффективность использования основных фондов, незначительно снизился на 0,23 (около 5%) и составил 4,75, это является отрицательным фактором, он показывает что произошло уменьшение кол-ва реализованной продукции на 1 руб. производственных основных фондов, что характеризуется в уменьшении доли активной части, наличием излишков и т.д. В противовес фондоотдачи наблюдается незначительное увеличение фондоемкости (она является обратным показателем фондоотдачи и показывает, сколько рублей основных фондов потребуется для получения 1 руб. выручки) на 0,01 (5%), что составило 0,21, это увеличение является также отрицательным изменением. Фондовооруженность превысила план на 7,43 тыс.руб., она показывает, что на одного работника приходится 116,18 тыс.руб. основных фондов. Также на 17,55 (около 40%) снизился показатель фондорентабельности и составил 26,69 вместо 44,24 запланированных, он характеризует размер прибыли, которая приходится на единицу стоимости основных средств предприятия, и является главным оценочным показателем. Ее снижение произошло из-за уменьшения чистой прибыли и увеличение стоимости основных фондов. Исходя из всего выше сказанного, понятно, что показатели деятельности предприятия в отчетном периоде меньше планируемых, и показывают, что финансовое состояние предприятия ухудшилось. Для дальнейшего его функционирования, дабы избежать банкротства, нужно пересмотреть политику, которая регламентирует использование основных средств и основных фондов, спланировать их правильное распределение в процессе деятельности.

Еще одной неотъемлемой частью предприятия являются оборотные средства. Это средства, используемые предприятием для осуществления своей постоянной деятельности, оборотные средства включают в себя производственные запасы предприятия, незавершенное производство, запасы готовой и отгруженной продукции, дебиторскую задолженности, а также наличные деньги в кассе и денежные средства на счетах предприятия. Сущность оборотных средств определяется их экономической ролью, необходимостью обеспечения воспроизводственного процесса, включающего как процесс производства, так и процесс обращения. В отличие от основных фондов, неоднократно участвующих в процессе производства, оборотные средства функционируют только в одном производственном цикле и независимо от способа производственного потребления полностью переносят свою стоимость на готовый продукт. Финансовое положение предприятия находится в прямой зависимости от состояния оборотных средств, поэтому предприятия заинтересованы в организации наиболее рационального движения и использования оборотных средств. Проведем анализ оборачиваемости оборотных средств (табл. 5).

Таблица 5

Анализ оборачиваемости оборотных средств предприятия

 

Запасы на 01.10

(тыс. руб.)

Поступило  (тыс. руб.)

Запасы на 31.12     (тыс. руб.)

Реализовано(тыс. руб.)

Среднедневной оборот, тыс. руб.

Фактическая оборачиваемость ,  дн.

Норма оборачиваемости,  дн.

Отклонение от нормы, в днях (+, -)

Высвобождено     средств, тыс. руб.

1300

900

1150

1050

11,67

105

120

-15

175,05


Таким образом,  из данных таблицы видно, что за квартал 2014 года было реализовано товаров на сумму 1050 тыс.руб. Среднедневной оборот составил 11,67 тыс.руб., оборачиваемость 105 дней. Норма оборачиваемости 120 дней, следовательно, произошло ускорение оборачиваемости на 15 дней, вследствие чего было высвобождено средств на сумму 175,05 тыс.руб., замороженных средств нет. Можно сделать вывод, что хозяйственная деятельность предприятия улучшилась, прибыль ООО «Маркет» увеличилась, т.к. оборотные средства высвобождаются быстрее, вследствие того, что быстро оборачиваются товарные запасы.

На предприятии планируется расширение торговых площадей, пополнение оборотных средств, совершенствование оборудования. Проведем оценку рентабельности и эффективности инвестирования данного проекта, елси потребуется вложить 20000 тыс.руб. инвестиций, проект будет приносить доход по 5690 тыс. руб. в течении 4 лет, при ставке дисконта 23%. (прилож. 1). Исходя из проведенных расчетов, можно сделать вывод, что данный проект не эффективен, так как показатель чистого дисконтированного дохода меньше 0, это означает что проект убыточный. Индекс рентабельности менее единицы , это также указывает на то, что проект не рентабельный. Срок окупаемости 3,5 года, при сроке эксплуатации 4 лет, приносить прибыль проект будет только пол года. Таким образом инвесторам рекомендуется отклонить данный проект, в виду его не рентабельности и не эффективности.

Повышение рентабельности деятельности торгового предприятия возможно как за счёт роста его доходов, в том числе и основного вида доходов - реализованных торговых надбавок, так и за счёт оптимизации расходов предприятия. В современных условиях жёсткой конкуренции на потребительском рынке при одновременном падении покупательской способности населения, предприятия торговли не имеют возможности существенного увеличения торговой надбавки, а, следовательно, и величины валовой прибыли, так как это приводит к росту розничных цен и снижению конкурентоспособности предприятия. Другие же виды доходов (операционные, внереализационные) занимают, как правило, незначительный удельный вес в структуре доходов торгового предприятия и поэтому не оказывают существенного влияния на общую сумму его доходов. Поэтому в современных условиях деятельности предприятия торговли все большее значение приобретает оптимизация расходов предприятия торговли (издержек обращения). Изучение издержек обращения в сфере торговли имеет большое практическое значение. Эта проблема приобретает особую актуальность, так как результаты работы каждого предприятия, его конкурентоспособность находятся во все большей зависимости от уровня производственных затрат. Рациональным считается такое использование затрат, которое способствует улучшению конечных результатов, т.е. непрерывный рост товарооборота и увеличению прибыли.

    1. Анализ основных показателей деятельности предприятия

Издержками обращения в торговле называют затраты, связанные  доведением товаров от производителя до покупателя и выраженные в денежной форме. Издержки обращения являются важной составной частью текущих затрат предприятия.

Проведем оценку статей издержек обращения в ООО «Маркет» (табл. 6).

Таблица 6

Анализ издержек обращения

 

Статья издержек обращения

План

Факт

Отклонение (+, -)

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

1.Транспортные расходы

68,89

6

91,38

6

+22,49

+32,65

2.Расходы на оплату  труда работников торгового предприятия

401,84

35

609,20

40

+207,36

+51,60

3.Расходы на аренду  и содержание зданий

137,77

12

152,30

10

+14,53

10,55

4.Амортизация основных  средств

34,44

3

45,69

3

+11,25

32,67

5.Расходы на подработку, фасовку, и т.д.

40,18

3,5

53,31

3,5

+13,13

32,68

6.Расходы на рекламу

45,92

4

60,92

4

+15

32,67

7.Потери товаров в пределах  норм естественной убыли

28,70

2,5

38,08

2,5

+9,38

32,68

8.Расходы на тару

24,11

2,1

31,98

2,1

+7,87

32,64

9.Расходы на ремонт

33,30

2,9

44,17

2,9

+10,87

32,64

10.Прочие расходы

332,95

29

395,97

26

+63,02

18,93

Итого

1148,119

100

1523,0

100

+374,90

32,65


По данным таблицы видно, что издержки обращения в отчетном периоде превысили плановые показатели на 374,9 тыс. руб. (около 33%) и составили 1523 тыс. руб. В большей степени увеличились расходы по статье «Расходы на оплату труда работников торгового предприятия»  на 207,36 тыс.руб. (около 50 %) и составили 609,2 тыс. руб., их удельный вес в общей структуре издержек обращения 40%, что составляет наибольшую часть. «Прочие расходы» увеличились на 63,02 тыс.руб. (почти 19%) и составили 395,97 тыс.руб., удельный вес по этой статье составил 26%. Также увеличились «Транспортные расходы» на 22,49 тыс.руб. (около 33 %), составив 91,38 тыс руб., на эти расходы приходится 6% от общей суммы издержек обращения. «Расходы на аренду и содержание зданий» на 14,53 тыс. руб., удельный вес которых составил 10%. Увеличилась «Амортизация основных средств» на 11,25 тыс руб., «Расходы на подработку и фасовку» на 13,13 тыс.руб., «Расходы на рекламу» на 15 тыс.руб., «Потери товаров в пределах норм естественной убыли» на 9,38 тыс.руб., «Расходы на ремонт» на 10,87 тыс.руб., в объеме издержек обращения эти статьи  занимают примерно по 3%. Менее всего увеличились «Расходы на тару» на 7,87 тыс.ру. (около 33%) и составили 31,98 тыс.руб., на этот вид расходов приходится 2% от общих расходов предприятия. Так как наблюдалось выше, вырос товарооборот по сравнению с плановыми показателями, возможно вследствие этого возросли издержки обращения.

Чтобы понять истинную причину большого роста издержек обращения, и оценить финансовый результат, необходимо проанализировать основные экономические показатели деятельности предприятия (табл.7).

Таблица 7

Анализ основных экономических показателей деятельности предприятия

 

Показатели

план

факт

Отклонение (+,-  )

%

тыс.руб.

Товарооборот, тыс.руб.

7576,10

7730,05

+2,03

+153,95

В т.ч. НДС 18%

1155,68

1179,16

+2,03

+23,48

Численность сотрудников, чел

14

14

0

0

Производительность труда,  тыс.руб./чел.

541,15

552,15

+2,03

+11

Валовой доход, тыс.руб.

3145,65

3174,90

+0,9

+29,25

Уровень ВД, %

41,52

41,07

-1,08

-

Чистый валовой доход

1989,97

1995,74

+0,29

+5,77

Уровень чистого валового дохода, %

26,27

25,82

-1,71

-0,45

Издержки обращения, тыс.руб.

1148,12

1523,0

+32,65

+374,88

Уровень издержек обращения, %

15,15

19,70

+30,03

-

Прибыль от реализации, тыс.руб.

841,85

472,74

-43,85

-369,11

Рентабельность продаж, %

11,11

6,12

-44,91

-4,99

Внереализационные доходы, тыс.руб.

-

100

+100

+100

Внереализационные расходы, тыс.руб.

-

30

+30

+30

Балансовая прибыль, тыс.руб.

841,85

542,74

-35,53

-299,11

Налог на прибыль, %

20

20

0

0

Налог на прибыль, тыс.руб.

168,37

108,55

-35,53

-59,82

Чистая прибыль, тыс.руб.

673,48

434,19

-35,53

-239,29


Составив и проанализировав таблицу с главными показателями, которые обобщают всю информацию и характеризуют конечный результат деятельности ООО «Маркет», мы видим, что товарооборот превысил плановые показатели на 153,95 тыс.руб. (около 2%) и составил  7730,05 тыс.руб., вместо запланированных 7576,10 тыс.руб., вследствие этого увеличилась сумма НДС, так как он был включен в товарооборот и составлял 18% его суммы. Численность сотрудников не изменилась. Также вследствие увеличения товарооборот увеличилась и производительность труда на 11 тыс.руб., и составила 552,15 тыс.руб. Наблюдается увеличение валового дохода на 29,25 тыс. руб. (около 1%), это показывает, что суммарный годовой доход от реализации увеличился, по сравнению с планируемым уровнем. Но удельный вес валового дохода в товарообороте, а именно уровень валового дохода снизился на 1,08%, составил 41,07%. Благодаря увеличению товарооборота, увеличился и чистый валовой доход на 5,77 тыс.руб. и составил 1995,74 тыс.руб., его удельный вес в товарообороте незначительно снизился на 2% и составила почти 26%. Так же выросли издержки обращения на 374,88 тыс. руб. (почти 33 %) и составили 1523,0 тыс.руб. Несоответствие показателей роста издержек обращения и товарооборота, привело к снижению прибыли (издержки возросли больше, чем товарооборот). Вследствие этого прибыль от реализации снизилась на 369,11 тыс. руб. (около 44%) и составила 472,74 тыс. руб. Рентабельность продаж снизилась почти на 45%, и составила 6,12%, а это значит, что доля чистой прибыли в товарообороте снизилась, я считаю, что это произошло так же по причине роста издержек обращения. Внереализационные доходы не планировались, но фактически есть и составляют 100 тыс.руб., внереализационные расходы также присутствуют и равны 30 тыс.руб. Так как значительно снизилась прибыль от реализации, и даже не зависимо от того, что появился дополнительный доход (в виде внереализационного дохода), балансовая прибыль оказалась меньше планируемых 841,85 тыс.руб. на 299,11 тыс.руб. (около 35,5%) и составила 542,74 тыс.руб. Налог на прибыль составляет 20 %. Сумма налога отчетном периоде составила 108,55 тыс.руб., что меньше планируемого на 59,82 тыс.руб., так как налоговая база в анализируемом периоде меньше плановой. Финансовый результат деятельности предприятия представлен в виде прибыли, она составила 434,19 тыс.руб., хотя планировалось, что она будет 673,48 тыс.руб. Оценив всю сложившуюся ситуацию, можно сделать вывод, что товарооборот предприятия увеличился, это произошло по причине того, что производительность труда на одного работника стала выше и ускорилось обращения товаров, поэтому оборотные средства стали быстрее высвобождаться из товарной массы. Но вследствие несоответствия увеличения издержек обращения товарообороту, предприятие получило меньше прибыли. Что бы избежать и дальнейшего ее уменьшения, нужно тщательно проанализировать затраты по всем статьям, возможно отказаться от каких-либо, или найти другие выходы из сложившегося положения.

Информация о работе Оптовый товарооборот: роль, функции, планирование основных показателей