Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 15:15, лекция
Оптовый товарооборот - это продажа товаров крупными партиями другим предприятиям для последующей перепродажи или переработки.
В зависимости от форм организации товародвижения различают складской и транзитный товарооборот. Складской - это продажа товаров непосредственно со складов. Транзитный - это продажа товаров со складов производителя, минуя склады оптовой базы.
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ
Консультация по теме:
«ОПТОВЫЙ ТОВАРООБОРОТ»
Рассмотрено и обсуждено на заседании
цикловой комиссии экономических дисциплин
Протокол № ____
от «___» ___________ 2004г.
Председатель цикловой комиссии
_______________ Е.А. Забелина
Минск, 2004
АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
Необходимость оптовой торговли вызвана общественным разделением труда, наличием товарно-денежных отношений, узкой специализацией промышленных предприятий. Розничные торговые предприятия и другие предприятия не всегда в состоянии закупать товары напрямую у предприятий-изготовителей из-за недостаточности финансовых ресурсов либо нехватки складских (подсобных) помещений.
Основными функциями оптового предприятия являются:
!Основное назначение оптовой торговли состоит в организации бесперебойного, рационального товароснабжения розничных предприятий в товарах и промышленных предприятий в сырье для производства продукции
Главным показателем, позволяющим оценить объем работы оптового предприятия является оптовый товарооборот.
Оптовый товарооборот - это продажа товаров крупными партиями другим предприятиям для последующей перепродажи или переработки.
В зависимости от форм организации товародвижения различают складской и транзитный товарооборот. Складской - это продажа товаров непосредственно со складов. Транзитный - это продажа товаров со складов производителя, минуя склады оптовой базы.
* В настоящее время транзит используется редко, а в ПК практически не используется.
В зависимости от участия в расчетах оптовой базы транзит делится на оплаченный (база участвует в расчетах) и неоплаченный (база лишь организует сделку). В статистическом учете выделяют: оптовый оборот по реализации товаров на территории РБ и отпуск товаров за пределы РБ (экспорт).
Для анализа оптового товарооборота используется следующая экономическая информация:
4.Методика анализа показателей оптового товарооборота заключается в сравнении, сопоставлении фактических данных с планом, с данными прошлых периодов.
При анализе могут быть рассчитаны следующие показатели:
- суммы отклонения (оптового оборота, в т.ч. по видам);
- % выполнения плана;
- динамика;
- удельный вес;
- коэффициент звенности (Кз).
коэффициент — складской товарооборот х 100 |
звенности — розничный товарооборот |
Коэффициент звенности определяется в том случае, если необходимо дать оценку соблюдения путей товародвижения (если дается оценка работы ведомственных предприятий опта и розницы, т.е. если база обеспечивает товарами свою розницу).
складской оборот = оптовый оборот - транзитный оборот
5. Этапы анализа. Анализ оптового товарооборота производится в следующем разрезе:
Если фактический коэффициент звенности выше планового либо прошлого периода, то это говорит об увеличении перевалки товаров через оптовые склады.
Чтобы найти сумму увеличения (уменьшения)
перевалки товаров через
Σ увеличения фактический розничный отклонение (уменьшения) = товарооборот Х коэффициента звенности перевалки товаров |
Пример:
Рассчитайте сумму увеличения (уменьшения) перевалки товаров через оптовую базу.
Исходные данные:
- плановый
коэффициент звенности
- фактический товарооборот предприятий
обслуживаемых оптовой базой - 7000 млн. руб.
-
фактический оптовый
-
в том числе транзит
Решение
4500 - 300 = 4200 (млн. руб.)
4200 х 100 % = 60 %
7000
60 % - 56 % = 4 %
7000 х 4 % = 280 (млн. руб.)
100 %
Вывод: за счет увеличения коэффициента звенности на 4% сумма перевалки товаров через базу увеличилась на 280 млн. руб.
Увеличение перевалки товаров через оптовые склады может быть вызвано:
АНАЛИЗ ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ ОПТОВОЙ БАЗЫ
Для того, чтобы оценить обеспеченность оптовой базы товарными запасами, необходимо рассчитать товарные запасы в днях:
ТЗ в дн. сумма товарных запасов на дату
в опте = однодн. план складского т/оборота
Анализ товарных запасов дает возможность оценить, обеспечивают ли фактические товарные запасы выполнение плана складского оборота, бесперебойное снабжение покупателей оптовой базы необходимыми товарами.
Для анализа товарных запасов используется следующая экономическая информация:
III. МЕТОДИКА анализа товарных запасов оптовой базы заключается в сравнении фактических товарных запасов с нормативом и запасами прошлого периода. При этом определяется отклонение в сумме и в днях.
Пример:
Произведите анализ товарных запасов по оптовому предприятию.
Исходные данные:
Фактические товарные запасы по оптовой базе на 1.04 - 264 млн. руб.
План оптового товарооборота 1 квартала - 1300 млн. руб.
в т.ч. транзитный
Норматив товарных запасов 1 квартала - 18 дней
Решение:
1300 - 220 = 1080 млн. руб.
2. Однодневный
складской товарооборот по
10800 : 90 = 12( млн. руб).
3. Фактические товарные запасы на 1.04 в днях
264 : 12 = 22 (дня)
4. Отклонение фактических товарных запасов от норматива в днях
22 - 18 = 4 (дня) —> сверх норматива
5. Отклонение от норматива в сумме
12 х 4 = 48 (млн. руб.)
Вывод: на 1.04 база обеспечена товарами на 22 дня, что сверх норматива на 4 дня или 48 млн. руб.
IV. Анализ товарных запасов производится (ЭТАПЫ анализа)
! Особенность анализа товарных запасов на оптовом предприятии заключается в том, что используется только складской товарооборот, т.к. транзитный оборот запасов на базе не создает (товары идут, минуя склады базы).
Анализ товарооборачиваемости по оптовой базе заключается в определении фактической товарооборачиваемости в днях и сопоставлении ее с нормативом, товарооборачиваемостью прошлого периода.
Товарооборачиваемость ___ средний товарный запас___ |
(в днях) = однодневный фактический |
Если фактическая
Возможные причины возникновения сверхнормативных товарных запасов, замедления товарооборачиваемости: