Оптовый товарооборот

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 15:15, лекция

Описание работы

Оптовый товарооборот - это продажа товаров крупными партиями другим предприятиям для последующей перепродажи или переработки.
В зависимости от форм организации товародвижения различают складской и транзитный товарооборот. Складской - это продажа товаров непосредственно со складов. Транзитный - это продажа товаров со складов производителя, минуя склады оптовой базы.

Файлы: 1 файл

Комплект - Оптовый товарооборот.doc

— 184.00 Кб (Скачать файл)


БЕЛКООПСОЮЗ
Учреждение образования  «Минский торговый колледж»

 

 

 

 

 

 

ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

 

Консультация  по теме:  

«ОПТОВЫЙ ТОВАРООБОРОТ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассмотрено и обсуждено на заседании

цикловой комиссии экономических  дисциплин

Протокол № ____

от «___»  ___________ 2004г.

Председатель цикловой комиссии

_______________ Е.А. Забелина

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск, 2004

 

АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ 

ОПТОВОГО  ТОВАРООБОРОТА

 

Необходимость оптовой  торговли вызвана общественным разделением  труда, наличием товарно-денежных отношений, узкой специализацией промышленных предприятий. Розничные торговые предприятия и другие предприятия не всегда в состоянии закупать товары напрямую у предприятий-изготовителей из-за недостаточности финансовых ресурсов либо нехватки складских (подсобных) помещений.

         Основными функциями оптового предприятия являются:

  1. Закупка и формирование торгового ассортимента, разбивка крупных партий на мелкие (преобразование производственного ассортимента в торговый).
  2. Складирование товаров (создаются товарные запасы по товарам, время производства и реализации которых не совпадают, товары зимнего ассортимента).
  3. Сбыт и его стимулирование (транспортировка, финансирование, принятие риска, информирование о рынке, о конкурентах, новых товарах, динамике цен и пр.)

!Основное назначение оптовой торговли состоит в организации бесперебойного, рационального товароснабжения розничных предприятий в товарах и промышленных предприятий в сырье для производства продукции

Главным показателем, позволяющим  оценить объем работы оптового предприятия является оптовый товарооборот.

 

Оптовый товарооборот - это продажа товаров крупными партиями другим предприятиям для последующей перепродажи или переработки.

В зависимости от форм организации товародвижения различают складской и транзитный товарооборот. Складской - это продажа товаров непосредственно со складов. Транзитный - это продажа товаров со складов производителя, минуя склады оптовой базы.

* В настоящее время транзит используется редко, а в ПК практически не используется.

В зависимости от участия в расчетах оптовой базы транзит делится на оплаченный (база участвует в расчетах) и неоплаченный (база лишь организует сделку). В статистическом учете выделяют: оптовый оборот по реализации товаров на территории РБ и отпуск товаров за пределы РБ (экспорт).

 

 

 

  1. Задачи анализа оптового товарооборота:
  2. Дается оценка, соответствует ли фактический товарооборот плану, и как он изменился по сравнению с прошлым периодом. Если оптовая база занимается лишь обеспечением своей розничной торговли, общественного питания товарами, то дается оценка того, как оптовая база обеспечивает развитие розничного товарооборота. Товарооборот розничных и других предприятий, которых обеспечивает база товарами, должен расти быстрее чем оптовый товарооборот. Товарооборот розничных и других предприятий, которых обеспечивает база товарами, должен расти быстрее, чем оптовый товарооборот.
  3. Выявляются причины и степень их влияния на оптовый товарооборот.
  4. Данные анализа используются для оперативного руководства и при планировании.
  5. В процессе анализа выявляются резервы и пути совершенствования оптовой торговли, роста оптового товарооборота.

 

Для анализа оптового товарооборота используется следующая  экономическая информация:

  1. Материалы:
  2. Плановые и нормативные данные (план оптового товарооборота, в т.ч.  по видам - складской, транзитный показатели
  3. Фактические данные отчетного и прошлых периодов на основе бухгалтерской (ТДО) и статистической отчетности (1-опт, 3-торг), данных оперативного учета.
  4. Прочие (акты проверок, ревизий, инвентаризаций, протоколы собраний; данные о развитии товарооборота обслуживаемых базой предприятий и т.д.).

 

  1. Подобранная экономическая информация готовится к анализу (проверка, систематизация, приведение данных в сопоставимый вид).

 

4.Методика  анализа показателей оптового товарооборота заключается в сравнении, сопоставлении фактических данных с планом, с данными прошлых периодов.

При анализе могут  быть рассчитаны следующие показатели:

- суммы отклонения (оптового оборота, в т.ч. по видам);

- % выполнения плана;

- динамика;

- удельный вес;

- коэффициент звенности (Кз).

 

коэффициент          —       складской товарооборот   х 100

 звенности               —      розничный товарооборот  


 

Коэффициент звенности  определяется в том случае, если необходимо дать оценку соблюдения путей товародвижения (если дается оценка работы ведомственных предприятий опта и розницы, т.е. если база обеспечивает товарами свою розницу).

 

складской оборот = оптовый оборот - транзитный оборот

    

      5. Этапы анализа.    Анализ оптового товарооборота производится в следующем разрезе:

  1. В целом по всему обороту
  2. По видам оптового товарооборота (складской, транзитный, на территории РБ, экспорт)
  3. По товарным группам
  4. По периодам. Дается оценка ритмичности развития оборота (анализируется товарооборот по месяцам, кварталам и т.д.)
  5. По складам
  6. Производится  проверка соблюдения путей товародвижения, при этом оп   ределяется коэффициент звенности по плану, фактически и за прошлые периоды.

Если фактический коэффициент  звенности выше планового либо прошлого периода, то это говорит об увеличении перевалки товаров через оптовые склады.

Чтобы найти сумму увеличения (уменьшения) перевалки товаров через оптовые  склады, необходимо использовать следующую формулу:

 

Σ увеличения         фактический розничный                   отклонение

(уменьшения)    =         товарооборот            Х       коэффициента звенности

перевалки товаров                                              100


 

    Пример:

Рассчитайте сумму увеличения (уменьшения) перевалки товаров через оптовую базу.

Исходные данные:

       -  плановый  коэффициент звенности                                      - 56 %

       - фактический  товарооборот предприятий

        обслуживаемых оптовой базой                                              - 7000 млн. руб.

       -  фактический оптовый товарооборот  всего                        - 4500 млн. руб.

       -  в том числе транзит                                                               -  300 млн. руб.

Решение

  1. Складской товарооборот

        4500 - 300 = 4200 (млн. руб.)

  1. Фактический коэффициент звенности

       4200 х 100 %       = 60 %

              7000 

  1. Отклонение коэффициента звенности

              60 % - 56 % = 4 %

  1. Сумма увеличения перевалки товаров через оптовые склады:

         7000 х 4 %       = 280  (млн. руб.)

               100 %

Вывод:  за счет увеличения коэффициента звенности на 4% сумма перевалки товаров через базу увеличилась на 280 млн. руб.

 

        Увеличение перевалки товаров через оптовые склады может быть вызвано:

  1. Нарушением путей товародвижения (через базу проходят скоропортящиеся товары, которые следует поставлять напрямую в розничную сеть)
  2. Изменением структуры розничного товарооборота (повышается удельный вес в товарообороте товаров сложного ассортимента, которые требуют подсортировки на оптовой базе), увеличением удельного веса товаров сложно-технического ассортимента и крупногабаритных товаров.

 

 

АНАЛИЗ ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ  ОПТОВОЙ БАЗЫ

 

Для того, чтобы оценить обеспеченность оптовой базы товарными запасами, необходимо рассчитать товарные запасы в днях:

 

ТЗ в дн. сумма товарных запасов на дату

  в опте   = однодн. план складского т/оборота

 

  1. ЗАДАЧИ анализа товарных запасов в опте:
  1. Оценить, соответствуют ли фактические товарные запасы нормативу, как они изменились по сравнению с прошлым периодом.
  1. Выяснить  причины и степень их влияния на изменение размера товарных запасов..
  2. Данные анализа используются для оперативного руководства и при планировании.
  3. Выявляются резервы и намечаются пути нормализации товарных запасов.

Анализ товарных запасов дает возможность оценить, обеспечивают ли фактические товарные запасы выполнение плана складского оборота, бесперебойное снабжение покупателей оптовой базы необходимыми товарами.

Для анализа товарных запасов используется следующая  экономическая информация:

  1. МАТЕРИАЛЫ
  1. Плановые и нормативные данные (нормативы товарных запасов, план складского оборота в целом, по группам и по складам).
  1. Фактические данные отчетного и прошлого периода на основе данных бухгалтерского учета и отчетности (баланс, отчеты по складам), статистической отчетности (1-опт, 3-торг), данные оперативного учета.
  2. Прочие (инвентаризационные описи, акты проверок и т.д.)

 

 

III. МЕТОДИКА анализа товарных запасов оптовой базы заключается в сравнении фактических товарных запасов с нормативом и запасами прошлого периода. При этом определяется отклонение в сумме и в днях.

Пример:

Произведите анализ товарных запасов по оптовому предприятию.

Исходные данные:

Фактические товарные запасы по оптовой базе на 1.04      -  264 млн. руб.

План оптового товарооборота 1 квартала                              - 1300 млн. руб.

в т.ч. транзитный                                                    -   220 млн. руб.

Норматив товарных запасов 1 квартала         -    18 дней

 

             Решение:

  1. План складского товарооборота

      1300 - 220 = 1080  млн. руб.

2.  Однодневный  складской товарооборот по плану

     10800 :  90  =  12( млн. руб).

3. Фактические  товарные запасы на 1.04 в днях

     264  :  12  = 22 (дня)

4. Отклонение  фактических товарных запасов  от норматива в днях

    22  -  18  =  4 (дня) —> сверх  норматива

5. Отклонение  от норматива в сумме

    12  х  4  =  48 (млн. руб.)

Вывод: на 1.04 база обеспечена товарами на 22 дня, что сверх норматива на 4 дня или 48 млн. руб.

 

IV.  Анализ товарных запасов производится (ЭТАПЫ анализа)

  1. В целом по всем товарам
  2. По товарным группам
  3. По складам
  4. По периодам

 

! Особенность анализа товарных запасов на оптовом предприятии заключается в том, что используется только складской товарооборот, т.к. транзитный оборот запасов  на базе не создает (товары идут, минуя склады базы).

 

Анализ товарооборачиваемости по оптовой базе заключается в определении фактической товарооборачиваемости в днях и сопоставлении ее  с нормативом, товарооборачиваемостью прошлого периода.

 

 

 Товарооборачиваемость       ___ средний товарный запас___

        (в днях)                         =         однодневный фактический

                                                              складской товарооборот


    

Если фактическая оборачиваемость  выше норматива (прошлого периода), то это говорит о ее замедлении, если ниже  — об ускорении.

 

Возможные причины  возникновения сверхнормативных товарных запасов,  замедления товарооборачиваемости:

Информация о работе Оптовый товарооборот