Организация бухгалтерской службы компании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 15:54, диссертация

Описание работы

В настоящее время к системе управления бухгалтерского учета предъявляются повышенные требования в связи с введе¬нием международных и национальных стандартов учета и отчетности, с обработкой бухгалтерской информации с применением различных средств вычислительной тех¬ники и программного обеспечения. В связи с чем, независимо от их вида, форм собственности и подчиненности, ведут бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций согласно действующему законодательству и нормативным документам.
Каждое государство в целях контроля и правового регулирования предпринимательской деятел

Файлы: 1 файл

Основная часть1.docx

— 584.88 Кб (Скачать файл)

По способу ведения учета регистры подразделяются на хронологические, систематические и комбинированные. В хронологических регистрах операции записываются в последовательности их совершения, к таким регистрам относятся регистрационные журналы. В систематических регистрах операции дополнительно группируются по экономическому содержанию, например кассовая книга, карточки учета материалов и т. д.

По содержанию регистры подразделяются на регистры синтетического, аналитического учета и комбинированные, в которых ведется одновременно синтетический и аналитический учет. К синтетическим регистрам относятся, например, журналы-ордера, к регистрам аналитического учета - платежные ведомости, лицевые счета работников и т. д.

Такая форма счетоводства называется журнально-ордерной и применяется большинством организаций. В основу построения журналов-ордеров и вспомогательных ведомостей положен кредитовый или дебетовый признак регистрации хозяйственных операций по синтетическим счетам. Показатели синтетического учета регистрируются по данным первичных документов только по кредиту (по дебету) соответствующих счетов, в корреспонденции с дебетуемыми (кредитуемыми) счетами [66].

Используемая организацией форма учета должна быть отражена в ее учетной политике по бухгалтерскому учету. Кроме того, если предприятием разработаны собственные формы учетных регистров, то они должны быть также отражены в альбоме неунифицированных форм документов.

Согласно статье 56 Налогового кодекса РК, налоговый учет - процесс ведения налогоплательщиком (налоговым агентом) учетной документации в соответствии с требованиями Налогового кодекса в целях обобщения и систематизации информации об объектах налогообложения и (или) объектах, связанных с налогообложением, а также исчисления налогов и других обязательных платежей в бюджет и составления налоговой отчетности.

Налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета [8].

Первичные учетные документы в данном случае применяются те же, что и в бухгалтерском учете. Непосредственный расчет налоговой базы происходит в налоговых декларациях. А вот аналитические регистры налогового учета каждое предприятие должно определить для себя самостоятельно, исходя из требований налогового законодательства и необходимости ведения налогового учета по тем или иным позициям.

Налогоплательщик, за исключением индивидуального предпринимателя, применяющего специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса на основе патента, самостоятельно организует налоговый учет и определяет формы обобщения и систематизации информации в налоговых целях в виде налоговых регистров таким образом, чтобы обеспечить:

  • формирование полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения операций, осуществленных налогоплательщиком;
  • (налоговым агентом) в течение налогового периода;
  • расшифровку каждой строки форм налоговой отчетности;
  • достоверное составление налоговой отчетности;
  • предоставление информации органам налоговой службы для налогового контроля.

Учетная документация включает в себя:

  1. бухгалтерскую документацию;
  2. налоговые формы;
  3. налоговую учетную политику;
  4. иные документы, являющиеся основанием для определения объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, а также для исчисления налогового обязательства.

Налогоплательщик осуществляет ведение налогового учета по методу начисления в порядке и на условиях, предусмотренных Налоговым кодексом.

Налогоплательщик на основе налогового учета по итогам налогового периода определяет объекты налогообложения и (или) объекты, связанные с налогообложением, и исчисляет налоги и другие обязательные платежи в бюджет.

Учетная документация составляется на бумажном и (или) электронном носителе и представляется органам налоговой службы при проведении налоговой проверки.

При составлении учетной документации в электронном виде налогоплательщик (налоговый агент)обязан в ходе налоговой проверки по требованию должностных лиц органов налоговой службы представить копии такой документации на бумажных носителях.

Налоговые формы включают в себя:

  1. налоговую отчетность;
  2. налоговое заявление;
  3. налоговые регистры [8].

        Налоговые формы хранятся у налогоплательщика (налогового агента) в течение срока исковой давности, который составляет 5 лет (ст. 46 Налогового кодекса).

Согласно статье 77 Налогового кодекса РК, налоговый регистр - документ налогоплательщика (налогового агента), содержащий сведения об объектах налогообложения и (или) объектах, связанных с налогообложением.

Налоговые регистры предназначены для обобщения и систематизации информации для обеспечения целей налогового учета [8].

Формирование данных налогового учета осуществляется путем отражения информации, использующейся для целей налогообложения, в хронологическом порядке и с обеспечением преемственности данных налогового учета между налоговыми периодами (в том числе по операциям, результаты которых учитываются в нескольких налоговых периодах, оказывают влияние на размер объекта обложения в последующие налоговые периоды либо переносятся на ряд лет).

Налоговые регистры ведутся в виде специальных форм. Формы налоговых регистров и порядок отражения в них данных налогового учета разрабатываются налогоплательщиком (налоговым агентом) самостоятельно, за исключением форм налоговых регистров, установленных уполномоченным органом, и утверждаются в налоговой учетной политике.

Правильность отражения хозяйственных операций в налоговых регистрах обеспечивают лица, подписавшие их.

Налоговые регистры включают в себя:

  1.   налоговые регистры, составляемые налогоплательщиком (налоговым агентом) самостоятельно по формам, установленным налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговой учетной политике;

2) налоговые регистры, составляемые налогоплательщиком (налоговым агентом), формы и правила составления которых устанавливаются уполномоченным органом.

Налоговые регистры должны содержать следующие обязательные реквизиты:

  • наименование регистра;
  • идентификационный номер налогоплательщика (налогового агента);
  • период, за который составлен регистр;
  • фамилию, имя, отчество (при его наличии) лица, ответственного за составление регистра [8].

Уполномоченный орган вправе устанавливать формы налоговых регистров для отражения информации по:

  • применению освобождения от налогообложения, уменьшению налогооблагаемого дохода по корпоративному подоходному налогу, инвестиционным налоговым преференциям;
  • определению стоимостных балансов групп (подгрупп) фиксированных активов и последующим расходам по фиксированным активам;
  • производным финансовым инструментам;
  • суммам управленческих и общеадминистративных расходов юридического лица-нерезидента, отнесенным на вычеты его постоянным учреждением в Республике Казахстан.

Налоговые регистры представляются должностным лицам органов налоговой службы при проведении документальных налоговых проверок на бумажных носителях и (или) на электронных носителях - по требованию должностных лиц органов налоговой службы, осуществляющих проверку.

Например, в налоговой  учетной политике предприятий среднего бизнеса самостоятельно могут быть разработаны следующие виды налоговых регистров:

Регистр «Оперативные данные по корпоративному подоходному налогу по ТОО за 2012 год».

Регистр «Оперативные данные по индивидуальному подоходному налогу по ТОО за 2012 год».

Регистр «По фамильная расшифровка к форме 200.00 по ТОО за 2012 год».

Регистр «Оперативные данные по социальному налогу по ТОО за 2012 год».

Регистр «Оперативные данные по налогу на транспортные средства по ТОО за 2012 год».

Регистр «Оперативные данные по земельному налогу по ТОО за 2012 год».

Регистр «Оперативные данные по эмиссии в окружающую среду о ТОО за 2012 год».

Регистр «Оперативные данные по налогу на имущество по ТОО за 2012 год».

На вопрос, что является результатом работы бухгалтера, можно ответить одним словом - отчетность.

Отчетность - это набор форм и показателей, а также пояснительных материалов к ним, отражающих результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

В теоретической и методологической литературе существуют различные определения  финансовой отчетности, приведем некоторые  из них. 
Под термином «отчетность» понимается совокупность учетных данных, по которым можно проследить за разносторонней деятельностью предприятия за тот или иной период времени. Отчетность - это также и оправдательные документы, содержащие систему числовых характеристик и текстовых пояснений, составленных на основе различных видов учета.

В соответствии со статьей 18 Закона «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» от 28 февраля 2007 года № 234-III (с изменениями и дополнениями по состоянию на 26.12.2012 г.)отчетным периодом для годовой финансовой отчетности является календарный год - с 1 января по 31 декабря. Первый отчетный год для вновь созданной организации начинается с момента ее государственной регистрации и заканчивается 31 декабря того же года [1].

Согласно статье 19 данного закона, организации представляют финансовую отчетность:

  1. учредителям (участникам) в соответствии с учредительными документами;
  2. органам государственной статистики Республики Казахстан по месту регистрации в органах статистики Республики Казахстан;
  3. органам государственного контроля и надзора Республики Казахстан в соответствии с их компетенцией.

Организации представляют годовые финансовые отчеты не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным [1].

Следует отметить, что, согласно пункту 2 статьи 149 Налогового кодекса РК, одновременно с Декларацией по корпоративному подоходному налогу плательщик корпоративного подоходного налога представляет в налоговый орган по месту нахождения годовую финансовую отчетность, составленную в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности [8].

При этом в случае корректировки ранее представленной годовой финансовой отчетности плательщик корпоративного подоходного налога в течение тридцати календарных дней со дня такой корректировки представляет скорректированную годовую финансовую отчетность в налоговый орган по месту нахождения.

Пунктом 4 статьи 19 Закона «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» установлено, что в пределах срока, указанного в статье 18, учредители (участники) вправе определять сроки представления промежуточной финансовой отчетности и устанавливать иную периодичность, но не реже одного раза в год [1].

Согласно Закона Республики Казахстан "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности" от 28 февраля 2007 года № 234-III (с изменениями и дополнениями по состоянию на 26.12.2012г.) финансовая отчетность представляет собой информацию о финансовом положении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении индивидуального предпринимателя или организации.

Финансовая отчетность, за исключением отчетности государственных  учреждений, включает в себя:

1) бухгалтерский баланс;

2) отчет о прибылях  и убытках;

3) отчет о движении  денежных средств;

4) отчет об изменениях  в капитале;

5) пояснительную записку.

Порядок составления финансовой отчетности и дополнительные требования к ней устанавливаются в соответствии с международными стандартами, международным  стандартом для малого и среднего бизнеса и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности [1].

Согласно МСФО (IAS)1 финансовая отчетность представляет информацию о финансовом положении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении компании.

Полный комплект финансовой отчетности включает следующие компоненты:

  • отчет о финансовом положении на дату окончания периода;
  • отчет о совокупной прибыли за период;
  • отчет об изменениях в капитале за период;
  • отчет о движении денежных средств;
  • примечания, состоящие из краткого обзора основных принципов учетной политики и прочей пояснительной информации [16].

Информация о результатах  деятельности компании приводится в основном в отчете о прибылях и убытках. Информация о результатах деятельности компании, в частности о ее прибыльности, требуется для оценки потенциальных изменений в экономических ресурсах, которые она вероятно будет контролировать в будущем. Информация о результатах деятельности компании полезна для прогнозирования се способности создавать потоки денежных средств за счет имеющейся ресурсной базы. Она также важна для формирования суждения об эффективности, с которой компания могла бы использовать дополнительные ресурсы.

Информация об изменениях финансового положения компании раскрывается с помощью отчета о движении денег и отчета об изменениях в собственном капитале. Информация относительно изменений в финансовом положении компании полезна для оценки инвестиционной, финансовой и операционной деятельности в течение отчетного периода. Эта информация обеспечивает пользователям основу для оценки способности компании создавать денежные средства и их эквиваленты и потребностей компании в использовании этих потоков денежных средств. При построении отчета об изменениях финансовою положения под фондами могут пониматься разные категории, а именно: все финансовые ресурсы, оборотный капитал, ликвидные активы или денежные средства.

Информация о работе Организация бухгалтерской службы компании