Организация и совершенствование стимулирования труда на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 11:58, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы стало изучение, внедрение современных технологий управления персоналом, чтобы сотрудник мог наращивать и использовать свой трудовой и творческий потенциал и благодаря этому содействовал достижению целей предприятия, а также поддерживал деятельность других сотрудников в этом направлении.
Для того чтобы определить, как работает рекламное агентство был проведен анализ деятельности предприятия. В первой главе дается организационная характеристика, где говорится об основных направлениях деятельности организации, выпускаемой продукции и т.д.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ. . .. ……………………….7
1.1 История создания, цели, конкурентная среда функционирования предприятия………………………………………………………………….. . . .5
1.2. Правовой статус, состав и структура предприятия….. . . . . . . . . . . . . . …9
1.3. Выпускаемая продукция и оказываемые услуги. . . . . . . . . . . …. . . . . . ..13
1.4. Характеристика и анализ трудовых ресурсов……….…………………..19
1.4.1. Анализ структуры промышленно-производственного персонала (ППП)……………………………………………………………………………..19
1.4.2. Качественная характеристика персонала…………………………….20
1.4.3. Анализ движения персонала…………………………………..………21
1.5. Маркетинг и реклама на предприятии. . . . . . . . . …………………... . . . .23
2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ……...26 2.1. Анализ динамики экономических показателей. . . . . . . . . . . . . . . . . …….26
2.2. Анализ основных и оборотных средств предприятия……………………28
2.2.1. Основные фонды……………………………………….…………….28
2.2.2. Оборотные средства………………………………………………….32
2.3. Анализ финансового состояния предприятия…………………………….34
2.3.1. Оценка ликвидности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . .34
2.3.2. Анализ финансовой устойчивости. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .…36
2.3.3. Анализ деловой активности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .…38
2.4. Анализ финансового результата деятельности предприятия………….41
2.5. Обоснование предложения по улучшению деятельности РА ООО «НОТА»………………………………………………………………….... . . ….44
3. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ……………………….46
3.1. Теоретические основы стимулирования труда……………………….…46
3.1.1. Мотивация трудовой деятельности персонала…………………46
3.1.2. Методы стимулирования трудовой деятельности персонала….55
Анализ материальных стимулов труда……………………………..58
Анализ моральных стимулов труда…………………………………59
3. 4. Анализ методов и видов стимулирования труда на предприятии….63
3.5. Разработка решения по стимулированию персонала РА «Нота»……65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .71
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….73

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 5.doc

— 1.18 Мб (Скачать файл)

По направленности различают  мотивацию положительную, способствующую эффективному достижению целей, и отрицательную, препятствующую определенным способам поведения сотрудников. К основным видам положительной мотивации относятся:

- материальное поощрение  в виде персональных надбавок  к окладам и премий;         

- повышение авторитета  работника и доверия к нему в коллективе;

- поручение особо важной  работы и т.п. 

Отрицательная мотивация - это, прежде всего: материальные взыскания (штрафные санкции); снижение социального статуса в коллективе; психологическая изоляция работника; создание атмосферы нетерпимости; понижение в должности. Система штрафных санкций должна быть непрерывной, не иметь "запретных зон", последствия санкций должны доводиться до всех работников и быть понятны им.

Формирование мотива труда происходит в том случае, если в распоряжении субъекта управления имеется необходимый набор благ, соответствующий социально обусловленным потребностям человека; для получения благ требуются личные трудовые усилия работника; трудовая деятельность позволяет работнику получить эти блага с меньшими материальными и моральными издержками, чем любые другие виды деятельности. Простейшая модель стимулирования труда через потребности представлена на рис.2.

 


Рис.2. Упрощенная модель стимулирования через потребности

 

Группа ведущих мотивов, определяющих поведение работника, получила название мотивационного ядра (комплекса), имеющего свою структуру, которая различается в зависимости от конкретной трудовой ситуации. Сила мотива определяется степенью актуальности той или иной потребности для работника. Чем насущнее нужда в том или ином благе, чем сильнее стремление получить его, тем активнее будет действовать работник.

Таким образом, важным фактором личности является система ее потребностей, мотивов, интересов, т.е. то, что определяет причины поведения личности, помогает объяснить принимаемые решения. Потребность индивида - это осознание отсутствия чего-либо, вызывающее у человека побуждение к действию.

Соответственно, побуждение - это ощущение недостатка в чем-либо, имеющее определенную направленность. Оно является поведенческим проявлением потребности и сконцентрировано на достижении цели. Цель в этом смысле - это нечто, что осознается как средство удовлетворения потребности. Когда человек достигает такой цели, его потребность оказывается удовлетворенной, частично удовлетворенной или неудовлетворенной. Степень удовлетворения, полученная при достижении поставленной цели, влияет на поведение человека в сходных обстоятельствах в будущем.

Для побуждения людей  к эффективной деятельности используется система вознаграждений. В совокупности с понятием «стимул» термин «вознаграждение» имеет более широкий смысл, чем просто деньги или удовольствия, с которыми чаще всего это слово ассоциируется. Вознаграждение - это все, что человек считает ценным для себя. Но понятие ценности для каждого человека специфично, а, следовательно, различна оценка вознаграждения и его относительной ценности.

Внутреннее  вознаграждение дает сама работа. Это может быть чувство достижения результата, содержательности и значимости выполняемой работы, самоуважения. Дружба между членами одного трудового коллектива и просто общение с коллегами, возникающие в процессе работы, также рассматриваются, как внутреннее вознаграждение. Наиболее простой способ обеспечения внутреннего вознаграждения - создание соответствующих условий работы и точная постановка задачи.

Внешнее вознаграждение - это такой тип поощрения, который чаще всего ассоциируется с понятием «вознаграждение». Оно возникает не от самой работы, а дается организацией. С мотивационной точки зрения его можно определить, как стимулирование труда. Стимулирование должно обладать ориентацией на структуру ценностных устремлений и интересов работника, на полную реализацию имеющегося трудового потенциала.

Мотивация и стимулирование как методы управления трудом противоположны по направленности: первое направлено на изменение существующего положения; второе - на его закрепление, но при этом они взаимно дополняют друг друга.

Функция стимулирования заключается в том, что она  оказывает влияние на трудовой коллектив в форме побудительных мотивов к эффективному труду, общественного воздействия, коллективных и индивидуальных поощрительных мер.[15]

 

Рассмотрим условный пример влияния стимулирования на производительность труда персонала. Первый вариант - мотивирующий стимул. В данном случае стимулирование дает ожидаемый эффект, т.е. в результате действия стимула повышается мотивация работника (работников), что приводит к запланированному росту производительности труда, которая сохраняется в течение определенного времени, рис. 3.

 

Рис. 3. Поведение мотивированного работника


 

По сути, это идеальная  модель. Реальное поведение работника  отличается от ожидаемого (планируемого). Это объясняется тем, что работнику требуется оценить стимул. И если он адекватен мотивации работника, то руководитель может надеяться на ожидаемое производительное поведение работника. Мотивационный стимул ориентирует человека на достижение целей, в которых он сам заинтересован, тем самым побуждает его производительную активность. В данном варианте явно прослеживаются четыре поведенческие фазы стимулированного работника:

  • I фаза - оценка работником стимула;
  • II фаза - рост производительности работника вследствие принятия стимула;
  • III фаза – инерция, когда стимул, вследствие привыкания, начинает утрачивать свою силу;
  • IV фаза - депрессия, угасание активности, снижение производительности, так как стимул утратил свое мотивирующее действие.

Второй вариант –  немотивируюший стимул. Стимул имеет  краткосрочное влияние либо вообще не дает эффекта, рис. 4.

 


Рис. 4. Поведение немотивированного работника

 

Фаза оценки часто  занимает краткосрочный период. Фаза роста незначительна и не достигает ожидаемого максимума. Фазы инерции и депрессии фактически сливаются в одно целое - активность быстро падает. Это происходит в тех случаях, когда:

  • во-первых, стимул не является ключом к мотивации работника, т.е. работник не может оценить (в полной мере понять) стимул;
  • во-вторых, стимул является незначимым (например, незначительное денежное вознаграждение).

Третий вариант - демотивируюший стимул. Стимул обеспечивает кратковременный положительный эффект, а далее действия работника становятся протестными. Зачастую именно немотивирующие стимулы могут быть оценены работником как демотивирующие. Общая схема действия демотивирующего стимула изображена на рис. 5.

 


Рис. 5. Поведение де мотивированного работника

 

Основные фазы де мотивированного  поведения:

  • I фаза - оценка стимула;
  • II фаза - рост активности;
  • III и IV фазы - инерция и депрессия;
  • «-I» фаза - переоценка воздействия стимула;
  • «-II» фаза - рост деструктивной активности;
  • «-III» и «-IV» фаза - инерция и депрессия деструктивной активности.

Подводя итоги раздела  ещё раз охарактеризуем важные моменты.

Во-первых, для создания эффективной системы стимулирования необходимо осознать движущие мотивы.

Во-вторых, мотивация  труда – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих  человека к трудовой деятельности, задающих границы, формы, степень интенсивности деятельности, уровень затраты усилий, старания, добросовестности, настойчивости и придающие ей направленность, ориентацию на достижение определенных целей.

В-третьих, развитие проблематики стимулирования с учетом национальных, гендерных и возрастных особенностей в России достигло достаточно высоко уровня, однако следующим теоретическим шагом в этом направлении должна стать разработка и изучение индивидуальных стимулов для каждого конкретного психологического типа человека.

3.1.2. Методы стимулирования трудовой деятельности персонала.

Изучение методической литературы по вопросам разработки и  внедрения систем стимулирования труда на предприятиях позволило выявить наличие трех взаимосвязанных компонентов (групп методов) стимулирования труда. Среди них административные, экономические и социальные элементы. Общая структура методов и форм стимулирования труда приведена на рис.6.

 


Рис.6. Система стимулирования труда

 

Организационно-административные методы предполагают, прежде всего, привлечение работников к участию в делах организации, работе коллегиальных органов: например, им предоставляется право голоса при решении ряда вопросов. Важную роль играет также мотивация перспективой приобрести новые знания и навыки. Она делает работников более независимыми, самостоятельными, придает им уверенность в завтрашнем дне.

К данной группе также  относится мотивация обогащением  содержания труда. Она заключается в предоставлении работникам более содержательной, важной, интересной, социально значимой работы, соответствующей их личностным интересам и склонностям, с широкими перспективами должностного и профессионального роста, а также позволяющей проявлять их творческие способности, осуществлять контроль над ресурсами и условиями собственного труда.

Экономические методы стимулирования включают в себя, в первую очередь, мероприятия, предполагающие получение сотрудниками или лишение сотрудников определенных материальных благ. Это и различные виды премий, и различные виды постоянных выплат и надбавок, льготы. Так же к данной группе относятся предоставление таких материальных благ, как туристические путевки, оплата санаторно-курортного лечения и т.д.

Социально-психологические  методы мотивации содержат следующие основные элементы:

  • создание условий, при которых люди могли бы испытывать профессиональную гордость за то, что лучше других могут справиться с порученной работой, причастность к ней, личную ответственность за ее результаты, ощущали бы ценность результатов, конкретную их важность;
  • присутствие вызова, обеспечение возможностей каждому на своем рабочем месте показать свои способности, реализовать себя в труде, доказать, что он может что-то сделать;
  • признание, которое может быть личным и публичным;
  • постановка высоких целей, которые воодушевляют людей на эффективный труд;
  • атмосфера взаимного уважения, доверия, поощрения разумного риска и терпимости к ошибкам и неудачам; внимательное отношение со стороны руководства и коллег;
  • продвижение в должности, объединяющее все рассмотренные методы стимулирования, т.к. оно дает более высокую заработную плату (экономический мотив), интересную и содержательную работу (организационный мотив), а также отражает признание заслуг и авторитета личности путем перевода в более высокую статусную группу (социальный мотив). В то же время этот метод стимулирования является внутренне ограниченным: в организации не так много должностей высокого ранга, тем более свободных; не все люди способны руководить и не все к этому стремятся; продвижение по службе требует повышенных затрат на переподготовку;
  • похвала при завершении работы большого объема, освоении новых методов труда или новой продукции, внедрении рационализаторского предложения;
  • одобрение в ходе процесса, если работа выполняется качественно;
  • поддержка, когда работник сомневается, не уверен, не может определиться с выбором целей, задач, способов поведения и действия;
  • порицание, т.е. использование при общении с человеком приема обращения к совести.

Большое значение в организации  повседневного морально-психологического стимулирования должно быть отведено наиболее авторитетным членам коллектива. Похвала, одобрение, поддержка могут исходить не только от руководителя.

Отметим, что каждый отдельный  элемент системы стимулирования труда личности определенно имеет  взаимосвязь с другими элементами. Просто наличие высокой заработной платы не способно стимулировать персонал к работе. Если это было бы так, то управлять персоналом было бы чрезвычайно просто.[16,17]

 

 

3.2. Анализ материальных  стимулов труда.

 

С точки зрения классификации  потребностей по А. Маслоу, усредненные личные оценки значимости для работников отдельных групп мотивов (в % от максимального уровня в 100% для каждой группы) выглядят следующим образом:

  • физиологические потребности - 80%;
  • потребность в безопасности - 90%;
  • потребность в принадлежности к социальной группе - 30%;
  • потребность в уважении (самоуважении, успехе, статусе) - 40%;
  • потребность в самовыражении - 50% [18]

Интуитивно понимая  такую ситуацию, руководством предприятия в основу системы стимулирования труда сотрудников РА «Нота» были положены ценовые стимулы, т.е. заработная плата. Об этом свидетельствует динамика заработной платы сотрудников, представленная в таблице 9.

Таблица 9

Система оплаты труда  в РА «НОТА»

Должность

Оклад 2008 год

Оклад 2009 год

Оклад 2010 год

Темп роста к 2008 году, %

Процент

Директор

25450

28000

29960

117

1% от прибыли фирмы

Менеджеры

18650

20500

21935

117

0,5% от прибыли отдела

Ведущий дизайнер

18180

20000

20700

117

нет

Дизайнеры

12750

14000

14980

117

нет

Рабочие

7370

8100

8667

117

нет

Информация о работе Организация и совершенствование стимулирования труда на предприятии