Организация управленческой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 19:45, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – разработка проекта по совершенствованию организации управленческой деятельности в ОАО «Совхоз Росва».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть теоретические основы управленческой деятельности;
провести анализ организации управленческой деятельности на предприятии;
разработать мероприятия и проект по совершенствованию организации управленческой деятельности в ОАО «Совхоз Росва».

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы управленческой деятельности в предприятиях АПК 6
1.1. Сущность управленческой деятельности 6
1.2. Определение системы основных управленческих функций 11
Глава 2. Оценка организации управленческой деятельности в ОАО «Совхоз Росва» 15
2.1.Организационно-экономическая характеристика ОАО «Совхоз Росва» 15
2.2. Анализ системы управления, ее соответствие целям и стратегии развития организации 21
2.3. Оценка эффективности управленческой деятельности 25
Глава 3. Совершенствование управленческой деятельности в ОАО «Совхоз Росва» 34
3.1. Мероприятия по совершенствованию управленческой деятельности ОАО «Совхоз Росва» 34
3.2. Внедрение проекта 35
3.3. Оценка эффективности предложенных мероприятий 45
Заключение 50
Список литературы 52

Файлы: 1 файл

Организация управленческой деятельности.doc

— 414.50 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

 

 

Введение

 

Среди всего многообразия проблем теории и практики управления главное место, безусловно, принадлежит комплексу вопросов, связанных с содержанием управленческой деятельности.

Деятельность руководителя объективно и неразрывно связана со всеми  аспектами функционирования организации. Следовательно, проблема управленческой деятельности также органично вплетена во все иные управленческие и организационные проблемы и вне их не может быть адекватно решена.

Деятельность  любой организации осуществляется сегодня в условиях достаточно жесткой  конкуренции и нестабильной внешней среды. Умение при таком управленческом "фоне" не просто удержаться, а решать поток проблем, обрушивающихся на руководителя, требует от него немалого управленческого мастерства.

Статистика  мирового бизнеса такова, что в  течение первых пяти лет прекращают существование 80% всех вновь созданных предприятий, а в последующие пять - 80% предприятий, уцелевших в первые пять лет. Даже среди крупнейших компаний не так уж редки потеря занимаемых ранее позиций и даже прекращение деятельности. Добиться эффективного стратегического управления - очень непростая задача.

Случайно  его добиться - нельзя. Необходимо знать  основные законы управления и владеть  управленческими технологиями. На первый план выходит не только управление качеством продукции, без которого невозможно обеспечить достаточно высокий уровень ее реализуемости, но и качество стратегического управления, без которого обеспечить эффективное управление современным предприятием просто невозможно.

И еще одно очень важное условие эффективного функционирования предприятия в современных условиях - система управления должна постоянно совершенствоваться, а значит - должна время от времени изменяться.

В общем виде управление (менеджмент) следует представлять как умение добиваться поставленных целей, используя труд, мотивы поведения и интеллект людей.

Речь идет о целенаправленном воздействии  на людей с целью превращения  неорганизованных элементов в эффективную  и производительную силу. Другими  словами, управление - это человеческие возможности, с помощью которых лидеры используют ресурсы для достижения стратегических и тактических целей организации.

Актуальность темы исследования - функционирование организаций сталкивается с множеством проблем, часть из которых  типовые и могут быть сравнительно просто решены специалистами с помощью обычных технологий разработки и реализации решений. Для разрешения нетиповых проблем требуются специальные технологии разработки решений и, наконец, решение части проблем может быть не по силам как руководителям, так и специалистам. Набор таких проблем характеризует организацию как одну из самых сложных объектов для изучения и познания. Особый интерес представляет система управления организации, ее изучение и совершенствование — постоянная задача руководителя.

Цель работы – разработка проекта по совершенствованию организации управленческой деятельности в ОАО «Совхоз Росва».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • раскрыть теоретические основы управленческой деятельности;
  • провести анализ организации управленческой деятельности на предприятии;
  • разработать мероприятия и проект по совершенствованию организации управленческой деятельности в ОАО «Совхоз Росва».

Предмет исследования – управленческая деятельность в ОАО «Совхоз Росва».

Объект исследования – ОАО «Совхоз Росва» города Калуги.

В работе использованы общенаучные  и специальные методы исследований (методы научной абстракции, анализ, синтез, исторического и логического  познания, расчетно-конструктивный, монографический, факторный анализ и др.). Проект имеет введение, три главы и заключение, а также 18 таблиц, схем и приложений на 5 страницах.

 

 

Глава 1. Теоретические  основы управленческой деятельности в  предприятиях АПК

1.1. Сущность управленческой деятельности

 

Понятие деятельности имеет  статус общенаучной категории. Она изучается во многих науках: социологии, экономике, инженерных дисциплинах, философии, физиологии, психологии и др.

Деятельность определяется как форма активного отношения  субъекта к действительности, направленного  на достижение сознательно поставленных целей и связанного с созданием общественно значимых ценностей и освоением общественного опыта. Предметом психологического изучения деятельности выступают психологические компоненты, которые побуждают, направляют и регулируют трудовую активность субъекта и реализуют ее в исполнительских действиях, а также свойства личности, через которые эта активность реализуется. Основными психологическими свойствами деятельности являются активность, осознаваемость, целенаправленность, предметность и системность ее строения. В основе деятельности всегда лежит какой-либо мотив (или несколько мотивов).

Деятельность предполагает два основных плана характеристики – внешний (предметно-действенный) и внутренний (психологический). Внешняя  характеристика деятельности осуществляется через понятия субъекта и объекта труда, предмета, средств и условий деятельности. Предмет труда – совокупность вещей, процессов, явлений, с которыми субъект в процессе работы должен мысленно или практически оперировать. Средства труда – совокупность орудий, способных усилить возможности человека распознавать особенности предмета труда и воздействовать на нее. Условия труда – система социальных, психологических и санитарно-гигиенических характеристик деятельности. Внутренняя характеристика деятельности предполагает описание процессов и механизмов ее психической регуляции, ее структуры и содержания, операционных средств ее реализации.

Основными структурными компонентами деятельности являются такие  психологические образования, как  цель, мотивация, информационная основа, принятие решения, план, программа, индивидуально-психологические свойства субъекта, психические процессы (когнитивные, эмоциональные, волевые), а также механизмы контроля, коррекции, произвольной регуляции и др. Основными средствами реализации деятельности являются действия и операции. Действие – это основная единица строения деятельности, представляющая собой произвольную, преднамеренную активность, направленную на достижение осознаваемой цели. Операции – автоматизированные и неосознаваемые элементы действий, выступающие как способы выполнения и определяемые условиями деятельности. Наличие у деятельности постоянной, стабильной структуры основных компонентов и средств реализации деятельности считается ее важнейшей психологической особенностью и обозначается понятием инвариантной структуры деятельности. Она, однако, может претерпевать довольно существенные изменения в связи с различиями в видах и формах самой деятельности, с различиями в условиях ее реализации и внешних требований к ней. В силу этого в психологии существуют многочисленные классификации видов деятельности, различающиеся по используемым в них основаниям.

Так, виды деятельности классифицируются по предметной сфере труда (на трудовые профессии и специальности); по специфике содержания (интеллектуальная и физическая); по специфике предмета (на «субъект-объектные» виды, где предметом деятельности является какой-либо материальный объект, и «субъект-субъектные» виды, где предметом трудовых воздействий выступают люди); по условиям осуществления (деятельность в нормальных и в экстремальных условиях); по ее общему характеру (трудовая, учебная, игровая) и др.

По своему содержанию управленческая деятельность представляет собой реализацию определенных универсальных  управленческих функций (планирования, прогнозирования, мотивирования, принятия решения, контроля и др.). Система этих функций присуща любой управленческой деятельности, независимо от ее конкретного вида, хотя степень их выраженности может быть различной. Поэтому инвариантная система управленческих функций является еще одной из основных ее характеристик.

Целью управленческой деятельности является обеспечение эффективного функционирования определенной организационной  системы. Последняя принадлежит  к особому типу систем – социотехническим. Они качественно разнородны по составу своих компонентов и включают, как минимум, две основные разновидности – «технологическую» и «человеческую», ее составляющие. Поэтому труд руководителя включает два основных аспекта – связанный с обеспечением технологического процесса и связанный с организацией межличностных взаимодействий. Первый аспект обозначается понятием инструментального контура управления, а второй – понятием экспрессивного контура. Эти контуры далеко не всегда гармонично сочетаются между собой и к тому же требуют от руководителя реализации качественно разных способов и форм поведения. В связи с этим возрастает и общий уровень сложности деятельности [4, c. 10].

Управленческая деятельность специфична и по организационному статусу  ее субъекта – руководителя. Этот статус двойствен. Руководитель по определению одновременно является членом организации (группы) и стоит как бы вне ее – над ней – в силу своего иерархически высшего положения. Это порождает множество трудностей практического характера. Исследования показывают, что эффективность деятельности организации тем выше, чем в большей мере руководитель является не просто формальным «начальником», но и неформальным лидером (т.е. реальным членом организации). Но одновременно и сохранение иерархического начала («соблюдения дистанции») также является действенным средством обеспечения эффективности деятельности организаций. Следовательно, еще одним признаком управленческой деятельности является сочетание двух основных принципов ее организации – иерархического (субординационного) и коллегиального (координационного), а также необходимость их оптимального согласования.

Наконец, управленческая деятельность достаточно специфична по ее типичным условиям. Они подразделяются на внешние и внутренние. К внешним условиям относятся, в первую очередь, жесткие временные ограничения, хроническая информационная неопределенность, наличие высокой ответственности за конечные результаты, нерегламентированность труда, постоянная нехватка ресурсов, частое возникновение так называемых экстремальных – стрессовых ситуаций. К внутренним условиям относятся, в частности, необходимость одновременного выполнения многих действий и решения многих задач; противоречивость нормативных (в том числе – и законодательных) предписаний, их неопределенность, а часто – и отсутствие; несформулированность в четком и явном виде оценочных критериев эффективности деятельности, а иногда их отсутствие; множественная подчиненность руководителя различным вышестоящим инстанциям и обусловленная этим противоречивость требований с их стороны.

Наряду с особенностями, непосредственно присущими управленческой деятельности, выделяют и те ее черты, которые обусловлены организационным  статусом руководителя. Они обозначаются понятием «особенности поста руководителя» и состоят в следующем: руководитель организации – это единственный человек в ней, имеющий двойную принадлежность. Например, директор предприятия, являясь его членом, одновременно входит в состав органа управления более высшего порядка (скажем, в совет директоров); руководитель организации – это единственный человек в ней, на которого возложена ответственность за ее функционирование в целом, а не за работу какой-либо ее части; пост руководителя предоставляет ему гораздо большие возможности, чем у всех других членов организации, для влияния на нее в целом.

Все характеристики и  признаки управленческой деятельности образуют в своей совокупности и  во взаимосвязи друг с другом определенный симптомокомплекс психологических  особенностей, присущих ей как особому типу профессиональной деятельности и отличающих ее от других типов. Данный симптомокомплекс особенностей может, однако, проявляться с разной степенью выраженности. Ключевым параметром, определяющим эти различия, является уровень руководства, иерархический статус руководителя. Чем он выше, тем выраженнее все указанные признаки и наоборот. В связи с этим существует понятие континуума управленческой деятельности, образованного с одного «полюса» низшими уровнями управления небольшими группами, а с другого – высшими уровнями руководства крупными (и крупнейшими) организациями, предприятиями, фирмами. В нем выделяются три основные категории управленческих должностей, содержание деятельности которых довольно существенно различается именно по степени выраженности основных признаков (особенностей) управленческой деятельности. Это – уровни руководителей низшего, среднего и высшего звена.

Руководители низшего  звена (синонимы: руководители первого, низового звена, операционные руководители, «младшие начальники») принадлежат к тому организационному уровню, который находится непосредственно над работниками (подчиненными, не управляющими). Типичный их пример – мастер, заведующий отделом.

Руководители среднего звена координируют и контролируют работу «младших начальников». Этот тип руководителей наиболее разнообразен и многочислен, что привело к его разделению на две подгруппы, два подуровня – на верхний и низший уровни среднего звена. Примеры руководителей среднего уровня – декан в вузе, директор филиала в фирме.

Руководители высшего звена – те, кто возглавляют крупные производственные, социальные и государственные организации, находятся на самом верху их иерархии, отвечают за их деятельность, за выработку стратегических решений и их политику в целом. Численность руководителей этого уровня гораздо меньше численности двух предыдущих. Однако этот уровень оказывает несопоставимо большее, чем они, влияние на организации. Как правило, его представители накладывают отпечаток своей личности на облик организации в целом. На любом из этих уровней и подуровней сохраняются все основные психологические признаки управленческой деятельности, т.е. ее качественная специфичность. Однако в пределах сохранения этого качества мера их выраженности претерпевает существенные различия. Сочетание сохранения качественного своеобразия с количественными различиями в мере выраженности признаков управленческой деятельности выступает еще одной, но уже – обобщающей ее характеристикой.

Информация о работе Организация управленческой деятельности