Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2012 в 14:57, реферат
За финансовую работу на предприятиях, в соответствии с Гражданским Кодексом, отвечает директор данного предприятия, а за материальные издержки – собственник. За управление финансами отвечает финансовый директор или главный бухгалтер.
На крупных предприятиях создаются спец службы: отдельно специалисты по оперативным, текущим и стратегическим денежным потокам..
Риски финансовых инвестиций. В целом риски можно подразделять на производственные, связанные с процессом производства; коммерческие риски; финансовые риски; критические риски. Любая финансовая операция связана либо с возможностью получения и приращения капитала, либо получения убытков, т.е. действие фактора риска. Финансовая операция или сделка считается рискованной, если ее эффективность (доходность) неполностью известна инвестору в момент заключения сделки, т. о. рискованность - свойство любой сделки, связанной с куплей - продажей ценных бумаг, за исключением государственных ценных бумаг.
Эффективность фондовых ценностей зависит от трех факторов:
1. цены покупки;
1. промежутков выплат;
1. цены продажи.
Любое приобретение ценных корпоративных ценных бумаг связано с риском: первый риск - риск портфеля ценных бумаг (портфельные риски) , т.е. могут наступить такие обстоятельства, при которых инвестор несет потери связанные с м фондового портфеля и по операциям, связанным с привлечением денежных ресурсов для создания данного портфеля. Портфельные риски включает в себя ряд рисков:
1. капитальный риск
1. селективный риск
1. временный риск
1. риск законодательных изменений
1. ликвидный риск
1. рыночный риск
1. кредитный риск
1. инфляционный риск
1. процентный риск
1. отзывной
1. страновой
1. отраслевой
1. валютный
1. риск самого предприятия.
Наиболее часто встречаются риски следующие: 1 капитальный риск - общий риск на все вложения в ценные бумаги (такие потери неизбежны, а анализ такого риска сводится к оценке того, кто имеет дело с портфелями ценных бумаг, или вложить денежные средства в ценные бумаги в недвижимость, товары, валюту и т.д.) 2 селективный риск - связан с неправильным выбором ценных бумаг для инвестирования по сравнением с др. видами ценных бумаг при создании портфеля; 3 временный риск - связан с покупкой или продажей ценных бумаг в неподходящее время, что соответственно влечет риск потери; 4 риск ликвидности - связан с возможностями потери при реализации ценный бумаг, при изменении оценки их качества; 5 рыночный риск - связан с потерями от снижения стоимости ценных бумаг в связи с общим падением конъюнктуры на фондовом рынке; 6 кредитный (деловой) - вызывается тем, что эмитент выпускающий долговые или процентные ценные бумаги окажется не с состоянии выплатить процент или основной суммы долга ; 7 процентный - связан с потерями, которые может понести инвесторы из-за изменения процентных ставок на рынке кредитных ресурсов (рост банковской процентной ставки приводит к снижению курсовой стоимости ценных бумаг (особенно облигаций с фиксированным процентом) , а при резком увеличении процента, может быть начаться массовая распродажа ценных бумаг или досрочно возвращены эмитенту) ; Наиболее распространенным методом снижения рисков от финансового вложения или инвестиций является диверсификация фондового портфеля - разнообразия ценных бумаг входящих в портфель. Потери от одних ценных бумаг компенсируются доходом по другим ценным бумагам; могут применяться такие методы, которые применяются в анализе - метод дисперсии; в статистике - корреляции; самострахование.
Критерии принятия инвестиционных решений. В качестве источников инвестиций могут быть средства УФ, прибыль акционерных предприятий, денежные ресурсы банков, резервы страховых компаний и др. финансовых посредников и т.д.. Выбор наиболее эффективного способа инвестирования начинается с четкого определения возможных вариантов, т.е. альтернативные проекты поочередно сравниваются друг с другом и выбирается наилучший из них; с точки зрения соотношения издержек и прибыли (уменьшение издержек, увеличение прибыли) . Речь идет о любых инвестициях (либо реальных в предприятия, в товары, в ценные бумаги и т.д.) . После этого определяют эффективность инвестиций с точки зрения срока окупаемости затрат, степени риска, высоких темпов инфляции, перспектив налогообложения и др. факторов.
Поэтому в качестве критерия инвестиционных решений учитывается: 1 отсутствии более выгодных альтернатив; 2 минимизация риска потерь от инфляции; 3 краткосрочных рисков окупаемости затрат; 4 дешевизна проекта; 5 обеспечение стабильности поступлений выручки (доходов) ; 6 высокая рентабельность инвестиций как таковых; 7 высокая рентабельность после дисконтирования денежной выручки или доходов; 8 большая прибыль, чем банковский процент; При чем для принятия решений используются комбинации критериев.
При выборе инвестиционной стратегии на предприятиях необходимо вести учет жизненного цикла товара, продукции и т.д.. (порог рентабельности) . На первой стадии цикла освоения выручка растет очень медленно, т.к. объемы продаж не велики; 2 стадия - быстрый рост прибыли, выручки, т.е. объема продаж; 3 стадия - выручка остается на одном и том же уровне, прибыль достигает максимального значения; 4 стадия - выручка уменьшается, прибыль сокращается.
Финансовое ирование. 1 Сущность, задачи.
2 Объекты.
3 Виды финансового а.
ирование представляет собой составную часть управления направленную на оптимальное принятие решений при многовариантном возможном исходе. ирование - процесс деятельности людей связанный с принятием определенных решений, (прогнозирование - это расчет показателей при заранее обусловленных пара метрах или границах) .
Основными задачами финансового ирования является: 1 обеспечение производственного и социального развития предприятия за счет собственных средств или ресурсов; 2 увеличение прибыли за счет роста объемов производства и оптимизации системы государственного регулирования, т.е. увеличение реальной прибыли и минимизация (оптимизация) налогообложения; 3 обеспечение финансовой устойчивости предприятия, т.е. обеспечение своевременности расчетов по всем своим обязательствам, включая расчеты с бюджетом, внебюджетными фондами, кредиторами и т.д..
До перехода к перестройке все предприятия в обязательном порядке должны были разрабатывать финансовый по рекомендуемым формам и в разрезе месяц, квартал, год, пятилетие (по унифицированным формам) . С 1987 года все финансовое ирование отдано на самостоятельность предприятий, отменены все формы расчетов, осталась только система государственного регулирования состояния финансовых ов. Фактически большинство предприятий отказалось от составления таких ов самостоятельно. Теоретически методологическая база перенесена на составление бизнес-ов, а финансовый - составная часть бизнес-а. Опыт зарубежных предприятий и российских предприятий перешедших на бизнес-, неправильный перевод терминов, показателей и т.д. привели к обрат ному эффекту при составлении бизнес-ов.
Следует иметь в виду, что бизнес- за рубежом представляет собой now- how, и поэтому ни в одной книжке не распечатывается.
Российские предприятия основываясь на своей методологической базе и применяя бизнес- фактически оказались в той ситуации, когда есть, а ресурсов нет, т.к. все зарубежные ы рассчитаны на стабильные условия деятельности предприятия.
Объектами финансового ирования являются: 1 выручка от реализации продукции, работ, услуг при всех системах расчетов (наличный, безналичный, бартер, валюта) ; 2 прибыль, ее формирование, распределение и использование; 3 Фонды специального назначения: потребления, накопления, резервный, страховой; их формирование, распределение и использование; 4 объемы платежей в бюджет, внебюждетные фонды и другие отчисления.
Принципы составления финансовых ов: 1 Все виды финансовых ов на предприятии должны быть тесно связаны между собой и составлять единую систему; 2 непрерывность ирования; 3 единоначалие - при принятии каких-либо решений собственник - главное лицо; 4 данные финансовых ов являются коммерческой тайной предприятия и вся информация, связанная с расчетами, только для внутреннего использования. Первоначальный этап разработки бизнес-а - это финансовый ( финансовых ресурсов предприятия) , затем - производство, снабжение, реализация. Т. о. финансовый - завершающий этап.
5 принцип научности; 6 обеспечение соответствия потребностям рынка, т.е. учет конъюнктуры, платежеспособного спроса, платежеспособности, т.е. возможности нормальных расчетов; 7 соответствие сроков получения и использования средств; 8 Обеспечение возможности маневрирования при недостижении заированной реализации или при превышении овых затрат; 9 обеспечение эффективности (рациональности) вложений капитала в новые инвестиции должно давать больше, чем в действующих условиях; 10 инвестиции и затраты должны обеспечиваться самым дешевым способом финансирования (собственные средства и бюджетные ассигнования) ; 11 поддержания платежеспособности предприятия в любой период, в любое время. Основой для финансового ирования является принцип самофинансирования - использование собственных ресурсов, т.е. может рассчитываться коэффициент самофинансирования: К = собственные источники /привлеченные источники = (прибыль+амортизация) /привлеченные источники Реально коэффициент зависит от трех источников: собственных, государственных, при влеченных. Для нормального значения этого коэффициента (по теории) доля собственных средств должна быть не меньше 50% общих финансовых ресурсов.
Типы финансовых ов.
1 оперативный - составляется в форме кассовой заявки или ов движения денежных ресурсов предприятия (составляется на один месяц с подекадной или ежедневной разбивкой) ; 2 текущий - все расчеты ведутся на один год с разбивкой по кварталам. Такой включает в себя доходов и затрат, получения платежей и уплаты налогов в бюджет и внебюджетные фонды, инвестиционный , обеспеченности трудовыми ресурсами и т.д..
3 перспективный (стратегический) рассчитывается на 5-10 лет или на программу. Законодательство не предусматривает формальное указание на составление данный ов, но косвенно регулирует. Например, движения денежных средств в годовой отчетности, заполнение кассовой заявки при расчете с банком, инвестиционный при получении бюджетных ассигнований и т.д. ; через налоги и получение льгот определенным категориям предприятий. Как правило, на МП разрабатываются только оперативные финансовые ы, т.к. невозможно рассчитать на какую-либо перспективу состояние ресурсов, производства выручки (можно рассчитать только на стабильном МП) . Оперативные и текущие ы начинают разрабатываться, как правило, со средних предприятий целью развития является расширение сферы деятельности и закрепление на рынке. Цель разработки: наиболее эффективное использование прибыли и нахождение дешевых привлеченных или заемных ресурсов. Перспективные ы разрабатываются ограниченно, только на конкретные программы. Перспективные, текущие и оперативные разрабатываются на крупных предприятиях, концернах и ТНК. Цель их составления: освоение рынков, как внутренних, так и за рубежных; выпуск новых видов продукции, наиболее эффективное использование свободных денежных средств или прибыли; оптимизация системы налогообложения.
Основой для составления финансового а является: 1 договоры с поставщиками ТМЦ и покупателями; 2 экономические нормативы, утвержденные законами (реклама, представительские) , ставки налогообложения (расчет налогооблагаемой базы и применение ставок) , нормы амортизации, ставки процентов за банковский кредит. Т. о. разработанные финансовые ы являются увязкой общего объема финансовых ресурсов, их источников и направлений использования.
Основной документ финансового ирования - доходов и расходов или расчет валовой прибыли и ее распределения. В общем виде этот можно составить в следующей форме (каждый показатель этого а рассчитывается по специальным формулам дополнительно: расчет потребности в оборотных средствах, построение графика безубыточности, расчет валовой прибыли и т.д.) .
доходов и расходов. (см. приложение) Расчет позволяет проверить правильность налоговых и неналоговых платежей, определить необходимую потребность в денежных ресурсах для уплаты налогов, в т.ч. по авансам, осуществить оперативный финансовый контроль, определить в целом налоговый пресс на предприятие и корректировать налоговую политику предприятия (минимизация прибыли под налогообложение
1. 23 - 25%) .
движения денежных средств на счетах в банках и в кассе.
Он отражает поток денежных ресурсов (нал. и безнал.) . Этот необязателен, но годовой отчетности предусматривается отчет о движении денежных средств (форма 4) . Составляется на год с разбивкой по кварталам и месяцам, с делением на текущую, инвестиционную и финансовую деятельность.
Примерная схема: 1 все расходы и поступления; 2 все расходы и отчисления; 3 балансирующие статьи.
А также может быть составлен кассовый (кассовая заявка) - оборота наличных денег (поступления или выплаты через кассу предприятия) . Включая поступления в кассу (кроме поступлений из банка) , расходы наличкой, расчет расходов на оплату труда.
овый бухгалтерский баланс на конец ируемого года (сводный баланс активов и пассивов) . Составляется по форме бухгалтерского баланса отчетного периода с учетом овых изменений и корректировок. Он показывает какое было состояние активов и пассивов после окончания периода деятельности. Этот баланс позволяет инвесторам и акционерам видеть перспективу развития. Каждый раздел баланса (или финансового а) может иметь соответствующие расшифровки или дополнения.
Перечень предприятий дебиторов и кредиторов: позволяет выявить динамику состояния дебиторской и кредиторской задолженности, реальность получения денег, выявить неплатежеспособность дебиторов для последующего списания затрат на финансовые результаты. движения капитала: составляется в разрезе УК, добавочного капитала, резервного капитала (фонда) , фондов целевого назначения (потребления, накопления, страховой) , нераспределенная прибыль. Остаток на начало, ируемое поступление (все источники) , ируемое использование, остаток на конец.
Денежные потоки. 1 Цели задачи управления денежными потоками.
2 Денежные потоки, возникшие в текущей деятельности предприятия.
3 Денежные потоки, формируемые в инвестиционной сфере.
4 Прогнозирование денежных потоков по предприятию.
Вся совокупность финансовых отношений на предприятии обуславливает использование денег денежных отношений. Для обеспечения непрерывности процесса производства и реализации в соответствии с целями развития данного предприятия они будут систематически восстанавливать и пополнять, используя денежные средства, свои производственные запасы, производственные фонды, выплачивать заработную плату, производить расчеты с другими предприятиями, бюджетом и внебюджетными фондами, реализовывать свою продукцию и т.д.. Т. е. при наличии денежных средств совершается кругооборот средств на предприятии.
В экономической литературе существует несколько толкований денежных потоков: 1 Движение только наличных денег; 2 Движение только безналичных денег; 3 Денежные потоки связанные с обслуживанием только оборотного капитала; 4 Денежные потоки связанные с обеспечением предприятия основным и оборотным капиталом. Система денежных отношений, денежные потоки на предприятии можно подразделить на денежные потоки: 1 между предприятием и другими предприятиями по поводу оплаты поставок, оборудования, материалов, сырья, реализация продукции, с работниками по выплате заработной платы; 2 между предприятием и собственниками, учредителями или акционерами, по выплате процентов, дивидендов, вкладов в УК, дополнительных взносов и т.д. ; 3 между предприятием и подразделениями (самост. и завис. юридически) по нераспределенной прибыли, оборотному капиталу и т.д. ; 4 между предприятием и бюджетом, внебюджетными фондами по уплате налогов и сборов, получению бюджетных ассигнований и т. д; 5 между предприятием и банками по осуществлению расчетов, получению и возврату кредита; 6 между предприятием и инвестиционными фондами, страховыми компаниями и т.д. по получению и возврату инвестируемых средств; 7 между предприятием гражданами, как юридическими лицами, по получению и возврату ссуд, благотворительным взносам и т.д..