Организация управления финансами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2012 в 14:57, реферат

Описание работы

За финансовую работу на предприятиях, в соответствии с Гражданским Кодексом, отвечает директор данного предприятия, а за материальные издержки – собственник. За управление финансами отвечает финансовый директор или главный бухгалтер.
На крупных предприятиях создаются спец службы: отдельно специалисты по оперативным, текущим и стратегическим денежным потокам..

Файлы: 1 файл

организация управления финансами.doc

— 538.50 Кб (Скачать файл)

2.       финансирование за счет бюджета и бюджетных ассигнований;

3.       затраты, покрываемые за счет кредитных ресурсов.

Затраты на воспроизводство капитала по источникам делятся на три части:

1.       затраты на восстановление ОПФ, ремонт и обслуживание; осуществляется из выручки от реализации продукции;

2.       оборотные активы, авансированные в производство;

3.       затраты на формирование, реконструкцию, расширение ОПФ, прирост оборотных активов, производство за счет собственных, привлеченных и заемных средств.

Затраты на производство продукции возмещаются из выручки, но с учетом положения о составе затрат. Направление средств на социально-культурную программу осуществляется только за счет собственных средств, с незначительным использованием кредитных ресурсов банков. Операционные расходы могут покрываться за счет всех источников средств.

По источникам и методам финансирования все затраты подразделяются на две группы:

1.       финансируемые из собственных, привлеченных и заемных средств;

2.       возмещаемые из выручки от реализации продукции.

К первой группе относятся:

1.       затраты, связанные с восстановлением и расширением основного производственного капитала, имеющие капитальный характер;

1.       затраты на приобретение товароматериальных ценностей;

1.       затраты, связанные с разовыми расходами;

1.       затраты, связанные с инвестированием свободных денежных средств.

Ко второй группе относятся:

1.       оплата задолженности внутри предприятия;

1.       затраты разовые, но носящие некапитальный характер;

1.       затраты на инвестирование некапитального характера.

Первая группа – затраты на производство и реализацию продукции – вложение свободных денежных средств предприятия. Вторая – затраты, связанные с производством, они и образуют издержки.

Так же как и затраты, издержки делятся на:

1.       экономические;

1.       бухгалтерские;

1.       альтернативные.

В состав бухгалтерских издержек включаются только явные затраты, т.е. стоимость всех видов затраченных ресурсов на производство и реализацию продукции.

В состав экономических издержек включаются бухгалтерские затраты и доходы факторов производства, которые не могут быть выражены в стоимостном выражении.

Альтернативные издержки – минимальные издержки; лучший вариант сочетания используемых ресурсов при производстве и реализации продукции.

В российской практике понятие издержки равно с/с. Только в торговле общественным питанием в документах выделены издержки.

Различают:

1.       производственную с/с – совокупность всех производственных затрат, связанных с изготовлением продукции;

2.       полная с/с – производственная с/с плюс затраты, связанные с реализацией, т.е. непроизводственные, коммерческие расходы.

Затраты, относимые на с/с, классифицируются по признакам:

1.       метод отнесения на с/с;

1.       связь с объемом производства;

1.       степень однородности затрат.

Затраты:

1.       условно-постоянные;

1.       условно-переменные;

1.       одноэлементные (или комплексные) .

Затраты делятся по элементам и по статьям затрат.

Затраты, входящие в с/с, группируются по элементам:

1.       материальные затраты;

2.       затраты на оплату труда;

3.       отчисления на социальные нужды;

4.       амортизация ОФ;

5.       прочие затраты.

Кроме того, в каждой отрасли существует специфический ряд затрат, которые могут по-другому учитываться в составе с/с и всех затрат:

1.       затраты, связанные с технологией и организацией производства;

2.       затраты, связанные с использованием природного сырья;

3.       затраты некапитального характера связанные с совершенствованием технологий;

4.       затраты на производственное обслуживание;

5.       отчисления в государственные и внебюджетные фонды;

6.       платежи по кредитам банков;

7.       затраты связанные с воспроизводством ОФ, включаемые в с/с;

8.       износ НА;

9.       налоги, отчисления из с/с;

10.   и другие виды затрат.

Затраты, входящие в с/с в валюте, пересчитываются по курсу ЦБРФ и отражаются в рублях.

Состав затрат по элементам формируется в отраслевых инструкциях и характеризует отраслевую структуру с/с. Издержки в системе управления предприятием являются основным показателем, т.к. показатель используется в финансовой работе, при расчете прибыли, суммы налогов, взаимоотношений с бюджетом, рентабельности в целом и по программам.

Управление с/с включает в себя все этапы производства, а финансовое управление является начальным и завершающим этапом. На начальном этапе – это определение имеющихся ресурсов, на завершающем – определение выручки от реализации. На завершающем этапе проводится анализ с точки зрения безубыточности объемов производства и реализации, рынков сбыта, т.к. для управления или организации финансового управления и контроля используются предварительные данные смет затрат на производство и реализацию продукции, или бюджет производства и реализации. Такие сметы или бюджеты являются расчетными, имеют различные формы и составляются для разработки технологических бюджетов или смет, смет обеспечения трудовыми ресурсами, смет накладных расходов, смет о финансовых ресурсах и т.д. Кроме того, в расчетах применяются альтернативные сметы, они берутся или из условных параметров, или с конкурирующих предприятий, могут быть рассчитаны специалистами.

Смета позволяет рассчитать:

1.       объем реализации продукции по с/с;

2.       прибыль от реализации произведенной продукции;

3.       оценить материалоемкость и трудоемкость;

4.       спрогнозировать потребность в оборотных средствах и т.п.

на практике применяют два вида смет:

1.       смета производства продукции (бюджет производства) ;

2.       смета производства и реализации.

Для удобства и более полного обоснования с/с на практике могут использоваться годовые, квартальные и месячные сметы.

Т. к. финансисты работают с овыми показателями, то овый объем реализации рассчитываем по следующей формуле: Выручка от реализации по с/с = остатки на начало периода + объем выпущенной продукции – остатки на конец периода.

В зависимости от учетной политики остатки на начало и на конец года могут иметь различный состав:

1.       если предприятие работает по поступлению средств в кассу или на расчетные счета, то остатки на начало года включают в себя:

1.       остатки на складе ГП;

1.       товары отгруженные, срок оплаты которых не наступил;

1.       товары отгруженные, срок оплаты которых истек;

1.       товары на ответственном хранении;

на конец года:

1.       товары отгруженные на складе;

1.       товары отгруженные, срок оплаты которых не наступил;

1.       при учетной политике по отгрузке рассчитываются только остатки по ГП на начало и конец года на складе ГП.

  ФОРМИРОВАНИЕ ВЫРУЧКИ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ, РАБОТ, УСЛУГ. Момент реализации продукции, работ, услуг в мировой практике определяется моментом перехода права собственности от первых владельцев к другим. Передача этого права осуществляется в соответствии с условиями договоров купли-продажи, договоров обмена и регулируется гражданским правом той страны, где осуществляется операция.

В России переход прав осуществляется на основе законодательства по двум вариантам:

1.       по оплате;

1.       по отгрузке;

При условиях бартерной сделки моментом реализации считается момент поступления продукции, работ, услуг покупателю.

Стоимость продукции, реализованной покупателю, можно определить по различным ценам:

1.       оптовым;

1.       розничным;

1.       договорным, которые в свою очередь делятся на отпускные и покупные;

1.       мировым;

На практике можно так же применить условно-расчетные цены. Выручка т. о. будет определяться по желанию предприятия, исходя из требований законодательства.

От своевременности поступления средств зависит финансовое состояние и устойчивость положения предприятия, состояния оборотных средств, расчётов с бюджетами и внебюджетными фондами. (В соответствии с российским законодательством, как предварительная оплата, так и задержка приводят к дополнительным расчётам с бюджетом по налогам.) Расчёты по договорам поставок осуществляются, как правило, в валюте России; учёт выручки так же в рублях. Международные расчёты осуществляются в соответствии с системой валютного регулирования и в иностранной валюте (существуют определённые правила покупки, продажи валюты; правила учёта валюты, налогообложения валютных операций) .

Предприятия, экспортирующие продукцию, получают выручку на валютные счета банков, остатки по валютным счетам пересчитываются в рубли, при расчёте выручки от реализации. Существуют определённые правила зачисления средств на расчетный счет и их расходования.

Выручка, поступившая на счета или с кассу, как правило, сразу используются на определённые цели (покупка сырья, материалов и т.п.) .

Не смотря на все внешние признаки, т.е. денежная форма расчётов за выполнение работ и услуг или за отгруженную продукцию, выручка не является доходом в полном смысле слова, т.к. она включает в себя, по внутреннему содержанию, средства по возмещению затрат, средства по оплате налогов и прибыль.

На величину выручки влияют объективные и субъективные факторы.

К объективным относятся внутренние и внешние.

Внутренние – объём производства, уровень издержек, качество продукции, ритмичность выпуска, ассортимент (в производстве) ; ритмичность отгрузки, своевременное оформление документов, оптимальные формы расчётов (в обращении) .

Внешние – рынок сырья, материалов, полуфабрикатов, объём производства в своей компетенции, качество по сравнении с аналогами других предприятий, ритмичность поставок (в производстве) ; сроки документооборота, соблюдении условий договоров, оптимальная форма расчётов (в сфере обращения) .

Кроме того, могут быть дополнительные расходы: нарушение сроков поставки материалов и других ресурсов, ошибки в транспортном обеспечении, несвоевременная оплата.

К субъективным факторам относятся: факторы морального а, политическая обстановка на рынке, сфера деятельности, реклама или антиреклама.

Как правило, выручка от реализации продукции основана на: объёме реализации продукции на сторону, исходя из цен без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок; без таможенных пошлин и тарифов.

НДС и акцизы, как косвенные налоги, подлежат оплате в бюджет и не принадлежат предприятию.

Торгово-сбытовые скидки поступают посредническим организациям.

Пошлины оплачиваются до реального осуществления экспорта или импорта.

Величина выручки от реализации услуг определяется от объёма реализации услуг, выполненных для сторонних предприятий по направлениям и в соответствии с установленными тарифами и расценками.

В состав объёма реализации включаются также: реализация своим работникам, реализация внутри предприятия, выданная в качестве возмещения.

Деньги и иные средства, поступающие от реализации или выбытия ОС, ОА, НА не включаются в выручку от реализации продукции, работ, услуг. Выручка от реализации валютных ценностей, ценных бумаг может включаться в объём выручки при определённых условиях.

Различные методы учёта выручки от реализации, специфика деятельности, организационно-правовые формы предприятия предполагают и различные варианты её отражения.

Применение метода учета выручки по отгрузке учитывается в мировой практике на положении о том, что доходы, начисляются в том же периоде, в котором они заработаны, независимо от поступления денежного эквивалента, а так же на законодательстве о переходе права собственности. В России такая система учёта применяется, как правило, только предприятиями, работающими с зарубежными клиентами.

Величина выручки от реализации в системе управления определяется по аналогичной формуле, как и величина издержек на производство и реализацию продукции.

Затраты на производство=Затраты в остатках на начало периода + Затраты на производство в данном периоде - Затраты в остатках на конец периода.

Выручка=Выручка в остатках на начало периода + Выручка от реализации в отчётном периоде - Выручка в остатках на конец периода.

Выручка определяется в ценах того периода, в котором производится реализация. Остатки на начало и на конец года переводятся в цены данного периода, для этого используется коэффициент рентабельности и индекс цен.

Все составляющие выручки выражаются в ценах реализации: остатки пересчитываются на начало ового года из цен предшествующего ируемому периоду с учётом коэффициентов инфляции и рентабельности. Выпущенная продукция отражается в действующих ценах, остатки на конец периода учитываются в ценах ового периода, т.е. не пересчитываются.

В связи с выручкой, существуют такие понятия, как минимальный объём реализации продукции, который определяет количество реализованной продукции, при котором предприятие уже не несёт убытка от производства, но и не получает прибыли.

Здесь применяется формула: Постоянные овые затраты / 1-Базисная доля переменных затрат, где Базисная доля переменных затрат=Переменные расходы в базисном периоде / Объём реализации в базисном периоде.

Минимальный объём реализации позволяет покрыть все постоянные расходы предприятия. Для покрытия затрат в целом по предприятию (в большем объёме) должна быть получена какая-либо прибыль, применяем следующую формулу: Минимальный объём реализации * (1- базисные переменные расходы) – Постоянные овые расходы.

Следует иметь в виду, что такие формулы расчета объёма реализации применяются только для малых предприятий, где существуют 1-2 производственные программы.

Производственный рычаг. Производственный рычаг связан с объёмом реализации и непосредственно с прибылью.

Применяются два основных подхода:

1.       сопоставление предельной выручки с предельными затратами;

2.       сопоставление выручки от реализации с суммарными затратами (постоянными или переменными) ;

При решении обеих этих задач на практике, обнаруживается, что каждое изменение выручки от реализации порождает ещё более сильное изменение прибыли (это сила рычага) .

Информация о работе Организация управления финансами