Основные понятия конкурентоспособности продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 11:34, курсовая работа

Описание работы

Цель работы –на основании изученных литературных источников провести исследования на предприятии и дать оценку конкурентоспособности товара и разработать ряд мероприятий по повышению конкурентоспособности.
Для достижения поставленной цели необходимо поставить и выполнить ряд задач:
Рассмотреть методологические основы изучения конкуренто-способности товаров;
Проанализировать конкурентоспособность продукции ОАО «Барановичский комбинат хлебопродуктов»;
Рассмотреть пути повышения конкурентоспособности ОАО «Барановичский комбинат хлебопродуктов»

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРОВ 7
1.1 Основные понятия конкурентоспособности продукции 7
1.2 Факторы, определяющие конкурентоспособность товаров и услуг 15
1.3 Показатели и методы оценки конкурентоспособности продукции 20
ГЛАВА 2 ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НА ОАО «БАРАНОВИЧСКИЙ КОМБИНАТ ХЛЕБОПРОДУКТОВ» 35
2.1 Общая характеристика и анализ технико-экономических показателей ОАО «Барановичский комбинат хлебопродуктов» 35
2.2 Анализ конкурентоспособности продукции и оценка основных конкурентов ОАО «Барановичский комбинат хлебопродуктов» 46
2.3 Интернет в маркетинговой деятельности ОАО «Барановичский комбинат хлебопродуктов» 62
ГЛАВА 3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОАО «БАРАНОВИЧСКИЙ КОМБИНАТ ХЛЕБОПРОДУКТОВ» 70
3.1 Пути повышения конкурентоспособности продукции за счёт улучшения её качества и разработки новых видов продукции 70
3.2 Пути повышения конкурентоспособности продукции путём снижения её себестоимости 74
3.3 Экономическая эффективность от предложенных мероприятий на "ОАО Барановичском комбинате хлебопродуктов".
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 84

Файлы: 1 файл

Оценка конкурентоспособности предприятия и выпускаемой им продукции (Автосохраненный).doc

— 5.12 Мб (Скачать файл)

РЕФЕРАТ

 

Курсовая работа работа: 57 с., 5 рис., 25 табл., 34 источников, 5 приложений

Тема: Оценка конкурентоспособности предприятия и выпускаемой им продукции на ОАО «Барановичский комбинат хлебопродуктов»

 

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОДУКЦИИ, ЦЕНА, КАЧЕСТВО, ПОТРЕБИТЕЛИ, ПАРАМЕТРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ, МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ, КОНКУРЕНТЫ

Объектом исследования в данной курсовой работе являются результаты финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Барановичский комбинат хлебопродуктов».

Предметом изучения является конкурентоспособность предприятия и выпускаемой им продукции.

Цель работы – провести оценку конкурентоспособности продукции на рынке на примере продукции ОАО «Барановичский комбинат хлебопродуктов» и разработать рекомендации по её повышению.

В процессе работы были изучены  следующие вопросы: понятие конкуренции и конкурентоспособности и её роль в современных условиях, управление качеством продукции и политика предприятия в области качества.

Областью возможного практического применения результатов являются предприятий агропромышленного комплекса.

Автор работы подтверждает, что приведённый в ней расчётно-аналитический  материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных источников теоретические и методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

______________ /подпись студента/

 
ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Предприятие не сможет добиться коммерческого успеха на рынке, удержать свои позиции и преимущества в конкурентной среде, если не определит для себя, что составляет его конкурентоспособность и не определит круг задач по повышению конкурентоспособности.

В последние годы произошло усложнение экономических связей, наблюдается динамичное развитие хозяйственной деятельности, требуются новые подходы к разработке и производству изделий.

Товаропроизводители должны строить свою деятельность исходя из главного принципа: наиболее полно удовлетворить требования потребителя. А этого можно достичь, только с экономически эффективной, качественной, и конкурентоспособной продукцией, производство которой определяет финансовое благополучие производителей.

Таким образом, одна из важнейших проблем – это качество и конкурентоспособность товаров и услуг, предполагающая формирование принципиально новых подходов к исследованию и оценке этих аспектов.

Роль и значение повышения качества продукции для нашей страны на современном этапе социальных и экономических преобразований является актуальной задачей.

В современных условиях товар становится индикатором силы, экономической безопасности и конкурентоспособности отечественного продуцента.

Насыщение рынка товарами предполагает не только увеличение объема их производства, но и повышение конкурентоспособности.

Для того чтобы обеспечить производство более конкурентоспособного товара необходимо проводить исследование конкурентоспособности еще на стадии разработки, создания товара; и в  дальнейшем, следует периодически проводить анализ конкурентоспособности уже на стадии производства и реализации продукции, сравнивая ее с аналогами, чтобы иметь возможность формирования ассортимента более конкурентоспособной продукции на рынке и выявлять ту продукцию, для которой необходимо разрабатывать специальные мероприятия по повышению конкурентоспособности.

Изучение конкурентоспособности  товара должно вестись непрерывно и систематически. Это дает возможность уловить момент, когда данный показатель начнет снижаться.

В итоге можно вовремя  принять то или иное оптимальное  решение: снять изделие с производства или модернизировать его, перевести на другой рынок.

Всё вышеизложенное определяет актуальность темы курсовой работы.

Объектом исследования в данной курсовой работе являются результаты финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Барановичский комбинат хлебопродуктов».

Предметом изучения является конкурентоспособность предприятия и выпускаемой им продукции.

Цель работы –на основании изученных литературных источников провести исследования на предприятии и дать оценку конкурентоспособности товара и разработать ряд мероприятий по повышению конкурентоспособности.

Для достижения поставленной цели необходимо поставить и выполнить ряд задач:

    1. Рассмотреть методологические основы изучения конкуренто-способности товаров;
    2. Проанализировать конкурентоспособность продукции ОАО «Барановичский комбинат хлебопродуктов»;
    3. Рассмотреть пути повышения конкурентоспособности ОАО «Барановичский комбинат хлебопродуктов»

Задачи обусловили структуру курсовой работы. Она состоит из трех разделов: теоретического, аналитического и проектного. В первом разделе даются описания теоретических аспектов понятия конкурентоспособности продукции, рассмотрены факторы определяющие конкурентоспособность товаров и услуг.

В аналитической части  дается общая характеристика предприятия, проводится анализ конкурентоспособности продукции рассматриваемого предприятия.

В третьем проектно-рекомендательном разделе рассматриваются пути повышения конкурентоспособности продукции за счет различных факторов.

Анализ деятельности предприятия проводился за период 2009-2011 гг. Основным источником практического материала, использованного при написании курсовой работы, являются статистические данные, отчетные данные предприятия, плановые расчеты.

При проведении анализа  в основном использовались методические подходы, изложенные в учебнике Савицкая Г.В. «Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК».

Для написания курсовой работы были использованы учебники белорусских и российских авторов, материалы периодической печати. В качестве учебных пособий использовались издания, особое внимание в которых уделено финансовым направлениям в управлении фирмой.

По материалам периодической  печати изучались используемые на предприятиях современные подходы и принципы оценки конкурентоспособности продукции предприятия.

Кроме этого при написании  работы был также изучен ряд законодательных и нормативных документов, регулирующих вопросы составления отчетности, специальные журналы и материалы темы в периодической печати. При выполнении курсовой работы использовались Интернет-ресурсы.

 

ГЛАВА 1 
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРОВ

1.1 Основные  понятия конкурентоспособности  продукции

 

Конкуренция – (от лат. сoncurrence – сталкиваться) – борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей. На мировом рынке постоянно существует острая конкуренция товаропроизводителей.

В экономической литературе можно выделить ряд подходов и  типологий к конкуренции. В зависимости от классификационного признака различают следующие виды конкуренции:

1. По состоянию рынка выделяют: совершенная (свободная), несовершенная, регулирующая.

Совершенная (свободная) конкуренция основана на частной  собственности и хозяйственной обособленности. Она предполагает, что на рынке имеется множество независимых фирм, самостоятельно решающих, что создавать и в каких количествах, а также предполагает следующее:

объём производства отдельной фирмы является незначительным и не оказывает влияния на цену реализуемого этой фирмой товара; реализуемые каждым производителем товары являются однородными; покупатели хорошо информированы о ценах, и если кто-то повысит цену на свою продукцию, то потеряет покупателей; продавцы действуют независимо друг от друга; доступ на рынок никем и ничем не ограничен [6].

Несовершенная конкуренция  существовала всегда, но особенно обострилась в конце XIX – начале XX в. в связи с образованием монополий. В этот период происходит концентрация капитала, возникают акционерные общества, усиливается контроль за природными, материальными и финансовыми ресурсами. Термин «монополия» в буквальном смысле означает единственного продавца товара, но в современных условиях он используется для обозначения различных видов рыночных ситуаций, характерных для несовершенной конкуренции. Монополия предполагает исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определённой группе лиц или государству. Это означает, что по своей природе монополия – прямая противоположность совершенной конкуренции. Монополизация экономики явилась закономерным следствием большого скачка в концентрации промышленного производства под воздействием научно – технического прогресса. Профессор П. Самуэльсон подчёркивает это обстоятельство: «Экономике крупного производства, возможно, присущи определённые факторы, ведущие к монополистическому содержанию организации бизнеса. Это особенно наглядно проявляется в быстро меняющейся области технологического развития. Ясно, что конкуренция не смогла бы долго просуществовать и быть эффективной в сфере бесчисленного множества производителей»

2. По способам соперничества выделяют: ценовую и неценовую.

Ценовая конкуренция  происходит, как правило, путём искусственного сбивания цен на данную продукцию. При  этом широко используется ценовая дискриминация, которая имеет место тогда, когда данный продукт продаётся по разным ценам и эти ценовые различия не оправданы различиями в издержках. Ценовая дискриминация возможна при трёх условиях: продавец должен быть монополистом или обладать некоторой степенью монопольной власти; продавец должен быть способен выделять покупателей в группы, которые имеют разную покупательскую способность; первоначальный покупатель не может перепродавать товар или услугу [8, с.54].

Ценовая дискриминация  наиболее часто применяется в сфере услуг (врачей, адвокатов, гостиниц и т.д.), при оказании услуг по транспортировке продукции; при реализации товара, который не поддаётся перераспределению с одного рынка на другой (транспортировка скоропортящихся продуктов с одного рынка на другой).

Неценовая конкуренция  проводится, главным образом, посредством  совершенствования качества продукции  и условий её продажи, «сервизации» сбыта. Повышение качества может осуществляться по двум основным направлениям: первое – совершенствование технических характеристик товаров; второе – улучшение приспособляемости товара к нуждам потребителей. Неценовая конкуренция посредством улучшения качества продукции получила название конкуренции по продукту. Этот вид конкуренции основывается на стремлении захватить часть отраслевого рынка путём выпуска новых товаров, которые либо принципиально отличаются от своих предшественников, либо представляют модернизированный вариант старой модели. Конкуренция, основанная на повышении качества, имеет противоречивый характер. С одной стороны, повышение качества служит способом скрытого снижения цен и расширения сбыта; с другой – качество – это субъективная оценка, которая открывает возможность фальсификации качества путём рекламы и красивой упаковки.

Неценовая конкуренция путём сбыта продукции получила название конкуренции по условиям продаж. Этот вид конкуренции основывается на улучшении сервиса обслуживания покупателя. Сюда входит воздействие на потребителя через рекламу, совершенствование торговли, установление льгот по обслуживанию покупателей после приобретения товара, т.е. в процессе его эксплуатации.

Сильнейшим орудием  неценовой конкуренции всегда была реклама, сегодня ее роль возросла многократно. С помощью рекламы фирмы не только доносят до покупателей информацию о потребительных свойствах своих товаров, но и формируют доверие к своей товарной, ценовой, сбытовой политике, стремясь создать образ фирмы, как «хорошего гражданина» той страны, на рынке которой предприниматель выступает во внешней торговле.

К незаконным методам  неценовой конкуренции относятся  промышленный шпионаж, переманивание специалистов, владеющих производственными секретами, выпуск товаров, внешне ничем не отличающихся от изделий-подлинников, но существенно худших по качеству, а поэтому обычно на 50% более дешевых, закупка образцов с целью их копирования.

Следует отметить, что  в сфере маркетинга принято выделять три вида конкуренции:

    1. предметную;
    2. видовую;
    3. функциональную (см. рис. 1).

Рисунок 1.1 – Виды конкуренции

Примечание – Источник: [8, с.61]

 

Функциональная конкуренция  возникает при удовлетворении конкретной потребности покупателя разнообразными товарами.

Информация о работе Основные понятия конкурентоспособности продукции