Основные понятия конкурентоспособности продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 11:34, курсовая работа

Описание работы

Цель работы –на основании изученных литературных источников провести исследования на предприятии и дать оценку конкурентоспособности товара и разработать ряд мероприятий по повышению конкурентоспособности.
Для достижения поставленной цели необходимо поставить и выполнить ряд задач:
Рассмотреть методологические основы изучения конкуренто-способности товаров;
Проанализировать конкурентоспособность продукции ОАО «Барановичский комбинат хлебопродуктов»;
Рассмотреть пути повышения конкурентоспособности ОАО «Барановичский комбинат хлебопродуктов»

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРОВ 7
1.1 Основные понятия конкурентоспособности продукции 7
1.2 Факторы, определяющие конкурентоспособность товаров и услуг 15
1.3 Показатели и методы оценки конкурентоспособности продукции 20
ГЛАВА 2 ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НА ОАО «БАРАНОВИЧСКИЙ КОМБИНАТ ХЛЕБОПРОДУКТОВ» 35
2.1 Общая характеристика и анализ технико-экономических показателей ОАО «Барановичский комбинат хлебопродуктов» 35
2.2 Анализ конкурентоспособности продукции и оценка основных конкурентов ОАО «Барановичский комбинат хлебопродуктов» 46
2.3 Интернет в маркетинговой деятельности ОАО «Барановичский комбинат хлебопродуктов» 62
ГЛАВА 3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОАО «БАРАНОВИЧСКИЙ КОМБИНАТ ХЛЕБОПРОДУКТОВ» 70
3.1 Пути повышения конкурентоспособности продукции за счёт улучшения её качества и разработки новых видов продукции 70
3.2 Пути повышения конкурентоспособности продукции путём снижения её себестоимости 74
3.3 Экономическая эффективность от предложенных мероприятий на "ОАО Барановичском комбинате хлебопродуктов".
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 84

Файлы: 1 файл

Оценка конкурентоспособности предприятия и выпускаемой им продукции (Автосохраненный).doc

— 5.12 Мб (Скачать файл)

В качестве конкурентов  ОАО «Барановичхлебопродукт» на территории РБ можно выделить: предприятия по производству муки и комбикормов; частные минимельницы по производству сортовой муки, отрубей; частные минимельницы по производству муки грубого помола, отрубей; передвижные установки по производству кормосмеси для кормления сельскохозяйственных животных на базе автомобильного транспорта.

 

Доля ОАО «Барановичхлебопродукт»  на рынке мукомольной продукции  по данным объемов производства за  2011 год представлена на рис. 2.1.

Рисунок 2.1 – Доля предприятий ОАО «Брестоблзернопродукт» по объемам производства муки

Примечание – Источник: [8]

 

Из представленной на рисунке 2.1 структуры, видно что ОАО «Барановичхлебопродукт» является лидером по объемам производства мукомольной продукции среди аналогичных предприятий свой области.

Качество выпускаемой продукции ОАО «Барановичхлебопродукт» подтверждается сертификатом соответствия.

Об уровне качества выпускаемой  продукции свидетельствуют следующие данные.

В 2011 году мельница трехсортного помола работала на пшеничном 3-х сортном 75% помоле. При этом обеспечены следующие выхода продукции, представленные в таблице 2.16.

Фактическое увлажнение за 2011 год на пшеничном трёхсортном помоле составило – 1.59 % или 533534 кг.

 

Таблица 2.12 – Анализ выработки продукции (на трехсотрном помоле) ОАО «Барановичхлебопродукт» за 2011 год.

Наименование продукции

Расчётный выход,  %

Фактический выход,  %

Отклонения

Выработано продукции, кг

Крупа манная

0,50

0.80

+ 0.30

270050

Мука пшеничная в/с

35.85

40.51

+ 4.66

13591908

Мука пшеничная 1 сорт

32.24

28.71

- 3.53

9635483

Мука пшеничная 2 сорт

4.91

6.99

+2.08

2345230

Итого

73.50

77.01

+3.51

25842671


  1. Примечание – Источник: данные приложений Б, В, Г
  2. Примечание – Источник: собственная разработка.

 

Исходя из данной таблицы, очевидно, что в 2011 году выработано:

муки пшеничной в/с 13591908 кг, муки пшеничной 1 сорт 9635483 кг, муки пшеничной 2 сорт 2345230 кг, крупы манной 270050 кг.

Увлажнение за 2011 год на двухсортном помоле составило – 0.53% или 87211 кг.

Из-за недоувлажнения зерна  выработано муки с влажностью менее 13 %: по мельнице № 1- муки в/с – нет, 1 сорта – нет, 2 сорта – 364 т. по мельнице № 2 на двухсортном помоле ржаной сеяной – нет, ржаной обдирной – 345 т.

Серийное производство данной продукции подтверждается сертификатами  соответствия, выданными РУП «Барановичский ЦСМС»:

мука ржаная хлебопекарная  сеяная, обдирная, обойная сертифицирована  в соответствие требованиям ГОСТ 7045, СанПиН 1163 РБ 98, ГН 10-117-99, зарегистрированного в Государственном реестре под № ВY/112 03.06-009 00719, № 0026243 действительного до 09.04. 2009 года;

крупка пшеничная дроблёная  сертифицирована на соответствие ГОСТ 18271-72, СанПиН 1163 РБ 98, ГН 10-117-99, зарегистрированного в Государственном реестре под № ВY/112 03.06.009 01493, № 0002960 действительного до 18.04.2011 года;

мука пшеничная  сертифицирована  на соответствие СТБ 1666-2006, СанПиН 1163 РБ 98, ГН 10-117-99, зарегистрированного в  Государственном реестре под № ВY/112 03.06.009 01012 действительного до 13.12.2009 года;

крупа манная сертифицирована  на соответствие требованиям  ГОСТ 7022-97, СанПиН 1163 РБ 98, ГН 10-117-99, зарегистрированного  в Государственном реестре под  № ВY/112 03.06.009 01448, № 0002952 действительного до 30.03.2011 года;

полуфабрикаты мучных изделий. Мука для блинов и оладий (высший сорт и 1-ый сорт) сертифицирована на соответствие требованиям СТБ 954-94 РЦ РБ 101163237.099-2003, СанПиН 1163 РБ 98, ГН 10-117-99, зарегистрированного в Государственном реестре под № ВY/112 03.1.1. ЛП 4640 действительного до 02.03.2009 года;

полуфабрикаты мучных изделий. Смесь сухая для кекса «Залаты  гаспадар» и смесь сухая для  бисквита «Святочны гаспадар» сертифицирована  на соответствие требованиям СТБ 954-94, РЦ РБ 101163237.609-2006, РЦ РБ 101163237.610-2006, СанПиН 1163 РБ 98, ГН 10-117-99, зарегистрированного в Государственном реестре под № ВY/112 03.1.1. ЛП 4662 действительного до 02.11.2009 года;

полуфабрикаты мучных изделий. Сухая смесь для пиццы: «Пицца дрожжевая», «Пицца оригинальная» сертифицирована на соответствие СТБ 954-94, РЦ BY 101163237/207-2007, РЦ BY 101163237.218-2007,  СанПиН 1163 РБ 98, ГН 10-117-99, СТБ 1100-98, зарегистрированного в Государственном реестре под № ВY/112 03.1.1. ЛП 4696 действительного до 05.06.2010 года.

Вся отгруженная продукция  соответствовала требованиям ГОСТ, ТУ и СТБ. Претензий и рекламаций к качеству не поступало.

Мука пшеничная, вырабатываемая на ОАО «Барановичхлебопродукт», высокого качества, соответствует всем нормативно-техническим документам, СанПиН ГН -10-117-99 (РД-99), что подтверждено выдачей сертификатов соответствия, выданных РЦП «Барановичский ЦСМС» и удостоверений о государственной гигиенической регистрации, выданных «Брестский областной центр гигиены и эпидемиологии и общественного здоровья».

Мукомольная и комбикормовая  продукция вырабатывается согласно ГОСТа, технических условий единых для всех предприятий-производителей Республики Беларусь, в силу чего принципиальное сравнение качества продукции производителей-конкурентов не целесообразно.

Немаловажную роль в  конкуренции на рынке сбыта играет цена. Отпускные цены ОАО «Барановичхлебопродукт»  определяются на основе совокупности правил, касающихся формирования цен  на основе себестоимости продукции, с одной стороны, и приоритетов отдельных клиентов, объемов их закупок – с другой.

Сравнительный анализ цен  мукомольной продукции для нужд хлебопечения, отпускных цен мукомольной  продукции для оптовых баз, в магазинах на мукомольную продукцию представлен соответственно в таблицах в таблице 2.18, 2.19 и 2.20.

На частном секторе  рынка по прежнему присутствует мукомольная  и комбикормовая продукция российского  производства, зачастую не соответствующая  качественному и весовому содержанию, но из-за значительной разницы в цене, продукция пользуется повышенным спросом.

Поэтому, коллектив ОАО  «Барановичхлебопродукт», работая  в условиях конкуренции, стремится  к производству продукции, которая  в большей степени удовлетворяла  бы нужды потенциальных и реальных покупателей, а также отличалась бы высоким качеством и была доступной по цене. Постоянно проводимая работа по исследованию рынка сбыта позволяет своевременно реагировать на изменения требований потребителя к товару, возможное развитие требований рынка на перспективу.

 

Таблица 2.13 – Сравнительный анализ цен в магазинах на мукомольную продукцию, выпускаемую предприятиями

Производитель

Вес

Упаковка

Цена

мин

макс

ОАО «Барановичхлебопродукт»

1кг.

2кг.

Бумажный пакет

Бумажный пакет

1650

3210

1730

3360

ОАО «Минский КХП»

1кг.

2кг.

Бумажный пакет

Бумажный пакет

2000

3800

2030

3870

ОАО «Лидахлебопродукт»

1кг.

2кг.

Бумажный пакет

Бумажный пакет

1970

3730

2020

3790

РФ

1кг.

2кг.

Бумажный пакет

Бумажный пакет

2110

3220

2850

3880


  1. Примечание – Источник: данные приложений Б, В, Г
  2. Примечание – Источник: собственная разработка.

В таблице 2.13 представлен  сравнительный анализ цен в магазинах  на мукомольную продукцию, исходя их этих данных можно сделать вывод, что на «ОАО Барановическом комбинате  хлебопродуктов» самые низкие цены по сравнению с «ОАО Минский КХП», «ОАО Лидахлебопродукт».

Своевременное реагирование на изменение требований рынка, прогнозирование  процессов, происходящих на рынке, позволяет  расширить потребительский спрос  и географию продаж.

Основным рынком сбыта  продукции ОАО «Барановичхлебопродукт» в 2008 году являлся  внутренний рынок Республики Беларусь.

Целевой рынок муки представлен  предприятиями хлебопечения, потребкооперации, торговыми предприятиями.

Долгосрочные партнерские  отношения ОАО «Барановичхлебопродукт»  сложились с предприятиями хлебопечения:

  1. Барановичский хлебозавод;
  2. Ганцевичский хлебозавод;
  3. Лунинецкий хлебозавод;
  4. Столинский хлебозавод;
  5. Ивацевичский комбинат кооперативной промышленности;
  6. Ляховичский копром;
  7. Дрогичинский коопзаготпром;
  8. Березовский комбинат кооперативной промышленности.

На основании вышеизложенной информации, можно сделать вывод  о том, что продукция ОАО «Барановичхлебопродукт»  имеет достаточно высокий уровень  конкурентоспособности на рынке  сбыта, пользуется большим спросом у потребителя благодаря высокому уровню качества и приемлемой цене.

Основными мероприятиями, направленными на повышение конкурентоспособности  продукции и завоевание рынка  сбыта на ОАО «Барановичхлебопродукт», являются: постоянный контроль качества продукции; проведение грамотной рекламной компании своей продукции (выпуск рекламных буклетов, статей и рекламного материала в СМИ, установка рекламных щитов, выпуск кулинарных книг, активная реклама, пропаганда брэнда комбината); проведение мобильной ценовой и договорной политики (возможность предоставления скидок, отсрочек платежа, различных форм доставки продукции); улучшение технологических процессов; завоевание и расширение частного сектора рынка, демонстрация продукции населению (участие в презентациях продукции для населения частного сектора рынка, ярмарках, выставках продукции); поддержание и укрепление стабильных партнерских отношений; совершенствование технологии работы дилерской сети; развитие корпоративной культуры как залог формирования положительного имиджа брэнда.

 

ГЛАВА 3  
ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ  
ОАО «БАРАНОВИЧСКИЙ КОМБИНАТ ХЛЕБОПРОДУКТОВ»

3.1 Пути повышения  конкурентоспособности продукции  за счёт улучшения её качества и разработки новых видов продукции

 

Основными видами продукции  выпускаемой на ОАО "Барановичхлебопродукт» являются: мука пшеничная (высший, первый и второй сорт); крупа манная; мука ржаная (сеянная, обдирная); комбикорма для всех видов и полувозрастных групп сельскохозяйственных животных и птицы; свинина и продукты её переработки; молоко.

Производство муки занимает 28,8% в общем объеме произведенной  продукции предприятием, комбикормового производства – 71,2%.

При этом комбикорма вырабатываются в рассыпном виде, гранулированные, экспандированные и в виде крупки. Удельный вес гранулированных комбикормов в общем объеме производства составляет 83,9%, экспандированных в объеме гранулированных – 31,1%.

Структура выпускаемого ассортимента продукции представлена на следующих диаграммах (см. Рис. 3.1-3.3).

Рисунок 3.1 – Структура производства муки пшеничной и ржаной по ОАО «Барановичхлебопродукт» за  2011 года.

Примечание  – Источник: собственная разработка на основании данных экономического отдела

 

Рисунок 3.2 – Структура производства муки по сортам на ОАО «БКХП» за 2011 год.

Примечание  – Источник: собственная разработка на основании данных экономического отдела

 

Рисунок 3.3 – Структура производства комбикормов по ОАО «БКХП» за 2011 года

Примечание  – Источник: собственная разработка на основании данных экономического отдела

 

Основной целью товарной политики ОАО «Барановичхлебопродукт»  является оптимизация ассортимента выпускаемой продукции, ориентированной на запросы рынка и потенциальной группы потребителей, модернизация упаковки, реализация продукции под торговой маркой «Гаспадар».

Постоянный анализ рынка  сбыта, изучение потребительского спроса показал необходимость разработки и предложения на рынок новых  видов продукции, таких как, мука для блинов и оладий высшего и  первого сортов, сухая смесь для  кекса «Залаты Гаспадар», сухая  смесь для бисквита «Святочны Гаспадар», смесь для пиццы оригинальная, смесь для пиццы дрожжевая.

Ориентируясь на запросы  потребителей для удовлетворения спроса предприятий хлебопечения в 2011 году производилась и успешно реализовалась мука пшеничная «Экстра» с улучшенными качественными характеристиками.

Информация о работе Основные понятия конкурентоспособности продукции