Основные понятия конкурентоспособности продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 11:34, курсовая работа

Описание работы

Цель работы –на основании изученных литературных источников провести исследования на предприятии и дать оценку конкурентоспособности товара и разработать ряд мероприятий по повышению конкурентоспособности.
Для достижения поставленной цели необходимо поставить и выполнить ряд задач:
Рассмотреть методологические основы изучения конкуренто-способности товаров;
Проанализировать конкурентоспособность продукции ОАО «Барановичский комбинат хлебопродуктов»;
Рассмотреть пути повышения конкурентоспособности ОАО «Барановичский комбинат хлебопродуктов»

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРОВ 7
1.1 Основные понятия конкурентоспособности продукции 7
1.2 Факторы, определяющие конкурентоспособность товаров и услуг 15
1.3 Показатели и методы оценки конкурентоспособности продукции 20
ГЛАВА 2 ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НА ОАО «БАРАНОВИЧСКИЙ КОМБИНАТ ХЛЕБОПРОДУКТОВ» 35
2.1 Общая характеристика и анализ технико-экономических показателей ОАО «Барановичский комбинат хлебопродуктов» 35
2.2 Анализ конкурентоспособности продукции и оценка основных конкурентов ОАО «Барановичский комбинат хлебопродуктов» 46
2.3 Интернет в маркетинговой деятельности ОАО «Барановичский комбинат хлебопродуктов» 62
ГЛАВА 3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОАО «БАРАНОВИЧСКИЙ КОМБИНАТ ХЛЕБОПРОДУКТОВ» 70
3.1 Пути повышения конкурентоспособности продукции за счёт улучшения её качества и разработки новых видов продукции 70
3.2 Пути повышения конкурентоспособности продукции путём снижения её себестоимости 74
3.3 Экономическая эффективность от предложенных мероприятий на "ОАО Барановичском комбинате хлебопродуктов".
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 84

Файлы: 1 файл

Оценка конкурентоспособности предприятия и выпускаемой им продукции (Автосохраненный).doc

— 5.12 Мб (Скачать файл)

  1. Примечание – Источник: данные приложений Б, В, Г
  2. Примечание – Источник: собственная разработка.

 

Из таблицы 2.5 видно, что наибольший объем закупок приходится на 2011 год на рожь и пшеницу, меньший – на рапс.

Выполнение плана заготовок  зерна в разрезе районов приведено  в таблице 2.6.

 

Таблица 2.6 – Выполнение плана заготовок зерна в разрезе районов

Наименование районов

Госзаказ на

2011 год

Факт

госзакупки

2011 г. т,

Сдано всего в 2011 г.,

включая госзаказ

%

выполнения плана

в % всего к 

госзаказу

Барановичский

13 700

13 824,1

28 592,5

100,9

208,7

Ляховичский

10 900

11 005,9

24 008,6

101,0

220,3

Ганцевичский

6 000

6 030,7

9 327,6

100,5

155,5

Березовский

3 800

3 844,9

4 486,8

101,2

118,0

Ивацевичский

8 800

8 929,2

16 269,6

101,5

184,9

Дрогичинский

7 400

7 615,6

9 790,7

102,9

132,3

Пружанский

9 800

10 095,1

12 328,6

103,0

125,8

Прочие

-

-

17 727,9

-

-

Итого

60 400

61 345,5

122 532,3

101,6

202,9


 

  1. Примечание – Источник: данные приложений Б, В, Г
  2. Примечание – Источник: собственная разработка.

 

Из таблицы 2.6 видно, что наблюдается перевыполнение плана заготовок зерна по всем районам, фактический объем закупки превышает государственный заказ.

 

Для закупки зерна  предприятие обеспечивалось банковскими  кредитами на сумму 14882 млн. рублей. Однако по состоянию на 26.11.2011 года не удержано авансов на сумму 547 млн. рублей.

Кроме госзаказа ОАО  «Барановичхлебопродукт» закупил в 2011 году 92273 т зерна. Кроме того, комбинатом привлечено на давальческих условиях 34978 т зерна.

Потребность в зерне  на 2012 год составила 63,8 тыс. т , в том числе: рожь продовольственная – 17,0 тыс. т, пшеница продовольственная – 46,8 тыс. т.

Динамика объемов производства и ассортимент вырабатываемой продукции  представлены в таблице 2.7.

 

Таблица 2.7 – Динамика объемов производства и ассортимент вырабатываемой продукции

пп

Наименование

Произ-водство 1990г.

Произ-водство

2009 г.

Произ-водство 2010г.

Произ-водство 2011г.

Темп роста 2011г к 2010г

Темп роста 2011г к 1990г

1.

Мука -  всего

108822

26868

37596

47686

126,8

43,8

в т.ч. произведено мельница № 1

76602

24703

27166

35943

132,3

46,9

Из нее – ржаной

-

8507

1751

     

- пшеничной

71602

16196

25416

35943

141,4

50,2

Произведено мельница № 2

37220

2165

12180

11743

96,4

31,6

из нее ржаной обдирной

37220

1648

5349

4085

76,4

10,9

2.

Крупа манная

969

158

219

371

169,4

38,3

3.

Комбикорма всего

139533

139004

140055

145330

103,8

104,2

В т.ч. для птицы

66008

71154

67533

67584

100,0

102,4

4.

Гранулирование

86323

109857

120816

129823

107,5

150,4

5.

Кормосмеси

-

2626

460

272

59,1

-

6.

Расфасовка муки

5515

2468

3034

3536

116,5

64,1

7.

Расфасовка крупы

5901

681

801

1036

129,3

17,6

8.

Обработка мешков тыс. шт.

5401

-

-

-

-

-

9.

Производство лизина

-

717

585

663

113,3

-

10

Производство БМВД

-

1288

2030

4581

225,7

 

11

Затарка комбикорма

-

19091

24612

21756

88,4

 

12

Шелушение зерна

-

1553

1348

660

49,0

 

13

Хлебобулочные изделия

-

15,3

17,3

21,1

122,0

 

14

Объем промышленного  производства в сопост. ценах 

151032

118243

126520

141743

112,0

93,8

15

Товары народного потребления, млн. руб.

58197

26615

37391

42181

112,8

72,5


  1. Примечание – Источник: данные приложений Б, В, Г
  2. Примечание – Источник: собственная разработка.

Из таблицы 2.7 видно, что на ОАО «Барановичский комбинат хлебопродуктов» наблюдается рост объем промышленного производства в сопоставимых ценах и рост объемов производства товаров народного потребления, наибольший темп роста приходится на производство БМВД – 225,7%.

На основании  данных Отчета о прибылях и убытках (приложение к бухгалтерском балансу ф. №2, приложение Б, В, Г) выполним анализ показателей производственной деятельности в таблице 2.8.

 

Таблица 2.8 – Показатели производственной деятельности ОАО «БКХП»

Показатели

2009 г.

2010 г.

2011 г.

темп прироста 2010 г. в % к 2009 г.

темп прироста 2011 г. в %

к 2010 г.

Объем производства и  реализации продукции, млн. руб.

80427

110372

179044

37,23

62,22

Затраты на производство и реализацию продукции, млн. руб.

66772

93559

151717

40,12

62,16

Затраты на 1 руб. товарной продукции, руб.

0,83

0,85

0,84

-

-

Прибыль от реализации продукции  и услуг, млн. руб.

4447

3275

5364

-26,35

63,79

Балансовая прибыль, млн. руб.

4615

3194

4206

-30,79

31,68

Чистая прибыль, млн. руб.

3896

2473

3377

-36,52

36,55

Рентабельность, %

4,84

2,9

2,35

-

-


  1. Примечание – Источник: данные приложений Б, В, Г
  2. Примечание – Источник: собственная разработка.

 

По данным таблицы 2.8 можно сделать вывод, что на предприятии происходит незначительный рост затрат на 1 руб. товарной продукции с 0,83 руб. в 2009 году до 0,84 руб. в 2011 году. За анализируемый период происходит рост прибыли от реализации продукции с 4447 млн. руб. в 2009 году до 5364 млн. руб. в 2011 году, однако, происходит снижение балансовой прибыли с 4615 млн. руб. в 2009 году до 4206 млн. руб. в 2011 году, снижение чистой прибыли с 3896 млн. руб. в 2009 году до 3377 млн. руб. в 2011 году.  Рентабельность также снижается с 4,84 % в 2009 году до 2,9% в 2010 году и 2,35% в 2011 году, что свидетельствует о негативной тенденции в результатах производственной деятельности предприятия.

 

Таблица 2.9 – Анализ реализации продукции на экспорт в разрезе стран за 2010 год.

Страна

Мука ржаная, дол. США

Мясо свинины, дол.США

Итого, дол. США

Удельный вес в общем  объеме экспорта, %

Россия 

161 028

391 048

552 076

73

Украина

201 474

 

201 474

27

Всего

362 502

391 048

753 550

100


  1. Примечание – Источник: данные приложений И
  2. Примечание – Источник: собственная разработка.

 

По данным таблицы 2.9 можно  сделать вывод, что в 2010 году в Россию поставлялось 73% продукции, а в Украину 27%.

 

Таблица 2.13 – Анализ реализации продукции на экспорт в разрезе стран за 2011 год

Страна

Мука ржаная обдирная, дол.США

Мука ржаная сеяная, дол. США

Мука пшен. 1 сорт, дол. США

Итого, дол. США

Удельный вес в общем объеме экспорта, %

Россия

164 556

19 845

105 840

290 241

34

Украина

47 439

   

47 439

5

Грузия

   

352 359

352 359

40

Кыргыстан

   

180 432

180 432

21

Всего

211 995

19 845

638 631

870 471

100


  1. Примечание – Источник: данные приложений И
  2. Примечание – Источник: собственная разработка.

 

Исходя из данных таблицы 2.10 удельный вес продукции на экспорт  в Россию в 2011 году составил 34%, в Украину 5%,в Грузию 40%, в Кыргыстан 21%.

 

Таблица 2.11 – Анализ доли экспорта продукции в общем объеме реализации по сортам за 2011 год

Продукция

Объем реализации, тонн

Объем реализации на экспорт, тонн

Доля экспорта, %

Ржаная обдирная

2 981

819

27

Ржаная сеяная

5 889

63

1

Пш. 1 сорт

9 668

1638

16,9

Всего

18 538

2520

13


  1.     Примечание – Источник: данные приложений К
  2. Примечание – Источник: собственная разработка.

В таблице 2.11 рассмотрен анализ доли экспорта продукции на основании данных можно сделать вывод, что доля экспорта муки ржаной обдирной составляет 27%, муки ржаной сеяной 1%, пшено 1 сорт составляет примерно 17%.

Следует обратить внимание, что основным потребителем поставляемой продукции белорусским производителем является Российская Федерация.

За 2011 год ОАО «Барановичский комбинат хлебопродуктов» достигло значительных результатов в совершенствовании работы дилерской сети в РБ, что позволило предприятию  укрепить свои позиции, наладить долгосрочные партнерские отношения с предприятиями хлебопечения и организациями торговли Могилевской, Витебской, Гомельской и Минской областей. За данный период отгрузка продукции осуществлялась: 51 организации Могилевской области; 77 организациям Витебской области; 21 организации Гомельской области; 24 организациям Минской области.  

Наиболее устойчивые партнерские взаимоотношения сложились  со следующими организациями: ИЧУПП  «Смак»; ОАО «Оршанский мясоконсервный комбинат»; СООО «Кухня мастера»; ОДО  «Альмакор»; ООО «Лидер»; РПУП «ИК-8-Поиск»; ИУ «Исправительная колония №3»; Исправительная колония «РУП-14», «ИК-14»; ИПТЧУП «Регион-продукт»; КУТП «Мясомолторг»; Шклов ККП»; Элитпартнер; ОАО «Белшина»; ОАО «Бобруйская база бакалея»; АПК «Дедново»; ОАО «Конфа» и др.

Кроме установления взаимовыгодных партнерский отношений с предприятиями хлебопечения и оптовыми организациями,  в 2011 году акцент в реализации  ставился на развитии прямых поставок в розничную торговую сеть, что позволило представить широкий ассортимент продукции предприятия в магазинах всех областей Республики Беларусь, обеспечить укрепление позиций торговой марки «Гаспадар» и формирование положительного образа брэнда предприятия среди многочисленных потребителей нашей республики.

Доля охвата рынка  осваиваемых областей, по данным реализации 2011 года, составляет 23 %.

Специалистами отдела маркетинга постоянно проводится анализ потенциальной  емкости рынка мукомольной  и  комбикормовой продукции.

ОАО «Барановичхлебопродукт»  большое внимание уделяет анализу  рынка и всегда стремится быть впереди конкурентов. В результате анализа влияния изменения цены, качества, обслуживание потребителей, методов рекламы предприятие пришло к выводу о важности этих факторов для положения на рынке. Доля рынка, принадлежащая предприятию, увеличивается темпами, предусмотренными в планах.

Информация о работе Основные понятия конкурентоспособности продукции