Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 11:34, курсовая работа
Цель работы –на основании изученных литературных источников провести исследования на предприятии и дать оценку конкурентоспособности товара и разработать ряд мероприятий по повышению конкурентоспособности.
Для достижения поставленной цели необходимо поставить и выполнить ряд задач:
Рассмотреть методологические основы изучения конкуренто-способности товаров;
Проанализировать конкурентоспособность продукции ОАО «Барановичский комбинат хлебопродуктов»;
Рассмотреть пути повышения конкурентоспособности ОАО «Барановичский комбинат хлебопродуктов»
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРОВ 7
1.1 Основные понятия конкурентоспособности продукции 7
1.2 Факторы, определяющие конкурентоспособность товаров и услуг 15
1.3 Показатели и методы оценки конкурентоспособности продукции 20
ГЛАВА 2 ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НА ОАО «БАРАНОВИЧСКИЙ КОМБИНАТ ХЛЕБОПРОДУКТОВ» 35
2.1 Общая характеристика и анализ технико-экономических показателей ОАО «Барановичский комбинат хлебопродуктов» 35
2.2 Анализ конкурентоспособности продукции и оценка основных конкурентов ОАО «Барановичский комбинат хлебопродуктов» 46
2.3 Интернет в маркетинговой деятельности ОАО «Барановичский комбинат хлебопродуктов» 62
ГЛАВА 3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОАО «БАРАНОВИЧСКИЙ КОМБИНАТ ХЛЕБОПРОДУКТОВ» 70
3.1 Пути повышения конкурентоспособности продукции за счёт улучшения её качества и разработки новых видов продукции 70
3.2 Пути повышения конкурентоспособности продукции путём снижения её себестоимости 74
3.3 Экономическая эффективность от предложенных мероприятий на "ОАО Барановичском комбинате хлебопродуктов".
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 84
Из таблицы 2.5 видно, что наибольший объем закупок приходится на 2011 год на рожь и пшеницу, меньший – на рапс.
Выполнение плана заготовок
зерна в разрезе районов
Таблица 2.6 – Выполнение плана заготовок зерна в разрезе районов
Наименование районов |
Госзаказ на 2011 год |
Факт госзакупки 2011 г. т, |
Сдано всего в 2011 г., включая госзаказ |
% выполнения плана |
в % всего к госзаказу | |
Барановичский |
13 700 |
13 824,1 |
28 592,5 |
100,9 |
208,7 | |
Ляховичский |
10 900 |
11 005,9 |
24 008,6 |
101,0 |
220,3 | |
Ганцевичский |
6 000 |
6 030,7 |
9 327,6 |
100,5 |
155,5 | |
Березовский |
3 800 |
3 844,9 |
4 486,8 |
101,2 |
118,0 | |
Ивацевичский |
8 800 |
8 929,2 |
16 269,6 |
101,5 |
184,9 | |
Дрогичинский |
7 400 |
7 615,6 |
9 790,7 |
102,9 |
132,3 | |
Пружанский |
9 800 |
10 095,1 |
12 328,6 |
103,0 |
125,8 | |
Прочие |
- |
- |
17 727,9 |
- |
- | |
Итого |
60 400 |
61 345,5 |
122 532,3 |
101,6 |
202,9 |
Из таблицы 2.6 видно, что наблюдается перевыполнение плана заготовок зерна по всем районам, фактический объем закупки превышает государственный заказ.
Для закупки зерна предприятие обеспечивалось банковскими кредитами на сумму 14882 млн. рублей. Однако по состоянию на 26.11.2011 года не удержано авансов на сумму 547 млн. рублей.
Кроме госзаказа ОАО «Барановичхлебопродукт» закупил в 2011 году 92273 т зерна. Кроме того, комбинатом привлечено на давальческих условиях 34978 т зерна.
Потребность в зерне на 2012 год составила 63,8 тыс. т , в том числе: рожь продовольственная – 17,0 тыс. т, пшеница продовольственная – 46,8 тыс. т.
Динамика объемов производства и ассортимент вырабатываемой продукции представлены в таблице 2.7.
Таблица 2.7 – Динамика объемов производства и ассортимент вырабатываемой продукции
№ пп |
Наименование |
Произ-водство 1990г. |
Произ-водство 2009 г. |
Произ-водство 2010г. |
Произ-водство 2011г. |
Темп роста 2011г к 2010г |
Темп роста 2011г к 1990г |
1. |
Мука - всего |
108822 |
26868 |
37596 |
47686 |
126,8 |
43,8 |
в т.ч. произведено мельница № 1 |
76602 |
24703 |
27166 |
35943 |
132,3 |
46,9 | |
Из нее – ржаной |
- |
8507 |
1751 |
||||
- пшеничной |
71602 |
16196 |
25416 |
35943 |
141,4 |
50,2 | |
Произведено мельница № 2 |
37220 |
2165 |
12180 |
11743 |
96,4 |
31,6 | |
из нее ржаной обдирной |
37220 |
1648 |
5349 |
4085 |
76,4 |
10,9 | |
2. |
Крупа манная |
969 |
158 |
219 |
371 |
169,4 |
38,3 |
3. |
Комбикорма всего |
139533 |
139004 |
140055 |
145330 |
103,8 |
104,2 |
В т.ч. для птицы |
66008 |
71154 |
67533 |
67584 |
100,0 |
102,4 | |
4. |
Гранулирование |
86323 |
109857 |
120816 |
129823 |
107,5 |
150,4 |
5. |
Кормосмеси |
- |
2626 |
460 |
272 |
59,1 |
- |
6. |
Расфасовка муки |
5515 |
2468 |
3034 |
3536 |
116,5 |
64,1 |
7. |
Расфасовка крупы |
5901 |
681 |
801 |
1036 |
129,3 |
17,6 |
8. |
Обработка мешков тыс. шт. |
5401 |
- |
- |
- |
- |
- |
9. |
Производство лизина |
- |
717 |
585 |
663 |
113,3 |
- |
10 |
Производство БМВД |
- |
1288 |
2030 |
4581 |
225,7 |
|
11 |
Затарка комбикорма |
- |
19091 |
24612 |
21756 |
88,4 |
|
12 |
Шелушение зерна |
- |
1553 |
1348 |
660 |
49,0 |
|
13 |
Хлебобулочные изделия |
- |
15,3 |
17,3 |
21,1 |
122,0 |
|
14 |
Объем промышленного производства в сопост. ценах |
151032 |
118243 |
126520 |
141743 |
112,0 |
93,8 |
15 |
Товары народного потребления, млн. руб. |
58197 |
26615 |
37391 |
42181 |
112,8 |
72,5 |
Из таблицы 2.7 видно, что на ОАО «Барановичский комбинат хлебопродуктов» наблюдается рост объем промышленного производства в сопоставимых ценах и рост объемов производства товаров народного потребления, наибольший темп роста приходится на производство БМВД – 225,7%.
На основании данных Отчета о прибылях и убытках (приложение к бухгалтерском балансу ф. №2, приложение Б, В, Г) выполним анализ показателей производственной деятельности в таблице 2.8.
Таблица 2.8 – Показатели производственной деятельности ОАО «БКХП»
Показатели |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
темп прироста 2010 г. в % к 2009 г. |
темп прироста 2011 г. в % к 2010 г. |
Объем производства и реализации продукции, млн. руб. |
80427 |
110372 |
179044 |
37,23 |
62,22 |
Затраты на производство и реализацию продукции, млн. руб. |
66772 |
93559 |
151717 |
40,12 |
62,16 |
Затраты на 1 руб. товарной продукции, руб. |
0,83 |
0,85 |
0,84 |
- |
- |
Прибыль от реализации продукции и услуг, млн. руб. |
4447 |
3275 |
5364 |
-26,35 |
63,79 |
Балансовая прибыль, млн. руб. |
4615 |
3194 |
4206 |
-30,79 |
31,68 |
Чистая прибыль, млн. руб. |
3896 |
2473 |
3377 |
-36,52 |
36,55 |
Рентабельность, % |
4,84 |
2,9 |
2,35 |
- |
- |
По данным таблицы 2.8 можно сделать вывод, что на предприятии происходит незначительный рост затрат на 1 руб. товарной продукции с 0,83 руб. в 2009 году до 0,84 руб. в 2011 году. За анализируемый период происходит рост прибыли от реализации продукции с 4447 млн. руб. в 2009 году до 5364 млн. руб. в 2011 году, однако, происходит снижение балансовой прибыли с 4615 млн. руб. в 2009 году до 4206 млн. руб. в 2011 году, снижение чистой прибыли с 3896 млн. руб. в 2009 году до 3377 млн. руб. в 2011 году. Рентабельность также снижается с 4,84 % в 2009 году до 2,9% в 2010 году и 2,35% в 2011 году, что свидетельствует о негативной тенденции в результатах производственной деятельности предприятия.
Таблица 2.9 – Анализ реализации продукции на экспорт в разрезе стран за 2010 год.
Страна |
Мука ржаная, дол. США |
Мясо свинины, дол.США |
Итого, дол. США |
Удельный вес в общем объеме экспорта, % |
Россия |
161 028 |
391 048 |
552 076 |
73 |
Украина |
201 474 |
201 474 |
27 | |
Всего |
362 502 |
391 048 |
753 550 |
100 |
По данным таблицы 2.9 можно сделать вывод, что в 2010 году в Россию поставлялось 73% продукции, а в Украину 27%.
Таблица 2.13 – Анализ реализации продукции на экспорт в разрезе стран за 2011 год
Страна |
Мука ржаная обдирная, дол.США |
Мука ржаная сеяная, дол. США |
Мука пшен. 1 сорт, дол. США |
Итого, дол. США |
Удельный вес в общем объеме экспорта, % |
Россия |
164 556 |
19 845 |
105 840 |
290 241 |
34 |
Украина |
47 439 |
47 439 |
5 | ||
Грузия |
352 359 |
352 359 |
40 | ||
Кыргыстан |
180 432 |
180 432 |
21 | ||
Всего |
211 995 |
19 845 |
638 631 |
870 471 |
100 |
Исходя из данных таблицы 2.10 удельный вес продукции на экспорт в Россию в 2011 году составил 34%, в Украину 5%,в Грузию 40%, в Кыргыстан 21%.
Таблица 2.11 – Анализ доли экспорта продукции в общем объеме реализации по сортам за 2011 год
Продукция |
Объем реализации, тонн |
Объем реализации на экспорт, тонн |
Доля экспорта, % |
Ржаная обдирная |
2 981 |
819 |
27 |
Ржаная сеяная |
5 889 |
63 |
1 |
Пш. 1 сорт |
9 668 |
1638 |
16,9 |
Всего |
18 538 |
2520 |
13 |
В таблице 2.11 рассмотрен анализ доли экспорта продукции на основании данных можно сделать вывод, что доля экспорта муки ржаной обдирной составляет 27%, муки ржаной сеяной 1%, пшено 1 сорт составляет примерно 17%.
Следует обратить внимание,
что основным потребителем поставляемой
продукции белорусским
За 2011 год ОАО «Барановичский комбинат хлебопродуктов» достигло значительных результатов в совершенствовании работы дилерской сети в РБ, что позволило предприятию укрепить свои позиции, наладить долгосрочные партнерские отношения с предприятиями хлебопечения и организациями торговли Могилевской, Витебской, Гомельской и Минской областей. За данный период отгрузка продукции осуществлялась: 51 организации Могилевской области; 77 организациям Витебской области; 21 организации Гомельской области; 24 организациям Минской области.
Наиболее устойчивые
партнерские взаимоотношения
Кроме установления взаимовыгодных партнерский отношений с предприятиями хлебопечения и оптовыми организациями, в 2011 году акцент в реализации ставился на развитии прямых поставок в розничную торговую сеть, что позволило представить широкий ассортимент продукции предприятия в магазинах всех областей Республики Беларусь, обеспечить укрепление позиций торговой марки «Гаспадар» и формирование положительного образа брэнда предприятия среди многочисленных потребителей нашей республики.
Доля охвата рынка осваиваемых областей, по данным реализации 2011 года, составляет 23 %.
Специалистами отдела маркетинга постоянно проводится анализ потенциальной емкости рынка мукомольной и комбикормовой продукции.
ОАО «Барановичхлебопродукт» большое внимание уделяет анализу рынка и всегда стремится быть впереди конкурентов. В результате анализа влияния изменения цены, качества, обслуживание потребителей, методов рекламы предприятие пришло к выводу о важности этих факторов для положения на рынке. Доля рынка, принадлежащая предприятию, увеличивается темпами, предусмотренными в планах.
Информация о работе Основные понятия конкурентоспособности продукции