Основные понятия конкурентоспособности продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 11:34, курсовая работа

Описание работы

Цель работы –на основании изученных литературных источников провести исследования на предприятии и дать оценку конкурентоспособности товара и разработать ряд мероприятий по повышению конкурентоспособности.
Для достижения поставленной цели необходимо поставить и выполнить ряд задач:
Рассмотреть методологические основы изучения конкуренто-способности товаров;
Проанализировать конкурентоспособность продукции ОАО «Барановичский комбинат хлебопродуктов»;
Рассмотреть пути повышения конкурентоспособности ОАО «Барановичский комбинат хлебопродуктов»

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРОВ 7
1.1 Основные понятия конкурентоспособности продукции 7
1.2 Факторы, определяющие конкурентоспособность товаров и услуг 15
1.3 Показатели и методы оценки конкурентоспособности продукции 20
ГЛАВА 2 ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НА ОАО «БАРАНОВИЧСКИЙ КОМБИНАТ ХЛЕБОПРОДУКТОВ» 35
2.1 Общая характеристика и анализ технико-экономических показателей ОАО «Барановичский комбинат хлебопродуктов» 35
2.2 Анализ конкурентоспособности продукции и оценка основных конкурентов ОАО «Барановичский комбинат хлебопродуктов» 46
2.3 Интернет в маркетинговой деятельности ОАО «Барановичский комбинат хлебопродуктов» 62
ГЛАВА 3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОАО «БАРАНОВИЧСКИЙ КОМБИНАТ ХЛЕБОПРОДУКТОВ» 70
3.1 Пути повышения конкурентоспособности продукции за счёт улучшения её качества и разработки новых видов продукции 70
3.2 Пути повышения конкурентоспособности продукции путём снижения её себестоимости 74
3.3 Экономическая эффективность от предложенных мероприятий на "ОАО Барановичском комбинате хлебопродуктов".
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 84

Файлы: 1 файл

Оценка конкурентоспособности предприятия и выпускаемой им продукции (Автосохраненный).doc

— 5.12 Мб (Скачать файл)

Анализ использования  производственных мощностей ОАО  «Барановичхлебопродукт» в динамике представлен в таблице 2.2.

По данным таблицы 2.2 можно  сделать вывод, что на ОАО «Барановичхлебопродукт»  происходит резкое снижение процента использования производственных мощностей в 2011 году по сравнению с 1990 годом. За 2008–2011 года, а также в 1990 году полностью использовались мощности только комбикормового (гранулированного) цеха.

Характеристика основных производственных фондов и технологий выглядит следующим образом.

  1. Мельница 3-х сортного помола. Замена основных фондов произведена в 1993 г. (реконструкция). Стоимость основных фондов на 01.01.2011 г. – 5721,9,1 млн.руб. Степень износа – 67,57%.
  2. Мельница ржаного помола. Реконструкция произведена в 2009 году на базе оборудования российской фирмы «Совокрим». Стоимость основных фондов на 01.01.2012 г. – 3953,2 млн.руб. Степень износа – 22,38%.
  3. Элеватор. Произведена замена: 20-тонных элеваторных бункерных весов на тензометрические российские фирмы «Тензо-М», сепараторов БЦС -100 на БИС-100. Осуществлена реконструкция аспирационных сетей (11 шт.). Транспортное оборудование срок ввода в эксплуатацию 1967 год. Стоимость основных фондов  на 01.01.2011г.-8690,1 млн.руб. Степень износа – 40,18%.
  4. Цех рассыпных комбикормов. Замена основных фондов произведена  в 2001г.(дробильное отделение, весовое оборудование, аспирационные сети, частично транспортное оборудование, просеивающие машины). В 2003 году введена в эксплуатацию линия экструдирования зерна. В 2004 году введена линия ввода масла в смеситель периодического действия. Стоимость основных фондов на 01.01.2011 года – 7274,5 млн.рублей. Степень износа – 55,33%.
  5. Цех гранулированных комбикормов. Ввод в эксплуатацию 1998 г. В 2001 году ввод установки финишного напыления ферментных препаратов. В 2004 году ввод линии экспандирования – гранулирования комбикормов. Стоимость основных фондов на 01.01.2011г. – 15 564,4 млн.руб. Степень износа – 28,98%.
  6. Выбойное отделение комбикормового комплекса. Ввод в эксплуатацию 2001 года, расширение – 2004 год. Стоимость основных фондов на 01.01.2011 года – 528,6 млн.руб. Степень износа – 26,64%.
  7. Расфасовочное отделение мукомольного производства. Замена основных фондов 2003-2004 гг. Стоимость основных фондов на 01.01.2011 года – 546,5 млн.руб. Степень износа – 36,18%.

Анализ состава и  структуры оборотных средств  ОАО «Барановичхлебопродукт» (по данным бухгалтерского баланса ф. № 1 приложение Б, В, Г) представлен в таблице 2.3.

Из таблицы 2.3 видно, что  на ОАО «Барановичхлебопродукт»  за анализируемый период наблюдается значительный темп прироста оборотных активов. Так за 2009-2010 гг. темп прироста составил 29,45 %, а  за 2010-2011 гг. темп прироста составил 66,81%.

 

Таблица 2.3 – Состав и структура оборотных средств ОАО «Барановичхлебопродукт»

Вид оборотных средств

 

2009

2010

2011

темп прироста 2010 г. в % к 2009 г.

темп прироста 2011 г. в % к 2010 г.

млн.

руб.

%

млн.

руб.

%

млн.

руб.

%

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Производствен-

ные запасы

23639

48,58

29260

46,45

55435

52,75

23,78

89,46

Животные на выращивании и откорме

10473

21,52

12996

20,63

16949

16,13

24,09

30,41

Расходы будущих периодов

62

0,13

115

0,18

8

0,01

85,48

-93,04

Незавершенное производство

1080

2,22

1338

2,12

1491

1,42

23,89

11,43

Готовая продукция и товары для реализации

2639

5,42

4362

6,93

8460

8,05

65,29

93,95

Товары отгруженные

2834

5,82

3602

5,72

-

-

27,1

-100

Налоги по приобретенным  товаром работам. услугам

2226

4,57

3457

5,49

7495

7,13

55,3

116,81

Денежные средства в кассе и на счетах

7

0,01

232

0,37

1095

1,04

3214

371,98

Расчеты с дебиторами

5297

10,89

4454

7,07

11746

11,18

-15,91

163,72

Расчеты с учредителями

15

0,03

-

-

-

-

-

-

Финансовые вложения

387

0,8

374

0,59

139

0,13

-3,36

-62,83

Прочие оборотные активы

-

-

2799

4,44

2253

2,14

-

-19,51

Всего оборотных средств

48659

100

62989

100

105071

100

29,45

66,81


  1. Примечание – Источник: данные приложений Б, В, Г
  2. Примечание – Источник: собственная разработка.

 

 

В структуре оборотных  активов наибольший удельный вес  занимают производственные запасы, в 2009 году – 44, 58%, в 2010 году – 46, 45%, в 2011 году – 52, 75%. Наблюдается рост удельного веса денежных средств в кассе и на счетах с 0,01 % в 2009 году до 1,04% в 2011 году и рост удельного веса расчетов с дебиторами с 10,89% в 2009 году до 11,18 % в 2011 году.

Анализ трудовых ресурсов ОАО «Барановичхлебопродукт» представлен в таблице 2.4.

 

Таблица 2.4 – Трудовые ресурсы и их использование на ОАО

Показатели

2009 г.

2010 г.

2011 г.

темп 

прироста

 2010 г. в %

к 2009 г.

темп прироста 2011 г. в % к 2010 г.

Среднесписочная численность персонала, чел

573

592

597

3,32

0,85

в т.ч. работники аппарата управления

147

153

163

4,08

6,54

Удельный вес работников аппарата управления в среднесписочной  численности, %

25,6

25,8

27,3

0,78

5,81

Фонд оплаты труда, млн. руб.

4375,3

5013,3

6454,8

14,58

28,75

Удельный вес оплаты труда в выручке, %

5,44

4,52

3,61

-16,92

-20,13

Среднемесячная заработная плата,

тыс. руб.

364108,3

417775

537900

14,74

28,75

в т.ч. производственных работников, ты сруб.

210941,7

244575

312816,7

15,94

27,9

работников аппарата управления, тыс. руб.

123166,7

137450

177150

11,6

28,88

Произведено продукции  в сопоставимых ценах на работника, тыс. руб.

206360

213720

237430

3,57

11,09


  1. Примечание – Источник: данные приложений Б, В, Г
  2. Примечание – Источник: собственная разработка.

 

Из таблицы 2.4 видно, что  на ОАО «Барановичхлебопродукт» за период 2009 – 2011 гг. наблюдается рост среднесписочной численности персонала с 573 человек в 2009 году до 597 человек в 2011 году, в том числе за счет роста работников аппарата управления с 25,6% в общей численности персонала до 27,3%. Несмотря на рост среднемесячной заработной платы с 364108,3 тыс. руб. до 537900 тыс. руб. в 2011 году, происходит сокращение удельного веса оплаты труда в выручке с 5,44% в 2011 году до 3,61% в 2009 году. Наблюдается рост объема производства продукции в сопоставимых ценах с 206360 тыс. руб. в 2009 году до 237430 тыс. руб. в 2011 году.

Средний возраст работников ОАО  «Барановичхлебопродукт» составляет 35-40 лет. Коэффициент текучести кадров составляет от 8,0 до 9,0.

Применяются следующие меры по сокращению текучести кадров:

1) повышается качество адаптационного периода новых работников, вовремя выплачивается заработная плата и регулярно повышается с учетом улучшения результатов труда;

2) постоянно ведется работы улучшению условий труда, стимулирование лучших работников, создание здорового психологического климата.

Таким образом, анализ основных коэффициентов и показателей  финансового состояния ОАО «Барановичхлебопродукт» позволяет сделать вывод об ухудшении финансового состояния предприятия за анализируемый период и необходимости разработки и внедрения мероприятий по улучшению ситуации.

 

2.2 Анализ конкурентоспособности  продукции и оценка основных  конкурентов ОАО «Барановичский комбинат хлебопродуктов»

 

Основными поставщиками сырья ОАО «Барановичхлебопродукт»  являются:

1) сельхозпредприятия Барановичского, Ляховичского, Ивацевичского, Ганцевичского, Пружанского, Дрогичинского, Березовского районов Брестской области, производящие поставку как зернового сырья для нужд мукомольного производства, так и поставку фуражного зерна, зернобобовых культур;

2) ОАО «Ганцевичирайагросервис» и СЗАО «Гроднобиопродукт», ОАО «Витебский МЭЗ», осуществляющие поставки продуктов переработки рапса (шротов, жмыхов, масла) для производства комбикормов;

3) предприятия перерабатывающей промышленности Концерна мясомолпрома, поставляющие муку мясокостную, жир и сухие молочные продукты.

Сырье, производство которого налажено на территории Республики Беларусь, закупается у отечественных производителей: мел – на ОАО «Красносельскстройматериалы»; соль– на ОАО «Мозырьсоль»; дрожжи провит – на РУП «Новополоцкий завод БВК»; премиксы– на РПУП «Негорельский КХП» и ЗАО «Экомол»; мелассы и сахара – на ОАО «Жабинковский сахарный завод».

Сырье, производство которого отсутствует или не достаточно на территории Республики Беларусь закупается на конкурсной основе, путем проведения закупок по различным процедурам. К такому сырью относится:

пшеница – улучшитель (содержание клейковины не менее 28%); кукуруза фуражная; подсолнечный и соевый шрот; мука рыбная; фосфаты; ферментные препараты.

Итогом проведения процедур закупок по закупке данных видов  сырья, является заключение договоров (контрактов) на поставку с предприятиями  – поставщиками (не зависимо от форм собственности и  государственной принадлежности).

Основным сырьевым материалом для производства продукции ОАО «Барановичхлебопродукт» является зерно, закупленное у сельхозпроизводителей области.

Фактические объемы государственных  закупок зерна за последние 5 лет и 1990 год, характеризуются следующими данными, представленными в таблице 2.5.

 

 

Таблица 2.5 – Объемы государственных закупок зерна ОАО «БКХП»

Наименование

Объем закупок

1990г.

Объем закупок

2007г.

Объем закупок

2008г.

Объем закупок

2009г.

Объем закупок

2010г.

Объем закупок 2011 г.

2011г. к 2010г.%

2011г. к 1990г.%

Зерно всего

45063

60292

65908

61061

56351

66265

117,6

147,0

В т.ч. рожь:

22480

22309

20147

16584

21602

29475

136,4

131,1

из нее продовольствен

-

20638

18369

14177

19516

25758

132,0

-

Пшеница:

529

30299

33414

29317

26973,1

24634

91,3

4656,7

из нее продовольствен

29546

31345

20655

25561,8

23300

91,2

-

Ячмень

20293

904

2986

3136

1018,5

1753

172,1

9,0

Рапс

2443

-

-

-

1352

4920

363,9

201,4

Информация о работе Основные понятия конкурентоспособности продукции