Особенности конкуренции на российском рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 14:24, курсовая работа

Описание работы

Важной задачей является раскрытие современного содержания понятий «труд», «рабочая сила». Труд — вечное условие жизни. Однако на протяжении исторического развития общества он претерпевает постоянные количественные и качественные изменения. Накапливаясь, они ведут к более глубоким преобразованиям, знаменующим рождение новых типов социально-трудовых отношений. Происходящая в настоящее время в России трансформация социально-трудовых отношений должна привести к становлению новой системы этих отношений, где товарный обмен способностей к труду на основе социального партнерства должен стать одной из главных ее доминант.

Содержание работы

Введение
1. Концепция и особенности современного рынка труда
1.1 Концепция современного рынка труда
1.2 Особенности распределения доходов в экономике России
1.3 Отраслевые и региональные неравенства в оплате труда
2. Модели конкуренции на рынке рабочей силы
2.1 Современная конкуренция на рынке труда
2.2 Монопсония на рынке труда
3. Особенности конкуренции на российском рынке
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 127.15 Кб (Скачать файл)

б) Корпоративный сектор. Одной  из ведущих сил, преобразующих экономику  России, является быстро формирующийся  корпоративный сектор, в который  переходят многие крупные предприятия. Часть из них занимают монопольное  положение в производстве товаров  и услуг. В предреформенный период деятельность этих предприятий жестко регулировалась государством. В современных условиях они имеют большую самостоятельность. Их влияние на формирование доходов резко возрастает. Правила распределения общественного продукта в корпоративной части экономики значительно меньше рассмотрены. Интересы быстро формирующихся корпораций широко реализуются через контроль за внутренней и внешней средой их деятельности. Современные корпорации имеют большую свободу в выборе и достижении своих целей, располагают властью над установлением цен и издержек, влиянием на потребителей, организацией поставки материалов и полуфабрикатов, проводят свою политику в отношении рабочей силы и воздействует на деятельность государства.

Власть корпораций приводит к утере  суверенитета потребителя над производителем. Производитель все больше управляет  потребителем, подчиняет его собственным  потребностям, т.е. контролирует потребительский  спрос. Именно эта власть, а не «потребность»  в общепринятом смысле определяет функционирование экономики. Производство достигает  больших размеров не обязательно  там, где существует большая потребность. Оно может быть велико там, где  есть большая возможность управлять  поведением отдельного потребителя  или участвовать в контроле над закупками товаров и услуг государством. При власти корпораций полезность изделий становится лишь одним из нескольких условий их производства. На первый план выступает убеждение потребителя в новизне изделия. Новизна или кажущаяся новизна, если она способствует эффективности убеждения потребителя, служит целям корпораций лучше, чем полезность и работоспособность. Не случайно значительно возросло предложение потребителю всевозможных, нередко не самых необходимых товаров, по сравнению затратами на производство наземного транспорта или строительство жилых домов, удобной недорогой одежды и т.п.

Корпоративная система привносит  нестабильность в развитие экономики, раскручивает высокую инфляцию, цены в ней контролируются фирмами  и, как правило, растут быстрее, чем  в рыночном секторе. Зарплата, контролируемая профсоюзами, также растет быстрее, чем на мелких и средних предприятиях и в бюджетной сфере. Часть  расходов на заработную плату, повышаемую корпорациями под давлением профсоюзов, перекладывается через повышение  цен на налогоплательщиков. Эта инфляция носит систематический характер и обусловлена, в том числе  и независимостью крупных фирм от регулирования правительством государственных  и частных расходов, а также  сокращения частных расходов за счет заемных средств и повышения  налогов. Инфляцию раскручивает и активное использование корпорациями для  капитальных вложений не заемных  средств, а своих доходов. Ее росту  способствует наличие в составе  вновь формирующихся конгломератов  предприятий, осуществляющих финансовые операции; коммерческих и инвестиционных банков (например, создание финансово-промышленных групп), страховых компаний, возможность  перекладывать более высокие  налоги на товары и услуги на общество.

Корпоративной системе свойственна  недостаточность эффективного спроса, обусловленная тем, что доходы корпораций идут не на накопление (инвестирование, т.е. тратятся), а на сбережения. Они  активно используются для «прокручивания»  в форме «коротких» денег. В корпоративной  системе нет механизма, обеспечивающего  соответствие решений, касающихся как  сбережений, так и накоплений интересам  населения.

В корпоративной и рыночных системах усиливаются различия в заработной плате. Современные тенденции в развитии экономики все больше будут приводить, с одной стороны, к существованию групп рабочих, живущих в условиях относительного благополучия, а, с другой стороны, к существованию групп относительно бедных рабочих.

Налицо все усиливающая тенденция  к неравенству доходов между  различными секторами экономической  системы. В корпоративной системе  различия в оплате также велики. Вполне естественно, что руководители крупных компаний используют свою власть для углубления такого различия. В  результате в России быстро формируется  крайне узкая пирамида заработной платы, при этом заработки на ее вершине  чрезмерно высоки[4].

в) Государственный сектор. Резкое изменение условий функционирования российской экономики происходит на фоне ослабления государства. Это выражается не только в сжатии государственного сектора экономики, но и в значительной степени остаточном его финансировании, отставании уровня оплаты труда от рыночного сектора. Поэтому необходима новая стратегия дальнейших социально-экономических  преобразований, в том числе в  сфере распределения общественного  продукта и доходов. Она должна быть направлена на выравнивание возможностей населения в рамках различных  звеньев экономической системы  и включать:

• государственную поддержку ощутимому  усилению рыночной части народного  хозяйства;

• ограничение продукта, распределяемого  в чрезмерно развитых областях корпорированной экономики;

• формирование, по сути, нового облика государственного сектора.

Намеченные правительством антимонопольные  меры вполне справедливы и должны быть усилены. Это, однако, неверно связывать  только с разгосударствлением. Корпоративный  монополизм не менее опасен, чем  государственный. С другой стороны, становление рыночного сектора  экономики не должно сопровождаться неоправданным расчленением крупных  корпоративных предприятий. Это  привело бы к дальнейшему откату к еще более низкой эффективности  производства.

Воссоздание нового облика государственного сектора потребует приостановления  наметившихся тенденций разгосударствления жилищного строительства, медицинского обслуживания, городского транспорта, образования, а также создания государственных  корпораций в отраслях, обеспечивающих общественные потребности (производство вооружения и др.). Эти отрасли  будут эффективнее функционировать  вне корпорированного и рыночного секторов экономики[5].

Воссоздание в новом виде государственного сектора, включающего наиболее ослабленные  и чрезмерно развитые отрасли, позволит направить усилия государства на обеспечение населения жильем, наземным транспортом, услугами в области  здравоохранения, искусства и культуры, ограничение вредного воздействия  производства на окружающую среду.  

1.3 Отраслевые  и региональные неравенства в  оплате труда

Особенности распределительных отношений  в переходной экономике России предопределяют значительные неравенства в доходах  населения, в том числе и в  оплате труда. Целесообразно рассматривать  эти неравенства в отраслевом, региональном и социально-слоевом  аспектах.

Специалисты выделяют несколько групп  отраслей, различающихся по ряду общих  для них признаков, в которых  сложились отличающиеся условия  спроса и предложения рабочей  силы и разные уровни заработной платы.

Подобную дифференциацию отраслей с определенной долей условности можно произвести при учете наличия  спроса, причем устойчивого, на внутреннем и внешнем рынках; конкурентоспособности  выпускаемой и соответствующей  платежеспособному спросу продукции; наличия достаточного технико-технологического и ресурсного потенциала. Если пользоваться данной критериальной базой, можно выделить следующие группы:

- экспортно ориентированные отрасли с высокой степенью ценового запаса — отрасли по добыче природного газа и нефти, энергетических углей; отрасли по производству цветных металлов. Стабильность отраслей цветной металлургии в настоящее время определяется толлингом (работой на импортном сырье) и их дальнейшее развитие по пути подъема будет связано со способностью переориентации на собственную сырьевую базу;

- отрасли, ориентированные на  удовлетворение внутреннего спроса- отрасли естественных монополий, отрасли черной металлургии с прогрессивными технологиями (производство электроферросплавов, метизов), приборостроение, автомобильная промышленность, а также отрасли по производству легкой и пищевой продукции, медицинская промышленность.

В то же время в структуре экономики  сохраняются старые, неэффективные, не удовлетворяющие требованиям  рыночной экономики отрасли, чья  продукция не находит общественного  спроса. Трудности со сбытом испытывает большинство предприятий угольной промышленности, подъемно-транспортного  и железнодорожного машиностроения. Огромные проблемы стоят перед предприятиями, работавшими на оборонный комплекс, и предприятиями, осуществляющими  конверсию.

Несмотря на расширение состава  секторов экономики с устойчивыми  высокими темпами роста, рост не стал всеобщим для российских отраслей и  производств.

В России расширяется круг отраслей, чья продукция имеет устойчивый спрос на мировом рынке, а также  отраслей, успешно конкурирующих  на внутреннем рынке, работающих на удовлетворение внутреннего спроса.

Отраслевая дифференциация заработной платы представлена в табл. 1, приложение 1.

В январе 2004 г. уровень среднемесячной начисленной заработной платы работников здравоохранения, образования, культуры и искусства составил от уровня в  промышленности 65%, 62% и 61% (в январе 2003 г. — соответственно 45%, 43% и 45%). На другом полюсе оплата труда в топливной  промышленности и цветной металлургии  — 232% и 180%, а также в кредитовании, финансах и страховании — 387%.[6]

Региональный аспект неравенства  доходов и оплаты труда связан с различной социально-экономической  ситуацией в субъектах Федерации: различными уровнями падения производства, разной продвинутостью рыночных преобразований и др.

С точки зрения потенциальных возможностей, каждый регион в настоящее время  имеет разный стартовый уровень  вхождения в рынок. Например, Московская и Санкт-Петербургская агломерации, несмотря на сложность экономической обстановки, провели первый этап приватизации и развивают сервисную деятельность, приносящую значительные доходы. Внутри даже наиболее экономически благоприятного региона, каким является Центральный, есть области с крайне неблагополучной обстановкой из-за развала хозяйственных связей. Например, в Ивановской области резко сокращается текстильная промышленность и обвально растет безработица. В ряде регионов сложилась неблагоприятная обстановка из-за высокой концентрации конверсируемых отраслей оборонного комплекса. Регионы с незавершенными инвестиционными программами имеют ограниченные возможности самообеспечения. Экстремальная ситуация в экономике на Севере, во многих районах Урала, Сибири и Дальнего Востока. Большие трудности испытывают и старопромышленные районы Центра.

Не во всех регионах России одинаковы  темпы аграрных реформ; различается  уровень инфраструктуры рынка и  предпринимательства. Регионы отличаются развитием коммерческих структур и  внешнеэкономической деятельностью. Используя права свободного экономического развития, отдельные регионы вырабатывают свои модели экономического поведения. Так, многие регионы с развитым аграрным сектором добиваются высоких закупочных цен, используют бартер в поставках  продукции. Регионы с преобладанием  добывающих отраслей, таких как газовая, нефтяная, добыча цветных металлов, выходят самостоятельно на внешние  рынки.

Процессы дезинтеграции экономики  России, особенно проявившиеся в последние  годы, ставят перед федеральными и  местными органами управления задачи сохранения внутреннего рынка, единства инфраструктуры систем (энергетики, транспорта, связи), общей денежно-кредитной  системы, единой налоговой системы, общего контроля за экспортом и импортом продукции.

В трудных условиях находятся сейчас регионы с высокой концентрацией  стагнирующих и конверсируемых отраслей, незавершенных инвестиционных программ; регионы, зависимые от поставок сырья, продовольствия, и регионы с критической экологической обстановкой, в которых необходимо закрытие экологически вредных производств и осуществление мер по социальной защите населения. К таким регионам относятся ряд областей Урала, Сибири, Дальнего Востока, Центра.

Необходимы срочные меры по реконструкции  экономики старопромышленных регионов, крупных городских агломераций; требуется корректировка мер по конверсии оборонных отраслей, оздоровлению экологической обстановки и модернизации инфраструктуры.

К первоочередным задачам относятся:

• стабилизация социально-экономического положения в районах Севера с  экстремальными природными условиями;

• возрождение среды обитания для  малочисленных народов;

• размещение производительных сил  — освоение уникальных природных  богатств в северных и восточных районах;

• формирование программно-целевых, территориально-производственных комплексов при условии комплексного использования  ресурсов и соблюдения экологических  стандартов.

Специалисты выделяют три типа регионов России по условиям и характеру производства и рынков труда[7]:

1) трудоизбыточные — республики Северного Кавказа, Ставропольский и Краснодарский края, Ростовская область.

2) оборонно-промышленные — Санкт-Петербург,  Москва, Нижегородская область, Урал, промышленные узлы юга Сибири.

3) многоотраслевые и депрессивные  — зоны Севера.

Для первой группы регионов рекомендуется  временное поощрение мелкотоварного уклада в городах и селах; для  регионов второй группы предусматривается  привлечение иностранного капитала; в регионах третьей группы - создание особо благоприятного режима для  предпринимательской деятельности за счет частичного освобождения от налогов  и других факторов.

Экономическая ситуация заметно влияет на уровень оплаты труда на рынках рабочей силы в регионах. Это подтверждают данные табл. 2, приложение 2.

Первое место (395,2% к РФ) принадлежит  Ямало-Ненецкому автономному округу, последнее (88-е место — 33,8% к РФ) — у Республики Дагестан.

Заработная плата играет разную роль в обеспечении денежных доходов  в различных регионах России, о  чем свидетельствуют данные табл. 3, приложение 3. Диапазон доли заработной платы по субъектам Федерации  изменяется от 377,6% в Таймырском автономном округе до 62,1% в Москве. Заработная плата  в Ненецком автономном округе основной источник доходов в целом по населению  данного региона; в Москве — у  значительной части населения основные источники доходов не от оплаты труда[8].

Информация о работе Особенности конкуренции на российском рынке