Персонал предприятия и пути улучшение его использования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 00:03, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является изучение использование персонала предприятия, и разработка направлений по улучшению его использования.
Для выполнения поставленной цели работы необходимо решить задачи:
-раскрыть сущность персонала как фактор экономического роста;
- дать оценку и выполнить анализ использования персонала на ЧУП «Центр интернет-маркетинга»;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Персонал как основной фактор экономического роста предприятия 5
1.1 Понятие, структура и система управления персоналом 5
1.2 Система показателей использования персонала 11
1.3 Основные принципы и направления рационального использования персонала 16
2 Оценка и анализ резервов улучшения использования персонала на ЧУП «Центр интернет -маркетинга 22
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 22
2.2 Оценка и анализ количественных и качественных показателей структуры персонала 29
2.3 Оценка эффективности использования персонала ЧУП «Центр интернет-маркетинга» 38
3 Предложения по улучшению использования персонала на предприятии 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 52

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ_Персонал предприятия.docx

— 178.45 Кб (Скачать файл)

Себестоимость реализованных товаров, продукции, работ и услуг в отчетном периоде оказалась выше уровня 2011 года на 3 468 млн. руб. (34,7 процентных пункта), а в сравнении с 2010 годом темп роста себестоимости в 2011 году составил 122,8%, что в абсолютном выражении привело к увеличению себестоимости на 1 857 млн. руб.

Тенденцию к росту на предприятии имеют  расходы на реализацию продукции. Так  в 2011 году в сравнении с 2010 годом  они выросли на 137,5 процентных пункта (или 11 млн. руб.), а в 2012 году их темп прироста хотя и сократился, однако, составил 42,1 процентный пункт (8 млн. руб.).

В связи  с ростом себестоимости и расходов на реализацию ЧП «Центр интернет-маркетинга»в 2012 году получило прибыли от реализации на 24 млн. руб. меньше, чем в 2011 году (или на 4,3 процентных пункта). В 2011 году предприятие получило прибыль от реализации в сумме 558 млн. руб., что на 343 млн. руб. (159,9 процентных пункта) больше чем в 2010 году.

Прибыль от операционных доходов в 2011 году в  равнении с 2010 годом увеличилась  в два раза и составила 12 млн. руб. Однако, в 2012 году предприятие получило операционной прибыли на 4 млн. руб. меньше, чем в предшествующем периоде.

Из приведенных  данных видно, что в 2010 году и 2012 году предприятие получило убытки от внереализационной  деятельности в размере 2 млн. руб. и 4 млн. руб. соответственно. В 2011 году финансовый результат от данного вида деятельности составил всего 1 млн. руб.

Налогооблагаемая  прибыль в 2012 году оказалась на 32 млн. руб. меньше чем в 2011 году (или  на 5,6 процентных пункта), а в 2011 году ее рост составил 160,7% или 352 млн. руб.

Чистая  прибыль в 2012 году составила 402 млн. руб. или 94,1% от уровня 2011 года, а в 2011году оказалась выше уровня 2010 года на 263 млн. руб. или на 160,4 процентных пункта.

Таким образом, по результатам,  представленным в таблице 1.2 можно сделать вывод о том, что при росте объема реализации продукции в отчетном периоде показатель прибыли от реализации продукции снижается. Это обусловлено тем,  что темп роста себестоимости реализованной продукции превышает темпы роста объемов реализации.

          Одним из важнейших факторов увеличения объема производства продукции на предприятиях является обеспеченность их основными фондами в необходимом количестве и ассортименте и более полное и эффективное их использование.

Задачи  анализа - определить обеспеченность предприятия  и его структурных подразделений  основными фондами и уровень  их использования по обобщающим и  частным показателям; установить причины  изменения их уровня; рассчитать влияние  использование основных фондов на объем  производства продукции и другие показатели; изучить степень использования  производственной мощности предприятия  и оборудования; выявить резервы  повышения эффективности использования  основных средств.

При анализе  основных фондов, прежде всего, определяют их среднегодовую стоимость и  динамику изменения за определённый период. Анализируя структуру основных фондов их следует разделить на активную и пассивную части, проследить, чтобы  всё время наблюдался рост активной части основных фондов, прежде всего  рабочих и силовых машин.

В таблице  2.3 представлен анализ основных фондов ЧУП «Центр интернет-маркетинга» в 2011-2012 гг.

Таблица 2.3 – Анализ основных фондов ЧУП «Центр интернет-маркетинга» в 2011-2012 гг.

Показатель

2011 год

2012 год

Отклонение

1 Первоначальная стоимость основных  фондов, млн руб.

12 589

22 194

9 605,2

в том числе активная часть

9441,6

16645,5

7 203,9

2 Износ основных фондов, млн руб.

6 635

10 202

3 567,5

в том числе активная часть

4975,9

7651,5

2 675,6

3 Степень изношенности основных  фондов, %

52,7

46,0

-6,7

4 Степень изношенности активной  части основных фондов, %

52,7

46,0

-6,7


 

Из приведенной  выше таблицы видно, что в анализируемом  периоде первоначальная стоимость  основных производственных фондов предприятия  увеличивается. Так в 2012 году данное увеличение в сравнении с 2011 годом увеличение составило 9605,2 млн. руб. Данный факт говорит о том, что на предприятии происходит обновление основных средств за счет переоценки действующего.

По данным таблицы 2.3 видно, что основную часть производственных фондов составляет активная часть. Так в 2012 году стоимость активной части увеличилась в сравнении с 2011 годом на 7203,9 млн. руб.

В 2012 году износ основных фондов составил 10202 млн. руб. (в том числе активной части 7651,5 млн. руб.), что на 3567,5 млн. руб. больше предыдущего периода (в том числе по активной части на 2675,6 млн. руб.). Таким образом, степень изношенности основных фондов в 2012 году составляла 52,7%, что на 6,7 процентных пункта меньше чем, в 2011.

Далее проведем анализ показателей движения основных фондов  ЧУП «Центр интернет-маркетинга» в 2011-2012 гг., а результаты представим в таблице 2.4.

Таблица 2.4 –  Анализ степени обновления, выбытия  и прироста основных фондов ЧУП «Центр интернет-маркетинга» в 2011-2012 гг..

Коэффициенты

2011 год

2012 год

Абсолютное изменение

по всем основным фондам

0,44

0,77

0,33

по активной части промышленно-производственных основных фондов

0,24

0,45

0,22

по всем основным фондам

0,07

0,10

0,03

по активной части промышленно-производственных основных фондов

0,04

0,06

0,02

по всем основным фондам

0,37

1,07

0,69

по активной части промышленно-производственных основных фондов

0,20

0,63

0,43


 

Итак, из представленных данных видно, что коэффициент  обновления основных фондов в 2012 году увеличился на 0,33 относительных единицы в сравнении с 2011 годом, в тои числе по активной части данное увеличение составило 0,22 относительные единицы.

В 2012 году коэффициент выбытия основных фондов составил 0,10 относительных единиц и оказался выше уровня 2011 года на 0,03 относительных единиц. Коэффициент выбытия активной части основных фондов в 2012 году вырос 0,02 относительные единицы в сравнении с 2011 годом.

В 2012 году коэффициент прироста оказался выше уровня 2011 года на 0,69 относительных единиц, в том числе по активной части на 0,43 относительной единицы. Следует обратить внимание на то, что в 2011 году коэффициент прироста был меньше единицы, а это значит, что в данном году основных фондов выбыло больше, чем поступило.

            Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются приростом суммы собственного капитала, основным источником которого является прибыль. Размер себестоимости, прибыли, уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, маркетинговой, сбытовой, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия. Поэтому данные показатели характеризуют все стороны хозяйствования. В таблицах 2.1–2.4  представлен анализ основных показателей выпуска и реализации продукции за период с 2010 по 2012 года. Для этого будут использованы основные финансово-экономические показатели ЧУП «Центр интернет-маркетинга».

Таблица 2.5-Основные экономические показатели выпуска продукции за 2010-2012 года 

Показатели

2010

 

год

2011

год

2012

год

Темп  изменения 2011 к 2010 ,%

Темп  изменения 2012 к 2011 ,%

Отклонения

Отклонения

Абсолют-ные 

Относи-тельные

Абсолют-

ные

Относи-тельные

Объем произведенной продукции в текущих  ценах, млн. руб.

6665

9819

15203

147,3

154,8

3154

47,3

5384

54,8

Себестоимость произведенной продукции, млн. руб.

6141

8707

13479

141,8

154,8

2566

41,8

4772

54,8

Затраты на 1 руб. произведенной продукции, коп.

0,92

0,89

0,89

96,2

100,0

-0,03

-3,8

0,00

0,0

Рентабельность  произведенной продукции, %

7,3

17,5

25,3

241,0

144,5

10,3

141,0

7,8

44,5


Примечание – Источник: собственная  разработка.

 

Из данных таблицы 2.5 видно, что объем произведенной продукции в 2011 году вырос на 47,3% или на 3154 млн. руб.,а в 2012 году возрос на 54,8% или на 5384 млн. руб.Себестоимость произведенной продукции также увеличилась на 41,8% или на 2566 млн. руб. в 2011 году , а в 2012 году себестоимость произведенной продукции возросла на 54,8% или на 4772 млн. руб. Величина затрат на 1 руб. в 2011 году произведенной продукции снизилась на 3,8%, что говорит о рациональном и эффективном использовании имеющихся на предприятии ресурсов. Отсюда рентабельность продукции возросла на 141%., а в 2012 году величина затрат на 1 руб. произведенной продукции в анализируемом периоде осталась неизменной, а рентабельность производства увеличилась на 7,8 процентных пункта.

Таблица 2.6-Основные экономические показатели реализации продукции за 2010-2012 года

Показатели

2010

 

год

2011

год

2012

год

Темп  изменения 2011 к 2010 ,%

Темп  изменения 2012 к 2011 ,%

Отклонения

Отклонения

Абсолют-ные 

Относи-тельные

Абсолют

-ные 

Относи-тельные

Выручка от реализации продукции, млн. руб

6808

10661

17458

156,6

163,8

3853

56,6

6797

63,8

Себестоимость реализованной продукции (с учетом расходов на реализацию), млн. руб.

6323

8939

13605

141,4

152,2

2616

41,4

4666

52,2

Прибыль от реализации продукции, млн. руб.

485

1722

3853

355,1

223,8

1237

255,1

2131

123,8

Рентабельность  реализованной продукции, %

7,1

16,2

22,1

226,7

136,6

9

126,7

6

36,6


Примечание – Источник: собственная  разработка.

 

В 2011 году по сравнению с 2010 годом  выручка от реализации продукции  и себестоимость реализованной  продукции выросли соответственно на 56,6% и 41,4%. Прибыль от реализации возросла на 155,1% или на 1237 млн. руб. Как результат, рентабельность реализованной продукции  возросла на 126,7%.

В 2012 году по сравнению с 2011 годом  выручка от реализации продукции  и себестоимость реализованной  продукции возросли соответственно на 63,8% и 52,2%. Прибыль от реализации возросла на 123,8% или на 2131 млн. руб. Как результат, рентабельность реализованной продукции  возросла на 36,6%.

Для того, чтобы провести анализ платежеспособности ЧУП «Центр интернет-маркетинга», необходимо рассчитать ряд показателей:

  • коэффициент текущей ликвидности;
  • коэффициент быстрой ликвидности;
  • коэффициент абсолютной ликвидности.

Коэффициент текущей ликвидности определяется как отношение фактической стоимости  находящихся в наличии у предприятия  оборотных активов (оборотных средств  в виде производственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции, денежных средств, дебиторских задолженностей и прочих оборотных активов) к  текущим пассивам (наиболее срочным  обязательствам предприятия в виде краткосрочных кредитов банков, краткосрочных  займов и различных кредиторских задолженностей).

Коэффициент текущей ликвидности  рассчитывается по формуле (2.1) как отношение итога II раздела актива баланса (ОА) за расходов будущих периодов (РБП) к итогу V раздела пассива баланса – краткосрочные обязательства(КО): [1]

 

                                                  (2.1)

 

Если  величина этого коэффициента меньше 1,5, то у предприятия могут возникнуть проблемы при погашении краткосрочных  обязательств, выражающихся в задержке платежей.

Коэффициент быстрой ликвидности по своей  сути он аналогичен коэффициенту текущей  ликвидности, но вместо полного объема оборотных средств в нем используется только сумма оборотных средств, которые можно быстро обратить в  деньги. Наименее ликвидной частью оборотных средств являются товарно-материальные запасы. Поэтому при расчете коэффициента быстрой ликвидности они исключаются  из оборотных средств. (формула 2.2). Коэффициент показывает способность предприятия погасить свои краткосрочные обязательства в относительно сжатые сроки. Считается, что для нормально функционирующей компании его значение должно находится в пределах от 0,7 до 1.

Информация о работе Персонал предприятия и пути улучшение его использования