Персонал предприятия и пути улучшение его использования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 00:03, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является изучение использование персонала предприятия, и разработка направлений по улучшению его использования.
Для выполнения поставленной цели работы необходимо решить задачи:
-раскрыть сущность персонала как фактор экономического роста;
- дать оценку и выполнить анализ использования персонала на ЧУП «Центр интернет-маркетинга»;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Персонал как основной фактор экономического роста предприятия 5
1.1 Понятие, структура и система управления персоналом 5
1.2 Система показателей использования персонала 11
1.3 Основные принципы и направления рационального использования персонала 16
2 Оценка и анализ резервов улучшения использования персонала на ЧУП «Центр интернет -маркетинга 22
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 22
2.2 Оценка и анализ количественных и качественных показателей структуры персонала 29
2.3 Оценка эффективности использования персонала ЧУП «Центр интернет-маркетинга» 38
3 Предложения по улучшению использования персонала на предприятии 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 52

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ_Персонал предприятия.docx

— 178.45 Кб (Скачать файл)

                                                (2.2)

 

где З  – запасы и затраты.

 

Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, какую часть краткосрочных обязательств компания может погасить практически  мгновенно.

Он рассчитывается как частное  от деления объема денежных средств  на счетах предприятия на объем краткосрочных  обязательств (формула 2.3). Нормальной считается его величина в интервале от 0,05 до 0,025. Если значение ниже 0,025, то у предприятия могут возникнуть проблемы с погашением текущих обязательств. Если оно больше 0,05, то, возможно,предприятие нерационально использует свободные денежные средства. [4]

 

                                                  (2.3)

 

где ДС –  денежные средства предприятия;

ФВ –  финансовые вложения предприятия.

 

На основании  бухгалтерских балансов ЧУП «Центр интернет-маркетинга», представленных в Приложениях А и В, произведем расчет указанных показателей ликвидности предприятия по формулам 2.1-2.3, а результаты расчетов представим в таблице 2.5.

Коэффициент текущей ликвидности в 2010 году составит:

 

 

 

Коэффициент текущей ликвидности в 2011 году составит:

 

 

 

Коэффициент текущей ликвидности в 2012 году составит:

 

 

 

 

 

Коэффициент быстрой ликвидности в 2010 году составит:

 

 

 

Коэффициент быстрой ликвидности в 2011 году составит:

 

 

 

Коэффициент быстрой ликвидности в 2012 году составит:

 

 

 

 

Коэффициент абсолютной ликвидности в 2010 году составит:

 

 

 

Коэффициент абсолютной ликвидности в 2011 году составит:

 

 

 

Коэффициент абсолютной ликвидности в 2012 году составит:

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.7 – Коэффициенты ликвидности ЧУП «Центр интернет-маркетинга» в 2010-2012 годах

Показатель

2010 год

2011 год

2012 год

Изменение

Норматив

2011 год от 2010 года

2012 год к 2011 году

Коэффициент текущей ликвидности

1,04

1,01

0,96

-0,03

-0,05

более 1,5

Коэффициент быстрой ликвидности

0,51

0,94

0,90

0,43

-0,04

более 0,5

Коэффициент абсолютной ликвидности

0,040

0,040

0,040

0

0

более 0,2


Примечание – Источник: собственная  разработка.

 

Из представленного  расчета видно, что в анализируемом  периоде коэффициент текущей  ликвидности был ниже нормативного значения. Кроме того в анализируемом  периоде наблюдается устойчивая тенденция к снижению коэффициента текущей ликвидности. Так в 2011 году он снизился в сравнении с 2010 годом  на 0,03 относительных единиц, а в 2012 году снижение составило 0,05 относительные  единицы. Это говорит о том, что  у предприятия могут возникнуть проблемы при погашении краткосрочных  обязательств, выражающихся в задержке платежей.

Однако, коэффициент быстрой ликвидности  говорит о том, что в отчетном периоде ЧУП «Центр интернет-маркетинга» мог рассчитываться по своим краткосрочным обязательствам без видимых затруднений в относительно сжатые сроки. Об этом говорит тот факт, что значение коэффициента быстрой ликвидности было в 2012 году находилось выше нормативного значения.

Расчетные значения коэффициента абсолютной ликвидности  находятся в анализируемом периоде  ниже нормативного значения, то есть ЧУП «Центр интернет-маркетинга» не мог мгновенно рассчитываться по своим краткосрочным обязательствам.

Таким образом, можно заключить, что деятельность ЧУП «Центр интернет-маркетинга» в анализируемом периоде является достаточно эффективной.

Далее проведем оценку и анализ структуры персонала  на предприятии.

 

 

2.2Оценка и анализ  количественных и качественных  показателей  структуры персонала

 

Оценку  и анализ количественных и качественных показателей структуры персонала  необходимо проводить по следующим  направлениям:

– половозрастная структура персонала;

– уровень  образования персонала;

– стаж работы персонала;

– показатели движения персонала.

Половозрастная  структура – это соотношение  групп персонала по полу (мужчины, женщины) и возрасту. Возрастная структура  характеризуется долей лиц соответствующих  возрастов в общей численности  персонала. При изучении возрастного  состава используются следующие  группировки: 18-20, 21-24, 25-30, 31-45, 46-55, 56-65 лет  и старше. Структура работников по возрастам представляется в табл. 2.8.

Таблица 2.8 – Возрастной состав работников ЧУП «Центр интернет-маркетинга» в 2010-2012 гг.

Критерии группировки

2010 год

2011 год

2012 год

Отклонение

2011 год к 2010 году

2012 год к 2011 году

18-20 лет

15

15

16

0

1

21-24 лет

24

22

23

-2

1

25-30 лет

18

18

18

0

0

31-45 лет

22

22

22

0

0

46-55 лет

21

20

20

-1

0

56-65 лет

14

13

13

-1

0

старше 65 лет

1

1

1

0

0

Итого:

115

111

113

-4

2


Примечание – Источник: собственная  разработка.

 

Анализируя  данные таблицы 2.8 можно сделать следующие выводы:

- численность  работников в первой возрастной группе (18-20 лет) на конец анализируемого периода увеличилась на 1 человек;

- численность  сотрудников в возрасте от 21 до 24 лет в 2011 году уменьшилась на 2 человека,  а в 2012 году увеличилась на 1 человек;

- в возрастных группах от 25 до 30 лет и от 31 до 40 лет в анализируемом периоде численность работников оставалась неизменной;

- в «пенсионной»  группе численность сотрудников  в анализируемом периоде снизилась  на 1 человека;

- численность  сотрудников старше 65 лет в анализируемом  периоде оставалась неизменной.

Подобная  динамика изменения возрастной структуры  сотрудников ЧУП «Центр интернет-маркетинга»не позволяет сделать вывод о старении или омолаживании коллектива организации.

Анализ  уровня образования сотрудников  ЧУП «Центр интернет-маркетинга» представлен в таблице 2.9.

 

Таблица 2.9 –Уровень образования сотрудников ЧУП «Центр интернет-маркетинга» в 2010-2012 гг.

Уровень образования

2010 год

2011 год

2012 год

Отклонение

Темп роста, %

2011 г от 2010 г

2012 г от 2011 г

2011 г к 2010 г

2012 г к 2011 г

Высшее

89

96

105

7

9

   107,9  

   109,4  

Среднее специальное

25

14

7

-11

-7

     56,0  

     50,0  

Среднее

1

1

1

0

0

   100,0  

   100,0  

Всего

115

111

113

-4

2

     96,5  

   101,8  


Примечание – Источник: собственная  разработка.

 

Из представленной таблицы видно, что в 2011 году численность  сотрудников с высшим образованием увеличилось на 7 человек или на 7,9%. В свою очередь, в 2011 году уменьшилась  численность сотрудников со средним  специальным образованием на 11 человек  или на 44%. На протяжении всего анализируемого периода численность работников со средним образованием оставалась неизменной и составляла 1 человек.

 

 

 

 

 

На рисунках 2.2 и 2.3 представлена структура персонала предприятия по уровню образования в 2010-2011 гг.

Рисунок 2.2 – Структура сотрудников ЧУП «Центр интернет-маркетинга»-

по уровню образования (2010 год).

 

Рисунок 2.3 – Структура сотрудников ЧУП «Центр интернет-маркетинга»-

по уровню образования (2011 год).

 

Из  представленных диаграмм видно, что  в 2011 году доля сотрудников предприятия  с высшим образованием увеличилась  относительно уровня 2010 года на 9 процентных пункта, а доля сотрудников со средним  специальным образованием соответственно снизилась на 9 процентных пункта. Доля работников со средним образованием осталась неизменной.

В 2012 году численность отрудников с высшим образованием увеличилась относительно уровня 2011 года на 9 человек или на 9,4%, а численность сотрудников  со средним специальным образованием снизилась на 7 человек (или на 50%). На рисунке 2.3 представлена структура персонала ЧУП «Центр интернет-маркетинга» в разрезе уровня образования в 2012 году.

Рисунок 2.4 – Структура сотрудников ЧУП «Центр интернет-маркетинга»-

по уровню образования (2012 год).

 

Из  представленной диаграммы видно, что удельный вес сотрудников с высшим образованием в 2012 году увеличилася по сравнению с 2011 годом на 7 процентных пункта и составил 93%. Доля сотрудников со средним специальным образованием в 2012 году составляла 6%, что ниже уровня 2011 года на 7 процентных пункта.

Таким образом, можно заключить, что в  анализируемом периодне на предприятии  наблюается тенденция к повышению  уровня образования персонала, что  является положительным моментом.

Структура персонала по стажу рассматривается  по стажу работы в в ЧУП «Центр интернет-маркетинга». Стаж работы в данной организации характеризует стабильность трудового коллектива. В ЧУП «Центр интернет-маркетинга» по стажу работы выдели следующие периоды: до 1 года, 1-3, 4-5, 6-9, более 10 лет (таблица 2.10).

 

 

Таблица 2.10 – Разделение работников по стажу работы ЧУП «Центр интернет-маркетинга»

Стаж 

2011 год

2012 год

Отклонение

чел.

удельный вес %

чел.

удельный вес%

чел.

удельный вес %

до 1 года

4

4

3

2,4

-2

-1,6

1-3 лет

32

29

38

33,4

6

4,4

4-5 лет

39

35,4

43

38,5

4

3,1

6-9 лет

20

17,9

22

19,3

2

1,4

более 10 лет 

15

13,7

7

6,4

-8

-7,3

Итого:

111

100

113

100

2

х


Примечание – Источник: собственная  разработка.

 

На рисунках 2.5и 2.6 представлена структура работников предприятия в зависимости от стажа работы на ЧУП «Центр интернет-маркетинга»

Рисунок 2.5 – Структура сотрудников ЧУП «Центр интернет-маркетинга»

в зависимости от стажа  работы (2011 год).

Рисунок 2.6– Структура сотрудников ЧУП «Центр интернет-маркетинга»

в зависимости от стажа  работы (2012 год).

 

На  основании данных таблицы2.5 и приведенных диаграмм можно говорить о том, что наиболее многочисленной группой является группа сотрудников со стажем работы на предприятии от 4 до 5 лет – 39 человек в 2011 году (35,4%) и 43 человека в 2012 году (38,5%). Следующая наиболее значимая группа сотрудников со стажем работы на предприятии от 1 до 3 лет – в 2012 году их доля увеличилась на 4,42 процентных пункта или на 6 человек. В 2012 году наблюдается снижение численности сотрудников со стажем работы более 10 лет – на 7,3 процентных пункта и сотрудников, отработавших менее одного года с 4% до 2,4%.

Информация о работе Персонал предприятия и пути улучшение его использования