Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 00:03, дипломная работа
Целью дипломной работы является изучение использование персонала предприятия, и разработка направлений по улучшению его использования.
Для выполнения поставленной цели работы необходимо решить задачи:
-раскрыть сущность персонала как фактор экономического роста;
- дать оценку и выполнить анализ использования персонала на ЧУП «Центр интернет-маркетинга»;
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Персонал как основной фактор экономического роста предприятия 5
1.1 Понятие, структура и система управления персоналом 5
1.2 Система показателей использования персонала 11
1.3 Основные принципы и направления рационального использования персонала 16
2 Оценка и анализ резервов улучшения использования персонала на ЧУП «Центр интернет -маркетинга 22
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 22
2.2 Оценка и анализ количественных и качественных показателей структуры персонала 29
2.3 Оценка эффективности использования персонала ЧУП «Центр интернет-маркетинга» 38
3 Предложения по улучшению использования персонала на предприятии 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 52
Приведенные данные свидетельствуют о том, что коллектив предприятия в большей степени является установившимся.
Движение кадров предназначено
для приведения в равновесие потребности
организации относительно замещения
вакантных рабочих мест и потребности
в труде соответствующего качества,
в продвижении и т.д. Внутренние
перемещения связаны не только с
наличием вакантных рабочих мест
соответствующего качества, но и с
возможностью занять их принятыми работниками,
т.е. с уровнем общей и
К внешнему движению кадров относятся:
- оборот по приему;
- оборот по увольнению;
- коэффициент текучести кадров.
Внутреннее движение кадров характеризует:
- межпрофессиональную
- квалификационное движение и переход работников в другие категории.
Показатели оборота широко используются для характеристики общих размеров движения кадров. При этом исчисляются общий и частные (по приему и увольнению) коэффициенты оборота.
Общий коэффициент оборота определяется отношением суммы принятых и уволенных к среднесписочному числу рабочих или работающих по формуле (2.4):
где ЧУП – число принятых работающих;
Чу – число уволенных работников.
Частные коэффициенты оборота представляют собой соотношение количества принятых или уволенных работников к среднесписочному числу работающих сотрудников за определенный период (формула 2.5 или 2.6):
или
Число принятых сотрудников в 2011 г. – 6 чел., в 2012 г. – 9 чел.; число уволенных сотрудников в 2011 г. – 4 чел., в 2012 г. – 6 чел. Подставляя данные в формулы получим следующие значения, которые занесем в таблицу 2.11
Таблица 2.11 – Коэффициенты оборота принятых и уволенных работников ЧУП «Центр интернет-маркетинга»
Показатели |
2011 год |
2012 год |
Общий коэффициент оборота,% |
13,91 |
20,00 |
Коэффициент оборота принятых работников , % |
10,10 |
10,00 |
Коэффициент оборота уволенных работников,% |
3,81 |
10,00 |
Коэффициент текучести ,% |
3,6 |
5,3 |
Коэффициент стабильности кадров,% |
0,98 |
0,96 |
Примечание-Источник:
Итак, общий коэффициент
оборота на данном предприятии в
2012 году увеличился с 13,91%% до 20,0%. При
этом в 2012 году коэффициент оборота
уволенных сотрудников
Текучесть кадров характеризуется
количеством рабочих
где Чусж – число работников, уволившихся по собственному желанию;
Чупн – число работников, уволенных за прогул и другие нарушения трудовой дисциплины;
Чс – среднесписочное число работников.
Поскольку все работники в 2011-2012 гг. в ЧУП «Центр интернет-маркетинга» уволились по соглашению сторон, то коэффициент текучести кадров в 2011 году составляет (для рассчета используется формула 2.7):
а в 2012 году:
Для характеристики устойчивости
кадров на предприятии применяется
показатель - коэффициент постоянства
кадров. Этот коэффициент дополняет
коэффициент текучести и
(2.8)
где Чоп – число работников, проработавших весь отчетный период;
ЧУПл – число работников на конец этого периода.
В 2011 году число работников, проработавших весь период, составляет 89 человек, а число работников на конец 2011 года – 92 человек. Подставив значения в формулу, получим коэффициент постоянства кадров за 2011 год – 0,97. Соответственно, в 2012 году эти данные составляли 92 человек и 104 человек. Тогда коэффициент постоянства в 2012 году – 0,92. Сравнив показатели, мы можем сделать вывод о том, что коээфициент постоянства за 2011-2012 гг. незначительно снизился.
Коэффициент стабильности кадров используется при оценке уровня организации управления производством и вычисляется по формуле 2.9:
где Рув – численность работников, уволившихся с предприятия по собственному желанию и из-за нарушения трудовой дисциплины (за отчетный период) (человек);
Р – среднесписочная численность работающих на данном предприятии в период, предшествующий отчетному (человек);
Рп – численность вновь принятых за отчетный период работников (человек).
Поскольку все данные известны, вычислим коэффициент стабильности кадров по формуле 2.9:
Коэффициент стабильности кадров ЧУП «Центр интернет-маркетинга» за 2011 год по предприятию в целом составил 0,98, за 2012 год - 0,96. Наблюдается незначительное снижение коэффициента стабильности.
Подводя итог вышеизложенному, можно сказать, что кадры ЧУП «Центр интернет-маркетинга» достаточно подвижны, а коэффициент текучести достаточно высок. Факторы, вызывающие текучесть персонала, разнообразны, имеют разные источники, сила их влияния различна, изменчива и зачастую трудно поддается количественной оценке. Условно все факторы можно разделить на три группы.
Факторы, влияющие на текучесть кадров
1) Низкая заработная плата.
Неконкурентоспособные ставки
2) Но зачастую работники
недовольны не столько
3) Отсутствие карьерного
роста, приобретения опыта,
В данной ситуации можно выстраивать горизонтальную карьеру: то есть вводить подразделения в рамках отдела, градации внутри должности (менеджер, старший менеджер, ведущий менеджер и т.д.), связывая каждый уровень с системой материальной и нематериальной мотивации. В некоторых компаниях, особенно связанных с творческим и интеллектуальным трудом, специально создают новые подразделения и направления, чтобы избежать «утечки мозгов». Разумеется, потребуется, во-первых, изменить штатное расписание, во-вторых, разработать новую систему окладов и бонусов в данной группе. Естественно, что руководителями новых направлений становятся самые достойные из «засидевшихся» сотрудников. При этом новое назначение должно сопровождаться не только повышением заработной платы, но и расширением должностных полномочий и обязанностей [13].
4) Не складывающиеся отношения
с коллективом и руководством,
постоянный дискомфорт на
5) Однообразное содержание
работы - частая причина высокой
текучести персонала.
Данная проблема может быть решена с помощью ротации персонала, обогащения труда, побуждения к творчеству. Так, кто-то из сотрудников может стать наставником для новичков, проводить занятия, семинары. Кто-то ощутит интерес к общественной деятельности и станет автором раздела на корпоративном сайте или редактором корпоративной газеты. При этом повышается результативность, однако в случае увольнения сотрудника увеличиваются и потери компании.
Если же компании нечего предложить сотруднику в качестве замены (например, это менеджер отдела продаж и его некуда переводить) и время его деятельности на текущем месте равно продолжительности его работы в компании в целом, следует сконцентрироваться на увеличении отдачи от «засидевшегося» сотрудника.
В любом случае, варианты решения проблемы зависят от самой организации, от ее возможностей и специфики.
2.3 Оценка эффективности использования персонала ЧУП «Центр интернет-маркетинга»
Для проведения анализа эффективности использования персонала ЧУП «Центр интернет-маркетинга» в 2010-2012 гг. составим аналитическую таблицу 2.10. Исходной информацией для составления аналитической таблицы послужила статистическая и бухгалтерская информация по предприятию за анализируемый период.
Таблица 2.12 –Показатели использования персонала ЧУП «Центр интернет-маркетинга» в 2010-2012 гг.
Наименование показателя |
Единица измере-ния |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
Отклонение |
Темп роста, % | ||
2011 год от 2010 года |
2012 год от 2011 года |
2011 год к 2010 году |
2012 год к 2011 году | |||||
Среднесписочная численность работников |
чел |
115 |
111 |
113 |
-4 |
2 |
96,5 |
101,8 |
Фонд заработной платы работников списочного состава |
млн.руб. |
1 357,0 |
1 642,8 |
1 717,6 |
285,8 |
74,8 |
121,1 |
104,6 |
Выручка от реализации продукции, работ, услуг |
млн.руб. |
6665 |
9819 |
15203 |
3154 |
5384 |
147,3 |
154,8 |
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов |
млн.руб. |
11209 |
12 589 |
22 194 |
1380 |
9605 |
112,3 |
176,3 |
Отработанное время |
тыс. чел-часов |
227,8 |
221,9 |
224,8 |
-6,0 |
2,9 |
97,4 |
101,3 |
Среднемесячная заработная плата |
Тыс.руб. |
9833 |
1 2333 |
1 2667 |
2500 |
333 |
125,4 |
102,7 |
Производительность труда |
млн. руб./чел. |
58,0 |
88,5 |
134,5 |
30,5 |
46,1 |
152,6 |
152,1 |
Фондовооруженность труда |
млн. руб./чел. |
97,5 |
113,4 |
196,4 |
15,9 |
83,0 |
116,4 |
173,2 |
Информация о работе Персонал предприятия и пути улучшение его использования