Планирование и прогнозирование выручки организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 17:57, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является изучение практических основ прогнозирования, планирования выручки от продаж на предприятии на примере ГБУЗ «Вышневолоцкая центральная районная больница».
Были поставлены следующие задачи:
1. Изучить сущность экономического прогнозирования и планирования;
2. Рассмотреть понятие, цели и организацию планирования;
3. Рассмотреть процесс планирования (прогнозирования);
4. Раскрыть понятие выручки на предприятии;
5. Выявить методику планирования выручки и затрат;

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы планирования и прогнозирования выручки учреждения 4
1.1 Понятие выручки на предприятии 4
1.2 Сущность экономического прогнозирования и планирования учреждения 7
1.3 Процесс планирования (прогнозирования) доходов учреждения 15
1.4 Методика планирования выручки и затрат 26
Глава 2. Общая характеристика финансов организации 36
2.1 Краткая характеристика ГБУЗ «Вышневолоцкая центральная районная больница» 36
2.2. Анализ эффективности использования трудовых ресурсов 46
2.3 Анализ использования фонда рабочего времени 51
2.4 Анализ эффективности использования материальных ресурсов 59
2.5 Анализ использования основных производственных фондов учреждения 74
ГЛАВА 3. Разработка и Экономическое обоснование проекта совершенствования процесса деятельности в ГБУЗ «Вышневолоцкая Центральная Районная больница» 83
3.1 Мероприятия по совершенствованию процесса управления персоналом 83
3.2 Мероприятия по усилению заинтересованности работников в результатах деятельности учреждения 89
Заключение 98
Библиографический список 105

Файлы: 1 файл

диплом мой.docx

— 443.02 Кб (Скачать файл)

Директивное заключается  в том, что планы доводятся до исполнителей и носят обязательный характер.

При регулятивном планирование государство может брать на себя регулирование некоторых параметров (регулирование цен, тарифов).

При равновесном планировании план должен быть сбалансирован по всем показателям.

    1.       По степени охвата: общее планирование, частичное;
  1.       По длительности временного интервала: долгосрочное, краткосрочное, среднесрочное.

На современном этапе развития долгосрочное планирование превращается в стратегическое.

  Задачей стратегического планирования является выработка стратегии, позволяющей справиться  с опасностями и использовать возникающие новые возможности.

   Процесс стратегического планирования состоит 6 взаимосвязанных этапов.

    1. Определение миссии учреждения;
    2. Формулирование целей;
    3. Оценка и анализ внешней среды;
    4. Оценка и анализ внутренней среды;
    5. Разработка и анализ стратегических альтернатив;
    6. Выбор стратегий из имеющихся альтернатив.  

Миссию учреждения следует отличать от цели. Цель имеет количественное конкретное выражение. Миссия – основная, общая цель организации, четко выраженная причина существования учреждения.

Содержание миссии каждое ГБУЗ «Вышневолоцкая ЦРБ» определяет свободно, гибко и творчески подходя к процессу ее разработки.

Основные элементы миссии учреждения можно сформулировать следующим образом:

  1. Целевые ориентиры
  2. Сфера деятельности
  3. Внутренняя концепция и моральный кодекс
  4. Внешний образ фирмы

В современной литературе широко освещаются подходы к формированию комплекса целей. Можно обозначить следующие направления:

    • Положение и доля учреждения на рынке
    • Работа с клиентами
    • Эффективность
    • Управленческие и организационные аспекты
    • Социальная ответственность
    • Инновации

В стратегическом планировании необходимо уделять внимание анализу внешней среды. Это дают предприятию время для прогнозирования возможностей, составления плана на случай непредвиденных обстоятельств, разработки системы раннего предупреждения на случай возможных угроз и на разработку стратегий, которые могут превратить прежние угрозы в выгодные возможности. Угрозы и возможности, с которыми сталкивается ГБУЗ «Вышневолоцкая ЦРБ», обычно выделяют в семь областей: экономика, политика, рынок, технология, конкуренция, международное поведение и социальное поведение.

Анализ факторов внешней среды, правильное и полное представление о сильных и слабых сторонах учреждения позволяют составить прогноз сбыта, являющийся основой всего внутрифирменного планирования.

Тактическое планирование представляет собой конкретизацию стратегического. Оно призвано направлять  текущую деятельность фирмы на достижение стратегических целей, выбирать оптимальные пути дляиз достижения, обеспечивать согласованную работу структурных подразделений.

Тактическое планирование имеет более узкий «плановый горизонт» и ориентировано преимущественно на выбор средств для достижения целей. 

Оперативное планирование базируется на планах конкретных действий, мероприятий, акций, которые обеспечивают достижение намеченных целей.

В рамках оперативного планирования ГБУЗ «Вышневолоцкая ЦРБ» намечает конкретные задачи для каждого из направлений и участников работы.

В зарубежной литературе широко применяется термин «внутрифирменное планирование». Его выявляют как определение перспектив развития внешнего окружения фирмы, формулирование целей и вероятных стратегий, определение первостепенных задач, а также действий для их достижения.

Основными элементами внутрифирменного планирования является:

  • прогнозирование;
  • постановка задач на базе прогноза и установление приблизительных сроков их выполнения и определение ресурсного обеспечения;
  • корректировка плана;
  • составление бюджетов (балансов), в том числе балансов денежных доходов и расходов;
  • конкретизация плана.

Внутрифирменное планирование может относится к тому или иному типу в зависимости от признака, по которому осуществляется классификация. Таким признаками могут быть:

  1. Степень неопределенности планирования: детерминированное планирование – планирование, применяемое к системам, действующим в полностью предсказуемой среде без недостатков информации; стохастическое (вероятностное) планирование – планирование, которое зависит от неопределенности внешней среды и связано с недостатком информации.
  2. Временная ориентация идей планирования: планирование ориентированное на настоящее, в прошлое и будущее.
  3. Горизонт планирования: краткосрочное, среднесрочное и долгосрочное планирование.

Методы планирования представляют собой способы преобразования экономической информации с целью определения темпов и оптимальных пропорций развития объекта планирования, а также путей наиболее эффективного использования ресурсов. Методы планирования предполагают обоснование и непосредственные расчеты показателей хозяйственной деятельности ПОП.

Основные методы планирования – балансовый, нормативный, индексный, расчетно-аналитический (экономико-статистический), экономико-математическое моделирование.

Сущность балансового метода заключается в том, что он позволяет путем построения соответствующих балансов взаимно увязывать имеющиеся в наличии ресурсы (материальные, трудовые, финансовые) и фактические потребности. Построение различных балансов позволяет определить возможные конечные результаты хозяйственной деятельности в плановом периоде, наиболее эффективную структуру источников ресурсов, вскрыть резервы улучшения использования ресурсов. Каждый баланс состоит из отдельных статей, в которых указываются размеры отдельных видов ресурсов, с одной стороны, и потребностей в этих ресурсах – с другой. Экономическое обоснование  показателей этих статей представляет собой сложный самостоятельный этап планирования с применением различных методов. Финансовый план организации ОП имеет форГБУЗ баланса, в котором увязываются источники денежных доходов и направления расходов.

Применение балансового метода при планировании деятельности ресторанного хозяйства позволяет непосредственно увязывать выпуск продукции и объем товарооборота с продовольственными ресурсами. Зная форГБУЗлу продуктового баланса, связь между его элементами, поступление сырья и товаров можно определить так:

П = Р + Е + Зк – Зн,

где П– поступление сырья и товаров;

Р – расход сырья и товаров;

Е – естественная убыль в пределах нормы;

Зк– запасы сырья и товаров на конец периода;

Зн – запасы сырья и товаров на начало периода.

В планировании применяется также нормативный метод, предполагающий использование при расчете показателей плана технико-экономические нормативы, которые позволяют обосновать величину этих показателей. Технико-экономические показатели характеризуют рациональное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Они базируются на использовании прогрессивных научно обоснованных норм и нормативов расходования отдельных видов ресурсов на единицу объема услуг или единицу продукции. Нормы и нормативы, используемые при планировании, не являются постоянными. Они должны пересматриваться по мере НТП, рационализации организации труда, совершенствования технологии. При разработке нормативов также следует учитывать практику эффективно работающих предприятий, опыт зарубежных компаний и фирм, конъюнктуру рынка, колебания спроса.

Этот метод применяется при планировании издержек ПОП. При этом используются нормы расхода электроэнергии, нормы амортизационных отчислений, нормы обеспеченности МБП и т.д. планировании численности работников базируется  на нормах обслуживания, нормах выработки.

При планировании используются различные индексные построения, которые представляют собой определенные расчетные операции, основанные на использовании существующих зависимостей между некоторыми индексами.

Как правило индексные построения отражают взаимосвязь между тремя индексами. Зная характер этой взаимосвязи, по двум индексам можно найти третий. 12

В практике планирования широко применяется расчетно-аналитический метод, который заключается в том, что при разработке плана экономические явления и процессы изучаются путем анализа их отдельных частей. Анализ позволяет установить зависимость между показателями и наметить в плане изменения в соответствии с имеющимися ресурсами.

Экономико-математическая модель – выражение существенного в изучаемом процессе в математической форме (в форме уравнений, неравенств, их систем). Модель должна выражать главное – закономерности и основные взаимосвязи, решающие факторы и условия.

 

 

1.4 Методика  планирования выручки и затрат

 

Планирование выручки необходимо для определения плана прибыли и плановых платежей в бюджет. От обоснованности расчета плановой выручки во многом зависит реальность всех других финансовых показателей.

Плановая выручка может быть рассчитана несколькими способами:

путем прямого по ассортиментного счета (метод прямого счета);

исходя из общего объема выпуска товарной продукции, скорректированного на изменение остатков нереализованной продукции на начало и конец планируемого периода (расчетный метод);

по факторный метод;

метод суммарного расчета (экстраполяции).13

Планирование выручки от реализации продукции может осуществляться на предстоящий год, квартал и оперативно. Годовое планирование выручки возможно при стабильной экономической ситуации. В нестабильной ситуации оно затруднено и неэффективно, поэтому приходится использовать квартальное планирование. Оперативное планирование выручки преследует конкретную цель - контроль за своевременностью поступления денег за отгруженную продукцию на счет учреждения. Общая выручка от основной деятельности учреждения включает в себя выручку от реализации продукции, выполненных работ и оказанных услуг промышленного и непромышленного характера. Для определения выручки от реализации продукции надо знать объем реализации продукции в действующих ценах без налога на добавленную стоимость, акцизов и экспортных тарифов для экспортируемой продукции.

Первый метод используется на учреждениях с небольшой номенклатурой продукции и коротким циклом производства, когда нет переходящих остатков готовой продукции на складе или эти остатки по периодам времени меняются незначительно. Здесь большое значение имеет уровень разработки номенклатуры продукции по видам, маркам, сортам и согласование с заказчиками их объема и цен на планируемый период. Метод прямого счета основан на гарантированном спросе. Предполагается, что весь объем произведенной продукции приходится на предварительно оформленный пакет заказов. Это наиболее достоверный метод планирования выручки, когда план выпуска и объем реализации продукции заранее увязаны с потребительским спросом, известны необходимый ассортимент и структура выпуска, установлены соответствующие цены. При этих условиях выручку от реализации можно определить путем умножения объема реализуемой продукции на цену единицу продукции.

Преимущества  и недостатки первого метода:

«+» - гарантия спроса на продукцию;

«+» - короткие сроки изготовления продукции;

«+» - возможность предварительно заранее оформить пакет заказов произведенной продукции;

«-» - маленький объем производства продукции;

«-» - не каждое ГБУЗ «Вышневолоцкая ЦРБ» имеет гарантированный спрос на весь объем продукции;

В условиях рыночных отношений большинство предприятий не имеет гарантированного спроса на весь объем произведенной продукции, учреждения вынуждены проводить ежедневную работу по расширению рынка для своей продукции. По этому методу необходимо учитывать:

на планируемый год: объем производства продукции, работ и услуг;

на начало нового периода: ожидаемые остатки готовой продукции на складе, товаров отгруженных, срок оплаты которых не наступил, товаров отгруженных, не оплаченных в срок, товары, находящиеся на ответственном хранении у покупателей;

на конец периода: рассчитанные по нормативам остатки готовой продукции на складе, товаров отгруженных, срок оплаты которых не наступил.

Количество ожидаемых остатков готовой продукции на начало периода берется из отчетных данных или прогноза исходя из реального положения дел. По бухгалтерскому учету остатки нереализованной продукции показываются по производственной или полной себестоимости, поэтому для пересчета в оптовые цены используются коэффициенты перевода.14

При определении переходящих остатков готовой продукции на конец периода на складе учреждения необходимо провести анализ факторов, их формирование, определить причины сверхнормативных остатков, установить ожидаемые изменения условий реализации (изменения местоположения потребителей, транспорта, порядка безналичных расчетов). Эти расчеты делаются при планировании величины собственных оборотных средств под запасы готовой продукции по нормативам. Расчеты остатков готовой продукции отгруженной, срок оплаты которой не наступил, или продукции на ответственном хранении у покупателей делается через анализ и планирование дебиторской задолженности.

Информация о работе Планирование и прогнозирование выручки организации