Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 17:57, дипломная работа
Целью дипломной работы является изучение практических основ прогнозирования, планирования выручки от продаж на предприятии на примере ГБУЗ «Вышневолоцкая центральная районная больница».
Были поставлены следующие задачи:
1. Изучить сущность экономического прогнозирования и планирования;
2. Рассмотреть понятие, цели и организацию планирования;
3. Рассмотреть процесс планирования (прогнозирования);
4. Раскрыть понятие выручки на предприятии;
5. Выявить методику планирования выручки и затрат;
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы планирования и прогнозирования выручки учреждения 4
1.1 Понятие выручки на предприятии 4
1.2 Сущность экономического прогнозирования и планирования учреждения 7
1.3 Процесс планирования (прогнозирования) доходов учреждения 15
1.4 Методика планирования выручки и затрат 26
Глава 2. Общая характеристика финансов организации 36
2.1 Краткая характеристика ГБУЗ «Вышневолоцкая центральная районная больница» 36
2.2. Анализ эффективности использования трудовых ресурсов 46
2.3 Анализ использования фонда рабочего времени 51
2.4 Анализ эффективности использования материальных ресурсов 59
2.5 Анализ использования основных производственных фондов учреждения 74
ГЛАВА 3. Разработка и Экономическое обоснование проекта совершенствования процесса деятельности в ГБУЗ «Вышневолоцкая Центральная Районная больница» 83
3.1 Мероприятия по совершенствованию процесса управления персоналом 83
3.2 Мероприятия по усилению заинтересованности работников в результатах деятельности учреждения 89
Заключение 98
Библиографический список 105
- прибыль в период 2012-2012 годы возрастала с 1745 до 14989 тысяч рублей, а в 2013 году она снизилась на 14387 тысяч рублей и составила 602 тысячи рублей, такое снижение суммы прибыли обусловлено возникновением управленческих расходов в размере 8668 тысяч рублей, а также ростом себестоимости продукции с 130515 до 148987 тысяч рублей.
- уровень рентабельности в период с 2012 по 2012 годы возрастал так наблюдался рост валовой прибыли, а в 2013 году уровень рентабельности резко снизился с 11,5 % до 0,4%, это можно объяснить падением суммы валовой прибыли с 19883 до 7048 тысяч рублей.
Проведя анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО “Модуль-Т”, оценку планирования и эффективность использования выручки от основной деятельности учреждения, перейдем к изучению зарубежного опыта планирования и использования выручки от основной деятельности учреждения.
3.
Основные направления
3.2.
Пути повышения эффективности
планирования и использования
выручки от основной
В связи с усилением роли управленческого учета в принятии стратегических и тактических решений и необходимостью формировать экономически обоснованную себестоимость возникают вопросы выбора и построения на предприятии оптимальной системы учета затрат, изменяется отношение к методологии построения учета, к вопросам планирования показателей деятельности [27, С.153].
Одно из основных понятий, применяемых в управленческом учете - себестоимость. Этот показатель отражает эффективность производственно-хозяйственной деятельности. При прочих равных условиях, чем ниже себестоимость продукции, тем более конкурентоспособной становится продукция учреждения, тем выше величина прибыли и, следовательно больше источников для реализации инвестиционных, социальных и иных программ. Себестоимость можно рассчитать несколькими различными методами, одним из подобных методов является “Директ-костинг”. Он имеет ряд преимуществ и недостатков, но во многих случаях он дает более эффективную оценку ситуации, нежели методы, основанные на учете полных издержек [3, С.121].
Система учета себестоимости “Директ-костинг” позволяет получить данные о себестоимости единицы продукции, не искаженные разнесением постоянных затрат, как происходит при применении метода учета полной себестоимости, что позволяет принимать правильные управленческие решения при планировании ассортимента продукции, подлежащей производству и реализации.
При увеличении переменных издержек, имея информацию в системе “Директ-костинг”, можно избежать принятия неверного решения при установлении отпускной цены на производимую продукцию. Рациональный подход к анализу ценовых решений должен быть оптимизационным с учетом всех внешних факторов.
Рассчитав точку безубыточности в условиях увеличения переменных издержек, определяют такой объем продаж, при котором предприятие не будет нести убытков, но еще не получит прибыли. Владея данными о безубыточном объеме продаж, бухгалтер-аналитик имеет возможность моделировать различные комбинации объема производства, затрат и прибыли, выбирая из них наиболее оптимальный, позволяющий предприятию не только покрыть свои издержки, но и создавать условия для расширенного воспроизводства [10, С.493].
На предприятии ГБУЗ «Вышневолоцкая ЦРБ»планирование выручки осуществляется по методу “директ-костинг”, то есть выручка планируется только после планирования себестоимости строительных работ. А себестоимость, исходя из принципов данного метода, рассчитывается только на основании заключенных договоров на строительство объектов.
Для совершенствования системы планирования и повышения ее эффективности, предлагается, параллельно осуществлять планирование по следующим сценариям:
- позитивный – то есть, здесь надо сделать акцент на возможное увеличение суммы выручки благодаря тем или иным изменениям во внешней и внутренней среде. Здесь нужно описать все возможные и более вероятные изменения, которые повлекут за собой рост суммы выручки. Сюда можно включить такие факторы как: ожидаемая закупка нового оборудования с большей производительностью, возможное получение тендера на строительство какого-либо объекта.
- реальный
– это метод планирования
- негативный – метод планирования выручки на основе прогнозирования возможных потерь сумм прибыли, вследствие влияния внутренних и внешних факторов. Здесь необходимо просчитать все факторы, негативно воздействующие на производство, и потери от них. Сюда можно отнести поломку оборудования, которая повлекла за собой простои и, как следствие, невыполнение работы в срок, следовательно, уплату неустойки, срыв заключенного договора, либо неисполнение поставщиками своих обязательств.
Преимуществом данного метода является то, что при любом изменении внешней либо внутренней среды, предприятие может быть заранее готово к тем или иным действиям, то есть ситуация несовпадения плановых и реальных показателей мало вероятна. Проведем планирование выручки по всем трем сценариям в таблице 14, в качестве фактора воздействующего на величину показателей выручки будет взят планируемый уровень инфляции.
Таблица 14
Планирование выручки по позитивному, реальному и негативному сценариям за 2013 год, тыс. руб
Показатели |
Позитивный уровень инфляции (6%) |
Реальный уровень инфляции (10%) |
Негативный уровень инфляции (13%) |
Выручка |
143566 |
148984 |
153047 |
Себестоимость |
136819 |
141982 |
145855 |
Материалы |
98647 |
102369 |
105161 |
Прочие затраты |
12985 |
13475 |
13847 |
Заработная плата |
19714 |
20458 |
21016 |
Амортизация |
5474 |
5680 |
5835 |
Налог на прибыль |
2083 |
2161 |
2220 |
Чистая прибыль |
4665 |
4841 |
4973 |
Из таблицы 14 видно, на сколько разнятся показатели в зависимости от применения того или иного сценария. В позитивном случае за уровень инфляции был взят минимально возможный размер в 6 процентов. В случае с реальным сценарием размер инфляции взят на уровне, планируемом государством в размере 10 процентов. При негативном стечении событий уровень инфляции равен 13 процентам.
Для повышения эффективности использования выручки от основной деятельности на предприятии ООО «Модуль-Т» целесообразно предложить освоение новых видов коммерческой деятельности. То есть в качестве более эффективного использования выручки, инвестировать капитал в развитие социальной инфраструктуры города. Осуществить освоение инноваций в сфере производства и управления, как персоналом, так и производственным процессом. Осуществлять переподготовку и повышение квалификации кадров. Что в свою очередь приведет к повышению производительности труда и ускорению производственного цикла, а это повлечет за собой увеличение суммы выручки. Было бы целесообразно провести маркетинговые исследования по выявлению наиболее перспективных ниш с наименьшими барьерами входа на данный сегмент рынка.
Исходя из таблицы плановых показателей выручки, можно построить графики нахождения планируемой точки безубыточности производства и реализации продукции на 2012 и 2013 годы, что представлено на рисунках 12 и 13.
Из рисунка 12 видно, что предприятие достигнет уровень порога рентабельности при выполнении 70 процентов запланированного объема работ.
Из рисунка 13 видно, что предприятие достигнет уровень порога рентабельности при выполнении 59 процентов запланированного объема работ.
Основываясь на таблице 5 можно построить график точки безубыточности 2012 года, и представить на рисунке 14.
Из рисунка 14 видно, что предприятие достигнет уровень порога рентабельности при выполнении 31 процентов запланированного объема работ.
В период с 2012 по 2012 год наблюдается тенденция снижения уровня точки безубыточности. Это обусловлено ростом переменных затрат и цены единицы продукции.
Исходя из данных таблицы 5, построим график точки безубыточности и изобразим на рисунке 15.
Из рисунка 15 видно, что предприятие достигнет уровень порога рентабельности при выполнении 52 процентов запланированного объема работ.
В 2013 году наблюдается рост значения точки безубыточности, это обусловлено снижением цены реализации.
Итак, в качестве зарубежного опыта текущего планирования выручки рассмотрен метод планирования выручки “Директ-костинг”. Данный метод планирования относительно простой и заключается в выявлении отклонений затрат от норм и планов. Благодаря своей простоте, этот метод делает процесс планирования выручки быстрым и несложным.
Для совершенствования планирования и использования выручки от основной деятельности на исследуемом предприятии необходимо планировать выручку по трем сценариям развития событий в экономической среде учреждения. И еще необходимо производить расчет уровня точки безубыточности.
А для более эффективного использования выручки от основной деятельности целесообразно провести диверсификацию производства, инвестировать средства в инновации, что будет способствовать увеличению производительности труда. Также необходимо произвести инвентаризацию всех основных средств, с целью выявления неиспользуемого оборудования, которое можно реализовать и тем самым получить дополнительные денежные средства. Необходимо более экономично расходовать ресурсы, участвующие в производственном процессе.
Выводы и предложения
Изучив теоретические и практические основы планирования и использования выручки от основной деятельности на предприятии можно сделать следующие выводы:
1. Выручка
– основной источник
Затраты на реализуемую продукцию возмещаются за счет выручки, поступающей от реализации продукции. Затраты, включаемые в себестоимость продукции, учитываются по пяти основным признакам: материальным затратам, затратам на оплату труда, отчислениям на социальные нужды, амортизации основных фондов и прочим затратам.
В зависимости от связи затрат с объемом производства выделяются условно-переменные и условно-постоянные затраты.
Все затраты на производство и реализацию продукции составляют их полную себестоимость. В современных условиях хозяйствования предприятие может использовать один из двух методов учета выручки, в зависимости от того, что считается моментом реализации продукции: поступление денег на расчетный счет учреждения за отгруженную покупателю продукцию или отгрузка продукции и предъявление расчетных документов покупателю.
Уровень свободных и регулируемых цен является важнейшим фактором, влияющим на выручку от реализации продукции, а следовательно, и величину прибыли.
Все учреждения, кроме тех, которые продают унифицированные изделия на рынках с высоким уровнем конкуренции, располагают определенной степенью свободы в установлении цен на свою продукцию и поэтому самостоятельно выбирают политику ценообразования.
Объем выручки от реализации зависит от выбора стратегии ценообразования на продукцию. Политика ценообразования на предприятии в условиях рынка разрабатывается с учетом издержек производства, спроса и предложения продукции, конкуренции на рынках сбыта, влияния государственного регулирования. Поэтому предприятие сначала устанавливает исходную цену, а затем корректирует ее с учетом действующих внешних факторов рынка.
Если поступление выручки на денежные счета учреждения представляет собой завершение кругооборота средств, то ее использование представляет собой, как начало нового кругооборота, так и стадию распределительных процессов. На этой стадии формируется доходная база бюджетов разных уровней, и тем самым обеспечиваются общегосударственные интересы, а также образуются собственные финансовые ресурсы учреждения.
Информация о работе Планирование и прогнозирование выручки организации