Планирование риска на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 20:26, курсовая работа

Описание работы

Опыт развития всех стран показывает, что игнорирование или недооценка хозяйственного риска при разработке тактики и стратегии экономической политики, принятии конкретных решений неизбежно сдерживает развитие общества, научно-технического прогресса, обрекает экономическую систему на застой. Возникновение интереса к проявлению риска в хозяйственной деятельности связано с проведением в России экономической реформы. Хозяйственная среда становится все более рыночной, вносит в предпринимательскую деятельность дополнительные элементы неопределенности, расширяет зоны рисковых ситуаций.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПЛАНИРОВАНИЕ РИСКА НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1 Сущность и значение предпринимательского риска
1.2 Классификация предпринимательских рисков
1.3 Показатели риска и методы его оценки
1.4 Основные способы снижения риска
Глава 2. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА ЦЕХА ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ КОМПЬЮТЕРНОГО СТОЛА
2.1 План производства и реализации продукции
2.2 План материально - технического снабжения
2.3 План по труду и заработной плате
2.4 План по себестоимости
2.5 План по прибыли и рентабельности
2.6 Расчет экономической эффективности внедрения изделия
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕХА С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ
3.1 Аналитический метод расчёта безубыточного объема продаж
3.2 Маркетинговое обеспечение конкурентоспособности мебельного производства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ по Экономике предприятия.doc

— 1.30 Мб (Скачать файл)

Метод экспертных оценок. В основе мнения специалистов-экспертов о вероятностях риска. Эксперты, обладающие специальными знаниями, профессиональным опытом и интуицией, могут дать достаточно точные оценки, что позволяет быстро и без особых затрат времени и труда получить информацию, необходимую для принятия управленческого решения.

Метод ранжирования. Данный метод предусматривает: во-первых, присвоение веса каждому фактору риска по его значению для безопасной деятельности предприятии и, во-вторых, субъективное определение вероятности наступления рискованного события этого фактора. На основе произведения этих двух величин определяется общий показатель риска данного события.

Для определения совокупности рисков и разделения их по видам, вероятности проявления и значимости составляют таблицу (табл.1.2).

 

Таблица 1.2 - Градация простых рисков по определенным факторам

 

Виды простых рисков

Стадия реализации проекта или жизненного цикла изделия

Простые риски

Удельный вес (Wi)

Вероятность проявления (Vi)

Балл (WiхVi)

Производственный

а) подготовка

б) монтаж и наладка

в) функционирование

       

Финансовый

         

 

Сначала риски распределяются по группам и степени значимости. Каждому эксперту предоставляется перечень рисков по всем стадиям проекта и предлагается оценить вероятность их наступления. При экспертной оценке обычно используется шкала от 0 до 100 баллов:

  • 0 – риск рассматривается как несущественный;
  • 25 – риск, скорее всего, не реализуется;
  • 50 – событие имеет равные шансы проявления или неосуществления;
  • 75 – риск, скорее всего, проявится;
  • 100 – риск проявится наверняка.

Затем производится сравнительная  оценка результата каждой i-ой пары экспертов на их непротиворечивость.

Условие 1: 

Условие 2:  при ,

где Аi и Ві – оценка каждой i-й пары экспертов.

Условие 1 означает, что минимально допустимая разница между оценками двух экспертов по любому фактору должна быть меньше 50. Сравнение производится по модулю.

Условие 2 означает, что оценки экспертов можно признать не противоречащими друг другу, если полученная величина по сумме каждой пары оценки не превышает 25.

Кроме предложенных методов  определения степени риска, в  практике деятельности предпринимателей часто используются следующие способы его оценки.

В ряде случаев мера риска (как степень ожидаемой неудачи  при неуспехе в процессе достижения цели) определяется через соотношение  вероятности неуспеха и степени  неблагоприятных последствий, которые  могут наступить в этом случае.

Степень риска иногда определяется как произведение ожидаемого ущерба на вероятность того, что ущерб произойдет. В связи с установлением взаимосвязи между величиной риска выбираемого решения, а также возможным ущербом, наносимым этим решением, и очевидностью, с которой ущерб причиняется, предполагается, что наилучшим является решение с минимальным риском. Другими словами, подвергаясь минимальному риску, человек в данной ситуации поступает оптимально. Для выбора решения с минимальным риском предлагается использовать функцию риска

Н=Ар1+(А+В)р2,

где Н - риск; А и В - ущерб от выбираемых решений; р1, р2 - степень уверенности, что произойдут ошибки при принятии этих решений.

Вероятность технического и коммерческого успеха, т.е. учет риска и оценка его степени, определяется в зависимости от характера продукции, которую предполагается получить в результате реализации и других факторов. Каждый из них может быть определен по таблице, помогающей вычислить вероятность успеха проектов.

В ряде случаев для  определения степени риска и  выбора оптимальных решений применяется методика "дерево решений". Она предполагает графическое построение различных вариантов, которые могут быть приняты. По "ветвям дерева" соотносят субъективные и объективные оценки данных событий (экспертные оценки, размеры потерь и доходов и т.д.). Следуя вдоль построенных "ветвей дерева", используя специальные методики расчета вероятностей, оценивают каждый вариант пути. Это позволяет достаточно обоснованно подойти к определению степени риска и выбору оптимального решения. Риск определяется как сумма ущерба, нанесенного вследствие неверного решения, и расходов, связанных с реализацией данного решения.

 

 

1.4 Основные способы снижения риска

 

Высокая степень риска  проекта приводит к необходимости  поиска путей ее искусственного снижения. В практике управления проектами применяют следующие способы снижения риска:

  • диверсификацию;
  • распределение риска между участниками проекта (передача части риска соисполнителям);
  • страхование;
  • хеджирование;
  • резервирование средств;
  • покрытие непредвиденных расходов.

Рассмотрим каждый из перечисленных способов снижения риска.

Диверсификация: Под диверсификацией понимается инвестирование финансовых средств в более чем один вид активов, т.е. это процесс распределения инвестируемых средств между различными объектами вложения, которые непосредственно не связаны между собой. Фирма в своей хозяйственной деятельности, предвидя падение спроса или заказов на основной вид работ, готовит запасные фронты работ или переориентирует производство на выпуск другой продукции.

Применение фирмой диверсифицированного портфельного подхода на рынке ценных бумаг (комбинация разнообразных ценных бумаг) позволяет максимально снизить  вероятность недополучения дохода. Диверсификация предусматривает два  основных способа управления рисками - активный и пассивный.

Активное управление представляет собой составление  прогноза размера возможных доходов  по основной хозяйственной деятельности от реализации нескольких инвестиционных проектов.

Активная тактика фирмы  по продвижению продукции предполагает, с одной стороны, пристальное отслеживание, изучение и реализацию наиболее эффективных инвестиционных проектов, захват значительной доли рынка со специализацией по однородному выпуску продукции, а с другой стороны, - максимально быструю переориентацию одного вида работ на другой, включая возможную передислокацию на другую территорию, рынок.

Пассивное управление предусматривает  создание неизменного рынка товаров  с определенным уровнем риска  и стабильное удерживание своих  позиций в отрасли. Пассивное  управление характеризуется низким оборотом, минимальным уровнем концентрации объемов работ.

Распределение риска между участниками проекта. Обычная практика распределения риска заключается в том, чтобы сделать ответственным за риск того участника проекта, который в состоянии лучше всех рассчитывать и контролировать риски. Однако часто бывает так, что именно этот партнер недостаточно крепок в финансовом отношении, чтобы преодолеть последствия действия рисков.

Фирмы-консультанты, поставщики оборудования и даже большинство подрядчиков имеют ограниченные средства для компенсации риска, которые они могут использовать, не подвергая опасности свое существование.

Распределение риска  реализуется при разработке финансового  плана и контрактных документов.

Как и анализ риска, его распределение между участниками проекта может быть качественным и количественным.

Качественное распределение  риска подразумевает, что участники  проекта принимают ряд решений, которые либо расширяют, либо сужают диапазон потенциальных инвесторов. Чем большую степень риска участники намереваются возложить на инвесторов, тем труднее участникам проекта привлечь к финансированию проекта опытных инвесторов.

Поэтому участникам проекта  рекомендуется при ведении переговоров  проявлять максимальную гибкость в  вопросе о том, какую долю риска они согласны на себя принять. Желание обсудить вопрос о принятии на себя участниками проекта большей доли риска может убедить опытных инвесторов снизить свои требования.

Страхование. Страхование риска есть по существу передача определенных рисков страховой компании.

Могут быть применены  два основных способа страхования: имущественное страхование и  страхование от несчастных случаев. Имущественное страхование может  иметь следующие формы:

  • страхование риска подрядного строительства;
  • страхование морских грузов;
  • страхование оборудования, принадлежащего подрядчику.

Страхование от несчастных случаев включает:

  • страхование общей гражданской ответственности;
  • страхование профессиональной ответственности.

Страхование морских  грузов предусматривает защиту от материальных потерь или повреждений любых перевозимых по морю или воздушным транспортом строительных грузов. Страхование охватывает все риски, включая форс-мажорные обстоятельства, и распространяется на перемещение товаров со склада грузоотправителя до склада грузополучателя. Иными словами, каждая отправка груза страхуется применительно ко всему процессу ее перемещения, включая наземную транспортировку в порт отгрузки и из порта выгрузки.

Страхование оборудования, принадлежащего подрядчику, широко используется подрядчиками и субподрядчиками, когда в своей деятельности они применяют большое количество принадлежащего им оборудования с высокой восстановительной стоимостью.

Эта форма страхования  обычно распространяется также на арендуемое оборудование. Кроме того, она часто применяется для защиты от последствий физического повреждения транспортных средств.

Страхование общей гражданской  ответственности является формой страхования  от несчастных случаев и имеет  целью защитить генерального подрядчика в случае, если в результате его деятельности третья сторона потерпит телесные повреждения, личный ущерб или повреждение имущества. Страхование профессиональной ответственности осуществляется только в том случае, когда генеральный подрядчик несет ответственность за подготовку архитектурной или технической части проекта, управление проектом, оказание других профессиональных услуг по проекту.

Хеджирование. Для осуществления разных методов страхования валютного и процентного рисков в банковской, биржевой и коммерческой практике используется хеджирование (от англ. hedge - ограждать).

Хеджирование - это процесс  страхования риска от возможных  потерь путем переноса риска изменения  цены с одного лица на другое.

Сделки, предметом которых  является поставка актива, в будущем называются срочными. Сделки, имеющие своей целью немедленную поставку актива, называются слоговыми (кассовыми).

Первое лицо называют хеджером, второе - спекулянтом. На срочном  рынке присутствует и третий участник - арбитражер. Арбитражер - это лицо, извлекающее прибыль за счет одновременной купли-продажи одного и того же актива на разных рынках, если на них наблюдаются разные цены. Контракт, который служит для страховки от рисков изменения курсов (цен), называется "хедж".

Хеджирование способно оградить хеджера от потерь, но в то же время лишает его возможности воспользоваться благоприятным развитием конъюнктуры. Хеджирование осуществляется с помощью заключения срочных контрактов: форвардных, фьючерсных и опционных.

Форвардный контракт - это соглашение между двумя сторонами о будущей поставке предмета контракта, которое заключается вне биржи и обязательно для исполнения.

Фьючерсный контракт - это соглашение между двумя сторонами  о будущей поставке предмета контракта, которое заключается на бирже, а его исполнение гарантируется расчетной палатой биржи.

Опционный контракт - это  соглашение между двумя сторонами  о будущей поставке предмета контракта, которое заключается как на бирже, так и вне биржи и предоставляет  право одной из сторон исполнить  контракт или отказаться от его исполнения.

Предметом соглашения могут  выступать различные активы - валюта, товары, акции, облигации, индексы и  другое.

Резервирование  средств на покрытие непредвиденных расходов. Создание резерва средств на покрытие непредвиденных расходов представляет собой один из способов управления рисками, предусматривающий установление соотношения между потенциальными рисками, влияющими на стоимость проекта, и размером расходов, необходимых для преодоления сбоев в выполнении проекта.

Информация о работе Планирование риска на предприятии