Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2012 в 07:25, курсовая работа
Цель курсовой работы - рассмотреть процесс формирования системы целей предприятия и построение «дерева целей», формулировка миссии организации.
Задачи:
- раскрыть сущность понятия цель;
- рассмотреть наиболее распространенные направления, по которым в деловых организациях устанавливаются цели;
- рассмотреть процесс выработки целей;
- дать определение формированию системы целей предприятия;
- рассмотреть основные принципы построения «дерева целей»;
-рассмотреть динамику основных технико-экономических и финансовых показателей ОАО «Уссурийский Бальзам»;
- предложить рекомендации по формулировке миссии организации.
Введение…………………………………………………………………. ……….3
1 Теоретические основы формирования «дерева целей»………………………5
1.1 Понятие, сущность, характеристика целей организации…………………..5
1.2 Классификация и значимость целей организации. Требования к целям……………………………………………………………………………...10
1.3 Этапы построения «Дерева целей» и реализация системы целей……..…29
2 Оценка эффективности целеполагания в ОАО «Уссурийский Бальзам»….23
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Уссурийский Бальзам»………………………………………………………………………….23
2.2 Организационная структура предприятия…………………………………30
2.3 Оценка эффективности деятельности предприятия……………………….34
3 Формирование «дерева целей» ОАО «Уссурийский Бальзам»…………….38
Заключение……………………………………………………………………… 48
Список использованных источников………………………………………….. 50
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Дальневосточный федеральный университет»
ШКОЛА ЭКОНОМИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА |
Кафедра экономики и управления
Рогозина Александра Владимировна
Построение «дерева» целей как метода обоснования плановых решений
КУРСОВАЯ РАБОТА
Студент гр. С 10309 __________________ | ||
Руководитель ст. преподаватель _____________ Н.А. Третьяк | ||
Регистрационный № ________ ___________ ___________________ подпись И.О.Фамилия « _____» ___________________ 20 г. |
Оценка _________________________
____________ ___________________ подпись
«_____» ________________ 20 г. |
г. Уссурийск
2012
Оглавление
Введение…………………………………………………………
1 Теоретические основы
формирования «дерева целей»………
1.1 Понятие, сущность, характеристика целей организации…………………..5
1.2 Классификация и значимость
целей организации. Требования
к целям……………………………………………………………
1.3 Этапы построения «Дерева целей» и реализация системы целей……..…29
2 Оценка эффективности
целеполагания в ОАО «
2.1 Организационно-экономическая
характеристика ОАО «
2.2 Организационная структура предприятия…………………………………30
2.3 Оценка эффективности
деятельности предприятия………………
3 Формирование «дерева
целей» ОАО «Уссурийский
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников………………………………………….. 50
Введение
Никакая организация не может успешно выживать в конкурентной среде, если она не имеет четко определенных ориентиров, направлений, которые задают то, к чему она стремится, чего она хочет добиться в своей деятельности. Целевое начало в деятельности организации возникает отнюдь не только потому, что ей нужно иметь ориентиры, чтобы не погибнуть в изменяющемся окружении. В первую очередь целевое начало в деятельности организации возникает потому, что организация - это объединение людей, преследующих определенные личные цели.
Люди создают организации
для того, чтобы с их помощью
решать свои проблемы. Это значит, что
с самого начала организации присуща
определенная целевая ориентация. Люди
входят в организации для того,
чтобы за счет этого получать для
себя определенный результат. И это
также придает организации
Когда идет речь о целевом
начале в поведении организации
и соответственно о целевом начале
в управлении организацией, то обычно
говорят о двух составляющих: миссии
и целях. Установление того и другого,
а также выработка стратегии
поведения, обеспечивающей выполнение
миссии и достижение организацией поставленных
перед ней целей, является одной
из основных задач высшего руководства
и соответственно составляет очень
важную часть стратегического
Исходя из вышеизложенного можно определить цель и задачи данной исследовательской работы.
Цель курсовой работы - рассмотреть процесс формирования системы целей предприятия и построение «дерева целей», формулировка миссии организации.
Задачи:
- раскрыть сущность понятия цель;
- рассмотреть наиболее
распространенные направления,
- рассмотреть процесс выработки целей;
- дать определение формированию системы целей предприятия;
- рассмотреть основные принципы построения «дерева целей»;
-рассмотреть динамику основных технико-экономических и финансовых показателей ОАО «Уссурийский Бальзам»;
- предложить рекомендации
по формулировке миссии
Объектом исследования выступает ОАО «Уссурийский Бальзам».
Предметом исследования является
процесс повышения
1 Теоретические основы построения «дерева целей» для принятия управленческих решений
Если миссия задает общие ориентиры, направления функционирования организации, выражающие смысл ее существования, то конкретное конечное состояние, к которому в каждый момент времени стремится организация, фиксируется в виде ее целей. Иначе говоря, цели - это конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность[1].
Значимость целей для
В зависимости от периода времени, требуемого для их достижения, цели делятся на долгосрочные и краткосрочные. В принципе в основе разделения целей на эти два типа лежит временной период, связанный с продолжительностью производственного цикла. Цели, достижение которых предполагается к концу производственного цикла, - долгосрочные. Отсюда следует, что в различных отраслях должны быть различные временные промежутки для достижения долгосрочных целей. Однако на практике обычно краткосрочными считаются цели, которые достигаются в течение одного-двух лет, и, соответственно, долгосрочными - цели, достигаемые через три- пять лет [2, стр.94].
Разделение целей на долгосрочные
и краткосрочные имеет
Направления установления целей:
В зависимости от специфики отрасли, особенностей состояния среды, характера и содержания миссии в каждой организации устанавливаются свои собственные цели, особенные как по набору параметров организации, желательное состояние которых выступает в виде целей организации, так и по количественной оценке этих параметров. Однако, несмотря на ситуационность в фиксации набора целей, существует четыре сферы, в которых организации устанавливают свои цели:
1) доходы организации;
2) работа с клиентами;
3) потребности и благосостояние сотрудников;
4) социальная ответственность.
Как видно, эти четыре сферы касаются интересов всех влияющих на деятельность организации субъектов, о которых говорилось ранее при обсуждении вопросов миссии организации [3, стр. 67].
Иерархия целей:
В любой крупной организации, имеющей
несколько различных
- цели более высокого уровня
всегда носят более широкий
характер и имеют более
- цели более низкого уровня
выступают своего рода
Например, краткосрочные цели выводятся из долгосрочных, являются их конкретизацией и детализацией, <подчинены> им и определяют деятельность организации в ближайшей перспективе. Краткосрочные цели как бы устанавливают вехи на пути достижения долгосрочных целей. Именно посредством достижения краткосрочных целей организация шаг за шагом продвигается в направлении достижения своих долгосрочных целей.
Иерархия целей играет очень
важную роль, так как она устанавливает
«связность» организации и
Требования к целям:
Цели совершенно необходимы для успешного функционирования и выживания организации в долгосрочной перспективе. Однако если цели неверно или плохо определены, это может привести к очень серьезным негативным последствиям для организации.
Накопленный в бизнесе большой опыт по установлению целей позволяет выделить несколько ключевых требований, которым должны удовлетворять правильно сформулированные цели.
Во-первых, цели должны быть достижимыми. Конечно, в целях должен быть заключен определенный вызов для сотрудников. Они не должны быть слишком легкими для достижения. Но они также не должны быть нереалистичными, выходящими за предельные возможности исполнителей. Нереальная цель приводит к демотивации работников и потере ими ориентира, что очень негативно сказывается на деятельности организации [5].
Во-вторых, цели должны быть гибкими. Цели следует устанавливать таким образом, чтобы они оставляли возможность для их корректировки в соответствии с теми изменениями, которые могут произойти в окружении. Менеджеры должны помнить об этом и быть готовыми провести модификации установленных целей с учетом новых требований, выдвигаемых к организации со стороны окружения, либо же новых возможностей, появившихся у организации.
В-третьих, цели должны быть измеримыми. Это означает, что цели должны быть сформулированы таким образом, чтобы их можно было количественно измерить, либо же можно было бы каким-то другим объективным способом оценить, была ли цель достигнута. Если цели неизмеримы, то они порождают разночтения, затрудняют процесс оценки результатов деятельности и вызывают конфликты.
В-четвертых, цели должны быть конкретными,
обладающими необходимыми характеристиками
для того, чтобы можно было однозначно
определить, в каком направлении
должно осуществляться движение организации.
Цель должна четко фиксировать, что
необходимо получить в результате деятельности,
в какие сроки следует ее достичь
и кто должен ее достигать. Чем
более конкретна цель, тем легче
выработать стратегию ее достижения.
Если цель сформулирована конкретно, то
это позволяет добиться того, что
все или подавляющее
В-пятых, цели должны быть совместимыми. Совместимость предполагает, что долгосрочные цели соответствуют миссии, а краткосрочные цели - долгосрочным. Но иерархическая совместимость - не единственное направление установления совместимости целей. Важно, чтобы не противоречили друг другу цели, относящиеся к прибыльности и к установлению конкурентной позиции, или цели усиления позиции на существующем рынке и цели проникновения на новые рынки, цели прибыльности и благотворительности. Также всегда важно помнить, что совместимости требуют цели роста и цели поддержания стабильности.
В-шестых, цели должны быть приемлемыми для основных субъектов влияния, определяющих деятельность организации, и в первую очередь для тех, кому придется их достигать. При формулировании целей очень важно учитывать то, какие желания и потребности имеют работники. Учитывая интересы собственников, занимающих ведущую роль среди субъектов влияния на организацию и заинтересованных в получении прибыли, менеджмент тем не менее должен стараться избегать при выработке целей ориентации на получение большой краткосрочной прибыли. Он должен стремиться к установлению таких целей, которые бы обеспечивали большую прибыль, но желательно в долгосрочной перспективе. Так как покупатели (еще один субъект влияния на организацию) играют в настоящее время ключевую роль для выживания организации, менеджеры при установлении целей должны учитывать их интересы, даже если они ведут к сокращению прибыли за счет уменьшения цены или увеличения издержек для повышения качества продукта. Также при установлении целей необходимо учитывать интересы общества, такие, например, как развитие среды проживания в местном масштабе и т.п. [5].
Информация о работе Построение «дерева» целей как метода обоснования плановых решений