Построение «дерева» целей как метода обоснования плановых решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2012 в 07:25, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - рассмотреть процесс формирования системы целей предприятия и построение «дерева целей», формулировка миссии организации.
Задачи:
- раскрыть сущность понятия цель;
- рассмотреть наиболее распространенные направления, по которым в деловых организациях устанавливаются цели;
- рассмотреть процесс выработки целей;
- дать определение формированию системы целей предприятия;
- рассмотреть основные принципы построения «дерева целей»;
-рассмотреть динамику основных технико-экономических и финансовых показателей ОАО «Уссурийский Бальзам»;
- предложить рекомендации по формулировке миссии организации.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………. ……….3
1 Теоретические основы формирования «дерева целей»………………………5
1.1 Понятие, сущность, характеристика целей организации…………………..5
1.2 Классификация и значимость целей организации. Требования к целям……………………………………………………………………………...10
1.3 Этапы построения «Дерева целей» и реализация системы целей……..…29
2 Оценка эффективности целеполагания в ОАО «Уссурийский Бальзам»….23
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Уссурийский Бальзам»………………………………………………………………………….23
2.2 Организационная структура предприятия…………………………………30
2.3 Оценка эффективности деятельности предприятия……………………….34
3 Формирование «дерева целей» ОАО «Уссурийский Бальзам»…………….38
Заключение……………………………………………………………………… 48
Список использованных источников………………………………………….. 50

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ЧЕРН.docx

— 116.78 Кб (Скачать файл)

Критерием наиболее популярной типологии организационных структур является распределение ответственности (способ группирования ответственности).

- иерархическая;

- линейная;

- линейно-штабная;

- функциональная;

- упрощённая матричная;

- сбалансированная матричная;

- усиленная матричная;

- проектная;

- процессная;

- дивизионная [18, стр.287].

Нередко организационную  структуру подстраивают под процесс производства продуктов или услуг в зависимости от типа производства и вида производства.

ОАО «Уссурийский Бальзам» применяет линейно-функциональную форму управления,  основу такой  системы  составляет  систематизация  управленческого  процесса  по   функциональным службам.  Результаты  работы  аппарата   управления   оцениваются   показателями   выпуска продукции, затратами ресурсов, производительностью труда,  использованием  оборудования  и т.  д.  В  соответствии  с  выполнением   вышеназванных   показателей   строится   система материального  поощрения.

      Линейно-функциональная  структура  управления  –   это   структура,    при   которой управленческие воздействия  разделяются  на  линейные  – обязательные  для исполнения  и функциональные – рекомендательные.

      Генеральный  директор ОАО « Уссурийский  Бальзам» осуществляет линейное  воздействие на всех   участников   структуры,   а    руководители   функциональных   отделов    оказывают функциональное воздействие на исполнителей работ.

      Финансово-экономическая  служба на  ОАО  «  Уссурийский   Бальзам»  представлена  зам.генерального   директора  по экономике и  финансам,  у  которого  находятся  в  подчинении главный  бухгалтер,  начальник  планово-экономического  отдела  и  начальник   финансового отдела.  Отдел   бухгалтерии  составляет  бухгалтерскую  отчетность,  которая  формируется исходя из действующих в РФ правил бухгалтерского учета и отчетности.

      В функции  планово-экономического отдела входит  работа по расчетам основных  плановых показателей производственной  деятельности, в  функции  финансового   отдела  –  обеспечение процесса  производства и реализации продукции   финансовыми ресурсами.

      Организационная   структура  управления  ОАО   «Уссурийский  Бальзам»  представлена  на рисунке 2.1.

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.1- Организационная  структура  управления  ОАО  «Уссурийский  Бальзам» 

ОМТС- отдел материально-технического снабжения; ЭУ- энергетический участок; МУ- механический участок; ПТО- производственно-технический отдел; ПИО- программно-информационное обеспечение; ПЭО- планово-экономический отдел; ФО- финансовый отдел; ОМ- отдел маркетинга; ВЭД- внешнеэкономическая деятельность.

 

 

 

 

        2.3 Оценка эффективности деятельности предприятия

 

В настоящее время стратегия  развития общества направлена на сохранение и усиление позиций на рынке алкогольной  продукции. Общество намерено завоевывать  все более лидирующие позиции  на рынке, развивая свою сбытовую сеть, постоянно совершенствуя ассортиментный ряд реализуемой продукции и  повышая ее качество. Планируется  на ближайшие три года сохранение динамики прироста объема продаж.

Для решения этой задачи общество продолжит дальнейшее развитие своей сбытовой сети с освоением  новых географических территорий.

Для этого уже инвестируются  значительные средства в развитие клиентской базы, совершенствование системы  продаж, а так же в программы  обучения и повышения квалификации персонала.

Приоритетными направлениями  деятельности Общества являются:

  • увеличение объема продаж продукции (как отмечалось выше);
  • ввод в ассортимент новых продуктов;
  • дальнейшее интенсивное развитие клиентской базы;
  • расширение портфеля брендов;
  • вывод новых продуктов на схожих рынках;
  • проведение мероприятий по повышению качества выпускаемой продукции;
  • проведение комплекса работ по модернизации оборудования;

Выполнение этих планов осуществляется решением следующих задач:

  • Увеличением объемов производства ликероводочной продукции;
  • Развитие системы дистрибуции алкогольной продукции, в том числе создание и развитие собственного института мерчандайзинга;

Кроме того, общество ведет  активную работу по увеличению своей  маркетинговой активности, расширению рынков сбыта, модификации товарной линейки. Все эти усилия приведут к росту доли рынка, занимаемой обществом.

Итоги работы за 2009 год свидетельствуют  о стабильном развитии предприятия. Несмотря на то, что в 2009 году на параметры  экономического развития по-прежнему оказывали отрицательное влияние  такие факторы как насыщенность конкурирующих производителей и  оптовых организаций на алкогольном  рынке Дальнего Востока, постоянно  меняющийся потребительский спрос, высокие темпы роста цен производителей сырья, материалов, услуг, ОАО «Уссурийский бальзам» достигло высоких производственных показателей.

Поставленная задача по расширению ассортимента, увеличению объемов производства и реализации продукции выполнена.

За 2009 год пополнился ассортимент  водки «Беленькая»  новыми вкусами  «Беленькая Кедровая» и   «Беленькая на березовых почках», а также  настойкой сладкой «Черешня на коньяке» и  Коньяком « Золотой резерв»  емкостью 0.25 л, 0.5 л.

Благодаря широкому ассортименту и качеству выпускаемой продукции, продукция ОАО «Уссурийский бальзам» признана самым широким кругом потребителей. Благодаря проводимой на заводе инновационной  политике качественные характеристики продукции значительно улучшены.

Высокий стандарт качества, современный дизайн в оформлении продукции были отмечены многочисленными  призами на различных выставках.

В 2009 году значительно увеличился объем производства и реализации коньяка, настоек горьких и сладких, как в натуральном, так и в  стоимостном выражении. Производство водок снизилось.

В 2009 году объем выпуска  продукции основного производства составил 1 015,6 тыс. декалитров. Общий объем реализации «Уссурийским бальзамом» за 2009 год составил 1 042,4 тыс. дал, что на 29,72 тыс. дал ниже уровня прошлого года, кроме того реализация завозного алкоголя свыше 9 градусов составила 243,4 тыс. дал, что на 42,4 тысячи ниже чем в 2008 г.

В отчетном периоде выручка  от реализации продукции составила 1 511 643 тыс. рублей, что составляет увеличение на 7 % к уровню прошлого года (2008 год 1 410 587 тыс. рублей).

По итогам работы за 2009 год  получено прибыли 32 060 тыс. руб.

В 2010 году предприятие планировало достигнуть следующих показателей финансово-хозяйственной деятельности:

 

Наименование показателя

Единица измерения

2010 год

Объем производства в натуральном  выражении

тыс. дал

1 050

Объем реализации собственной  продукции в натуральном выражении

тыс. дал

1 042

Объем реализации собственной  продукции в денежном выражении

млн. руб.

2 200


 

В 2010 году значительно увеличился объем производства и реализации настоек горьких и сладких, как  в натуральном, так и в стоимостном  выражении. Производство водок снизилось.

В 2010 году объем выпуска  продукции основного производства составил 1 170,28 тыс. декалитров. Общий объем реализации «Уссурийским бальзамом» за 2010 год составил 1 143,4 тыс. дал, что на 131 тыс. дал выше уровня прошлого года, кроме того реализация завозного алкоголя свыше 9 градусов составила 203,164 тыс. дал, что на 27,18 тысячи ниже чем в 2009 г.

В отчетном периоде выручка  от реализации продукции составила 1 656 223 тыс. рублей, что составляет увеличение на 9,5 % к уровню прошлого года (2009 год 1 511 643 тыс. рублей).

По итогам работы за 2010 год  получено прибыли 35 746 тыс. руб.

Проведя анализ выпуска продукции  за 2009-2010 годы, можно сделать вывод, что план за 2010 год выполнен.

В 2010 году объем выпуска  продукции основного производства составил 1 015,6 тыс. декалитров, а в 2010 году - 1 170,28 тыс. декалитров, что на 120,28 тыс.декалитров больше, чем было установлено планом.

Общий объем реализации «Уссурийским бальзамом» за 2009 год составил 1 042,4 тыс. дал, в 2010-1 143,4 тыс. дал, что превышает план на 101,4 тыс.дал.

В 2009 году выручка от реализации продукции составила 1 511 643 тыс. рублей, а в 2010-1 656 223 тыс. рублей, что 543777 тыс. рублей меньше, чем было запланировано.

Снижение прибыли от реализации продукции может объясняться  ухудшением качества некоторых видов  продукции, большим количеством  затрат на производство новой продукции, маркетинговых исследований и т.д.

По результатам анализа  видно, что ОАО «Уссурийский бальзам» является одним из крупнейших динамично развивающихся предприятий на Российском Дальнем Востоке, специализирующемся на производстве алкогольной продукции, идет в ногу с современными технологическими разработками и активно внедряет их в производство, благодаря чему деятельность предприятия остается эффективной.

 

 

3 Формирование «дерева целей» ОАО «Уссурийский Бальзам»

 

Значительное воздействие  на предприятие оказывают факторы  внешней среды, под влиянием которых  изменениям могут подвергнуться  эффективность функционирования предприятия  и устойчивость его финансово-хозяйственной  деятельности. В целях предотвращения каких-либо негативных последствий  для конкретного предприятия, необходимо выявить и определить внешние  факторы, имеющие свою классификацию. Факторы внешней среды представлены в таблице 3.1.

 Т а б л и ц а 5 - Факторы макроокружения. Экономические

Фактор

Проявление

Возможные решения предприятия

Резкое падение жизненного уровня населения

Снижение покупательской способности на выпускаемую продукцию

Уменьшение нижнего предела  цены, установленного государством

Проблема неплатежей

Большая дебиторская задолженность

Выход предприятия из создавшейся  ситуации путем применения юридических  санкций (претензионные акты) и методом  взаимозачетов.

Наличие высоких налоговых  требований.

Рост отпускной цены предприятия = снижение платежеспособного спроса

Полное удаление или максимальное снижение ставки акциза на такое основное сырье как спирт.

Применение общих нормативов к переоценке основных фондов без  учета их фактического износа

Вымывание у предприятия  собственных оборотных средств  и удорожание продукции за счет необоснованной амортизации.

Необходимость нахождения определенного  компромисса с экспертной оценочной  комиссией.

Неприемлемость механизма  исчисления и уплаты акциза

Отсутствие финансовых возможностей оплаты акциза в срок = штрафы, рост пени и общего долга перед бюджетом и кредиторами.

Добиться от правительства  пересмотра сроков оплаты акцизов и  введение более гибкого механизма, учитывающего различные варианты оплаты отгруженной продукции уплата акциза по готовой продукции.

Ограничение рекламной деятельности

Отсутствие возможности  размещения рекламы на радио и  телевидении.

Сделать ставку на другие каналы, влияющие на продвижение товара на рынок.

Отсутствие единого экономического пространства на территории РФ.

Противоречие нормативных  актов, касающихся ввоза и реализации алкогольной продукции в регионы  РФ.

Заключение договоров  на уровни глав администраций и Правительств. Отмена введенных большинством регионов искусственных препятствий для  ввоза и реализации на их территории алкогольной продукции


 

 

Окончание таблицы 5

Фактор

Проявление

Возможные решения предприятия

Несоблюдение авторских  прав

Незаконное использование  некоторыми оптовыми покупателями фирменного знака и имиджа продукции предприятия  при продаже фальсифицированных изделий.

Отработка механизма выхода предприятия на конечного потребителя  через расширение сети розничной  фирменной торговли.

Значительная роль государства  в хозяйственной деятельности предприятия.

Минимальные права в сфере  принятия решений, вязаных с производством, ценообразованием и реализацией.

Направление Правительства  республики Адыгея по эффективному пути развития отрасли. Предоставление предприятиям-производителям самим регулировать цены на выпускаемую  продукцию

Неэффективность монопольной  политики со стороны государства.

Значительное присутствие  фальсифицированной продукции на рынках сбыта.

Добиться от Правительства  более эффективного контроля за нелегальными производителями и максимального вытеснения их с рынков. Добиться от Правительства Запрета выдачи лицензий на производство

Тенденция роста значимости технологического потенциала предприятий.

Необходимость поиска финансовых средств в целях разработки новых видов продукции.

Производство наиболее рентабельной продукции, пользующейся высоким спросом на рынках сбыта.

Переход государства на рыночную форму хозяйствования экономики.

Потеря планового механизма  распределения продукции = спад реализации = спад производства.

Создание на предприятии  эффективной и самостоятельной  службы маркетинга с целью изучения конъюнктуры рынков.

Информация о работе Построение «дерева» целей как метода обоснования плановых решений