Повышение экономической эффективности производства молока на примере ОАО «Оршанский молочный комбинат»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 19:34, курсовая работа

Описание работы

Молочные предприятия остро нуждаются в инвестициях для обновления ОПФ. На предприятиях молочной промышленности необходимо осуществлять интенсификацию производства за счет углубления переработки и рационального использования молока, совершенствования ассортимента молочной продукции путем увеличения выпуска продуктов, обогащенных белковыми, витаминными и растительными компонентами.
Цель данной курсовой работы –оценка экономической эффективности переработки молока на ОАО «Оршанский молочный комбинат».

Содержание работы

Введение
3
1. Оценка современного состояния молочной промышленности Республики Беларусь
5
2. Экономическая оценка эффективности производственно-хозяйственной деятельности ОАО «Оршанский молочный комбинат
13
2.1. Краткая характеристика предприятия
13
2.2. Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами
15
2.3. Анализ обеспеченности предприятия основными производственными фондами
20
2.4. Анализ производства и реализации продукции
24
2.5. Анализ себестоимости продукции, прибыли и рентабельности
26
2.6.Анализ платежеспособности и финансового состояния предприятия
28
3.Направления повышения эффективности деятельности предприятия
32
3.1 Резервы роста прибыли и рентабельности
32
Заключение
34
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Леднева Т.пров. и отпр..docx

— 89.54 Кб (Скачать файл)

Часть третья

Медицинские

Учет и все большее сращивание идеологии питания с медицинскими воззрениями.

Разработка и расширение продуктов  здорового пита-ния, а также функцио-нальных продуктов.


Если говорить о медицинском  аспекте то, по мере развития общества последовательно изменяются представления  людей о пище и пищевой продукции.

На сегодняшний день человеческое сообщество начало осознавать, что питание может выполнять функции, не только насыщения организма, но и способствовать продлению жизни, предупреждать или минимизировать нежелательные изменения организма человека под воздействием негативных факторов внешней среды.

Таким образом, в области пищевых  технологий будет усиливаться внимание к разработке разнообразных функциональных продуктов, а так же к качеству и безопасности выпускаемой продукции.

Следует отметить, что эту проблему невозможно решить исключительно за счет использования различного рода добавок-корректоров (антиоксидантов, стабилизаторов, консервантов и т.п.). Поэтому вопросы повышения качества молока-сырья, исходных сырьевых компонентов, будут иметь в ближайшие годы актуальнейшее значение. В этой связи  весьма перспективными направлениями  исследовательских и практических разработок следует считать предварительную  термизацию, бактофугирование, ионный обмен и другие процессы по сохранению качества молока-сырья.

Часть четвертая 

Научные

Последовательный рост научно-технического потен-циала, интернациона-лизация науки.

Повышение удельного веса высоких  технологий.


Последовательное накопление знаний за счет дальнейшего углубления научных  исследований, расширение информационной базы, интернационализация науки, все  более широкая кооперация научных  исследований позволяют поднять  на новый качественный уровень молочные дело. Применительно к вопросам разработки новых продуктов и оборудования для их производства это означает все возрастающую роль в решении  этих задач "высоких технологий". Следовательно, при разработке современных технологий все больший вес будут приобретать различные способы фракционирования, экстракции, концентрирования, синтеза, ферментации, гельхроматографии, криозамораживания, воздействия на продукт сверхвысокого давления, кавитации, излучений различной природы и т.п.

Часть пятая 

Экономические

Рост стоимости людских, энергетических и мате-риальных ресурсов

Приоритетное развитие авто-матизированных ресурсо- и энергосберегающих техно-логий, компьютеризация систем управления произ-водством и техноло-гическими процессами.


Рост стоимости людских, энергетических и материальных ресурсов диктует  необходимость ускорения создания комплексных технологий, развитие компьютеризации  основных и вспомогательных производств. Эта ситуация для отрасли молочной промышленности достаточно критична, так как значительное число заводов оснащено, по существу, разрозненным морально и физически устаревшим оборудованием. А это и себестоимость и конкурентоспособность.

Часть шестая

Национальные

Ареалы питания нацио-нальными и традиционными продуктами будут расширяться.

Будет усиливаться вни-мание длительности хра-нения, качеству и безопас-ности продуктов


Следует отметить еще один важный аспект, касающийся традиций питания. Эти исторически сложившиеся  традиции, отражают структуру питания, учитывающую климатические особенности  региона и т.п. Многие страны заслуженно и последовательно продвигают на мировые рынки свои продукты, защищают их, улучшают качественно. В первую очередь это касается различных  сыров, йогуртов, паст и т.п.

Вследствие этого весьма актуальными  останутся вопросы и технологического совершенствования традиционных и  национальных продуктов. Эти продукты, возникшие как следствие традиций питания и климатических условий  страны при правильном сочетании, могут  решить целый ряд проблем "здорового" питания.

Часть седьмая 

Экологические

Рост экологических проблем

Появление технологий обес-печивающих сохранение экологии окружающей среды.


Вопросы экологии в перерабатывающих отраслях традиционно были "больным" местом и значительно усугубились  в последнее десятилетие. Достаточно сказать, что рост количества в этот период малых предприятий, как в  городах, так и в сельской местности  не сопровождался созданием очистных сооружений, а ввиду не комплексной  переработки сырья загрязненность промышленных стоков промышленных предприятий  возросла.

В общем случае реалии таковы, что  в современных условиях отрасль  подвергается воздействию разнообразных  сил, основные из которых отображены на схеме.

Угроза вторжения новых участников


 

Позиция государства


 

Стратегия и позиция корпораций


 

Покупательская спо-собность населения


 
 

 

Позиция произво-дителя


 

Изменения в области демографии, культу-ры питания и тради-ций питания


 

ОТРАСЛЬ


 

Розничная сеть и ее трансформация


 

Наличие и стоимость сырья, ингредиентов, энергоносителей и т.д.


 
 

 

Влияние недобросо-вестных конкурентов


 

Появление продуктов заменителей


 

Появление новых технологий и новых продуктов


 

Экологические требования



Из схемы ясно, как изменились условия, функционирования предприятий  под воздействием рыночной конкуренции. При этом прогноз влияния отображенных факторов для каждого предприятия  и отрасли конечно важен, достаточно сложен и конечно для многих субъектов  является предметом самостоятельного изучения.

Анализируя в целом перспективы  развития молочной индустрии страны, следует, конечно, попытаться оценить, а при каких условиях она может  стать конкурентоспособным элементом  мировой системы.

Молочная промышленность Республики Беларусь насчитывает 16 молочных комбинатов (не считая 16 филиалов), 18 молочных заводов (включая 2 филиала), 16 маслосырзаводов (включая 1 маслосырбазу и 2 филиала), 7 молоко-консервных заводов (включая 2 филиала), 9 сырзаводов (включая 1 сыркомбинат и 2 филиала), 4 маслодельных комбината (включая 1 маслодельный завод и 1 филиал), 3 завода по производству сухого обезжиренного молока, 3 фабрики мороженого и 37 иных предприятий по производству молока и молочных продуктов.

Производственные мощности по переработке  молока в среднем на 1 предприятие  составляют 210 тонн в смену, суммарная  мощность - 5,0 млн. тонн в год. Ассортимент  вырабатываемой в республике молочной продукции включает более 1000 наименований, в том числе масла - 30, сыров - более 160, цельномолочной продукции - более 500 наименований.

На внутреннем рынке Беларуси реализуется  около 45% производимых в стране молокопродуктов.

В целях удовлетворения спроса населения  Республики Беларусь продукцией животноводства расширяется ассортимент, и увеличиваются  объемы вырабатываемой в республике молочной продукции. Созданы новые  виды цельномолочной продукции, широкий  ассортимент творожных десертов, кисломолочных продуктов и др. В целях улучшения качества выпускаемой  продукции проводится техническое  перевооружение предприятий и молочной отрасли с установкой новых видов  современного оборудования.

В Республике Беларусь молочные продукты являются социально значимыми товарами, на которые Министерство экономики  устанавливает предельные отпускные  цены. Порядок формирования цен на эти продукты распространяется на все  юридические лица и индивидуальных предпринимателей, занимающихся производством  и реализацией продовольственных  товаров. Их несоблюдение влечет за собой  применение к субъектам хозяйствования административных санкций, предусмотренных  законодательством.

По данным статистического сборника «Расходы и доходы населения Республики Беларусь» в 2005 году среднедушевое  потребление молока и молочных продуктов  в пересчете на молоко в республике составило 289 кг в год, что значительно  ниже научно обоснованной физиологической  потребности людей  в этих продуктах.

По данным выборочных обследований домашних хозяйств, проведенных Министерством  статистики и анализа Республики Беларусь, в группе 10% наименее обеспеченных семей среднедушевое потребление  молока и молочных продуктов составляет 165 кг в год, а в группе 10% наиболее обеспеченных – 357 кг в год.

Таким образом, с ростом благосостояния потребителей прогнозируется и рост потребления молочных продуктов  белорусским населением.

Рынок Республики Беларусь. За постсоветский  период отечественная молочная промышленность прошла несколько стадий развития:

- резкий спад в начале 1990-х  годов;

- относительная стабильность в  1995-1998 годы;

- подъем с 1999 года.

Покупатели готовы сегодня несколько  переплатить (на рынке молочных товаров  разница составляет в среднем 15 - 30 %) за эту дополнительную ценность в виде ежедневных витаминов, полезных фруктовых или биодобавок, а также  за удобную и красочную упаковку. Из-за тенденции уменьшения численности  семьи и увеличения потребления  молочных продуктов вне дома, например на работе, на улице и т. п., прогнозируется уменьшение размера фасовки молочных продуктов. Кроме того, намечается постепенное  сокращение потребления продукции  в дешевой упаковке – полиэтиленовых пакетах, или финпаках, и увеличение потребления продукции в пластиковых  бутылках и «ТетраБриках».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Экономическая оценка производственно-хозяйственной деятельности ОАО «Оршанский молочный комбинат»

 

2.1. Краткая характеристика предприятия

 

Оршанский молочный завод введен в  эксплуатацию в 1939 г. Объем переработки  составил 8 тонн молока в смену, из которого вырабатывали 700 кг масла, 300 кг творога  и 500 кг цельного не пастеризованного молока. В дальнейшем было освоено производство мороженого, дополнительно открылся цех по выработке творожных изделий  и кисломолочных продуктов. Началось строительство нового здания завода. В 1958 г. новый завод был введен в эксплуатацию проектной мощностью 20 тонн молока в смену и с производственной площадью 830 м2 завод.

В 1976-1978 годах была проведена еще  одна реконструкция комбината. Был  построен еще один производственный корпус с подвальным помещением для  хранения тары и холодильные камеры участка готовой продукции. Построена  компрессорная и здание приемки  молока, административно-бытовой корпус. В результате реконструкции производственные мощности увеличились до 125 тонн переработки  молока в смену. Фактически в сезон  массового поступления сырья  перерабатывалось 200 тонн молока в смену.

В настоящее время ОАО «Оршанский молочный комбинат» перерабатывает более 63 тыс. тонн молока в год. На предприятии  вырабатывается около 50 наименований продукции. Это масло животное, сыры жирные, широкий ассортимент цельномолочной продукции, нежирная продукция, майонез, мороженое, казеин технический и  т. д. Чтобы идти в ногу со временем и удовлетворять потребительский  спрос, постоянно ведется работа по обновлению основных средств, модернизации технологического оборудования, внедрения  энергосберегающих технологий и  оборудования. Вследствие этого на предприятии увеличивается выход  продукции с одной тонны перерабатываемого  сырья, развивается экспортный потенциал, расширяется ассортимент выпускаемой  продукции и повышение ее конкурентоспособности.

Информация о работе Повышение экономической эффективности производства молока на примере ОАО «Оршанский молочный комбинат»