Повышение экономической эффективности производства молока на примере ОАО «Оршанский молочный комбинат»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 19:34, курсовая работа

Описание работы

Молочные предприятия остро нуждаются в инвестициях для обновления ОПФ. На предприятиях молочной промышленности необходимо осуществлять интенсификацию производства за счет углубления переработки и рационального использования молока, совершенствования ассортимента молочной продукции путем увеличения выпуска продуктов, обогащенных белковыми, витаминными и растительными компонентами.
Цель данной курсовой работы –оценка экономической эффективности переработки молока на ОАО «Оршанский молочный комбинат».

Содержание работы

Введение
3
1. Оценка современного состояния молочной промышленности Республики Беларусь
5
2. Экономическая оценка эффективности производственно-хозяйственной деятельности ОАО «Оршанский молочный комбинат
13
2.1. Краткая характеристика предприятия
13
2.2. Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами
15
2.3. Анализ обеспеченности предприятия основными производственными фондами
20
2.4. Анализ производства и реализации продукции
24
2.5. Анализ себестоимости продукции, прибыли и рентабельности
26
2.6.Анализ платежеспособности и финансового состояния предприятия
28
3.Направления повышения эффективности деятельности предприятия
32
3.1 Резервы роста прибыли и рентабельности
32
Заключение
34
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Леднева Т.пров. и отпр..docx

— 89.54 Кб (Скачать файл)

 

На  основании рассчитанных показателей  можно сделать вывод, что фондорентабельность в 2009 году по сравнению с 2008 годом уменьшилась  на 0,2%, фондоотдача увеличилась на 0,2 руб., фондоемкость снизилась на 0,04 руб.

Изменение фондоотдачи происходит за счет факторов первого порядка – стоимости  произведенной продукции и среднегодовой  стоимости основных производственных фондов.

 

 

 

 

 

 

2.4. Анализ производства и реализации продукции

 

Производство по основным группам  продукции в натуральном выражении:

За 2009 год увеличены объёмы производства и реализации по основным группам  продукции: темп роста производства масла животного – 138,3%, СОМа – 715,9%, казеина - 114,3%, майонеза -114,4%. Выпуск сыров  жирных остался на уровне предыдущего  года. Снизился объем производства цельномолочной продукции жирной продукции  – 82,9%, нежирной молочной продукции  – 45,9, мороженого – 90,4%, ЗЦМ – 66,8.

Таблица 2.10

Производство основных видов продукции

Наименование показателей

Ед. изм.

Январь-декабрь

2009г.

2008г.

Темп роста, %

Отклон. (+,-)

Масло из коровьего молока

тн

4079

2949

138,3

+1130

  В т. ч. из давальческого  сырья 

тн

118

57

207,0

+61

Казеин

тн

1590

1391

114,3

+199

    В т. ч. из давальческого  сырья

тн

64

31

206,5

+33

Сухое обезжиренное молоко

тн

1618

226

715,9

+1392

  В т. ч. из давальческого  сырья

тн

9

30

30,0

-21

Сухое цельное молоко 25%ж.

тн

3

-

-

+3

Заменитель цельного молока (ЗЦМ)

тн

483

724

66,7

-241

  В т. ч. из давальческого  сырья

тн

13

-

-

+13

Сыр жирный

тн

616

616

100

-

Цельномолочная и нежирная продукция 

тн

11891

14823

83,2

-2932

- Цельномолочная продукция

тн

11392

13737

82,9

-2345

- Нежирная продукция 

тн

499

1086

45,9

-587

В т.ч. – молоко цельное

тн

5348

6171

86,7

-523

  - кисломолочная продукция и  напитки

тн

1939

2484

78,1

-545

  - сметана

тттн

576

760

75,8

-184

  - творог жирный, нежирный, альбуминный

тн

271

293

92,5

-22

  - сырки творожные, глазированные

тн

93

80

116,3

+13

Мороженое

тн

7

8

87,5

-1

Майонез

тн

41

36

113,9

+5


 

 

Сырьё

Всего за 2009 год на переработку  поступило 115112 тонн молока, из него 2839 тонн довальческого. Объём переработки  молока увеличен на 28,:% к прошлому году. Поставки молока  от хозяйств сырьевой зоны выросли на 26658 тонн, что к  уровню прошлого года составляет – 31,4%.

В объёме закупок молока удельный вес молока закупаемого у населения  составляет 11,4%.

 

Таблица 2.11

Переработка сырья

Наименование показателей

Ед. изм.

Январь-декабрь

2009г.

2008г.

Темп роста, %

Отклон. (+,-)

Поставка молока, всего:

тн

114276

87708

130,3

+26568

Закуп молока от хозяйств сырьевой зоны, всего:

«

111437

84779

131,4

+29658

  - Другие районы

«

747

2675

27,9

-1928

Из него молока закупаемого у  населения

«

12714

10666

119,2

+2048

- удельный вес молока от населения  в закупках

%

11,4

12,6

 

-1,2

Завозное молоко с других заводов

Тн

-

1510

-

-1510

Давальческое молоко

 

2839

1419

200,0

+1420

Всего сырья с других заводов  и областей

тн

2839

2929

96,9

-90

- удельный вес в общем объёме  поставок сыря

%

2,5

3,3

 

-0,8


 

Предприятие проводит постоянную работу по укреплению сырьевой зоны, усилению заинтересованности хозяйств в наращивании  объёмов производства и сдачи  молока на переработку, увеличению товарности молока и повышения его качества.

Производительность товарной продукции  в сопоставимых ценах на одного работающего  за 2009 год составляет 174,2 млн. руб., темп роста производительности труда  к уровню соответствующего периода  прошлого года – 111,0%, при задании  – 103,1%.

Объем производства продукции в  действующих ценах 106587 мл. руб., выручка  от реализации 107073 млн. руб., прибыль  от реализации -23173млн. руб. объем экспорта – 55980 млн. руб., объем импорта – 779 млн. руб., рентабельность от реализации продукции, работ, услуг -18,6%

 

2.5. Анализ себестоимости продукции, прибыли и рентабельности

 

Себестоимость – один из важнейших показателей экономической эффективности, фиксирующий, во что обходится предприятию производство того или иного вида продукции, позволяющий объективно судить о том, насколько оно выгодно в конкретных экономических условиях хозяйствования. В экономическом смысле себестоимость – это денежное выражение затрат предприятия на производство и реализацию продукции.

 На 2010 год на предприятии  разработаны мероприятия по снижению  затрат на производство готовой  продукции:

- работа тендерной комиссии  по определению поставщиков товарно-материальных  ценностей;

- сокращение до минимума приобретения  ТМЦ через посредников;

- анализ действующих норм и  нормативов расходования материальных  ресурсов и приведение их в  соответствие с применяемыми  оборудованием и технологиями, в  частности уменьшение норм расхода  по цельному молоку на 1% от  действующих;

- приобретение основных и вспомогательных  материалов для производства  по минимальным ценам высокого  качества в соответствии с  ГОСТом;

- введение строжайшего режима  экономии материальных ресурсов, их расход на производство  не должен превышать установленные  нормы;

- упорядочение отпуска ненормируемых  материальных ценностей со склада  материально-ответственным лицам  с учетом их необходимости  для производства;

- обеспечение сохранности материальных  ценностей;

- недопущение нарушений технологической  и трудовой дисциплины;

- оптимизация маршрутов завоза  сырья, обеспечение максимального  использования грузоподъемности  автотранспорта;

- пересмотр маршрутов доставки  готовой продукции в торговую  сеть, обеспечение максимального  использования грузоподъемности  автотранспорта.

Прибыль – это денежное выражение основной части накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности.

Основными функциями, которые выполняет  прибыль предприятия, являются следующие:

- оценочная, она дает возможность  дать оценку эффективности работы  предприятия;

- распределительная, ее сущность  заключается в том, что прибыль  предприятия является инструментом  распределения доходов;

- стимулирующая, ее сущность  заключается в том, что прибыль  используется как в интересах  предприятия, так и в интересах  его работников.

Рентабельность – это относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности. Они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами. Эти показатели используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

Рентабельность  продукции (коэффициент окупаемости затрат) (Rn) исчисляется путем отношения прибыли от реализации (Пр) к полной себестоимости продукции (СП):

                         (Rn) = (Пр/СП) ´ 100                                  (2.11)

Приведем основные экономические  показатели деятельности предприятия  в таблице (рассмотрим их динамику в  стоимостном и процентном соотношении).

Таблица 2.12

Основные показатели деятельности ОАО «Оршанский молочный комбинат»

Показатель

2008 год

2009 год

Отклонение

Темп роста, %

Выручка от реализации товаров, продукции, млн.р.

72681

107073

+34392

110,62

Выручка от реализации услуг (без обязат. платежей), млн.р.

67707

101263

+33556

110,55

Расходы на реализацию, млн.р.

 

835

 

1078

 

+243

 

117,21

Себестоимость реализованной продукции, млн.р.

80111

123375

+43264

110,20

Прибыль (убыток) от реализации, млн.р.

-13239

-23190

-36429

100,15

Чистая прибыль, млн.р.

-12906

-24168

-37074

108,71

Сальдо операционных доходов и  расходов, млн.р.

-73

1305

+1378

182,21

Сальдо внереализационных доходов  и расходов, млн.р.

749

-2055

-2804

160,34

Рентабельность  от реализации товаров, продукции, работ, услуг (задание 7,5)


-16,4

-18,6

 

+2,2


2.6.Анализ платежеспособности и финансового состояния предприятия

 

Финансовое состояние предприятия  характеризуется системой показателей, отражающих на определенный момент способность  субъекта хозяйствования финансировать  свою деятельность и вовремя рассчитываться по своим обязательствам.

Для обеспечения финансовой устойчивости предприятие должно обладать гибкой структурой капитала, уметь организовать его движение таким образом, чтобы  обеспечить постоянное превышение доходов  над расходами с целью сохранения платежеспособности и создания условий  для нормального функционирования.

Устойчивое финансовое положение, в свою очередь, оказывает положительное  влияние на выполнение производственных планов и обеспечение нужд производства необходимыми ресурсами. Поэтому финансовая деятельность как составная часть  хозяйственной деятельности должна быть направлена на обеспечение планомерного поступления и расходования денежных ресурсов, выполнение расчетной дисциплины, достижение рациональных пропорций  собственного и заемного капитала и  наиболее эффективное его использование.

Главная цель финансовой деятельности предприятия сводится к одной  стратегической задаче – наращиванию  собственного капитала и укреплению рыночных позиций. Для этого оно  должно постоянно наращивать объем  продаж и прибыль, поддерживать платежеспособность и рентабельность, а также оптимальную  структуру актива и пассива баланса.

Таблица2.13

Финансовые  показатели ОАО «Оршанский молочный комбинат» за 2008-2009 годы

Наименование показателей

Ед. изм.

Январь-декабрь

2009г.

2008г.

Темп роста, %

Отклон. (+,-)

Выручка от реализации продукции

Млн.руб.

107073

72681

147,3

+34392

Начисленные налоги и сборы из выручки

-«-

5809

4974

116,8

+836

Выручка без налогов

-«-

101264

67707

149,5

+33557

Покупная стоимость материалов

-«-

5765

4674

123,3

+1091

Себестоимость реализованной продукции

-«-

123375

80111

155,6

+43264

Прибыль, убыток от реализации продукции

-«-

-23173

-13239

175,0

+9934

Информация о работе Повышение экономической эффективности производства молока на примере ОАО «Оршанский молочный комбинат»