Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 19:34, курсовая работа
Молочные предприятия остро нуждаются в инвестициях для обновления ОПФ. На предприятиях молочной промышленности необходимо осуществлять интенсификацию производства за счет углубления переработки и рационального использования молока, совершенствования ассортимента молочной продукции путем увеличения выпуска продуктов, обогащенных белковыми, витаминными и растительными компонентами.
Цель данной курсовой работы –оценка экономической эффективности переработки молока на ОАО «Оршанский молочный комбинат».
Введение
3
1. Оценка современного состояния молочной промышленности Республики Беларусь
5
2. Экономическая оценка эффективности производственно-хозяйственной деятельности ОАО «Оршанский молочный комбинат
13
2.1. Краткая характеристика предприятия
13
2.2. Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами
15
2.3. Анализ обеспеченности предприятия основными производственными фондами
20
2.4. Анализ производства и реализации продукции
24
2.5. Анализ себестоимости продукции, прибыли и рентабельности
26
2.6.Анализ платежеспособности и финансового состояния предприятия
28
3.Направления повышения эффективности деятельности предприятия
32
3.1 Резервы роста прибыли и рентабельности
32
Заключение
34
Список использованной литературы
На основании рассчитанных показателей можно сделать вывод, что фондорентабельность в 2009 году по сравнению с 2008 годом уменьшилась на 0,2%, фондоотдача увеличилась на 0,2 руб., фондоемкость снизилась на 0,04 руб.
Изменение
фондоотдачи происходит за счет факторов
первого порядка – стоимости
произведенной продукции и
2.4. Анализ производства и реализации продукции
Производство по основным группам
продукции в натуральном
За 2009 год увеличены объёмы производства и реализации по основным группам продукции: темп роста производства масла животного – 138,3%, СОМа – 715,9%, казеина - 114,3%, майонеза -114,4%. Выпуск сыров жирных остался на уровне предыдущего года. Снизился объем производства цельномолочной продукции жирной продукции – 82,9%, нежирной молочной продукции – 45,9, мороженого – 90,4%, ЗЦМ – 66,8.
Таблица 2.10
Производство основных видов продукции
Наименование показателей |
Ед. изм. |
Январь-декабрь | |||
2009г. |
2008г. |
Темп роста, % |
Отклон. (+,-) | ||
Масло из коровьего молока |
тн |
4079 |
2949 |
138,3 |
+1130 |
В т. ч. из давальческого сырья |
тн |
118 |
57 |
207,0 |
+61 |
Казеин |
тн |
1590 |
1391 |
114,3 |
+199 |
В т. ч. из давальческого сырья |
тн |
64 |
31 |
206,5 |
+33 |
Сухое обезжиренное молоко |
тн |
1618 |
226 |
715,9 |
+1392 |
В т. ч. из давальческого сырья |
тн |
9 |
30 |
30,0 |
-21 |
Сухое цельное молоко 25%ж. |
тн |
3 |
- |
- |
+3 |
Заменитель цельного молока (ЗЦМ) |
тн |
483 |
724 |
66,7 |
-241 |
В т. ч. из давальческого сырья |
тн |
13 |
- |
- |
+13 |
Сыр жирный |
тн |
616 |
616 |
100 |
- |
Цельномолочная и нежирная продукция |
тн |
11891 |
14823 |
83,2 |
-2932 |
- Цельномолочная продукция |
тн |
11392 |
13737 |
82,9 |
-2345 |
- Нежирная продукция |
тн |
499 |
1086 |
45,9 |
-587 |
В т.ч. – молоко цельное |
тн |
5348 |
6171 |
86,7 |
-523 |
- кисломолочная продукция и напитки |
тн |
1939 |
2484 |
78,1 |
-545 |
- сметана |
тттн |
576 |
760 |
75,8 |
-184 |
- творог жирный, нежирный, альбуминный |
тн |
271 |
293 |
92,5 |
-22 |
- сырки творожные, глазированные |
тн |
93 |
80 |
116,3 |
+13 |
Мороженое |
тн |
7 |
8 |
87,5 |
-1 |
Майонез |
тн |
41 |
36 |
113,9 |
+5 |
Сырьё
Всего за 2009 год на переработку поступило 115112 тонн молока, из него 2839 тонн довальческого. Объём переработки молока увеличен на 28,:% к прошлому году. Поставки молока от хозяйств сырьевой зоны выросли на 26658 тонн, что к уровню прошлого года составляет – 31,4%.
В объёме закупок молока удельный вес молока закупаемого у населения составляет 11,4%.
Таблица 2.11
Переработка сырья
Наименование показателей |
Ед. изм. |
Январь-декабрь | |||
2009г. |
2008г. |
Темп роста, % |
Отклон. (+,-) | ||
Поставка молока, всего: |
тн |
114276 |
87708 |
130,3 |
+26568 |
Закуп молока от хозяйств сырьевой зоны, всего: |
« |
111437 |
84779 |
131,4 |
+29658 |
- Другие районы |
« |
747 |
2675 |
27,9 |
-1928 |
Из него молока закупаемого у населения |
« |
12714 |
10666 |
119,2 |
+2048 |
- удельный вес молока от |
% |
11,4 |
12,6 |
-1,2 | |
Завозное молоко с других заводов |
Тн |
- |
1510 |
- |
-1510 |
Давальческое молоко |
2839 |
1419 |
200,0 |
+1420 | |
Всего сырья с других заводов и областей |
тн |
2839 |
2929 |
96,9 |
-90 |
- удельный вес в общем объёме поставок сыря |
% |
2,5 |
3,3 |
-0,8 |
Предприятие проводит постоянную работу по укреплению сырьевой зоны, усилению заинтересованности хозяйств в наращивании объёмов производства и сдачи молока на переработку, увеличению товарности молока и повышения его качества.
Производительность товарной продукции в сопоставимых ценах на одного работающего за 2009 год составляет 174,2 млн. руб., темп роста производительности труда к уровню соответствующего периода прошлого года – 111,0%, при задании – 103,1%.
Объем производства продукции в действующих ценах 106587 мл. руб., выручка от реализации 107073 млн. руб., прибыль от реализации -23173млн. руб. объем экспорта – 55980 млн. руб., объем импорта – 779 млн. руб., рентабельность от реализации продукции, работ, услуг -18,6%
2.5. Анализ себестоимости продукции, прибыли и рентабельности
Себестоимость – один из важнейших показателей экономической эффективности, фиксирующий, во что обходится предприятию производство того или иного вида продукции, позволяющий объективно судить о том, насколько оно выгодно в конкретных экономических условиях хозяйствования. В экономическом смысле себестоимость – это денежное выражение затрат предприятия на производство и реализацию продукции.
На 2010 год на предприятии
разработаны мероприятия по
- работа тендерной комиссии
по определению поставщиков
- сокращение до минимума
- анализ действующих норм и
нормативов расходования
- приобретение основных и
- введение строжайшего режима
экономии материальных
- упорядочение отпуска
- обеспечение сохранности
- недопущение нарушений
- оптимизация маршрутов завоза
сырья, обеспечение
- пересмотр маршрутов доставки
готовой продукции в торговую
сеть, обеспечение максимального
использования
Прибыль – это денежное выражение основной части накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности.
Основными функциями, которые выполняет прибыль предприятия, являются следующие:
- оценочная, она дает
- распределительная, ее
- стимулирующая, ее сущность
заключается в том, что
Рентабельность – это относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности. Они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами. Эти показатели используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.
Рентабельность продукции (коэффициент окупаемости затрат) (Rn) исчисляется путем отношения прибыли от реализации (Пр) к полной себестоимости продукции (СП):
(Rn) = (Пр/СП) ´ 100
Приведем основные экономические показатели деятельности предприятия в таблице (рассмотрим их динамику в стоимостном и процентном соотношении).
Таблица 2.12
Основные показатели деятельности ОАО «Оршанский молочный комбинат»
Показатель |
2008 год |
2009 год |
Отклонение |
Темп роста, % |
Выручка от реализации товаров, продукции, млн.р. |
72681 |
107073 |
+34392 |
110,62 |
Выручка от реализации услуг (без обязат. платежей), млн.р. |
67707 |
101263 |
+33556 |
110,55 |
Расходы на реализацию, млн.р. |
835 |
1078 |
+243 |
117,21 |
Себестоимость реализованной продукции, млн.р. |
80111 |
123375 |
+43264 |
110,20 |
Прибыль (убыток) от реализации, млн.р. |
-13239 |
-23190 |
-36429 |
100,15 |
Чистая прибыль, млн.р. |
-12906 |
-24168 |
-37074 |
108,71 |
Сальдо операционных доходов и расходов, млн.р. |
-73 |
1305 |
+1378 |
182,21 |
Сальдо внереализационных |
749 |
-2055 |
-2804 |
160,34 |
Рентабельность от реализации товаров, продукции, работ, услуг (задание 7,5) |
-16,4 |
-18,6 |
+2,2 |
2.6.Анализ платежеспособности и финансового состояния предприятия
Финансовое состояние
Для обеспечения финансовой устойчивости
предприятие должно обладать гибкой
структурой капитала, уметь организовать
его движение таким образом, чтобы
обеспечить постоянное превышение доходов
над расходами с целью
Устойчивое финансовое положение, в свою очередь, оказывает положительное влияние на выполнение производственных планов и обеспечение нужд производства необходимыми ресурсами. Поэтому финансовая деятельность как составная часть хозяйственной деятельности должна быть направлена на обеспечение планомерного поступления и расходования денежных ресурсов, выполнение расчетной дисциплины, достижение рациональных пропорций собственного и заемного капитала и наиболее эффективное его использование.
Главная цель финансовой деятельности предприятия сводится к одной стратегической задаче – наращиванию собственного капитала и укреплению рыночных позиций. Для этого оно должно постоянно наращивать объем продаж и прибыль, поддерживать платежеспособность и рентабельность, а также оптимальную структуру актива и пассива баланса.
Таблица2.13
Финансовые показатели ОАО «Оршанский молочный комбинат» за 2008-2009 годы
Наименование показателей |
Ед. изм. |
Январь-декабрь | |||
2009г. |
2008г. |
Темп роста, % |
Отклон. (+,-) | ||
Выручка от реализации продукции |
Млн.руб. |
107073 |
72681 |
147,3 |
+34392 |
Начисленные налоги и сборы из выручки |
-«- |
5809 |
4974 |
116,8 |
+836 |
Выручка без налогов |
-«- |
101264 |
67707 |
149,5 |
+33557 |
Покупная стоимость материалов |
-«- |
5765 |
4674 |
123,3 |
+1091 |
Себестоимость реализованной продукции |
-«- |
123375 |
80111 |
155,6 |
+43264 |
Прибыль, убыток от реализации продукции |
-«- |
-23173 |
-13239 |
175,0 |
+9934 |