Повышение экономической эффективности производства молока на примере ОАО «Оршанский молочный комбинат»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 19:34, курсовая работа

Описание работы

Молочные предприятия остро нуждаются в инвестициях для обновления ОПФ. На предприятиях молочной промышленности необходимо осуществлять интенсификацию производства за счет углубления переработки и рационального использования молока, совершенствования ассортимента молочной продукции путем увеличения выпуска продуктов, обогащенных белковыми, витаминными и растительными компонентами.
Цель данной курсовой работы –оценка экономической эффективности переработки молока на ОАО «Оршанский молочный комбинат».

Содержание работы

Введение
3
1. Оценка современного состояния молочной промышленности Республики Беларусь
5
2. Экономическая оценка эффективности производственно-хозяйственной деятельности ОАО «Оршанский молочный комбинат
13
2.1. Краткая характеристика предприятия
13
2.2. Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами
15
2.3. Анализ обеспеченности предприятия основными производственными фондами
20
2.4. Анализ производства и реализации продукции
24
2.5. Анализ себестоимости продукции, прибыли и рентабельности
26
2.6.Анализ платежеспособности и финансового состояния предприятия
28
3.Направления повышения эффективности деятельности предприятия
32
3.1 Резервы роста прибыли и рентабельности
32
Заключение
34
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Леднева Т.пров. и отпр..docx

— 89.54 Кб (Скачать файл)

Продолжение таблицы 2.13

Сальдо операционных доходов и  расходов

-«-

1305

-73

 

+1278

Сальдо внереализационных доходов  и расходов

-«-

-2055

749

 

-2804

Начисленные налоги и сборы из прибыли

-«-

224

321

69,7

-97

Прочие расходы и платежи  из прибыли

-«-

4

22

18,2

-18

Чистая прибыль, убыток (-)

-«-

-24151

-12906

187,1

+11245

Рентабельность от реализации товаров, продукции, работ, услуг (задание 7,5)

%

-18,6

-16,4

 

+2,2


 

Финансовые результаты от реализации на внутренний и внешний рынок  следующие:

- от реализации на внутреннем  рынке получен убыток в размере  901 млн.руб., рентабельность минус  2,0%. Прибыль полученная от реализации  СОМа (1026 млн.руб.), цельномолочной продукции  (948 млн.руб.), ЗЦМ (69млн.руб.) не смогла  перекрыть убытки от реализации  масла (-1728 млн.руб.);

- от реализации на экспорт  убытки составили 22272 млн.руб., рентабельность -28,3%. Ухудшение финансового состояния  предприятия отражают коэффициенты  ликвидности, обеспеченности собственными  оборотными средствами и обеспеченности  финансовых обязательств активами. Значение данных коэффициентов  на 01 октября ниже нормативных,  а также ниже соответствующих  значений на 01 января 2009 года.

 

Таблица 2.14

Наименование показателя

На 1 января 2009г.

На 1 октября 2009г.

Норматив коэффициента

Коэффициент текущей ликвидности

0,705

0,428

>=1,5

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами

-0,794

-1,78

>=0,2

Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами

0,948

1,339

<=0,85


 

Анализируя  данные таблицы, необходимо дать определение  показателям, характеризующим финансовое состояние предприятия.

Под финансовым состоянием понимается способность  предприятия финансировать свою деятельность. Оно характеризуется: 
обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования предприятия, целесообразностью их размещения и эффективностью использования, финансовыми взаимоотношениями с другими юридическими и физическими лицами, платежеспособностью и финансовой устойчивостью. Финансовое состояние предприятия зависит от результатов его производственной, коммерческой и финансовой деятельности.

Проанализируем  следующие показатели:

1. Коэффициент текущей ликвидности - характеризует общую обеспеченность предприятия оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств предприятия. Он определяется как отношение фактической стоимости находящихся в наличии у предприятия оборотных средств к наиболее срочным обязательствам предприятия. Из таблицы видно, что коэффициент текущей ликвидности на 1 января 2009г. был   равен   0,705, на 1 октября 2009г. – 0,428. Это означает, что ОАО «Оршанский молочный комбинат» является неплатёжеспособным, т.к. при  оценке платежеспособности и кредитоспособности предприятия нужно учитывать, что коэффициент текущей ликвидности не должен опускаться ниже 1,5. При общем коэффициенте ликвидности < 1 предприятие относится к первому классу, при 1- 1,5 — ко второму, > 1,5 — к третьему классу.

ОАО «Оршанский молочный комбинат» относится ко первому классу, а это не очень хороший показатель. Банки не будут давать предприятию кредиты под невысокие проценты, т.к. им не будет гарантировано возвращение в срок заёмной суммы денежных средств.

2. Коэффициент обеспеченности собственными  оборотными средствами - характеризует наличие собственных оборотных средств у предприятия, необходимых для его финансовой устойчивости.

Он  определяется как соотношение разности между объемами источников собственных  средств и прочих внеоборотных активов  к фактической стоимости находящихся  в наличии у предприятия оборотных  средств. Из данных таблицы заметно, что на 1 января 2009г. по сравнению с 1 октября 2009г. этот коэффициент увеличился, так как увеличился и объём собственных оборотных средств, что и повлияло на увеличение коэффициента обеспеченночти собственными оборотными средствами.

3. Коэффициент платежеспособности - характеризует наличие у предприятия реальной возможности восстановить либо утратить свою платежеспособность в течение определенного периода. Он рассчитывается как отношение расчетного коэффициента текущей ликвидности к его нормативному значению.

В период с 1 января по 1 октября 2009г. этот коэффициент на данном предприятии увеличился, что позитивно отражается на его деятельности.

Таблица 2.15

Заемные средства в обороте предприятия

   

На 1.01.09г

На 1.04.09г

На 1.07.09г

На 1.10.09г

На 1.01.10г

Долгосрочные кредиты

Млн.руб.

11517

11643

11607

11744

11778

Краткосрочные кредиты

Млн.руб.

33619

38712

39112

45949

51458

Лизинги

Млн.руб.

213

213

179

134

121

ВСЕГО заемных средств

Млн.руб.

45349

50568

50898

57827

63357


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Направления  повышения эффективности деятельности  предприятия

 

3.1 Резервы роста прибыли и  рентабельности

 

Основными показателями деятельности предприятия являются прибыль, рентабельность  и себестоимость.

Основным условием повышения эффективности  деятельности предприятия является интенсификация. Именно она способна решить главную задачу — повысить эффективность деятельность предприятия. 

Для того чтобы оценить эффективность  составления бизнес – плана на 2010 год проанализируем основные показатели работы предприятия по сравнению с 2009 годом

Объем производства продукции в  сопоставимых ценах составит 106587 млн. руб. или 129,6%.

Уровень использования производственных мощностей по предприятию  составит  66,5%.

Для более эффективной рентабельной работы, предприятию необходимо получить выручку от реализации продукции  в размере  114314 млн. руб., для того, чтобы окупить запланированные затраты на реализацию продукции и получить прибыль от реализации продукции  2304млн. руб. при рентабельности 2,1%.

Таблица 3.1

Резерв роста прибыли за счет увеличения объема реализации продукции.

Номенклатурные группы выпускаемой  продукции

Прибыль от реализации продукции

млн.руб.

Фактическая сумма прибыли на 1т.

Резерв увеличения объема реализации, млн..руб

Резерв увеличения суммы прибыли, млн.руб

 

Масло

34256

4,5

1245

4,5*1245=56025

Цельномолочная продукция

12864

3,6

2464

3,6*2464 = 8870,4

Нежирная продукция

329

7,9

1236

7,9*1236 =9764,4

Казеин технический

7830

4,0

425

4,0*425=1700

Итого

57933

х

х

76359,8


 

За счет увеличения объема реализации продукции предприятие сможет увеличить  прибыль  от реализации продукции  на 76359,8  млн. руб., что позволит улучшить  деятельность предприятия  и финансовое состояние предприятия.  

Снижение себестоимости позволит предприятию повысить платёжеспособность и конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынке.

Резерв снижения себестоимости

                                                             (3.1) 

— резерв снижения себестоимости; 

— фактические затраты на производство продукции; 

— резерв сокращения затрат на производство продукции;

 

 

 

 

 

 

 

Себестоимость на ОАО «Оршанский молочный комбинат» можно снизить на 46 млн. руб., в том числе за счет сокращения затрат и повышения объема производства.

Уровень рентабельности текущих затрат включает такие виды рентабельности, как рентабельность отрасли  и  рентабельность отдельного вида продукции. Рассчитаем резерв повышения рентабельности.

 

Резерв повышения рентабельности

 

                                                              (3.2)

 

- резерв роста рентабельности;

- фактическая сумма прибыли;

- резерв роста прибыли;

- объём реализованной продукции;

С- себестоимость продукции с  учетом выявленного резерва;

- фактические затраты по реализованной продукции.

 

%

За счет выше указанных данных  предприятие сможет повысить рентабельность  на 0,5%.

 

 

 

 

 

Заключение

 

ОАО «Оршанский молочный комбинат» проектировался и строился в первую очередь для приемки и первичной переработки молока. Предметом деятельности предприятия является переработка молока, производство молочной продукции и ее реализация через оптовые, розничные предприятия и собственную торговую сеть, а также организация других видов деятельности.

В последние годы рынок сбыта  молочных продуктов уменьшился, возникли проблемы с сырьевой базой,  появилось  большое  количество  конкурентов, вследствие чего снизилась загрузка производственных мощностей. Для сохранения предприятия были освоены технологии по более углублённой переработке  молока,  производство  молочной  продукции  с  использованием  растительных  жиров.

На  основе полученных данных за последние  годы, можно сделать вывод, что  производство и реализация цельномолочной продукции – молоко, творог, сметана  для предприятия убыточно, предприятие не рентабельно. Убытки от производства и реализации ЦМП составили 2095 млн.руб.

За  счет сокращения затрат и повышения  объема производства можно снизить  себестоимость на 46 млн.  руб.

Увеличение объемов производства продукции и снижения себестоимости  позволит повысить рентабельность на 0,5%.

Также нужны радикальные меры по обновлению основных производственных фондов, внедрению энергоресурсосберегающих  технологий. Самому предприятиям это не под силу, так как объемы ограниченной прибыли недостаточны для модернизации производства. Осуществляемые в настоящее время государством эпизодические и точечные денежные вложения по модернизации и реконструкции предприятий не позволяет преодолеть критического положения в перерабатывающих отраслях и не дают желаемого эффекта. Необходима долгосрочная программа развития молокоперерабатывающей промышленности, предусматривающая привлечение инвестиций на следующих этапах реформирования предприятий: изменения в налоговом законодательстве, предполагающие освобождение от налоговых средств, направляемых на модернизацию и реконструкцию; выделение предприятиям кредитных ресурсов по льготным ставкам и т.д.

Информация о работе Повышение экономической эффективности производства молока на примере ОАО «Оршанский молочный комбинат»