Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в общественном питании Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 10:51, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить теоретические и практические аспекты ведения малого бизнеса, в том числе в сфере общественного питания, выявить проблемные зоны и разработать рекомендации по совершенствованию и развитию малого предпринимательства в общественном питании Республики Беларусь.

Файлы: 1 файл

курсовая последний вариант.doc

— 144.60 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

 

 

Кафедра: Экономика торговли

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

по дисциплине: Экономика общественного питания

 

на тему: Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в общественном питании Республики Беларусь

 

 

 

 

 

 

Студент

ФЭУТ,5-й курс, ЗГГ-2      Т.А. Некрашевич

 

 

Руководитель      

ассистент        Л.В.Чибисова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МИНСК 2012


РЕФЕРАТ

 

Курсовая работа:45 стр., 3 табл.,5 рис., 33 источников.

 

МАЛЫЙ БИЗНЕС, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО, НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА, общественное питание, АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

 

Объект исследования – малый бизнес в общественном питании Беларуси.

Предмет исследования – проблемы и перспективы развития малого бизнеса в общественном питании Республики Беларусь.

Цель работы: изучить теоретические и практические аспекты ведения малого бизнеса, в том числе в сфере общественного питания, выявить проблемные зоны и разработать рекомендации по совершенствованию и развитию малого предпринимательства в общественном питании Республики Беларусь.

Методы исследования: сравнительный анализ, группировок, экономико-математический, статистический, исторический.

Исследования  и разработки: изучены теоретические основы и нормативная база, регулирующая деятельность малого бизнеса в Республике Беларусь и предложены пути его совершенствования.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический  материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения  и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

____________________

(подпись студента)


 

 

 

DAS REFERAT

 

Die Kursarbeit: 44 Seiten, 3 Zeichnungen, 5 Tabellen, 33 Quellen

 

DAS KLEINBUSINESS, DAS UNTERNEHMERTUM, DIE NORMATIV-RECHTLICHE BASIS, DIE GEMEINSCHAFTSVERPFLEGUNG, DIE ANALYSE DER TÄTIGKEIT DER KLEINUNTERNEHMEN

 

Das Objekt der Forschung – das Kleinbusiness in der Gemeinschaftsverpflegung Weißrussland.

Der Gegenstand der Forschung – das Problem und die Perspektive der Entwicklung des Kleinbusiness in der Gemeinschaftsverpflegung der Republik Weißrussland.

Das Ziel der Arbeit: die theoretischen und praktischen Aspekte der Führung des Kleinbusiness zu studieren, einschließlich in der Sphäre der Gemeinschaftsverpflegung, die Problemzonen an den Tag zu bringen und, die Empfehlungen nach der Vervollkommnung und der Entwicklung des kleinen Unternehmertums in der Gemeinschaftsverpflegung der Republik Weißrussland zu entwickeln.

Die Methoden der Forschung: die vergleichende Analyse, der Gruppierungen, ekonomiko-mathematisch, statistisch, historisch.

Die Forschungen und die Entwicklungen: es sind die theoretischen Grundlagen und die normative Basis, die die Tätigkeit des Kleinbusiness in der Republik Weißrussland reguliert studiert und es sind die Wege ihrer Vervollkommnung angeboten.

Der Autor der Arbeit bestätigt, dass es das rechen-analytische in ihr gebrachte Material richtig und objektiv ist spiegelt den Zustand des untersuchten Prozesses wider, und alle entlehnt literarischen und anderen Quellen werden die theoretischen, methodologischen und methodischen Lagen und die Konzeptionen von den Verbannungen auf ihre Autoren begleitet.

 

 

 

 

 

_________________

(Die Unterschrift des Studenten)


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение …………………………………………………………………………5

1 Теоретические основы организации и функционирования

малого бизнеса ……………………………………………………………………7

1.1 Сущность предпринимательства, малого бизнеса.

Виды, субъекты, формы предпринимательства в малом бизнесе …………….7

1.2 Факторы, определяющие условия развития малого бизнеса …………….12

1.3 Зарубежный опыт функционирования малого бизнеса ……………..........13

2 Развитие малого бизнеса  в общественном питании Республики

Беларусь ………………………………………………………………………….22

2.1 Особенности развития  малого бизнеса в Республике Беларусь …………22

2.2 Анализ деятельности  малых предприятий в сфере  общественного

питания Республике Беларусь, их проблемы ………………………………….31

3 Перспективы развития малого бизнеса в общественном

питании Республики Беларусь …………………………………………………37

3.1 Предложения по формированию благоприятных условий развития

малого бизнеса в сфере  общественного питания Республики Беларусь …….37

Заключение ………………………………………………………………………42

Список использованных источников ………………………………………… ..44


ВВЕДЕНИЕ

 

Предпринимательство является одной из наиболее активных форм экономической  деятельности. Поведение людей, как  известно, обостряется, когда они  рискуют чем-то (имуществом, падением популярности, деньгами, положением и  т.д.). Предприниматели не всегда знают, продадут ли они все свои товары и услуги и насколько выгодно. Они идут на риск: ведь такие же товары и услуги поступают на рынок и  от других производителей. Это как  раз и создает условия для  возникновения такой деятельности, которая выражается в вечном поиске улучшения своего положения в  сравнении с существующим, всегда заставляет предпринимать что-то для  того, чтобы процветать, развиваться.

Опыт развитых стран показывает, что малый бизнес играет весьма и  весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический  рост, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых  дополнительных рабочих мест, то есть решает многие экономические, социальные и другие проблемы.

Во всех экономически развитых странах государство оказывает  большую поддержку малому бизнесу, дееспособное население все больше и больше начинает заниматься малым  предпринимательством.

Наконец, развитие малого бизнеса  необходимо только потому, что он дает жизнь старым крупномасштабным предприятиям и в союзе с ними получает значительную выгоду как для себя, так и для  рыночной экономики в целом.

В Республике Беларусь процесс перехода к рыночной экономике также характеризуется созданием микро- и малых предприятий, ростом заинтересованности населения страны в самореализации и самообеспечении себя и членов своей семьи в должном уровне и качестве жизни.

В настоящее время в  республике основной удельный вес малых  предприятий занят в сфере  торговли и общественного питания, поэтому  несомненную актуальность приобретает исследование вопросов развития малого бизнеса в данной сфере, изучению зарубежного опыта и возможности применения данного опыта в развитии малого бизнеса Беларуси.


В ходе написания работы автором рассмотрены такие экономические  категории как «малый бизнес», «предпринимательство», «общественное питание» и др.

Актуальность темы исследования заключается в анализе развития малого бизнеса в Республике Беларусь, в том числе в сфере торговли и общественного питания, в условиях перехода к рыночным отношениям и определении направлений дальнейшего совершенствования условий данного развития с учетом зарубежного опыта и текущих внутриреспубликанских тенденций.

В ходе написания работы перед автором были поставлены следующие задачи:

дать определение понятиям «предпринимательство», «малый бизнес», изучить их особенности ведения, виды, формы, факторы, определяющие условия развития;

изучить опыт функционирования малого бизнеса в странах ближнего и дальнего зарубежья;

проанализировать и выявить особенности развития малого бизнеса, в том числе в сфере торговли и общественного питания, в Республике Беларусь;

выработать предложения  по формированию благоприятных условий  развития малого бизнеса в сфере  общественного питания Беларуси.

Информационной базой  исследований послужили труды отечественных  и зарубежных ученых; материалы, предоставленные  ГНУ «Научно-исследовательский экономический  институт Министерства экономики Республики Беларусь», Национальным статистическим комитетом Республики Беларусь.

1Теоритические основы организации и функционирования малого бизнеса

 

 

1.1 Сущность предпринимательства и малого бизнеса. Виды, субъекты, формы предпринимательства в малом бизнесе

 

 

Первые признаки предпринимателя были сформулированы еще А.Смитом в XVIII в. Таковым тогда рассматривался индивид, организующий собственное дело, доходность которого зависела и получала реализацию по мере формирования соответствующей экономической среды, дающей определенную степень свободы и права: по выбору вида хозяйственной деятельности, приобретению и использованию ресурсов, распоряжению готовым продуктом, полученной прибылью и т.п. [7].

С течением времени такого рода деятельность видоизменилась, возникали новые формы и субъекты предпринимательства, что требовало соответствующего научного объяснения.

В настоящее время под  предпринимательской деятельностью  понимают самостоятельную, осуществляемую на свой риск экономическую деятельность, направленную на систематическое получение  прибыли от пользования имуществом и/или нематериальными активами, продажи товаров, выполнения работ  или оказания услуг лицами, зарегистрированными  в этом качестве в установленном  законом порядке.

Предпринимательство возникает при наличии двух взаимосвязанных обстоятельств: экономической свободы и частной инициативы в сочетании с умением организовать процесс хозяйственной деятельности. Главным требованием здесь выдвигается свобода человека, а также автономия принятия управленческих решений с целью оптимизации и повышения результативности работы.

Таким образом, цель предпринимательства  сводится к извлечению дохода через  производство и поставку на рынок  товаров, работ или услуг, а также  к общественному признанию, осознанию своей значимости как личности.

Предпринимательская деятельность начинается на уровне мышления - от зарождения предпринимательской идеи до принятия решения, поэтому основным субъектом  предпринимательской деятельности выступает предприниматель, взаимодействующий  с другими участниками этого  процесса - потребителями, государством, партнерами, наемными работниками. Объектами  предпринимательской деятельности являются товар, работа или услуга.

В современной учебной и научной  литературе проблема предпринимательства  чаще рассматривается в узких  рамках. Учебные пособия, как правило, посвящены деятельности индивидуальных предпринимателей и предпринимателей, действующих в частном секторе. Однако принципы предпринимательства могут и должны использоваться и в государственном (общественном) секторе экономики. Не вдаваясь в подробности, можно говорить о двух формах предпринимательства: частной и государственной.


Государственное предпринимательство  - это форма осуществления экономической активности от имени предприятия, учрежденного:

- государственными органами  управления, которые уполномочены (в  соответствии с действующим законодательством)  управлять государственным имуществом;

- органами местного самоуправления.

Частное предпринимательство  - это форма осуществления экономической активности от имени организации (если оно зарегистрировано в качестве такового) или предпринимателя (если такая деятельность осуществляется без найма рабочей силы, в форме индивидуальной трудовой деятельности).

Конечно, каждый из этих видов - государственное и частное предпринимательство - имеет свои отличительные признаки, но основные принципы их осуществления  во многом совпадают. И в том и  в другом случае занятие такой  деятельностью предполагает инициативность, ответственность, инновационный подход, стремление к максимизации прибыли.

Основное отличие государственного предпринимательства от частного состоит  в том, что его деятельность не направлена исключительно на получение  прибыли. Государство ставит перед  своими организациями, помимо коммерческих, определенные социально-экономические  цели.

В системе рыночных отношений  малый бизнес выступает как форма  предпринимательской деятельности и является важнейшим элементом, без которого не может гармонично развиваться любое государство.

Малое предприятие - это небольшое  предприятие любой формы собственности, характеризуемое, прежде всего, ограниченным числом работников и занимающие крайне небольшую долю в общем по стране, региону в объёме деятельности, являющейся профильной для предприятия; об этой доле судят по стоимости создаваемой  и реализуемой продукции. К малым  относят производственные, коммерческие, консалтинговые фирмы, многие предприятия розничной торговли, сферы услуг [7].

По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым  предприятия относятся к субъектам  малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто  применяемыми критериями являются следующие: средняя численность занятых  на предприятии работников, ежегодный  оборот, полученный предприятием, как  правило, за год, и величина активов. Но во всех развитых странах первоочередным критерием отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства является численность работающих.

Особое значение малый  бизнес имеет в условиях переходной экономики, который, по существу, наряду с приватизацией является фундаментом, на котором вырастает негосударственный сектор экономики и институты рыночной экономики. Именно малые предприятия, не требующие крупных стартовых инвестиций и гарантирующие высокую скорость оборота ресурсов, способны наиболее быстро и экономно решать проблемы реструктуризации экономики, формирования и насыщения рынка потребительских товаров в переходный период. Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает экономике необходимую гибкость. Занимая определенную нишу в экономической структуре общества, малый бизнес имеет ряд достоинств:

Информация о работе Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в общественном питании Республики Беларусь