Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в общественном питании Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 10:51, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить теоретические и практические аспекты ведения малого бизнеса, в том числе в сфере общественного питания, выявить проблемные зоны и разработать рекомендации по совершенствованию и развитию малого предпринимательства в общественном питании Республики Беларусь.

Файлы: 1 файл

курсовая последний вариант.doc

— 144.60 Кб (Скачать файл)
  • сравнительно низкую капиталоемкость и поэтому широкую доступность населению;
  • массовость, что позволяет в короткий срок наладить производство разнообразных товаров и услуг;
  • ориентацию на потребителя, так как выживаемость зависит от быстрой окупаемости;
  • мобильность на рынке и в сфере технологий, что способствует ускоренному развитию НТП;
  • быстрое накопление капиталов и их свободный перелив в наиболее окупаемые отрасли, что способствует их быстрому развитию;
  • способность быстро поглощать большое количество рабочей силы;
  • коллективистский социально-психологический климат, низкий уровень конфликтности, отсутствие бюрократизма в управлении;
  • быструю адаптацию на внешнем рынке;
  • углубление внутриотраслевой специализации, снижение затрат на производство благодаря возникновению узкоспециализированных малых предприятий;
  • значительно меньшее по сравнению с большими предприятиями воздействие на окружающую среду.

Наряду с достоинствами  малому бизнесу присущи и некоторые  недостатки. Это:

  • более высок уровень риска, поэтому высокая степень неустойчивости положения на рынке;
  • высокая зависимость от внешней среды: банков, крупных предприятий, государственной администрации, научных лабораторий, консультационных фирм;
  • сосредоточенность малого бизнеса в крупных городах;
  • повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;
  • трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов; неуверенность и неосторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов) и др.

Однако некоторые недостатки малого бизнеса могут иногда становиться его преимуществами. Например, многие считают основным недостатком малого предприятия небольшой штат сотрудников, который, с одной стороны, не позволяет решать крупные коммерческие задачи, а, с другой стороны, позволяет быстро адаптироваться к любым изменениям рыночной ситуации.

Следует отметить, что малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. В высокоразвитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70% ВНП. Поэтому абсолютное большинство развитых государств широко поощряет деятельность малого бизнеса.

В малом бизнесе различают  следующие виды предпринимательской  деятельности:

1.Государственное предпринимательство;

2.Частное предпринимательство:

- индивидуальное;

- коллективное: без образования юридического лица; с образованием юридического лица;

- институциональное.

Субъекты малого предпринимательства  могут быть разделены на несколько  основных групп:

1. По основной цели деятельности: коммерческие и не коммерческие.

2. По степени самостоятельности  в принятии решений:

- самостоятельные хозяйствующие  субъекты:

  • физические лица (граждане, которые могут быть участниками создания хозяйственных обществ, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, являющиеся учредителями хозяйственных товариществ и обществ);
  • юридические лица: наделенные правом собственности на имущество; не наделенные правом собственности на имущество;
  • хозяйствующие группы – объединения юридических лиц.

- дочерние и зависимые  юридические лица – общество  либо товарищество, в котором  другие юридические лица в  силу преобладающего участия  в уставном фонде либо в  соответствии с договором имеет  возможность определять решения,  принимаемые данным юридическим  лицом; по «зависимым» решениям  основное юридическое лицо несет  солидарную ответственность;

- представительства и  филиалы – обособленные подразделения  юридического лица, расположенные  вне места его нахождения, совершающие  от его имени сделки и иные  юридические действия. Они не  являются юридическими лицами, должны быть указаны в уставе юридического лица.

3. По организационно-правовому  статусу:

- индивидуальные предприниматели (гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, в данной стране либо за ее пределами, изъявляющий заниматься коммерческой деятельностью, который отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим его имуществом, при этом он принимает общие правила гражданского законодательства);

- юридические лица (организации, которые обладают обособленным имуществом, могут от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцами и ответчиками в суде, арбитраже или третейском суде. Для юридического лица характерны следующие признаки: организационное единство, которое подтверждается наличием устава и государственной регистрации юридического лица; имущественная обособленность, которая подтверждается наличием самостоятельного баланса; участие в гражданско-правовых отношениях от своего имени, что обуславливает самостоятельную гражданско-правовую ответственность и дает возможность быть истцом и ответчиком в суде):

  • общество с ограниченной ответственностью(ООО)-является учрежденное двумя и более лицами общества, уставный фонд которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров;
  • общество с дополнительной ответственность(ОДО) –является учрежденное двумя или более лицами общество, уставной фонд которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров;
  • акционерное общество (АО) – общество, уставной фонд которого разделен на определенное число акций  (закрытое и открытое);
  • унитарное предприятие (УП) – коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником.

По форме собственности  различают следующие формы предпринимательской деятельности:

  • частную, осуществляемую физическим или юридическим лицом (предприятием) на основе собственного имущества и различных форм привлечения собственности других физических и юридических лиц;
  • коллективную, осуществляемую на основе собственности группы граждан и различных форм привлечения имущества других физических и юридических лиц;
  • контрактную, осуществляемую руководителем предприятия, если он на основе контракта с собственником имущества или уполномоченным им лицом наделен правами и обязанностями и несет ответственность, установленную для предпринимателя.

В соответствии с формами  собственности в малом бизнесе  могут действовать следующие  предприятия: государственные, коллективные, частные, совместные, смешанные и иностранные [6].

Таким образом, предпринимательство - это особая форма экономической  активности, основанная на инновационном  самостоятельном подходе к производству и поставке на рынок товаров, приносящих предпринимателю доход и осознание  своей значимости как личности. В  основе эффекта предпринимательства  лежит новаторская, инициативная деятельность человека, мобилизующего все свои силы, целеустремленно использующего  все возможности для достижения поставленной цели и несущего полную ответственность за свои действия.

Одной из важнейших форм предпринимательства в развитии рыночной экономики (особенно, в условиях переходного периода) выступает малый бизнес – как возможность одновременной реализации государственных интересов по поиску инвесторов и обеспечении занятости своего населения, так и личных – по удовлетворению потребностей в достижении определенного уровня финансового и морального благополучия.

 

 

1.2 Факторы, определяющие условия развития малого бизнеса

 

Несмотря на значительные сложности и риски, связанные  с открытием и развитием собственного дела, за последние годы в мире возникли миллионы новых малых предприятий. Они создаются в любых условиях, несмотря на экономические спады, инфляцию, высокую плату за кредит, отсутствие необходимой инфраструктуры, неопределенность будущего и высокую степень риска. Открытию любой новой компании предшествует решение человека изменить свой образ жизни и стать предпринимателем. Каждое такое решение принимается исходя из конкретной ситуации. Вместе с тем основными факторами, обуславливающими развитие предпринимательства, можно выделить следующие:

  • переход отраслей народного хозяйства к рыночным отношениям и создание потребительского рынка. Это расширяет круг интересов и запросов, порождает потребность не только в товарах и услугах массового спроса, но и индивидуального характера, более качественно и оперативно удовлетворять которые могут мелкие предприятия;
  • наличие правовых гарантий предпринимателя, гарантий со стороны государственных структур в отношении собственности предпринимателей, их прав и защиты экономических интересов;
  • поддержка предпринимательства со стороны государства путем соответствующей налоговой финансово-кредитной и амортизационной политики;
  • разгосударствление и приватизация государственных предприятий и создание малых фирм;
  • неизбежность банкротства низкорентабельных убыточных предприятий, создание на их основе частных малых предприятий;
  • устойчивое социально-политическое положение государства способствует привлечению иностранного капитала;
  • благожелательное отношение со стороны общества;
  • правильный выбор организационно-правовых форм предпринимательства;
  • ускоренное развитие рыночной инфраструктуры (различные инновационные центры, банки, биржи, страховые компании, рекламные агентства и т.д.) [6].

Среди других мотивов, определяющих успешность предпринимательской деятельности можно отметить: возможность самовыражения личности, включения в хозяйственный процесс финансовых средств населения, дополнительных трудовых и других ресурсов; желание граждан законным путем повышать свои доходы; возможность заниматься активным, приносящим дополнительный доход видом деятельности.

Эффективность функционирования и развития предпринимательства  в значительной степени обусловлена  внешней средой государственной  политикой в данной области; деятельностью  местной (региональной) законодательной  и исполнительной власти; внешними условиями конкретных регионов.

 

 

1.3 Зарубежный опыт функционирования малого бизнеса

 

Малые предприятия сегодня  стали неотъемлемой частью экономик большинства промышленно развитых государств. В странах Европейского союза (ЕС) на их долю приходится 63 - 67% ВВП  и свыше 70% работающего населения, в США - 50-52 и 54%, в Японии - 78%, соответственно [6].

При этом каждое государство  выработало свои собственные подходы  и критерии определения субъектов  малого бизнеса. Главное, что лежит  в их основе - обеспечение со стороны  государства выгодности функционирования малых хозяйственных структур в  условиях динамичной внешней среды. Как правило, в качестве критериев  отнесения субъектов предпринимательской  деятельности к числу малых используются такие показатели, как численность  наемных работников, размер уставного  капитала, активов, объем оборота (прибыли, дохода). В разных странах применяются  различные комбинации данных показателей (обычно не менее двух).

В ЕС были приняты следующие  стандартные критерии для малых  и средних предприятий, пользующихся государственной поддержкой:

-средние предприятия  - до 250 человек работающих, годовой  оборот до 4 млн. евро, баланс - до 27 млн. евро;

-малые предприятия - до 50 работников, годовой оборот - до 7 млн.  евро, баланс - до 5 млн. евро;

-микропредприятия - до 10 человек  работающих [6].

В ЕС предприятия с численностью менее 10 служащих обеспечивают занятость  работоспособного населения на уровне 37 %. Значительное их количество (до 50 % общей численности) не имеют служащих вовсе, предоставляя работу только предпринимателям-владельцам и, возможно, некоторым членам их семей. Поле деятельности этих предприятии  — строительство, торговля, гостиничные  и другие бизнес-услуги. В торговле и услугах занято более 70 % работающих на этих предприятиях. В целом они  обеспечивают четверть совокупного  оборота стран ЕС.

Около 1 млн. малых предприятий (10 - 49 человек работающих) предоставляют  около 19 млн. рабочих мест (11% общего количества занятых). В среднем на одном предприятии этого класса работает 20 человек. Более половины всех работающих на малых предприятиях (55%) также заняты в торговле и  услугах. Остальные 45% работают в строительстве  и различных отраслях промышленности. Предприятия данной группы обеспечивают около 25% общего оборота.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в общественном питании Республики Беларусь