Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в общественном питании Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 10:51, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить теоретические и практические аспекты ведения малого бизнеса, в том числе в сфере общественного питания, выявить проблемные зоны и разработать рекомендации по совершенствованию и развитию малого предпринимательства в общественном питании Республики Беларусь.

Файлы: 1 файл

курсовая последний вариант.doc

— 144.60 Кб (Скачать файл)

Средние предприятия, на которых  работает от 50 до 249 работников, составляют около 1% общего числа хозяйствующих  субъектов ЕС (около 11% всех задействованных  в экономике) и дают пятую часть  общего оборота. Средний размер предприятия  данного класса - 100 человек.

Крупные предприятия (55 тыс. субъектов) предоставляют 55 млн. рабочих  мест. Их общее количество - 0,2% числа  всех предприятий ЕС, на которых  работает примерно 40% запятых в странах - членах ЕС, они производят треть  общего оборота [6].

Существуют некоторые  различия между странами - членами  ЕС: в Греции, Финляндии, Швеции, Италии, Португалии и Испании предприятия  намного меньше по размерам, чем  в среднем по ЕС (6 служащих). В  остальных странах в среднем  предприятия крупнее, их размер колеблется от 7 (Бельгия и Франция) до 15 служащих (Австрия). При этом следует иметь  в виду, что сектор малого предпринимательства  в любой стране, несмотря на свою многочисленность, является весьма динамичным, подверженным постоянному обновлению вследствие массовых банкротств. Так, из вновь организуемых малых предприятий  через год остается около 50 %, через 3 года - 7 – 8%, через 5 лет - не более 3%. Но, тем не менее, общее число малых  предприятий в развитых странах  мира, как правило, растет или остается неизменным именно благодаря особенностям государственного управления.

В странах ЕС реализация политики в отношении малых и  средних предприятий распределена, как правило, между несколькими  министерствами или между специальными отраслями внутри министерств. Обычно это входит в задачи министерств  экономики, промышленности, торговли или  занятости. Так, в Германии и Нидерландах  отделы малого и среднего бизнеса  находятся в структуре Министерства экономики, во Франции соответствующий  отдел создан в Министерстве промышленности, а в Великобритании имеется специальное  Министерство малого предпринимательства.

В странах ЕС на государственном  уровне разрабатываются и реализуются  множество программ, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства. Так, например, только в Германии реализуются  следующие программы поддержки  и развития малого и среднего бизнеса: «Концепция развития научно-технической  политики по отношению к предприятиям малого и среднего предпринимательства»; «Стимулирование сбережений для  открытия собственного бизнеса». С  помощью первой программы осуществляется обеспечение финансирования малого предпринимательства страны. Вторая программа благоприятствует для  открытия своего дела с применением  проектов «start-up».

Следует отметить, что республиканские  программы развития малого предпринимательства, основанные на европейских программах, распространяются на многие страны Европы, такие как Германия, Франция, Великобритания и др.

Наряду со значительной государственной  поддержкой развития малого бизнеса  в большинстве стран ЕС имеются  частные институты поддержки:

- торговые палаты, действующие,  главным образом, в области  тренинга и обучения, технологического  консультирования, поддержки экспорта, сертификации, налаживания кооперации  между предприятиями;

-финансовые учреждения (банки,  общества венчурного капитала, строительные  общества), обеспечивающие доступ  малому и среднему бизнесу  к капиталу и финансированию;

-частные консультационные  и юридические фирмы, осуществляющие  консультирование менеджмента и  администрации, технологическое,  маркетинговое консультирование  и др.

Характерной чертой политики стран ЕС в отношении малого бизнеса  является возрастание роли регионов. Здесь выделяются две группы стран:

-страны, где формирование  политики осуществляется главным  образом на уровне правительства,  как, например, в Дании, Греции, Ирландии, Люксембурге, Нидерландах,  Португалии и Великобритании. В  этих странах только правительство  имеет законодательную власть  в области выработки стратегии  и мер поддержки малого бизнеса;

-страны, где регионы обладают  властными полномочиями при формировании  независимой политики в отношении  малого и среднего бизнеса. Это имеет место в Бельгии, Франции, Германии, Италии и Испании, где и центральные, и региональные власти могут вырабатывать правовые условия деятельности предпринимателей. Хотя такие вопросы, как налоговая политика, регулирование занятости, защита окружающей среды, остаются в сфере полномочий центрального правительства.

Однако, несмотря на различия в деталях, в странах ЕС выработаны общие подходы к формированию политики поддержки малого бизнеса:

-административная и регулирующая  бизнес-среда - упрощение системы  налогообложения, сокращение статистической  и налоговой отчетности, упрощение  порядка получения лицензий и  др. Большинство стран создали  комитеты по анализу ситуации в этой области и выработке мер по снижению административного бремени. В результате во Франции, например, были упрощены финансовые декларации и сокращено их количество. В Греции сокращено количество лицензий на осуществление инвестиций и их выдача сосредоточена в одном учреждении. В Италии количество лицензируемых видов деятельности сокращено с 88 до 8. В Великобритании отменено требование ежегодной ревизии малых предприятий;

-финансовые условия - в основном применяются такие  меры государственной поддержки,  как предоставление гарантий  займов, используемых для модернизации  оборудования, либо расширения производства  с увеличением численности занятых;

-формирование специальных  резервов поддержки малого и  среднего бизнеса, а также применение  фискальных льгот и дотаций.  Такие страны, как Великобритания, Нидерланды, основное внимание уделяют  обеспечению гарантий займа. В  Германии в соответствии с  региональной программой «Возрождение  Европы» сформирован специальный  бюджетный фонд, средства которого  перечисляются частным специализированным  банкам и затем используются  на долгосрочное инвестиционное  кредитование мелких фирм по  льготным процентным ставкам. 

В Бельгии, Франции, Нидерландах  применяется практика предоставления малому и среднему бизнесу статуса  рискового капитала. В частности, правительства гарантируют компенсацию  возможных убытков венчурных  фондов. Кроме этого, особо стимулируется  вложение средств в основные фонды  малого и среднего предпринимательства.

ЕС также оказывает  поддержку странам, которые не могут  выделить из собственного бюджета средства на развитие малого бизнеса. Эти меры способствовали преодолению технологического разрыва и финансового дефицита малых предприятий Португалии по сравнению с общеевропейским  уровнем.

С целью повышения квалификации служащих и менеджеров малых предприятий  применяется практика субсидированных  тренингов (Германия, Ирландия) или  предоставления льгот при осуществлении  программ обучения сотрудников (Бельгия, Франция), а также открытие специальных  бесплатных курсов тренинга и обучения взрослого населения (Дания, Великобритания).

Активная поддержка малого бизнеса западными государствами  объясняется тем, что именно малые  хозяйственные структуры, обеспечивающие формирование конкурентной среды и  способствующие сокращению безработицы, рассматриваются ими как локомотив  экономического развития большинства  стран мира.

Малому бизнесу принадлежит  ведущее место и в американской экономике. Малый бизнес США –  это почти 23 млн. малых предприятий  и 9 млн. индивидуальных предпринимателей, которые создают от 60 до 80% новых  рабочих мест, трудоустраивают половину работоспособного населения США  и производят 52% ВВП страны [3].

Таких успехов малый бизнес США достиг благодаря системной  поддержке со стороны государства  в самых разных областях. Государственным  органом, осуществляющим администрирование  и координацию всех направлений  поддержки и развития малого предпринимательства, является Администрация Малого Бизнеса (АМБ) - Small Business Administration (SBА), созданное  в 1953 г. как самостоятельное агентство  федерального правительства [3].

SBА разработала стандарты  и методику определения оптимальных размеров малых предприятий. Стандарты касаются среднегодовою дохода на определенное время (в зависимости от отрасли на 12 календарных месяцев, 3 финансовых года и т.д.), в отдельных отраслях - средней занятости, среднего числа клиентов и др.

В распоряжении SBА находятся  крупные бюджетные средства (ежегодный  бюджет организации составляет от 400 до 600 млрд. долл. США), направляемые как  на прямое субсидирование некоторых  видов предпринимательской деятельности, так и на косвенное стимулирование развития малого бизнеса.

Деятельность SBA предусматривает  немедленное обслуживание клиента (по телефону, письменно и лично); снижение издержек обслуживания; консультацию предпринимателей при их контактах  с партнерами; техническую помощь предпринимателям путем реализации; программ местного масштаба; поддержку  рабочих контактов между предпринимателями  и заказчиками - федеральными агентствами.

В настоящее время SBA курирует реализацию свыше 20 специализированных программ (краткосрочных – для  приобретения оборотных средств, обеспечения  экспортных операций, оказания экстренной помощи и др., долгосрочных – для  приобретения недвижимости, оборудования, модернизации и расширения деятельности, проведения НИОКР и др.

Характерно, что помощь малому бизнесу имеет социальную направленность. Так во всем объеме средств кредитования малого бизнеса, контролируемом SBA, выделены специальные статьи на помощь «проблемным» сегментам малого бизнеса, которые  нуждаются в ней в большей  степени. К ним относятся:

предприятия, в которых  женщины составляют не менее 51% руководства  или всего состава работающих данного предприятия (таких в  США около 40%);

предприятия, управляемые  ветеранами и/или инвалидами;

малый бизнес в среде коренного  населения;

предприятия «зон с исторически  недостаточно развитым бизнесом».

Структура финансирования SBA из федерального бюджета представлена следующим образом: 72% средств направляется на кредитование традиционных программ развития малого бизнеса; 19,6% - на их дальнейшее развитие и модернизацию; 7,2% - на финансирование предприятий, создаваемых совместно двумя и более компаниями; 0,5% приходится на микрокредиты, которые, как правило, заведомо невозвратные.

Несмотря на то, что из общего числа клиентов, обслуживаемых  Администрацией, 85% разоряются через  год. Считается, что деятельность «выживших» предприятий с лихвой возмещает эти потери.

Малое предпринимательство  Японии преимущественно сосредоточено  в области строительства, легкой промышленности и сферы услуг. Поэтому  в последние годы государственная  политика направлена на развитие технического и наукоемкого производства в  малом предпринимательстве.

Правительство Японии на всех уровнях власти выделяет субсидии на всех этапах развития субъектов малого предпринимательства, которые принимают  активное участие в развитии наукоемкой и высокотехнологичной промышленности. Государство выделяет для них  займы и оказывает помощь в  получении кредитов путем предоставления поручительств и иных способов кредитных  гарантий. Вместе с тем при государственной  поддержке осуществляется обучение специалистов в специально созданных  центрах и предоставляется квалифицированное  консультирование предпринимателей.

К основным целям, на которые  предоставляются субсидии, кредиты  на специальных льготных условиях и  займы относятся:

-усовершенствование и  модернизация производства предприятий  наукоемкой отрасли;

-внедрение разработанных  совместно с научными заведениями  инновационных технологий;

-содействие развитию  легкой и пищевой промышленности;

- разработка и внедрение  новых видов продукции; 

- создание и развитие  новых субъектов малого предпринимательства  в регионах Японии с плохо  развитым уровнем промышленности.

Малый бизнес в России официально стал развиваться в конце 80-х - начале 90-х годов XX в. В соответствии с Федеральным Законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

в промышленности - 100 человек;

в строительстве - 100 человек;

на транспорте - 100 человек;

в сельском хозяйстве - 60 человек;

в научно - технической сфере - 60 человек;

в оптовой торговле - 50 человек;

в розничной торговле и  бытовом обслуживании населения - 30 человек;

в остальных отраслях и  при осуществлении других видов  деятельности - 50 человек [2].

В целом уровень развития малого предпринимательства в РФ, по сравнению со странами ЕС, невелик. Так, на 1000 россиян приходится в среднем лишь 6 малых предприятий, тогда как в странах-членах ЕС не менее 30. В России доля малых фирм в общем числе предприятий составляет 29%, в то время как в странах ЕС только микропредприятия составляют более 90% от общего числа предприятий.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в общественном питании Республики Беларусь