Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 10:51, курсовая работа
Цель работы: изучить теоретические и практические аспекты ведения малого бизнеса, в том числе в сфере общественного питания, выявить проблемные зоны и разработать рекомендации по совершенствованию и развитию малого предпринимательства в общественном питании Республики Беларусь.
Средние предприятия, на которых работает от 50 до 249 работников, составляют около 1% общего числа хозяйствующих субъектов ЕС (около 11% всех задействованных в экономике) и дают пятую часть общего оборота. Средний размер предприятия данного класса - 100 человек.
Крупные предприятия (55 тыс. субъектов) предоставляют 55 млн. рабочих мест. Их общее количество - 0,2% числа всех предприятий ЕС, на которых работает примерно 40% запятых в странах - членах ЕС, они производят треть общего оборота [6].
Существуют некоторые различия между странами - членами ЕС: в Греции, Финляндии, Швеции, Италии, Португалии и Испании предприятия намного меньше по размерам, чем в среднем по ЕС (6 служащих). В остальных странах в среднем предприятия крупнее, их размер колеблется от 7 (Бельгия и Франция) до 15 служащих (Австрия). При этом следует иметь в виду, что сектор малого предпринимательства в любой стране, несмотря на свою многочисленность, является весьма динамичным, подверженным постоянному обновлению вследствие массовых банкротств. Так, из вновь организуемых малых предприятий через год остается около 50 %, через 3 года - 7 – 8%, через 5 лет - не более 3%. Но, тем не менее, общее число малых предприятий в развитых странах мира, как правило, растет или остается неизменным именно благодаря особенностям государственного управления.
В странах ЕС реализация
политики в отношении малых и
средних предприятий
В странах ЕС на государственном уровне разрабатываются и реализуются множество программ, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства. Так, например, только в Германии реализуются следующие программы поддержки и развития малого и среднего бизнеса: «Концепция развития научно-технической политики по отношению к предприятиям малого и среднего предпринимательства»; «Стимулирование сбережений для открытия собственного бизнеса». С помощью первой программы осуществляется обеспечение финансирования малого предпринимательства страны. Вторая программа благоприятствует для открытия своего дела с применением проектов «start-up».
Следует отметить, что республиканские программы развития малого предпринимательства, основанные на европейских программах, распространяются на многие страны Европы, такие как Германия, Франция, Великобритания и др.
Наряду со значительной государственной поддержкой развития малого бизнеса в большинстве стран ЕС имеются частные институты поддержки:
- торговые палаты, действующие, главным образом, в области тренинга и обучения, технологического консультирования, поддержки экспорта, сертификации, налаживания кооперации между предприятиями;
-финансовые учреждения (банки, общества венчурного капитала, строительные общества), обеспечивающие доступ малому и среднему бизнесу к капиталу и финансированию;
-частные консультационные
и юридические фирмы,
Характерной чертой политики стран ЕС в отношении малого бизнеса является возрастание роли регионов. Здесь выделяются две группы стран:
-страны, где формирование
политики осуществляется
-страны, где регионы обладают
властными полномочиями при
Однако, несмотря на различия в деталях, в странах ЕС выработаны общие подходы к формированию политики поддержки малого бизнеса:
-административная и
-финансовые условия -
в основном применяются такие
меры государственной
-формирование специальных
резервов поддержки малого и
среднего бизнеса, а также
В Бельгии, Франции, Нидерландах
применяется практика предоставления
малому и среднему бизнесу статуса
рискового капитала. В частности,
правительства гарантируют
ЕС также оказывает поддержку странам, которые не могут выделить из собственного бюджета средства на развитие малого бизнеса. Эти меры способствовали преодолению технологического разрыва и финансового дефицита малых предприятий Португалии по сравнению с общеевропейским уровнем.
С целью повышения квалификации служащих и менеджеров малых предприятий применяется практика субсидированных тренингов (Германия, Ирландия) или предоставления льгот при осуществлении программ обучения сотрудников (Бельгия, Франция), а также открытие специальных бесплатных курсов тренинга и обучения взрослого населения (Дания, Великобритания).
Активная поддержка малого
бизнеса западными
Малому бизнесу принадлежит ведущее место и в американской экономике. Малый бизнес США – это почти 23 млн. малых предприятий и 9 млн. индивидуальных предпринимателей, которые создают от 60 до 80% новых рабочих мест, трудоустраивают половину работоспособного населения США и производят 52% ВВП страны [3].
Таких успехов малый бизнес США достиг благодаря системной поддержке со стороны государства в самых разных областях. Государственным органом, осуществляющим администрирование и координацию всех направлений поддержки и развития малого предпринимательства, является Администрация Малого Бизнеса (АМБ) - Small Business Administration (SBА), созданное в 1953 г. как самостоятельное агентство федерального правительства [3].
SBА разработала стандарты и методику определения оптимальных размеров малых предприятий. Стандарты касаются среднегодовою дохода на определенное время (в зависимости от отрасли на 12 календарных месяцев, 3 финансовых года и т.д.), в отдельных отраслях - средней занятости, среднего числа клиентов и др.
В распоряжении SBА находятся
крупные бюджетные средства (ежегодный
бюджет организации составляет от 400
до 600 млрд. долл. США), направляемые как
на прямое субсидирование некоторых
видов предпринимательской
Деятельность SBA предусматривает
немедленное обслуживание клиента
(по телефону, письменно и лично);
снижение издержек обслуживания; консультацию
предпринимателей при их контактах
с партнерами; техническую помощь
предпринимателям путем реализации;
программ местного масштаба; поддержку
рабочих контактов между
В настоящее время SBA курирует реализацию свыше 20 специализированных программ (краткосрочных – для приобретения оборотных средств, обеспечения экспортных операций, оказания экстренной помощи и др., долгосрочных – для приобретения недвижимости, оборудования, модернизации и расширения деятельности, проведения НИОКР и др.
Характерно, что помощь малому бизнесу имеет социальную направленность. Так во всем объеме средств кредитования малого бизнеса, контролируемом SBA, выделены специальные статьи на помощь «проблемным» сегментам малого бизнеса, которые нуждаются в ней в большей степени. К ним относятся:
предприятия, в которых женщины составляют не менее 51% руководства или всего состава работающих данного предприятия (таких в США около 40%);
предприятия, управляемые ветеранами и/или инвалидами;
малый бизнес в среде коренного населения;
предприятия «зон с исторически недостаточно развитым бизнесом».
Структура финансирования SBA из федерального бюджета представлена следующим образом: 72% средств направляется на кредитование традиционных программ развития малого бизнеса; 19,6% - на их дальнейшее развитие и модернизацию; 7,2% - на финансирование предприятий, создаваемых совместно двумя и более компаниями; 0,5% приходится на микрокредиты, которые, как правило, заведомо невозвратные.
Несмотря на то, что из общего числа клиентов, обслуживаемых Администрацией, 85% разоряются через год. Считается, что деятельность «выживших» предприятий с лихвой возмещает эти потери.
Малое предпринимательство Японии преимущественно сосредоточено в области строительства, легкой промышленности и сферы услуг. Поэтому в последние годы государственная политика направлена на развитие технического и наукоемкого производства в малом предпринимательстве.
Правительство Японии на всех
уровнях власти выделяет субсидии на
всех этапах развития субъектов малого
предпринимательства, которые принимают
активное участие в развитии наукоемкой
и высокотехнологичной
К основным целям, на которые предоставляются субсидии, кредиты на специальных льготных условиях и займы относятся:
-усовершенствование и
модернизация производства
-внедрение разработанных
совместно с научными
-содействие развитию
легкой и пищевой
- разработка и внедрение новых видов продукции;
- создание и развитие
новых субъектов малого
Малый бизнес в России официально стал развиваться в конце 80-х - начале 90-х годов XX в. В соответствии с Федеральным Законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:
в промышленности - 100 человек;
в строительстве - 100 человек;
на транспорте - 100 человек;
в сельском хозяйстве - 60 человек;
в научно - технической сфере - 60 человек;
в оптовой торговле - 50 человек;
в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;
в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек [2].
В целом уровень развития малого предпринимательства в РФ, по сравнению со странами ЕС, невелик. Так, на 1000 россиян приходится в среднем лишь 6 малых предприятий, тогда как в странах-членах ЕС не менее 30. В России доля малых фирм в общем числе предприятий составляет 29%, в то время как в странах ЕС только микропредприятия составляют более 90% от общего числа предприятий.