Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в общественном питании Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 10:51, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить теоретические и практические аспекты ведения малого бизнеса, в том числе в сфере общественного питания, выявить проблемные зоны и разработать рекомендации по совершенствованию и развитию малого предпринимательства в общественном питании Республики Беларусь.

Файлы: 1 файл

курсовая последний вариант.doc

— 144.60 Кб (Скачать файл)

Особенностью развития малого бизнеса в РФ является неравномерность распределения малых предприятий на территории государства. Так, около 30% всех действующих фирм расположены в центральном районе (среди городов лидеры - Москва и Санкт-Петербург, в них сосредоточено соответственно 20% и 12% всех российских малых предприятий).

В структуре сферы малого бизнеса на протяжении последних  десятилетий лидируют торговля и  общепит – ими занимается половина предприятий. Пятая часть малого бизнеса оказывает разнообразные  услуги, 13% фирм занято в строительстве, а 12% - в промышленности. Очень незначительна доля сельскохозяйственных компаний - около 2% [29].

Для разработки и координации  политики в области содействия малому бизнесу были созданы (как на федеральном  уровне, так и более чем в 70 регионах РФ) специальные органы государственного управления. При ряде региональных структур исполнительной власти существуют общественные советы по малому предпринимательству, выполняющие экспертные функции, такой  же Общественный совет предпринимателей сформирован и при Правительстве  РФ. На федеральном и региональном уровнях принимаются федеральные  и региональные программы поддержки  малого предпринимательства.

За годы реформ в России сложилась достаточно разветвленная  система государственной и общественной поддержки малого бизнеса. Прежде всего, речь идет о следующих структурах:

структуры бизнес-образования;

структуры обучения кадров для малого бизнеса;

агентствах поддержки  малого предпринимательства (юридические, маркетинговые, бухгалтерские, консалтинговые услуги);

фондах поддержки предпринимательства (кредитование, залогово-гарантийная  поддержка);

лизинговые фонды;

технологических парках (форма  кооперации высокотехнологичных малых  фирм с ВУЗами и крупными предприятиями) и др.;

юридическая правовая поддержка;

банковские кредиты, предоставляемые  малому бизнесу.

Несмотря на значительные возможности для ведения личного  бизнеса малый бизнес России по-прежнему характеризуется высоким процентом  функционирования предприятий в  сфере теневой экономики. Большинство  представителей малого бизнеса умышленно  занижают в отчетных данных свои доходы, уменьшая налогооблагаемую базу, что  объясняется как результат государственной  политики «завышенных налогов» конца 90-х годов XX в. В настоящее время по закону предприниматели вынуждены платить несколько обременительных видов налога, как на свою прибыль, так и за наемных работников, что негативно влияет на развитие предприятий начинающих бизнесменов, которые в условиях большого налогового бремени не могут справляться с высокой конкуренцией, характерной для малого бизнеса.

Наряду с этим в области российского налогообложения не решенной остается проблема ясности и четкости механизмов взимания и распределения (перераспределения) налогов. Зачастую для бизнесмена поход в налоговую службу сопровождается томительным ожиданием, некачественным консультированием. Правовая документация по налогообложению не проработана на должном уровне.

Что касается положительных  качеств налогообложения малых  предприятий в РФ, то малый бизнес в отдельных видах деятельности (инновационные технологии, наукоемкие и высокотехнологичные отрасли) имеет некоторые льготы по налогам. Но предприниматели считают недостаточной  государственную поддержку малого бизнеса и требуют еще меньше снизить налоговое бремя для  большинства молодых предприятий (опыт работы которых не достиг хотя бы 3 лет).

В настоящее время политика российского государства направлена на проработку и создание налоговых  льгот, улучшение качества принимаемых  законов, подготовку квалифицированных  кадров. Идет работа по внедрению современных  механизмов поддержки малого бизнеса  в России исходя из зарубежного опыта, что позволит значительно улучшить условия ведения малого бизнеса  и окажет положительный эффект на экономическое и научно-техническое  развитие РФ.

Таким образом, опыт ведения  малого бизнеса в ряде зарубежных стран свидетельствует о необходимости  его развития как базы для стабильного  развития экономики современного государства. Малый бизнес составляет основу социально-экономического развития стран ЕС, США, Японии. Он стимулирует  развитие конкуренции, "вынуждает" крупные компании внедрять новые  технологии и улучшать эффективность  производства. Вместе с тем является особо уязвимым и неустойчивым на рынке, что в первую очередь объясняется  недостаточной обеспеченностью  финансовыми средствами на начальном  этапе становления предприятия, а также сложном доступе к  кредитным ресурсам (в особенности, относительно сегмента микропредприятий и вновь образующихся малых предприятий). Это обусловлено особенностями  данного сектора экономики  - масштаб  бизнеса, недостаток опыта в условиях конкурентной среды, недостаточная обеспеченность ресурсами и др. и, как следствие, рисками, которых лишены крупные предприятия.

Изучение зарубежного  опыта показало, что для решения  данной и вместе с тем одной  из основных проблем развития предприятий  малого бизнеса применяются различные  варианты его финансовой поддержки, основными среди которых можно  выделить: прямое финансирование; гарантирование кредитов; стимулирование развития отдельных сегментов финансового рынка (лизинг, венчурное финансирование); предоставление налоговых льгот на начальных этапах становления бизнеса и др.

 

2 Развитие малого бизнеса в общественном питании Республики Беларусь

 

 

2.1 Особенности развития  малого бизнеса в Республике  Беларусь

 

 

Корни предпринимательства  на белорусской земле уходят в  XIX в. В этот период возникли первые торговые дома и промышленные объекты предпринимательского типа. После Октябрьской революции 1917 г. научные исследователи выделяют несколько этапов развития предпринимательства в нашей стране:

- первый (октябрь 1917г. - начало 20-х годов XX в.) характерно установление государственной монополии и централизация экономики, что означало лишение экономической самостоятельности производителей и устранение конкуренции между ними;

- второй (20-е годы XX в.) – это период новой экономической политики (НЭП), когда наблюдалось становление предпринимательства в новых формах акционерных обществ, товариществ, кооперативов, смешанных и частных концессий и т.д.;

- третий (конец 20-х годов  - 2-я половина 80-х годов XX в.) характеризуется тенденцией перемещения предпринимательской деятельности из легального положения в теневую экономику;

- четвертый (конец 80-х  годов XX в.) происходит процесс формирования нового экономического мышления на базе социалистической предприимчивости, возрождаются такие формы хозяйствования как подряд, аренда, кооперация и т.д.;

- пятый (90-е годы XX в. – начало XXI в.) характеризуется переходом к рыночной экономике, основным компонентом которого становится предпринимательство, позволяющее обеспечить полноценное формирование конкурентной среды [30].

В настоящее время в  соответствии с Законом Республики Беларусь от 16 октября 1996 г. №685-XIII "О  государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь" под субъектами малого предпринимательства понимаются предприниматели, осуществляющие свою деятельность без  образования юридического лица, и  юридические лица со следующей среднесписочной  численностью работников:

  • в промышленности и на транспорте - до 100 человек;
  • в сельском хозяйстве, включая фермерские (крестьянские) хозяйства, и в научно-технической сфере - до 60 человек;
  • в строительстве и оптовой торговле - до 50 человек;
  • в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - до 30 человек;
  • в других отраслях непроизводственной сферы - до 25 человек.

Указом Президента Республики Беларусь от 19 июля 1996 г. № 260 «О совершенствовании  государственного управления в области  предпринимательства и содействия инвестициям» было создано Министерство предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь - государственный  орган управления, ответственный  за развитие и стимулирование предпринимательства, а статистическая отчетность о финансово-хозяйственной  деятельности малых предприятий  была введена в республике с 1997 г.

В 2000 г. Постановлением Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь от 27 марта 2000 г. № 5 «Об утверждении Инструкции по реорганизации хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение  на товарных рынках Республики Беларусь»  с целью противодействия монополистической  деятельности и развития конкуренции  была проведена реорганизация Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь в Департамент  по предпринимательству Министерства экономики республики Беларусь, а  также ряда областных и региональных монополистических хозяйствующих  субъектов.

Особенно «плодотворным» в сфере принятия государственных  управленческих решений по развитию малого бизнеса в Беларуси можно  назвать 2008 г., на протяжении которого был принят целый ряд позитивных для стимулирования бизнеса документов, которые снизили регуляторную нагрузку на бизнес, сократили издержки и  способствовали улучшению бизнес-климата  в стране:

Указ Президента Республики Беларусь  от 3 января 2008 г. № 1"О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 9 марта 2007 г. № 119 «Об упрощенной системе налогообложения»;

Указ Президента Республики Беларусь от 13 июня 2008 г. № 329 "О некоторых  вопросах признания задолженности  безнадежным долгом и ее списания";

Указ Президента Республики Беларусь от 16 июля 2007 г. №318 "О технических  нормативных правовых актах";

Указ Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 г. № 40 «О введение статуса "Добросовестный участник внешнеэкономической  деятельности»;

Указ Президента Республики Беларусь от 25 февраля 2008 г. № 113 позволил продавать предприятия, как имущественные  комплексы, с нулевой или отрицательной  стоимостью за одну базовую величину;

Указ Президента Республики Беларусь от 6 марта 2008 г. № 145 позволил платить и отчитываться по экологическому, земельному налогу и налогу на недвижимость ежеквартально;

Декрет Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 "О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования";

Декрет Президента Республики Беларусь от 19 декабря 2008 г. № 24 "О  некоторых вопросах аренды капитальных  строений (зданий, сооружений), изолированных  помещений", который продлил минимальные  сроки аренды;

Декрет Президента Республики Беларусь  от 20 марта 2008 г. № 5 снизил ставку налога на доходы от операций с  акциями и облигациями с 40% до 24%;

Декрет Президента Республики Беларусь от 17 декабря 2007 г. №8, утвердивший  новый, более быстрый, дешевый и  простой порядок регистрации  и ликвидации субъектов хозяйствования;

Постановление Совета Министров  Республики Беларусь от 8 января 2008 г. №16 "О национальном фонде технических  нормативных актов";

Постановление Совета Министров  Республики Беларусь от 9 декабря 1008 г. № 1903 "Об утверждении Положения  о порядке реализации товаров (работ, услуг) по ценам (тарифам), определяемым с учетом конъюнктуры рынка на территории Республики Беларусь";

Постановление Совета Министров  Республики Беларусь от 14 июля 2008 г. № 1021 "Об утверждении плана приватизации объектов, находящихся в республиканской  собственности, на 2008-2010 годы и перечня  открытых акционерных обществ, созданных  в процессе приватизации государственной  собственности, акции которых, принадлежащие  Республике Беларусь, подлежат продаже, на 2008-2010 годы".

Важную роль в решении  государственной задачи по поддержке  малого бизнеса имеют Указ Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 255 «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства» и Закон Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. № 148-3 «О поддержке малого и среднего предпринимательства» [15,17].

С целью дебюрократизации деятельности государственных органов  и улучшению предпринимательского и инвестиционного климата в  стране Президентом Республики Беларусь был подписан Декрет № 17 от 14 июля 2003 г., определивший основные положения  о лицензировании отдельных видов  деятельности хозяйствующих субъектов. С 2010 г. процесс лицензирования регулируется Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. «О лицензировании отдельных  видов деятельности» с дополнениями и изменениями от 2012 г.

В целом можно сказать, что за последние годы в республике была проделана значительная работа по либерализации условий осуществления  экономической деятельности, устранению излишнего вмешательства государственных  органов в деятельность субъектов  хозяйствования, упразднению необоснованных административных барьеров для развития бизнеса.

Со стороны государства  субъектам малого и среднего бизнеса  предусмотрено оказание информационной, имущественной, финансовой и других видов поддержки.

Принят также целый  ряд законодательных актов, направленных на предоставление широкомасштабных льгот  субъектам предпринимательства, находящимся  и осуществляющим деятельность в  сельских населенных пунктах, малых  и средних городских поселениях.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в общественном питании Республики Беларусь