Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 10:51, курсовая работа
Цель работы: изучить теоретические и практические аспекты ведения малого бизнеса, в том числе в сфере общественного питания, выявить проблемные зоны и разработать рекомендации по совершенствованию и развитию малого предпринимательства в общественном питании Республики Беларусь.
Особенностью развития малого бизнеса в РФ является неравномерность распределения малых предприятий на территории государства. Так, около 30% всех действующих фирм расположены в центральном районе (среди городов лидеры - Москва и Санкт-Петербург, в них сосредоточено соответственно 20% и 12% всех российских малых предприятий).
В структуре сферы малого
бизнеса на протяжении последних
десятилетий лидируют торговля и
общепит – ими занимается половина
предприятий. Пятая часть малого
бизнеса оказывает
Для разработки и координации
политики в области содействия малому
бизнесу были созданы (как на федеральном
уровне, так и более чем в 70
регионах РФ) специальные органы государственного
управления. При ряде региональных
структур исполнительной власти существуют
общественные советы по малому предпринимательству,
выполняющие экспертные функции, такой
же Общественный совет предпринимателей
сформирован и при
За годы реформ в России
сложилась достаточно разветвленная
система государственной и
структуры бизнес-образования;
структуры обучения кадров для малого бизнеса;
агентствах поддержки малого предпринимательства (юридические, маркетинговые, бухгалтерские, консалтинговые услуги);
фондах поддержки
лизинговые фонды;
технологических парках (форма кооперации высокотехнологичных малых фирм с ВУЗами и крупными предприятиями) и др.;
юридическая правовая поддержка;
банковские кредиты, предоставляемые малому бизнесу.
Несмотря на значительные
возможности для ведения
Наряду с этим в области российского налогообложения не решенной остается проблема ясности и четкости механизмов взимания и распределения (перераспределения) налогов. Зачастую для бизнесмена поход в налоговую службу сопровождается томительным ожиданием, некачественным консультированием. Правовая документация по налогообложению не проработана на должном уровне.
Что касается положительных
качеств налогообложения малых
предприятий в РФ, то малый бизнес
в отдельных видах деятельности
(инновационные технологии, наукоемкие
и высокотехнологичные отрасли)
имеет некоторые льготы по налогам.
Но предприниматели считают
В настоящее время политика
российского государства
Таким образом, опыт ведения
малого бизнеса в ряде зарубежных
стран свидетельствует о
Изучение зарубежного опыта показало, что для решения данной и вместе с тем одной из основных проблем развития предприятий малого бизнеса применяются различные варианты его финансовой поддержки, основными среди которых можно выделить: прямое финансирование; гарантирование кредитов; стимулирование развития отдельных сегментов финансового рынка (лизинг, венчурное финансирование); предоставление налоговых льгот на начальных этапах становления бизнеса и др.
2 Развитие малого бизнеса в общественном питании Республики Беларусь
2.1 Особенности развития малого бизнеса в Республике Беларусь
Корни предпринимательства на белорусской земле уходят в XIX в. В этот период возникли первые торговые дома и промышленные объекты предпринимательского типа. После Октябрьской революции 1917 г. научные исследователи выделяют несколько этапов развития предпринимательства в нашей стране:
- первый (октябрь 1917г. - начало 20-х годов XX в.) характерно установление государственной монополии и централизация экономики, что означало лишение экономической самостоятельности производителей и устранение конкуренции между ними;
- второй (20-е годы XX в.) – это период новой экономической политики (НЭП), когда наблюдалось становление предпринимательства в новых формах акционерных обществ, товариществ, кооперативов, смешанных и частных концессий и т.д.;
- третий (конец 20-х годов - 2-я половина 80-х годов XX в.) характеризуется тенденцией перемещения предпринимательской деятельности из легального положения в теневую экономику;
- четвертый (конец 80-х годов XX в.) происходит процесс формирования нового экономического мышления на базе социалистической предприимчивости, возрождаются такие формы хозяйствования как подряд, аренда, кооперация и т.д.;
- пятый (90-е годы XX в. – начало XXI в.) характеризуется переходом к рыночной экономике, основным компонентом которого становится предпринимательство, позволяющее обеспечить полноценное формирование конкурентной среды [30].
В настоящее время в
соответствии с Законом Республики
Беларусь от 16 октября 1996 г. №685-XIII "О
государственной поддержке
Указом Президента Республики
Беларусь от 19 июля 1996 г. № 260 «О совершенствовании
государственного управления в области
предпринимательства и
В 2000 г. Постановлением Министерства
предпринимательства и
Особенно «плодотворным» в сфере принятия государственных управленческих решений по развитию малого бизнеса в Беларуси можно назвать 2008 г., на протяжении которого был принят целый ряд позитивных для стимулирования бизнеса документов, которые снизили регуляторную нагрузку на бизнес, сократили издержки и способствовали улучшению бизнес-климата в стране:
Указ Президента Республики Беларусь от 3 января 2008 г. № 1"О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 9 марта 2007 г. № 119 «Об упрощенной системе налогообложения»;
Указ Президента Республики Беларусь от 13 июня 2008 г. № 329 "О некоторых вопросах признания задолженности безнадежным долгом и ее списания";
Указ Президента Республики Беларусь от 16 июля 2007 г. №318 "О технических нормативных правовых актах";
Указ Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 г. № 40 «О введение статуса "Добросовестный участник внешнеэкономической деятельности»;
Указ Президента Республики Беларусь от 25 февраля 2008 г. № 113 позволил продавать предприятия, как имущественные комплексы, с нулевой или отрицательной стоимостью за одну базовую величину;
Указ Президента Республики Беларусь от 6 марта 2008 г. № 145 позволил платить и отчитываться по экологическому, земельному налогу и налогу на недвижимость ежеквартально;
Декрет Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 "О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования";
Декрет Президента Республики Беларусь от 19 декабря 2008 г. № 24 "О некоторых вопросах аренды капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений", который продлил минимальные сроки аренды;
Декрет Президента Республики Беларусь от 20 марта 2008 г. № 5 снизил ставку налога на доходы от операций с акциями и облигациями с 40% до 24%;
Декрет Президента Республики Беларусь от 17 декабря 2007 г. №8, утвердивший новый, более быстрый, дешевый и простой порядок регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования;
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 8 января 2008 г. №16 "О национальном фонде технических нормативных актов";
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 9 декабря 1008 г. № 1903 "Об утверждении Положения о порядке реализации товаров (работ, услуг) по ценам (тарифам), определяемым с учетом конъюнктуры рынка на территории Республики Беларусь";
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 июля 2008 г. № 1021 "Об утверждении плана приватизации объектов, находящихся в республиканской собственности, на 2008-2010 годы и перечня открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации государственной собственности, акции которых, принадлежащие Республике Беларусь, подлежат продаже, на 2008-2010 годы".
Важную роль в решении государственной задачи по поддержке малого бизнеса имеют Указ Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 255 «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства» и Закон Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. № 148-3 «О поддержке малого и среднего предпринимательства» [15,17].
С целью дебюрократизации
деятельности государственных органов
и улучшению
В целом можно сказать,
что за последние годы в республике
была проделана значительная работа
по либерализации условий
Со стороны государства субъектам малого и среднего бизнеса предусмотрено оказание информационной, имущественной, финансовой и других видов поддержки.
Принят также целый
ряд законодательных актов, направленных
на предоставление широкомасштабных льгот
субъектам предпринимательства, находящимся
и осуществляющим деятельность в
сельских населенных пунктах, малых
и средних городских