Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в общественном питании Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 10:51, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить теоретические и практические аспекты ведения малого бизнеса, в том числе в сфере общественного питания, выявить проблемные зоны и разработать рекомендации по совершенствованию и развитию малого предпринимательства в общественном питании Республики Беларусь.

Файлы: 1 файл

курсовая последний вариант.doc

— 144.60 Кб (Скачать файл)

Важно отметить, что не все  трудности имеют место в каждом конкретном случае. Проблемы малого бизнеса  в разных городах и регионах различны. Поэтому предпочтителен региональный подход к оказанию поддержки малым предприятиям республики.

 

 

2.2 Анализ деятельности  малых предприятий в сфере  общественного питания Республике  Беларусь их проблемы

 

Согласно Закону Республики Беларусь от 28 июля 2003 г. № 231-3 «О торговле» общественное питание - это вид торговли, включающий производство, переработку, реализацию, организацию потребления продуктов питания с оказанием либо без оказания сопутствующих услуг населению.

Общественное питание  осуществляется торговыми организациями, индивидуальными предпринимателями, специализирующимися на оказании услуг  общественного питания.

Объекты общественного питания  подразделяются на типы (столовая, ресторан, кафе, бар, кафетерий, закусочная и т.п.), которые имеют наценочные категории (люкс, высшая, первая, вторая, третья) либо не имеющие наценочных категорий. Динамика объектов общественного питания  представлена в таблице 2.2.1.

Таблица 2.2.1 - Число торговых объектов общественного питания по типам (на конец года)

 

2009г.

2010г.

2011г.

Число торговых объектов общественного  питания, ед.

Число мест в

торговых объектах

общественного

питания, тыс.

Число торговых объектов общественного  питания, ед.

Число мест в

торговых объектах

общественного

питания, тыс.

Число торговых объектов общественного  питания, ед.

Число мест в

торговых объектах

общественного

питания, тыс.

Рестораны

452

49,5

437

50,3

463

51,9

Кафе

1512

82,0

1582

88,7

1641

94,9

Столовые

5060

480,5

5009

482,2

4873

471,8

Бары

1108

39,7

1168

42,7

1198

44,1

Закусочные

803

19,1

861

19,8

768

20,0

Рестораны быстрого обслуживания

24

2,5

30

3,1

40

4,2

Мини-кафе

697

12,3

741

13,0

767

14,4

Кафетерии

595

10,2

695

11,4

778

12,4

Другие объекты

1400

28,2

1442

29,8

1501

30,8

Итого

11651

724,0

11965

741,0

12029

744,5


 

Сеть общественного питания  динамично развивается. Общественное питание на 1 января 2012 г представлено 12029 объектами, в которых одновременно могут разместиться 744,5 тыс. посетителей (на 1 января 2005 г. составляло 10531 единиц на 689,9 тыс. мест).

Приоритетное внимание уделяется  открытию объектов общественного питания, основанных на традициях белорусской  национальной кухни (рестораны ”Талака“, ”Камяница“, сеть кафе ”Васильки“ в  г. Минске, кафе ”Карчма Будзьма“ в г. Гомеле, ресторан ”Печерское предместье“ в г. Могилеве, кафе ”Сябрына“ в г. Лиде и др.).

Развивается сеть специализированных объектов общественного питания, предназначенных  для реализации пива отечественного производства. В 2010 г. таких объектов открыто 49 единиц на 2381 мест. Это ресторан ”История пива“ в г. Минске, кафе ”Чисто пивной ресторанчик“ и ресторан ”Жигули“ в г. Гомеле, кафе ”Хаус паб“ в г. Бобруйске, закусочная ”Пивной дворик“ в г. Малорита, рестораны ”Лямус“ в г. Витебске и ”York Pub“ в г.Мозыре и др.

Показатель обеспеченности местами  в общедоступных объектах общественного  питания в республике составил 27,7 мест на 1000 жителей и по сравнению  с 2005 г. увеличился на 8,5 мест (по состоянию на 1 января 2006 г. социальный стандарт составлял 19,1 место на 1000 человек.

С 1 января 2010 г. в республике увеличен норматив социального стандарта в отрасли общественного питания с 15 до 22 мест на 1000 человек. Вместе с тем, это недостаточно по сравнению с другими европейскими городами, где этот показатель равен 35 и более мест. До конца 2015 г. планируется повысить обеспеченность местами общедоступных объектов общественного питания на 1000 жителей до 40 мест.

Основными документами, регулирующими  осуществление общественного питания, наряду с Законом «О торговле», являются Правила осуществления розничной  торговли отдельными видами товаров и общественного питания (Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 7 апреля 2004 г. № 384), Инструкция по классификации торговых объектов общественного питания (Постановление Министерства торговли Республики Беларусь от 4 октября 2010 г. № 26), Инструкция о порядке  оформления предварительных заказов на обслуживание, оказание услуги в торговых объектах  общественного питания (Постановление Министерства торговли Республики Беларусь от 29 февраля 2008 г. № 7), Инструкция о порядке  проведения бракеража блюд и изделий в торговых объектах  общественного питания (Постановление Министерства торговли Республики Беларусь от 12 сентября 2008 г. № 36), Положения об организации питания различных категорий населения и другие.

По состоянию на 1 января 2011 г. по данным Национального статистического  комитете Республики Беларусь в стране функционируют 441 объект общественного  питания придорожного сервиса.

В настоящее время реализуется  Программа «Дороги Беларуси на 2006-2015 гг.», которой установлены задания  по вводу объектов придорожного сервиса. По итогам работы за 2006-2010 г.г. в республике введено 240 объектов общественного  питания придорожного сервиса при  задании 196. В 2010 г. открыто 47 таких объектов.

Вместе с тем, развитие объектов придорожного сервиса в  значительной мере осложняется низкой рентабельностью этого бизнеса. Срок окупаемости инвестиций в объекты  придорожного сервиса значительно  выше сроков окупаемости аналогичных  объектов, расположенных в населенных пунктах. Зарубежный опыт организации  придорожного сервиса показывает, что  обеспечение высокого качества обслуживания и широкого спектра услуг достигается  за счет создания крупных комплексов на базе АЗС и возникающей в  этих условиях конкуренции. К концу 2015 г. в республике планируется открыть более 40 объектов общественного питания придорожного сервиса.

Основной формой собственности  предприятий общественного питания  является частная: удельный вес частных предприятий составляет около 80% государственной – 19%, частной – всего около 1 %. Розничный товарооборот общественного питания представлен по формам собственности на рисунке 2.2.1.

Рисунок 2.2.1 - Розничный  товарооборот общественного питания по формам собственности, %

Основная доля розничного товарооборота общественного питания  создается предприятиями частной  формы собственности: 2011 г. – 70,5%, 2010 г. – 70,8%, 2009 г. – 65,6%.

В структуре по субъектам хозяйствования, создающих розничный товарооборот общественного питания, в 2011 г. лидируют малые организации - 44,2%, на втором месте потребительские кооперации – 19,7% (рисунок 2.2.2).

Рисунок 2.2.2 –  Розничный товарооборот общественного  питания по субъектам хозяйствования в 2011 г., %

В 2011 г. по сравнению с 2010 г. численность работников общественного питания увеличилась на 12%, а нагрузка на одного работника общественного питания – на 37,6 %.

Одним из главных показателей развития общественного питания является удельный вес продукции собственного производства в розничном товарообороте, который на протяжении последних лет составляет более 80% и свидетельствует о востребованности услуг общественного питания.

В целях приближения услуг  питания к потребителю продолжается работа по интеграции объектов торговли и общественного питания за счет открытия в универсамах, торговых центрах, гипер- и супермаркетах кафе, ресторанов, баров, кафетериев, цехов по производству кулинарных и кондитерских изделий. Сегодня при объектах розничной  торговли работает более 600 заготовочных цехов (кулинарных, и кондитерских и  др.), продукция которых пользуется повышенным спросом у населения.

В соответствии с действующим  законодательством Республики Беларусь производство продукции, в том числе  кулинарной, осуществляется по технологическим  документам (технологическим картам, рецептурам, технологическим инструкциям  и т.п.), содержащим требования к её качеству и безопасности.

Индивидуальным предпринимателям, осуществляющим общественное питание, предоставлено право самостоятельно разрабатывать и утверждать новые, фирменные блюда и изделия  с учетом потребительского спроса и  специфики работы предприятия. Порядок  разработки и утверждения новых, фирменных блюд, кулинарных и мучных кондитерских изделий в общественном питании определяет СТБ 1210-2010. Для  обеспечения лабораторного контроля качества выпускаемой продукции  в городах республики функционирует 86 технологических пищевых лабораторий, из них 21 аттестована Министерством  торговли Республики Беларусь.

В республике широко развито  наставничество, передача опыта работы старшего поколения молодым работникам, отработана практика присвоения лучшим кулинарам квалификационных званий «Мастер-повар», «Мастер-кондитер». Это  почетное звание сегодня присвоено 456 лучшим работникам. Многие из них  удостоены звания «Заслуженный работник сферы обслуживания».

Вместе с тем в сфере  общественного питания малые  предприятия сталкиваются с теми же проблемами, что и в целом  малый бизнес. Недостаточный уровень  развития финансовой инфраструктуры поддержки  малых организаций. Учитывая тот  факт, что центры поддержки предпринимателей и инкубаторы нацелены на оказание помощи высокотехнологичным и инновационным  предприятиям, то для общественного  питания такие возможности и  вовсе закрыты.

Высокая стоимость аренды помещений и имущества, находящегося в республиканской и коммунальной собственности, создает дополнительную нагрузку на финансовую составляющую развития малого бизнеса в общественном питании, усугубляя условия рыночной конкуренции и выживания предприятий.

Сложность в ведении своего бизнеса в общественном питании  создает и высокая стоимость процедуры сертификации и стандартизации продукции, товаров и услуг.

В республике слабо развит лизинг оборудования, необходимого для  осуществления деятельности в сфере  общественного питания.

Данные проблемы требуют  разработки и принятия конкретных мероприятий  по стимулированию и развитию малых  предприятий общественного питания.

3 Перспективы  развития малого бизнеса в  общественном питании Республики Беларусь

 

 

3.1 Предложения по формированию благоприятных условий развития малого бизнеса в сфере общественного питания Республики Беларусь

 

Решающую роль в становлении  малого бизнеса в республике играют как внешние, так и внутренние факторы и условия, а именно:

  • высокий уровень экономической интеграции с зарубежными странами;
  • привлечение иностранных кредитов, займов;
  • прямые иностранные инвестиции;
  • степень развития рыночных отношений, состояние инфраструктуры, уровень использования созданного производственно-экономического потенциала, трудовые и природные ресурсы.

Большое значение для расширения экспортного потенциала, модернизации производства при создании малых  форм бизнеса имеет привлечение  иностранных кредитов, займов, в  первую очередь на валютно-окупаемой  основе, а также прямых иностранных инвестиций. Сотрудничество республики с международными фондами поддержки предпринимательства, Международным валютным фондом, Европейским банком реконструкции и развития, Всемирным банком и его филиалом - Международной финансовой корпорацией, Международным агентством по гарантиям и инвестициям создает возможность для получения кредитов на особо льготных условиях для реализации социально-экономических программ развития, в том числе и сфере малого бизнеса.

Однако, несмотря на большое  значение взаимосвязей республики со странами ближнего и дальнего зарубежья, решающую роль в развитии малого бизнеса  играют внутренние факторы, т.к. создают благоприятные условия для развития малых предприятий, как резидентов, так и нерезидентов республики, которые в конечном счете создают национальное богатство нашей страны.

Важнейшим из внутренних факторов выступает степень развитости рыночных отношений, которая в настоящее время находится в начальной стадии формирования, что объясняется не столько непродолжительностью времени осуществляемых реформ, сколько - в естественном сопротивлении реформам со стороны консервативных сил, в отсутствии соответствующей инфраструктуры, несовершенству хозяйственного права. Далеко не полностью используется производственно-экономический потенциал республики.

Основными путями ускорения  развития малого бизнеса Беларуси и повышения его эффективности, в том числе и в сфере общественного питания, являются:

  • установление стабильного режима для иностранных инвестиций в части налогов, валютного и внешнеторгового регулирования, обеспечение условий для приватизации с участием иностранного капитала, создание системы информации об инвестиционных проектах;
  • в сфере финансово-кредитного обращения - расширение возможности получения кредитов для малого бизнеса путем создания условий для организации новых кредитных учреждений (например, кредитно-сберегательных), оптимизация нормативов обязательной продажи валютной выручки для предпринимателей, занимающихся экспортом продукции глубокой переработки, развития системы межбанковских расчетов;
  • ускоренная амортизация основных фондов для малых предприятий;
  • обеспечение доступа к централизованным ресурсам, информационным базам данных;
  • обеспечение социальных гарантий защиты предпринимателей и потребителей;
  • активизация поддержки со стороны органов местного самоуправления, включая разработку системы налоговых льгот на местном уровне;
  • создание республиканской информационной системы для изучения конъюнктуры рынка на продукцию малых предприятий, в том числе и на мировом рынке;
  • государственное страхование частных инвесторов, вкладывающих средства в малые венчурные предприятия;
  • развитие лизинговых услуг.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в общественном питании Республики Беларусь