Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 10:51, курсовая работа
Цель работы: изучить теоретические и практические аспекты ведения малого бизнеса, в том числе в сфере общественного питания, выявить проблемные зоны и разработать рекомендации по совершенствованию и развитию малого предпринимательства в общественном питании Республики Беларусь.
Важно отметить, что не все трудности имеют место в каждом конкретном случае. Проблемы малого бизнеса в разных городах и регионах различны. Поэтому предпочтителен региональный подход к оказанию поддержки малым предприятиям республики.
2.2 Анализ деятельности
малых предприятий в сфере
общественного питания
Согласно Закону Республики Беларусь от 28 июля 2003 г. № 231-3 «О торговле» общественное питание - это вид торговли, включающий производство, переработку, реализацию, организацию потребления продуктов питания с оказанием либо без оказания сопутствующих услуг населению.
Общественное питание
осуществляется торговыми организациями,
индивидуальными
Объекты общественного питания подразделяются на типы (столовая, ресторан, кафе, бар, кафетерий, закусочная и т.п.), которые имеют наценочные категории (люкс, высшая, первая, вторая, третья) либо не имеющие наценочных категорий. Динамика объектов общественного питания представлена в таблице 2.2.1.
Таблица 2.2.1 - Число торговых объектов общественного питания по типам (на конец года)
2009г. |
2010г. |
2011г. | ||||
Число торговых объектов общественного питания, ед. |
Число мест в торговых объектах общественного питания, тыс. |
Число торговых объектов общественного питания, ед. |
Число мест в торговых объектах общественного питания, тыс. |
Число торговых объектов общественного питания, ед. |
Число мест в торговых объектах общественного питания, тыс. | |
Рестораны |
452 |
49,5 |
437 |
50,3 |
463 |
51,9 |
Кафе |
1512 |
82,0 |
1582 |
88,7 |
1641 |
94,9 |
Столовые |
5060 |
480,5 |
5009 |
482,2 |
4873 |
471,8 |
Бары |
1108 |
39,7 |
1168 |
42,7 |
1198 |
44,1 |
Закусочные |
803 |
19,1 |
861 |
19,8 |
768 |
20,0 |
Рестораны быстрого обслуживания |
24 |
2,5 |
30 |
3,1 |
40 |
4,2 |
Мини-кафе |
697 |
12,3 |
741 |
13,0 |
767 |
14,4 |
Кафетерии |
595 |
10,2 |
695 |
11,4 |
778 |
12,4 |
Другие объекты |
1400 |
28,2 |
1442 |
29,8 |
1501 |
30,8 |
Итого |
11651 |
724,0 |
11965 |
741,0 |
12029 |
744,5 |
Сеть общественного питания динамично развивается. Общественное питание на 1 января 2012 г представлено 12029 объектами, в которых одновременно могут разместиться 744,5 тыс. посетителей (на 1 января 2005 г. составляло 10531 единиц на 689,9 тыс. мест).
Приоритетное внимание уделяется открытию объектов общественного питания, основанных на традициях белорусской национальной кухни (рестораны ”Талака“, ”Камяница“, сеть кафе ”Васильки“ в г. Минске, кафе ”Карчма Будзьма“ в г. Гомеле, ресторан ”Печерское предместье“ в г. Могилеве, кафе ”Сябрына“ в г. Лиде и др.).
Развивается сеть специализированных объектов общественного питания, предназначенных для реализации пива отечественного производства. В 2010 г. таких объектов открыто 49 единиц на 2381 мест. Это ресторан ”История пива“ в г. Минске, кафе ”Чисто пивной ресторанчик“ и ресторан ”Жигули“ в г. Гомеле, кафе ”Хаус паб“ в г. Бобруйске, закусочная ”Пивной дворик“ в г. Малорита, рестораны ”Лямус“ в г. Витебске и ”York Pub“ в г.Мозыре и др.
Показатель обеспеченности местами в общедоступных объектах общественного питания в республике составил 27,7 мест на 1000 жителей и по сравнению с 2005 г. увеличился на 8,5 мест (по состоянию на 1 января 2006 г. социальный стандарт составлял 19,1 место на 1000 человек.
С 1 января 2010 г. в республике увеличен норматив социального стандарта в отрасли общественного питания с 15 до 22 мест на 1000 человек. Вместе с тем, это недостаточно по сравнению с другими европейскими городами, где этот показатель равен 35 и более мест. До конца 2015 г. планируется повысить обеспеченность местами общедоступных объектов общественного питания на 1000 жителей до 40 мест.
Основными документами, регулирующими
осуществление общественного
По состоянию на 1 января 2011 г. по данным Национального статистического комитете Республики Беларусь в стране функционируют 441 объект общественного питания придорожного сервиса.
В настоящее время реализуется Программа «Дороги Беларуси на 2006-2015 гг.», которой установлены задания по вводу объектов придорожного сервиса. По итогам работы за 2006-2010 г.г. в республике введено 240 объектов общественного питания придорожного сервиса при задании 196. В 2010 г. открыто 47 таких объектов.
Вместе с тем, развитие объектов придорожного сервиса в значительной мере осложняется низкой рентабельностью этого бизнеса. Срок окупаемости инвестиций в объекты придорожного сервиса значительно выше сроков окупаемости аналогичных объектов, расположенных в населенных пунктах. Зарубежный опыт организации придорожного сервиса показывает, что обеспечение высокого качества обслуживания и широкого спектра услуг достигается за счет создания крупных комплексов на базе АЗС и возникающей в этих условиях конкуренции. К концу 2015 г. в республике планируется открыть более 40 объектов общественного питания придорожного сервиса.
Основной формой собственности
предприятий общественного
Рисунок 2.2.1 - Розничный товарооборот общественного питания по формам собственности, %
Основная доля розничного
товарооборота общественного
В структуре по субъектам хозяйствования, создающих розничный товарооборот общественного питания, в 2011 г. лидируют малые организации - 44,2%, на втором месте потребительские кооперации – 19,7% (рисунок 2.2.2).
Рисунок 2.2.2 – Розничный товарооборот общественного питания по субъектам хозяйствования в 2011 г., %
В 2011 г. по сравнению с 2010 г. численность работников общественного питания увеличилась на 12%, а нагрузка на одного работника общественного питания – на 37,6 %.
Одним из главных показателей развития общественного питания является удельный вес продукции собственного производства в розничном товарообороте, который на протяжении последних лет составляет более 80% и свидетельствует о востребованности услуг общественного питания.
В целях приближения услуг
питания к потребителю
В соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь производство продукции, в том числе кулинарной, осуществляется по технологическим документам (технологическим картам, рецептурам, технологическим инструкциям и т.п.), содержащим требования к её качеству и безопасности.
Индивидуальным
В республике широко развито наставничество, передача опыта работы старшего поколения молодым работникам, отработана практика присвоения лучшим кулинарам квалификационных званий «Мастер-повар», «Мастер-кондитер». Это почетное звание сегодня присвоено 456 лучшим работникам. Многие из них удостоены звания «Заслуженный работник сферы обслуживания».
Вместе с тем в сфере
общественного питания малые
предприятия сталкиваются с теми
же проблемами, что и в целом
малый бизнес. Недостаточный уровень
развития финансовой инфраструктуры поддержки
малых организаций. Учитывая тот
факт, что центры поддержки предпринимателей
и инкубаторы нацелены на оказание
помощи высокотехнологичным и
Высокая стоимость аренды помещений и имущества, находящегося в республиканской и коммунальной собственности, создает дополнительную нагрузку на финансовую составляющую развития малого бизнеса в общественном питании, усугубляя условия рыночной конкуренции и выживания предприятий.
Сложность в ведении своего бизнеса в общественном питании создает и высокая стоимость процедуры сертификации и стандартизации продукции, товаров и услуг.
В республике слабо развит лизинг оборудования, необходимого для осуществления деятельности в сфере общественного питания.
Данные проблемы требуют
разработки и принятия конкретных мероприятий
по стимулированию и развитию малых
предприятий общественного
3 Перспективы развития малого бизнеса в общественном питании Республики Беларусь
3.1 Предложения по формированию благоприятных условий развития малого бизнеса в сфере общественного питания Республики Беларусь
Решающую роль в становлении малого бизнеса в республике играют как внешние, так и внутренние факторы и условия, а именно:
Большое значение для расширения экспортного потенциала, модернизации производства при создании малых форм бизнеса имеет привлечение иностранных кредитов, займов, в первую очередь на валютно-окупаемой основе, а также прямых иностранных инвестиций. Сотрудничество республики с международными фондами поддержки предпринимательства, Международным валютным фондом, Европейским банком реконструкции и развития, Всемирным банком и его филиалом - Международной финансовой корпорацией, Международным агентством по гарантиям и инвестициям создает возможность для получения кредитов на особо льготных условиях для реализации социально-экономических программ развития, в том числе и сфере малого бизнеса.
Однако, несмотря на большое значение взаимосвязей республики со странами ближнего и дальнего зарубежья, решающую роль в развитии малого бизнеса играют внутренние факторы, т.к. создают благоприятные условия для развития малых предприятий, как резидентов, так и нерезидентов республики, которые в конечном счете создают национальное богатство нашей страны.
Важнейшим из внутренних факторов выступает степень развитости рыночных отношений, которая в настоящее время находится в начальной стадии формирования, что объясняется не столько непродолжительностью времени осуществляемых реформ, сколько - в естественном сопротивлении реформам со стороны консервативных сил, в отсутствии соответствующей инфраструктуры, несовершенству хозяйственного права. Далеко не полностью используется производственно-экономический потенциал республики.
Основными путями ускорения развития малого бизнеса Беларуси и повышения его эффективности, в том числе и в сфере общественного питания, являются: