Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 10:51, курсовая работа
Цель работы: изучить теоретические и практические аспекты ведения малого бизнеса, в том числе в сфере общественного питания, выявить проблемные зоны и разработать рекомендации по совершенствованию и развитию малого предпринимательства в общественном питании Республики Беларусь.
К настоящему времени в
стране реализуется комплекс экономических,
законодательных и
В республике принята Государственная программа поддержки малого предпринимательства на 2010–2012 гг., основными направлениями которой являются:
На основе республиканской разработаны региональные программы поддержки малого предпринимательства на 2010–2012 гг. На реализацию такой программы, например, в бюджете г. Минска были выделены средства в размере: в 2009 году – 2,0 млрд. руб.; в 2010 году – 20,0 млрд. руб.; в 2011 году – 32,2 млрд. руб. [32]. Основная часть этих средств была направлена на оказание государственной финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства для реализации инвестиционных проектов путем предоставления за счет бюджетных средств льготных банковских кредитов, которые выделялись с процентной ставкой в размере не выше ставки рефинансирования, установленной Национальным банком. В соответствии с программами господдержки малого бизнеса предприниматели также предусмотрены субсидии для возмещения части процентов по банковским кредитам. Они имеют также возможность возмещать часть расходов на выплату лизинговых платежей. Субсидируются и расходы, связанные с выставочно-ярмарочной деятельностью, либо организация таких мероприятии.
К настоящему времени в
республике создана и действует
сеть субъектов инфраструктуры поддержки
малого и среднего предпринимательства.
На 1 января 2012 г. в республике действовали
76 центров поддержки
Из действующих в республике субъектов инфраструктуры 75% являются организациями частной формы собственности, 16% – коммунальной, 9% - республиканской.
ЦПП оказывают субъектам
предпринимательства, гражданам, желающим
начать свое дело, информационные и
консультационные услуги по организации
и ведению предпринимательской
деятельности, содействуют в получении
финансовых и материально-технических
ресурсов, участию в выставках, ярмарках,
налаживанию деловых контактов,
продвижению производимой ими продукции
на внутренний и внешние рынки, подготовке
и обеспечению указанных
ИМБ действуют в г. Минске и во всех областях республики за исключением Брестской. Деятельность инкубаторов направлена на создание условий для роста и развития субъектов малого предпринимательства, в том числе инновационного. Микро- и малым предприятиям, индивидуальным предпринимателям предоставляются в аренду помещения, офисное оборудование и иное имущество, оказываются информационные, консультационные услуги, содействие в поиске партнеров, получении финансовых ресурсов, внедрении в производство современных технологий и др. Субъекты малого предпринимательства размещаются в инкубаторе в соответствии с утвержденными положениями на конкурсной основе. В приоритетном порядке здесь получают место те из них, которые осуществляют производство энергосберегающей, импортозамещающей продукции, внедряют новые технологии.
Государство в рамках Государственной
программы содействия занятости
населения создает необходимые
условия и возможности
Если в 2010 г. 3 056 безработных организовали свой малый бизнес с использованием средств государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения, то в 2011 г. выделено более 11 млрд. руб. для предоставления субсидий 3 030 безработным.
В целях повышения
О создании в стране благоприятных условий для развития малого бизнеса свидетельствуют данные о росте числа субъектов хозяйствования в этой сфере экономики. За 2008–2011гг. количество субъектов малого предпринимательства – юридических лиц увеличилось на 33 027, или на 62%, а численность индивидуальных предпринимателей выросла на 40 019, или на 17%.
Согласно информации Министерства
по налогам и сборам Республики Беларусь,
по состоянию на 1 июля 2012 г. в стране
состоит на учете 126 855 субъекта малого
предпринимательства –
Растет и численность микро- организаций. Так, за период 2009 – 2011гг. количество микроорганизаций увеличилось на 18,1%, количество малых предприятий уменьшилось за аналогичный период на 4,3 % (рисунок 2.1.1).
Рисунок 2.1.1 – Количество микро и малых организаций, 2009-2011гг.
Удельный вес мико –
и малых организаций в основных
экономических показателях
Таблица 2.1.1 - Удельный вес микро- и малых организаций в основных экономических показателях, %
2009г. |
2010г. |
2011г. | ||||
Микро-органицации |
Малые организации |
Микро-органицации |
Малые организации |
Микро-органицации |
Малые организации | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Валовый внутренний продукт |
3,9 |
7,5 |
4,4 |
8,0 |
5,4 |
10,3 |
Объем производства продукции (работ, услуг). |
3,7 |
8,3 |
4,0 |
8,5 |
4,7 |
10,4 |
Объем промышленного производства. |
1,9 |
7,2 |
4,1 |
14,3 |
1,9 |
9,9 |
Инвестиции в основной капитал. |
8,5 |
15,8 |
9,4 |
17,8 |
9,2 |
17,3 |
Выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг. |
10,4 |
18,5 |
10,8 |
17,2 |
8,9 |
20,5 |
Продолжение таблицы 2.1.1. | ||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Розничный товарооборот, включая общественное питании. |
12,0 |
17,5 |
12,4 |
15,8 |
20,8 |
29,6 |
Внешний товарооборот. |
5,7 |
24,8 |
7,3 |
26,4 |
5,1 |
24,5 |
Экспорт товаров |
1,9 |
32,4 |
2,5 |
36,4 |
2,1 |
31,8 |
Импорт товаров. |
8,5 |
19,1 |
10,8 |
19,2 |
7,7 |
18,1 |
Данные таблицы
Доля микро- и малых организаций в объеме выручки от реализации продукции составила в 2011 г. 29,4 % (в 2009 г. – 28,9%). Инвестиции в основной капитал субъектами малого предпринимательства в 2009 г. составили 24,3%, а в 2011 г. – 26,5%.
Структура микро- и малых предприятий по формам собственности представлена на рисунке 2.1.2.
Рисунок 2.1.2 – Число микро- и малых предприятий по формам собственности, в % к общему количеству
Государственная форма собственности представлена в очень малом количестве, если в 2009 г. было 2% таких предприятий (1546), то в 2011 г. - 1,5%.
Положительный момент, что в 2011 г. малых предприятий иностранной формы собственности в республике стало больше, что составило 3,7% или 3324 единиц.
Распределение малых организаций
по видам экономической
Рисунок 2.1.3 – Распределение малых организаций по видам экономической деятельности, %
Деятельность малых предприятий преимущественно ориентирована на сферу торговли и общественного питания - 35,8 %. Высока доля в сфере промышленности и операций с недвижимым имущество - по 12,5%. В сфере строительства работает 7,9% малых предприятий.
Основные показатели развития микро- и малых предприятий в регионально разрезе за 2011 г. представлены в таблице 2.1.2.
Таблица 2.1.2 – Основные показатели деятельности малых предприятий в регионах страны в 2011 г.
Показатель |
Республика Беларусь |
Брестская |
Витебская |
Гомельская |
Гродненская |
Минская |
Могилевская |
г. Минск |
Количество МП на конец года, ед. |
11677 |
1362 |
791 |
1091 |
958 |
1730 |
883 |
4754 |
Численность работников МП, чел. |
447589 |
53975 |
39275 |
38411 |
38163 |
67999 |
34469 |
175297 |
Удельный вес региона в общей численности занятых на МП, % |
100 |
12 |
8,8 |
8,6 |
8,5 |
15,2 |
7,7 |
39,2 |
Уровень рентабельности, % |
12,1 |
13,6 |
18,6 |
12,3 |
16,8 |
18,1 |
11,9 |
10,4 |
Удельный вес убыточных |
16,1 |
15,3 |
12,8 |
13,5 |
9,8 |
19,4 |
15,3 |
27,4 |
Как видно из таблицы 2.1.3 наибольшее развитие малый бизнес получил в г. Минске (4754 субъекта), Минской (1730 субъекта) и Брестской (1362 субъекта) областях. Соответственно и количество занятых на предприятиях малого бизнеса данных регионов больше: г. Минск – 39,2% удельный вес региона в общей численности занятых на малых предприятиях, Минская – 15,2% и Брестская – 12% занятых.
Основным показателем, характеризующим эффективность работы малых предприятий, является уровень рентабельности. В 2011 г. она по республике составила 12,1%, что значительно ниже показателей предыдущих лет (в 2009 г. – 12,9%, 2010 г. – 15,8%) [27].
Следует отметить, что наряду
с лидирующими регионами по количеству
малых предприятий Могилевская
область имеет значительный удельный
вес убыточных малых
Несмотря на определенные
успехи, малое предпринимательство
в Беларуси не оказывает существенного
влияния на развитие экономики страны.
Удельный вес поступлений в бюджет
от этого сектора экономики
Мировой финансово-экономический кризис 2009 г., национальный финансовый кризис 2011 г. больно ударили по субъектам малого и среднего предпринимательства Беларуси. В большей степени кризис затронул сферы строительства и транспорта, в меньшей - торговлю и общественное питание.
В целом можно выделить следующие основные препятствия на пути развития малого бизнеса в Республике Беларусь: