Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в общественном питании Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 10:51, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить теоретические и практические аспекты ведения малого бизнеса, в том числе в сфере общественного питания, выявить проблемные зоны и разработать рекомендации по совершенствованию и развитию малого предпринимательства в общественном питании Республики Беларусь.

Файлы: 1 файл

курсовая последний вариант.doc

— 144.60 Кб (Скачать файл)

К настоящему времени в  стране реализуется комплекс экономических, законодательных и организационных  мер по стимулированию и поддержке  деловой активности, которая, конечно, наиболее ярко проявляется в предпринимательской  среде.

В республике принята Государственная  программа поддержки малого предпринимательства  на 2010–2012 гг., основными направлениями которой являются:

  • совершенствование законодательства, регулирующего деятельность субъектов малого предпринимательства;
  • финансовая поддержка малого предпринимательства;
  • повышение эффективности деятельности инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
  • расширение производственной кооперации и партнерства в промышленности между малыми и крупными предприятиями, международное сотрудничество и развитие внешнеэкономической деятельности в сфере малого предпринимательства и др.

На основе республиканской  разработаны региональные программы  поддержки малого предпринимательства  на 2010–2012 гг. На реализацию такой программы, например, в бюджете г. Минска были выделены средства в размере: в 2009 году – 2,0 млрд. руб.; в 2010 году – 20,0 млрд. руб.; в 2011 году – 32,2 млрд. руб. [32]. Основная часть этих средств была направлена на оказание государственной финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства для реализации инвестиционных проектов путем предоставления за счет бюджетных средств льготных банковских кредитов, которые выделялись с процентной ставкой в размере не выше ставки рефинансирования, установленной Национальным банком. В соответствии с программами господдержки малого бизнеса предприниматели также предусмотрены субсидии для возмещения части процентов по банковским кредитам. Они имеют также возможность возмещать часть расходов на выплату лизинговых платежей. Субсидируются и расходы, связанные с выставочно-ярмарочной деятельностью, либо организация таких мероприятии.

К настоящему времени в  республике создана и действует  сеть субъектов инфраструктуры поддержки  малого и среднего предпринимательства. На 1 января 2012 г. в республике действовали 76 центров поддержки предпринимательства (ЦПП) и 15 инкубаторов малого предпринимательства (ИМБ). По состоянию на 1 января 2011 г. в республике действовали 53 ЦПП и 10 ИМБ. Доля субъектов инфраструктуры (26 ЦПП и 1 ИМБ), действующих в малых, средних городских поселениях и  сельской местности, возросла по сравнению с 2010 годом (12 ЦПП или 22,6%) и составила 29,6% от общего количества центров [27].

Из действующих в республике субъектов инфраструктуры 75% являются организациями частной формы  собственности, 16% – коммунальной, 9% - республиканской.

ЦПП оказывают субъектам  предпринимательства, гражданам, желающим начать свое дело, информационные и  консультационные услуги по организации  и ведению предпринимательской  деятельности, содействуют в получении  финансовых и материально-технических  ресурсов, участию в выставках, ярмарках, налаживанию деловых контактов, продвижению производимой ими продукции  на внутренний и внешние рынки, подготовке и обеспечению указанных субъектов  квалифицированными кадрами, проводят маркетинговые исследования и др.

ИМБ действуют в г. Минске и во всех областях республики за исключением Брестской. Деятельность инкубаторов направлена на создание условий для роста и развития субъектов малого предпринимательства, в том числе инновационного. Микро- и малым предприятиям, индивидуальным предпринимателям предоставляются в аренду помещения, офисное оборудование и иное имущество, оказываются информационные, консультационные услуги, содействие в поиске партнеров, получении финансовых ресурсов, внедрении в производство современных технологий и др. Субъекты малого предпринимательства размещаются в инкубаторе в соответствии с утвержденными положениями на конкурсной основе. В приоритетном порядке здесь получают место те из них, которые осуществляют производство энергосберегающей, импортозамещающей продукции, внедряют новые технологии.

Государство в рамках Государственной  программы содействия занятости  населения создает необходимые  условия и возможности безработным  гражданам для раскрытия предпринимательских  способностей. Многие предприниматели, будучи безработными, прошли переобучение при центрах занятости, получили субсидии, ссуды, использовали в качестве первоначального капитала льготные государственные кредиты.

Если в 2010 г. 3 056 безработных организовали свой малый бизнес с использованием средств государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения, то в 2011 г. выделено более 11 млрд. руб. для предоставления субсидий 3 030 безработным.

В целях повышения профессионализма, создания положительного имиджа предпринимателей и стимулирования деловой активности населения в республике ежегодно, начиная с 1997 года, проводится республиканский  конкурс «Лепшы прадпрымальнiк года».

О создании в стране благоприятных  условий для развития малого бизнеса  свидетельствуют данные о росте  числа субъектов хозяйствования в этой сфере экономики. За 2008–2011гг. количество субъектов малого предпринимательства  – юридических лиц увеличилось  на 33 027, или на 62%, а численность индивидуальных предпринимателей выросла на 40 019, или на 17%.

Согласно информации Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, по состоянию на 1 июля 2012 г. в стране состоит на учете 126 855 субъекта малого предпринимательства – юридических  лиц. Численность индивидуальных предпринимателей на 1 июля 2012 г. – 257 328 человека.

Растет и численность  микро- организаций. Так, за период 2009 – 2011гг. количество микроорганизаций увеличилось  на 18,1%, количество малых предприятий  уменьшилось за аналогичный период на 4,3 % (рисунок 2.1.1).

Рисунок 2.1.1 – Количество микро и малых организаций, 2009-2011гг.

Удельный вес мико –  и малых организаций в основных экономических показателях работы организаций республики  представлен  в таблице 2.1.1.

Таблица 2.1.1 - Удельный вес микро- и  малых организаций в основных экономических показателях, %

 

2009г.

2010г.

2011г.

Микро-органицации

Малые организации

Микро-органицации

Малые организации

Микро-органицации

Малые организации

1

2

3

4

5

6

7

Валовый внутренний продукт

3,9

7,5

4,4

8,0

5,4

10,3

Объем производства продукции (работ, услуг).

3,7

8,3

4,0

8,5

4,7

10,4

Объем промышленного производства.

1,9

7,2

4,1

14,3

1,9

9,9

Инвестиции в основной капитал.

8,5

15,8

9,4

17,8

9,2

17,3

Выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг.

10,4

18,5

10,8

17,2

8,9

20,5

Продолжение таблицы 2.1.1.

1

2

3

4

5

6

7

Розничный товарооборот, включая общественное питании.

12,0

17,5

12,4

15,8

20,8

29,6

Внешний товарооборот.

5,7

24,8

7,3

26,4

5,1

24,5

Экспорт товаров

1,9

32,4

2,5

36,4

2,1

31,8

Импорт товаров.

8,5

19,1

10,8

19,2

7,7

18,1


Данные таблицы свидетельствуют  о росте вклада малого бизнеса  в экономическое развитие страны. Так, в 2011 г. удельный вес микро- и малых предприятий в ВВП составил 5,4%  и 10,3% соответственно, в 2009 г. – 3,9% и 7,5%, соответственно. Вместе с тем по сравнению с удельным весом малого бизнеса в экономику высокоразвитых стран, вес малых предприятий в белорусский ВВП незначительный.

Доля микро- и малых  организаций в объеме выручки  от реализации продукции составила  в 2011 г. 29,4 % (в 2009 г. – 28,9%). Инвестиции в основной капитал субъектами малого предпринимательства в 2009 г. составили 24,3%, а в 2011 г. – 26,5%.

Структура микро- и малых предприятий по формам собственности представлена на рисунке 2.1.2.

Рисунок 2.1.2 – Число микро- и малых предприятий по формам собственности, в % к общему количеству

Государственная форма собственности  представлена в очень малом количестве, если в 2009 г. было 2% таких предприятий (1546), то в 2011 г. - 1,5%.

Положительный момент, что в 2011 г. малых предприятий иностранной формы собственности в республике стало больше, что составило 3,7% или 3324 единиц.

Распределение малых организаций  по видам экономической деятельности  на 1 июля 2012 г. показано на рисунке 2.1.3.

Рисунок 2.1.3 – Распределение  малых организаций по видам экономической  деятельности, %

Деятельность малых предприятий преимущественно ориентирована на сферу торговли и общественного питания - 35,8 %. Высока доля в сфере промышленности и операций с недвижимым имущество - по 12,5%. В сфере строительства работает 7,9% малых предприятий.

Основные показатели развития микро- и малых предприятий в регионально разрезе за 2011 г. представлены в таблице 2.1.2.

Таблица 2.1.2 – Основные показатели деятельности малых предприятий  в регионах страны в 2011 г.

Показатель

Республика Беларусь

Брестская

Витебская

Гомельская

Гродненская

Минская

Могилевская

г. Минск

Количество МП на конец года, ед.

11677

1362

791

1091

958

1730

883

4754

Численность работников МП, чел.

447589

53975

39275

38411

38163

67999

34469

175297

Удельный вес региона в общей  численности занятых на МП, %

100

12

8,8

8,6

8,5

15,2

7,7

39,2

Уровень рентабельности, %

12,1

13,6

18,6

12,3

16,8

18,1

11,9

10,4

Удельный вес убыточных предприятий  в их общем числе.

16,1

15,3

12,8

13,5

9,8

19,4

15,3

27,4


Как видно из таблицы 2.1.3 наибольшее развитие малый бизнес получил  в г. Минске (4754 субъекта), Минской (1730 субъекта) и Брестской (1362 субъекта) областях. Соответственно и количество занятых на предприятиях малого бизнеса данных регионов больше: г. Минск – 39,2% удельный вес региона в общей численности занятых на малых предприятиях, Минская – 15,2% и Брестская – 12% занятых.

Основным показателем, характеризующим  эффективность работы малых предприятий, является уровень рентабельности. В 2011 г. она по республике составила 12,1%, что значительно ниже показателей предыдущих лет (в 2009 г. – 12,9%, 2010 г. – 15,8%) [27].

Следует отметить, что наряду с лидирующими регионами по количеству малых предприятий Могилевская  область имеет значительный удельный вес убыточных малых предприятий, что требует принятия определенных государственных решений.

Несмотря на определенные успехи, малое предпринимательство  в Беларуси не оказывает существенного  влияния на развитие экономики страны. Удельный вес поступлений в бюджет от этого сектора экономики составляет около 20%, что существенно ниже уровня развитых стран.

Мировой финансово-экономический  кризис 2009 г., национальный финансовый кризис 2011 г. больно ударили по субъектам малого и среднего предпринимательства Беларуси. В большей степени кризис затронул сферы строительства и транспорта, в меньшей -  торговлю и общественное питание.

В целом можно выделить следующие основные препятствия на пути развития малого бизнеса в Республике Беларусь:

  • трудности с поставщиками и покупателями. Для малых предприятий, прежде всего в производственной сфере, трудно найти надежных поставщиков комплектующих изделий нужного качества и в достаточном количестве. К тому же для малых предприятий Беларуси часто недостижимы два важных покупателя и поставщика: заграница и белорусские государственные организации, которые традиционно сотрудничают преимущественно с государственными или бывшими госпредприятиями, не всегда обращая внимание на обязывающие решения вышестоящих властей;
  • отсутствие заемного капитала. Вновь созданные небольшие предприятия часто испытывают трудности, связанные с получением кредитов, и в странах с развитой рыночной экономикой. Как правило, они мало что могут предложить в качестве залога обеспечения кредита. Кроме того небольшие кредиты менее рентабельны, поскольку их обработка обычно требует ничуть не меньших затрат, чем больших кредитов. Такое типичное для малых предприятий ущемление их интересов в нашей республике дополнительно усугубляется тем, что крупные предприятия получают льготные кредиты и субсидии от государства;
  • недостаточность собственного капитала;
  • налоговое давление. Фактор налогового давления относится частично к проблеме «недостаточность собственного капитала», частично к проблеме «правовая незащищенность». Налоговая нагрузка на предприятиях в Беларуси в целом очень высока. При этом система налогообложения претерпевает значительные ежегодные изменения, за которыми очень сложно уследить, что позволяет контролирующим органам при проверках взимать в доход государства штрафы, многократно превышающие суммы самих платежей;
  • правовая незащищенность. Важнейшей проблемой развития малого бизнеса является отсутствие правовых гарантий, которые вытекают из возможности отстоять свои права через суд. Сегодня же для большинства малых предприятий хозяйственные суды в силу высоких пошлин просто недоступны;
  • нехватка помещений и производственных площадей. Именно при решении этих проблем малые предприятия Беларуси находятся в особенно невыгодном положении, затрудняющем развитие. Арендные договоры с более крупными предприятиями, учреждениями и даже ведомствами в большинстве случаев нестабильны;
  • нехватка специалистов. Сами руководители-предприниматели в большинстве своем с высшим образованием, как правило, техническим или экономическим. Однако среди наемных работников наблюдается довольно большая текучесть кадров: они часто не решаются полностью отказаться от своих старых рабочих мест на крупных предприятиях хотя бы из-за того, чтобы не потерять предоставляемые там права на социальные услуги. Нередко они работают на малых предприятиях лишь на временной основе;
  • создание негативного имиджа предпринимателей. Негативное отношение к предпринимательству является одной из основных проблем, препятствующих развитию малого предпринимательства в белорусской экономике. Неблагоприятный для развития «климат» заставляет большую часть бизнесменов переводить свое дело за границу, многие из них уже имеют паспорта других стран, где основали свои фирмы, многие не переехали туда на жительство, но работают там.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в общественном питании Республики Беларусь