Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 10:51, курсовая работа
Цель работы: изучить теоретические и практические аспекты ведения малого бизнеса, в том числе в сфере общественного питания, выявить проблемные зоны и разработать рекомендации по совершенствованию и развитию малого предпринимательства в общественном питании Республики Беларусь.
Причиной почти 60% всех банкротств
малых предприятий на начальном
этапе развития, по оценкам западных
специалистов, являются неумелое управление
предприятий и неэффективное
планирование предпринимательской
деятельности. Поэтому большое значение
имеет проведение мероприятий по
более рациональному разделению
управленческого труда и
Важным является также вовлечение в предпринимательскую деятельность широких слоев населения и создание новых рабочих мест, в том числе для незащищенных категорий, увеличение доходов людей, а значит, обеспечение социальной стабильности.
Для развития бизнеса в сфере торговли и общественного питания, в том числе и малого необходимо решение следующих задач:
создание эффективной системы товародвижения, обеспечение потребителей широким ассортиментом товаров и услуг;
обеспечение условий для продвижения на внутренний рынок товаров отечественного производства;
оптимизация импорта, работа с производителями по освоению производства импортозамещающих товаров;
совершенствование организационных структур управления торговлей, в том числе за счет создания совместных предприятий и крупных торговых организаций, применяющих сетевые технологии;
повышение эффективности работы оптовой торговли в товароснабжении розничных торговых организаций и индивидуальных предпринимателей;
развитие конкурентной среды, в том числе за счет развития малого и среднего предпринимательства, и создание соответствующей инфраструктуры торговли.
Приоритетными направления для
повышения эффективности работы
малых предприятий в
развитие торговой инфраструктуры, применение современных технологий, разнообразных форм торгового обслуживания;
расширение сети объектов общественного питания, в том числе за счет открытия объектов быстрого обслуживания;
увеличение количества объектов придорожного сервиса;
развитие торговой деятельности под единым брендом, разработка фирменного стиля и собственных торговых марок;
проведение модернизации и реконструкции
рынков и создание на них необходимых
условий для осуществления
постепенный перевод индивидуальных предпринимателей с рынков в современные специально оборудованные торговые центры;
оснащение магазинов и объектов общественного питания, платежными терминалами для осуществления расчетов с применением банковских пластиковых карточек, и автоматизированными комплексами, предусматривающими учет движения товаров и денежных средств;
совершенствование технологий идентификации товаров;
развитие электронной торговли;
дальнейшая либерализация
осуществление комплекса мер по
улучшению финансового
Повышение качества обслуживания сельского
населения будет осуществлено на
основе реализации комплекса мер
по развитию торговли в сельской местности
в соответствии с мероприятиями
Государственной программы
Система государственного регулирования торговли и общественного питания должна быть направлена на:
совершенствование нормативных правовых актов в сфере торговли и общественного питания;
формирование оптимальной
защиту внутреннего рынка от
необоснованного импорта
реализацию программ углубления экономических
реформ в сфере торговли и общественного
питания, стимулирование формирования
рыночных отношений и развития предпринимательства,
совершенствование системы
дальнейшее развитие международного торгового сотрудничества в целях активизации экспортных поставок белорусских товаров и оптимизации сальдо внешнеторговой деятельности;
участие в международных программах в области информатизации внешнеэкономической деятельности;
совершенствование порядка и механизмов лицензирования, кредитования с учетом отраслевых особенностей;
регулирование привлечения иностранных инвестиций в сферу торговли и общественного питания;
формирование финансово-
поддержку инвестиционной деятельности в сферу общественного питания и торговли, включая приобретение новой торговой техники и оборудования, отвечающих требованиям экологической безопасности, внедрение новых технологий в торговый процесс и обеспечение использования современных информационно-коммуникационных технологий.
Отказ от разрешительного принципа осуществления процедур, необходимых для старта и ведения бизнеса, а также сокращения административных барьеров позволит упростить процедуру открытия торговых объектов, в том числе и торговых объектов общественного питания.
Особое внимание необходимо уделить антимонопольному регулированию в торговле и общественном питании - недопущение монополизации и захвата потребительского рынка торговыми сетями, создание условий для здоровой конкуренции, развитие торговых объектов всех типов и форм собственности.
Проведение политики в сфере развития малого предпринимательства в торговле и общественном питании следует направить на улучшение бизнес-среды, создание новых субъектов малого предпринимательства при поддержке (имущественной, информационной и т.д.) со стороны органов государственного управления, вовлечение малых и средних торговых предприятий в технологии крупных торговых сетевых посредством развития института франчайзинга. При этом необходимо широко использовать потенциал субъектов малого предпринимательства в развитии инфраструктуры торговли и общественного питания в малых и средних городских поселениях, а также в сельской местности, что позволит создать в этих регионах конкурентную среду.
Проведение конкурсов и других мероприятий, способствующих повышению престижа труда работников общественного питания будет способствовать росту качества торгового обслуживания, интересу новых инвесторов к открытию своего дела в данной сфере.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В условиях перехода страны к рыночным отношениям особая роль отводиться малому бизнесу как одной из важнейших форм предпринимательства, дающую возможность одновременной реализации государственных интересов по поиску инвесторов и обеспечении занятости населения, так и по удовлетворению личных потребностей в достижении определенного уровня финансового и морального благополучия.
Малый бизнес обладает рядом
преимуществ в социально-
Критерии отнесения
Практически во всех странах осуществляется поддержка малого предпринимательства. Основными направлениями этой поддержки являются создание условий для льготного кредитования, снижение налоговых вычетов, упрощение процедур регистрации и лицензирования, создание фондов по поддержке малого предпринимательства.
Государственной поддержкой
охватываются обычно создаваемые
В Республике Беларусь также сложилась определенная инфраструктура поддержки предпринимательства: фонды финансовой поддержки предпринимателей, центры поддержки предпринимательства, инкубаторы малого предпринимательства, инновационные центры; создаются общества взаимного кредитования.
На республиканском уровне, в областях, некоторых районах и городах работают советы по развитию предпринимательства, призванные объединить усилия государственных органов, предпринимателей и их объединений в развитии малого бизнеса.
Значительные усилия направлены
на совершенствование нормативно-
О создании в стране благоприятных
условий свидетельствуют данные
о росте числа субъектов
Анализ показал, что деятельность малых предприятий в основном ориентирована на сферу торговли и общественного питания – 35,8%.
В Республике Беларусь внутренняя торговля и общественное питание развиваются динамичными темпами. В отрасли осуществляется структурная перестройка товародвижения, формируются торговые сети, происходит развитие специализированных и фирменных магазинов, обновление материально-технической базы, развитие новых форм и методов продажи товаров, внедрение информационных технологий. При этом развитие внутренней торговли и общественного питания носит выраженную социальную направленность.
Несмотря на положительные тенденции в сфере торговли и общественного питания, остаются нерешенными многие вопросы. Еще недостаточно динамично развивается торговая инфраструктура. Не решены проблемы антимонопольного регулирования, наличия административных барьеров на пути открытия своего дела, недостаточной имущественной и информационной государственной поддержкой, неразвитости финансового инструментария и др.
В связи с этим актуальным является реализация программ углубления экономических реформ в сфере торговли и общественного питания, стимулирования формирования рыночных отношений и развития предпринимательства.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ