Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в общественном питании Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 10:51, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить теоретические и практические аспекты ведения малого бизнеса, в том числе в сфере общественного питания, выявить проблемные зоны и разработать рекомендации по совершенствованию и развитию малого предпринимательства в общественном питании Республики Беларусь.

Файлы: 1 файл

курсовая последний вариант.doc

— 144.60 Кб (Скачать файл)

Причиной почти 60% всех банкротств малых предприятий на начальном  этапе развития, по оценкам западных специалистов, являются неумелое управление предприятий и неэффективное  планирование предпринимательской  деятельности. Поэтому большое значение имеет проведение мероприятий по более рациональному разделению управленческого труда и повышению  эффективности его руководства.

Важным является также  вовлечение в предпринимательскую  деятельность широких слоев населения  и создание новых рабочих мест, в том числе для незащищенных категорий, увеличение доходов людей, а значит, обеспечение социальной стабильности.

Для развития бизнеса в сфере  торговли и общественного питания, в том числе и малого необходимо решение следующих задач:

создание эффективной системы  товародвижения, обеспечение потребителей широким ассортиментом товаров  и услуг;

обеспечение условий для продвижения на внутренний рынок товаров отечественного производства;

оптимизация импорта, работа с производителями  по освоению производства импортозамещающих товаров;

совершенствование организационных  структур управления торговлей, в том  числе за счет создания совместных предприятий и крупных торговых организаций, применяющих сетевые  технологии;

повышение эффективности работы оптовой  торговли в товароснабжении розничных  торговых организаций и индивидуальных предпринимателей;

развитие конкурентной среды, в  том числе за счет развития малого и среднего предпринимательства, и  создание соответствующей инфраструктуры торговли.

Приоритетными направления для  повышения эффективности работы малых предприятий в общественном питании и роста их числа являются:

развитие торговой инфраструктуры, применение современных технологий, разнообразных форм торгового обслуживания;

расширение сети объектов общественного  питания, в том числе за счет открытия объектов быстрого обслуживания;

увеличение количества объектов придорожного сервиса;

развитие торговой деятельности под  единым брендом, разработка фирменного стиля и собственных торговых марок;

проведение модернизации и реконструкции  рынков и создание на них необходимых  условий для осуществления торговли производителями сельскохозяйственной продукции и физическими лицами;

постепенный перевод индивидуальных предпринимателей с рынков в современные  специально оборудованные торговые центры;

оснащение магазинов и объектов общественного питания, платежными терминалами для осуществления  расчетов с применением банковских пластиковых карточек, и автоматизированными  комплексами, предусматривающими учет движения товаров и денежных средств;

совершенствование технологий идентификации  товаров;

развитие электронной торговли;

дальнейшая либерализация ценообразования, внедрение бонусных скидок, дисконтных карт;

осуществление комплекса мер по улучшению финансового состояния  и обеспечению эффективной деятельности субъектов торговли.

Повышение качества обслуживания сельского  населения будет осуществлено на основе реализации комплекса мер  по развитию торговли в сельской местности  в соответствии с мероприятиями  Государственной программы устойчивого  развития села на 2011 – 2015 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 1 августа 2011 г. № 342, Программой развития потребительской кооперации на 2011 – 2015 годы, утвержденной постановлением Правления Белкоопсоюза от 20 октября 2010г.

Система государственного регулирования  торговли и общественного питания  должна быть направлена на:

совершенствование нормативных правовых актов в сфере торговли и общественного  питания;

формирование оптимальной конкурентной среды;

защиту внутреннего рынка от необоснованного импорта товаров  и недобросовестной конкуренции;

реализацию программ углубления экономических  реформ в сфере торговли и общественного  питания, стимулирование формирования рыночных отношений и развития предпринимательства, совершенствование системы ценообразования;

дальнейшее развитие международного торгового сотрудничества в целях  активизации экспортных поставок белорусских  товаров и оптимизации сальдо внешнеторговой деятельности;

участие в международных программах в области информатизации внешнеэкономической  деятельности;

совершенствование порядка и механизмов лицензирования, кредитования с учетом отраслевых особенностей;

регулирование привлечения иностранных  инвестиций в сферу торговли и  общественного питания;

формирование финансово-торговых структур, включающих финансово-кредитные  организации и производственно-торговые объединения;

поддержку инвестиционной деятельности в сферу общественного питания и торговли, включая приобретение новой торговой техники и оборудования, отвечающих требованиям экологической безопасности, внедрение новых технологий в торговый процесс и обеспечение использования современных информационно-коммуникационных технологий.

Отказ от разрешительного принципа осуществления процедур, необходимых  для старта и ведения бизнеса, а также сокращения административных барьеров позволит упростить процедуру открытия торговых объектов, в том числе и торговых объектов общественного питания.

Особое внимание необходимо уделить  антимонопольному регулированию в торговле и общественном питании - недопущение монополизации и захвата потребительского рынка торговыми сетями, создание условий для здоровой конкуренции, развитие торговых объектов всех типов и форм собственности.

Проведение политики в сфере  развития малого предпринимательства  в торговле и общественном питании  следует направить на улучшение бизнес-среды, создание новых субъектов малого предпринимательства при поддержке (имущественной, информационной и т.д.) со стороны органов государственного управления, вовлечение малых и средних торговых предприятий в технологии крупных торговых сетевых посредством развития института франчайзинга. При этом необходимо широко использовать потенциал субъектов малого предпринимательства в развитии инфраструктуры торговли и общественного питания в малых и средних городских поселениях, а также в сельской местности, что позволит создать в этих регионах конкурентную среду.

Проведение конкурсов и других мероприятий, способствующих повышению престижа труда работников общественного питания будет способствовать росту качества торгового обслуживания, интересу новых инвесторов к открытию своего дела в данной сфере.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В условиях перехода страны к рыночным отношениям особая роль отводиться малому бизнесу как одной из важнейших форм предпринимательства, дающую возможность одновременной реализации государственных интересов по поиску инвесторов и обеспечении занятости населения, так и по удовлетворению личных потребностей в достижении определенного уровня финансового и морального благополучия.

Малый бизнес обладает рядом  преимуществ в социально-экономическом  плане. Современная экономика характеризуется  сочетанием крупных корпораций и  большим количеством предприятий  малого бизнеса, которые играют значительную роль в функционировании всей системы.

Критерии отнесения предприятий  к сфере малого бизнеса различаются  в разных странах, и нет единого, общепринятого показателя. Но в большинстве  стран, предприятия относятся к  сфере малого бизнеса, по количеству рабочих, и по данным годового оборота.

Практически во всех странах  осуществляется поддержка малого предпринимательства. Основными направлениями этой поддержки  являются создание условий для льготного  кредитования, снижение налоговых вычетов, упрощение процедур регистрации  и лицензирования, создание фондов по поддержке малого предпринимательства.

Государственной поддержкой охватываются обычно создаваемые предпринимательские  структуры до момента их перехода из малых в категорию крупных  предпринимательских организаций.

В Республике Беларусь также сложилась определенная инфраструктура поддержки предпринимательства: фонды финансовой поддержки предпринимателей, центры поддержки предпринимательства, инкубаторы малого предпринимательства, инновационные центры; создаются общества взаимного кредитования.

На республиканском уровне, в областях, некоторых районах  и городах работают советы по развитию предпринимательства, призванные объединить усилия государственных органов, предпринимателей и их объединений в развитии малого бизнеса.

Значительные усилия направлены на совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей хозяйственные отношения  в сфере малого и среднего бизнеса. Разрабатываются и реализуются  государственные и региональные программы развития бизнеса.

О создании в стране благоприятных  условий свидетельствуют данные о росте числа субъектов хозяйствования малого бизнеса, численности занятых  в этой сфере, и самое важное, вклада малого бизнеса в экономическое развитие страны – удельный вес малых предприятий в ВВП.

Анализ показал, что деятельность малых предприятий в основном ориентирована на сферу торговли и общественного питания – 35,8%.


В Республике Беларусь внутренняя торговля и общественное питание  развиваются динамичными темпами. В отрасли осуществляется структурная перестройка товародвижения, формируются торговые сети, происходит развитие специализированных и фирменных магазинов, обновление материально-технической базы, развитие новых форм и методов продажи товаров, внедрение информационных технологий. При этом развитие внутренней торговли и общественного питания носит выраженную социальную направленность.

Несмотря на положительные  тенденции в сфере торговли и  общественного питания, остаются нерешенными  многие вопросы. Еще недостаточно динамично  развивается торговая инфраструктура. Не решены проблемы антимонопольного регулирования, наличия административных барьеров на пути открытия своего дела, недостаточной имущественной и информационной государственной поддержкой, неразвитости финансового инструментария и др.

В связи с этим актуальным является реализация программ углубления экономических реформ в сфере торговли и общественного питания, стимулирования формирования рыночных отношений и развития предпринимательства.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

  1. Абрамов А. Е., Основы анализа финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности предприятия в 2-х ч. М.: Экономика и финансы АКДИ, 2004-06. – 243 с.
  2. Анализ роли и места малых и средних предприятий России: Статистическая справка [Электронный ресурс] – М.: Ресурсный центр малого предпринимательства. – Режим доступа http://www.rcsme.ru. – Дата доступа: 18.07.2012.
  3. Анджелова М. В., Государство и частное предпринимательство: история возникновения "большого бизнеса" в США. // Право и политика. - №7. - 2000. - с.7-13.
  4. Андреев В., Государственная поддержка малого предпринимательства // Российская юстиция. - №12 – 2000. – с. 4-10.
  5. Базылев Н.И., Базылева М.Н., Основы бизнеса: Учебное пособие / Под общ. ред. Н.И. Базылева - Мн.: Мисанта, 2003. - 253с.
  6. Балашевич М.И., Малый бизнес (отечественный и зарубежный опыт): Учеб. пособие. - Мн.: НКФ "Экоперспектива", 1995. - 144 с.
  7. Блинов А.О., Шапкин И.Н., Малое предпринимательство: Теория и практика: Учебник. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003. - 356с.
  8. Врублевский Б.И., Практикум по основам предпринимательской деятельности - Гомель - 1998 - ГКИ ЦНТН «Развитие»
  9. Герчикова И.Н., Регулирование предпринимательской деятельности. Учеб. Пособие. - М.: Консалтбанкир, 2002. - 683 с.
  10. Горфингель В.Я., Швалдар В.А., Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под ред. проф. Горфинкеля В.Я., проф. Швалдара В.А. - 3 - е изд., перераб. и доп. -М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2004. - 718с.
  11. Гриб В., История развития предпринимательства // Предпринимательство в Беларуси. - 2004. - №9.- с. 12-23.
  12. Грибов В.Д., Менеджмент в малом бизнесе. - М., 2002. – с. 240.
  13. Дадалко С.В., Основы формирования механизма стимулирования предпринимательства: Учеб. пособие. - Мн., 2000.- 120 с.
  14. Доналд Кэлфф, Бизнес не по-американски. // Вершина. - Москва. – 2007. - 135с.
  15. Закон Республики Беларусь «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь» // Ведомости ВС РБ, 1996, №14
  16. Закон Республики Беларусь «О естественных монополиях» // НРПА РБ. 2003. №1.
  17. Закон Республики Беларусь «О предпринимательстве в Республике Беларусь» // Ведомости ВС Бел. ССР, 1991, №9
  18. Закон Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» // НРПА РБ. 2002. №8.
  19. Закон Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» от 04.01.2003 г. №183/3, с изм. и доп. Мн., 2003
  20. Закону Республики Беларусь «О торговле» // НРПА РБ. 2003. №2/981.
  21. Информационно-аналитические материалы о развитии малого предпринимательства в Республике Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: w3.economy.gov.by. – Дата доступа: 1.08.2012.
  22. Колесникова Л.А., Предпринимательство и малый бизнес в современном государстве: управление развитием: Монография. – М.: АХН при Правительстве РФ, 2007 – 269с.
  23. Лебедева Л. Тенденции научно-технического развития предпринимательства в Японии // Проблемы теории и практики упр. - 2004. - № 3. - с. 79-98.
  24. Налоговый кодекс Республики Беларусь (общая часть) // НРПА РБ. 2003. №4.
  25. Национальная экономика Беларуси: Потенциалы. Хозяйственные комплексы. Направления развития. Механизмы управления: Уч.пос. / Под общ. ред. В.Н. Шимова. - Мн.: БГЭУ, 2005. - 844 с.
  26. О социально-экономическом положении Республики Беларусь и состоянии государственных финансов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.minfin.gov.by. – Дата доступа: 18.07.2012.
  27. Основные показатели деятельности малых предприятий: стат. сб. [Электронный ресурс] / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. – Режим доступа: www.belstat.gov.by. – Дата доступа: 06.06.2012.
  28. Развитие малого бизнеса в Беларуси [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.president.gov.by. – Дата доступа: 07.06.2012.
  29. Сугоичев М.М., Малый бизнес как определяющий фактор развития конкуренции. - М.: РАГС,1999.
  30. Телевич Н.М., Развитие деловой активности населения и возможности ее реализации в Республике Беларуси: Развитие предпринимательств. // Предпринимательство в Беларуси. - 2001. - №2. - с.8-9.
  31. Фильченко Д.Г., Ящинский М.В., «Государственные гарантии субъектам малого предпринимательства» // Право и экономика. - №4. – 2003. – с. 8 – 11.
  32. Шехова М.А. Проблемы и направления развития малого бизнеса в регионах // Белорусский экономический журнал - 2006. - №1
  33. Ясин Б.Г., Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее. – М.: ЮНИТИ, 2006. – 325с.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в общественном питании Республики Беларусь