Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 17:00, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – выявить наиболее прогрессивную форму продаж товара и метода обслуживания.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- исследовать формы продаж;
- исследовать методы обслуживания;
- изучить значение повышения качества обслуживания покупателей;
- рассмотреть процесс выбора магазина и совершения покупки покупателями;
- на примере предприятий торговли выявить наиболее эффективную форму продаж и метод обслуживания.
Введение 3
1 Прогрессивные формы продаж и методы обслуживания
1.1 Понятие и характеристика форм продаж товаров 4
1.2 Организация и технология продаж товаров (методы обслуживания) 8
1.3 Обслуживание как неотъемлемая часть форм продаж 11
1.4 Повышение качества обслуживание – двигающий рычаг прогрессивных форм торговли 14
2 Анализ прогрессивных форм продаж, их эффективность на основании сравнения самообслуживания и традиционного метода
2.1 Организационно-правовая и экономическая характеристика магазина «Пятёрочка» 18
2.2 Анализ структуры оборота розничной торговли «Пятёрочки» 20
2.3 Эффективность форм продаж на основании сравнения самообслуживания и традиционного метода
2.3.1 Определение уровня качества обслуживания покупателей 21
2.3.2 Сравнение, исходя из экономических показателей 30
3 Анализ показателей и стратегии по улучшению эффективности 41
Заключение 43
Список использованной литературы 44
1.1 По типу предприятия - Супермаркет
1.2 г. Екатеринбург, ул. Опалихинская, 27
1.3 Лизинг, по масштабу крупное. По цели деятельности – коммерческое предприятие.
1.4 Метод самообслуживания
1.5 Функциональная значимость – магазин местного назначения
1.6 Мощность – 540 кв. м
1.7 Объемно-планировочные особенности здания. Встроенное, предприятие розничной торговли находиться на 1 этаже жилого здания, с выходом с торца здания для разгрузочно-погрузочных работ, что соответствует ГОСТ Р.
1.8 Контингент покупателей:
60% покупатели среднего возраста
15% покупатели от 20-30 лет
10% покупатели моложе 18 лет
15% - покупатели преклонного возраста
80% - имеющий средний доход
17% - низкий доход
3% - высокий доход
1.9 Закупки производятся через поставщиков-посредников и производителей, покупатели – частные лица
1.10 Основные финансовые показатели
Таблица №1 – Анализ основных финансовых показателей деятельности торгового предприятия
Показатель |
Прошлый год |
Отчётный год |
Отклонение (+,-) |
Отчётный год в % к прошлому |
Товарооборот, млн.р. |
3050,00 |
3500,00 |
450,00 |
114,75 |
Валовой доход |
||||
в млн.р. |
263,40 |
302,40 |
114,81 | |
в % к обороту |
8,64 |
8,64 |
0,00 |
100,05 |
Издержки |
||||
в сумме, тыс.р. |
204,30 |
235,20 |
30,90 |
115,12 |
в % к обороту |
6,70 |
6,72 |
0,02 |
100,32 |
Прибыль от продаж |
2560,00 |
3265,00 |
705,00 |
127,54 |
в % к обороту (рентабельность продаж) |
83,93 |
93,29 |
9,35 |
111,14 |
Торговая площадь |
540,00 |
540,00 |
0,00 |
100,00 |
Товарооборот на 1 кв.м |
5,65 |
6,48 |
0,83 |
114,75 |
Численность торговых работников |
42,00 |
42,00 |
0,00 |
100,00 |
Выработка |
128100,00 |
147000,00 |
18900,00 |
114,75 |
2.2 Анализ структуры оборота розничной торговли «Пятёрочки»
Таблица № 2 - Анализ структуры оборота розничной торговли торгового предприятия
Товарные группы |
Удельный вес в обороте розничной торговли, % |
(f1i - f0i) |
(f1i - f0i) 2 | |
Прошлый год, f0 |
Отчётный год,f,1 | |||
Мясо и мясная продукция |
37,4 |
30,2 |
-7,2 |
51,84 |
Молоко и молочная продукция |
2,2 |
5,4 |
3,2 |
10,24 |
Хлеб и хлебобулочные изделия |
12,6 |
12,6 |
0 |
0 |
Бакалейные товары |
10,1 |
12,2 |
2,1 |
4,41 |
Фруктово-овощные товары |
8,4 |
9,4 |
1 |
1 |
Кондитерские изделия |
12,3 |
11,9 |
-0,4 |
0,16 |
Алкогольные напитки |
12,8 |
15,1 |
2,3 |
5,29 |
Прочие |
4,2 |
3,2 |
-1 |
1 |
Всего |
100 |
100 |
- |
73,94 |
Отчетливо видно, что в
прошлом году наибольший удельный вес
в товарообороте торгового
В отчетном году по сравнению с прошлым годом повысился удельный вес реализации молочной продукции - на 3,2 %, бакалейных товаров - на 2,1%, фруктов и овощей - на 1%, алкогольных напитков - на 2,3%. Снизился удельный вес оборота мясной продукции на 7,2%, кондитерских изделий - на 0,4% и прочих товаров - на 1%.
В целом по торговому предприятию
существенных изменений в структуре
оборота розничной торговли не произошло,
о чем свидетельствует
2.3 Эффективность форм продаж на основании сравнения самообслуживания и традиционного метода.
2.3.1 Определение уровня качества обслуживания покупателей
Культура обслуживания покупателей определяется следующими показателями:
- устойчивостью ассортимента товаров;
- внедрением прогрессивных методов продаж;
- дополнительными услугами;
- затратами
времени покупателей на
- завершенностью покупки;
- качеством труда коллектива;
- культурой обслуживания, по мнению покупателей.
Показатели культуры обслуживания покупателей определяются с помощью системы коэффициентов.
Таблица № 3 - Исходные данные
Магазин | |||||
Традиционный метод |
Самообслуживание | ||||
По плану |
Фактически |
По плану |
Фактически | ||
1 |
Товарооборот за отчетный период, млн. р |
2450 |
2400 |
3585,00 |
3500,00 |
Реализованный методом самообслуживания |
- |
- |
2585,00 |
2345,00 | |
Реализованный по образцам |
2450 |
2400 |
850,00 |
1130,00 | |
2 |
Число разновидностей товаров, ед. |
410 |
450 |
||
3 |
Количество проверок, ед |
- |
12 |
- |
12 |
4 |
Число разновидностей товаров, отсутствующих в продаже в момент проверок, ед.: |
||||
первая проверка |
- |
4 |
- |
3 | |
вторая проверка |
- |
2 |
- |
5 | |
третья проверка |
- |
5 |
- |
2 | |
четвертая проверка |
- |
- |
- |
4 | |
пятая проверка |
- |
- |
- |
6 | |
шестая проверка |
- |
3 |
- |
1 | |
седьмая проверка |
- |
4 |
- |
2 | |
восьмая проверка |
- |
6 |
- |
- | |
девятая проверка |
- |
2 |
- |
2 | |
десятая проверка |
- |
3 |
- |
1 | |
одиннадцатая проверка |
- |
3 |
- |
1 | |
двеннадцатая проверка |
- |
3 |
- |
2 | |
5 |
Количество дополнительных услуг в магазине, ед.: |
||||
первая проверка |
5 |
4 |
9 |
9 | |
вторая проверка |
5 |
5 |
9 |
9 | |
третья проверка |
5 |
4 |
9 |
8 | |
четвертая проверка |
- |
- |
- |
- | |
6 |
Затраты времени покупателей на ожидание обслуживания,с: |
||||
Всего |
120 |
180 |
100 |
120 | |
В том числе: |
|||||
на ожидание расчета |
- |
60 |
- |
50 | |
на ожидание консультации |
- |
55 |
- |
40 | |
на ожидание получения товара |
- |
65 |
- |
30 | |
7 |
Среднедневное количество покупателей в магазине, чел |
- |
13352 |
- |
15026 |
8 |
Среднедневное количество совершенных покупок, ед |
- |
9647 |
- |
14204 |
9 |
Итоговый коэффициент качества труда |
- |
- |
||
10 |
Число покупателей, давших оценку уровню культуры обслуживания, чел |
- |
26154 |
- |
35480 |
11 |
Число покупателей, высоко оценивших уровень культуры обслуживания, чел |
- |
25635 |
- |
35000 |
1 Рассчитаем показатель устойчивости ассортимента товаров в магазине как отношение суммы частных от деления количества разновидностей товаров, имеющихся в продаже в момент проверок к общему количеству товаров, предусмотренных обязательным ассортиментным перечнем к количеству проверок, проведенных в отчетном периоде:
Ку- коэффициент устойчивости ассортимента товаров;
О1, О2, Оn - количество разновидностей товаров, имеющихся в продаже в моменты проверок из предусмотренного ассортиментного перечня;
А - количество разновидностей товаров, предусмотренных ассортиментным перечнем;
n - количество проверок.
Ку для традиционного метода = 0,99
Ку для самообслуживания = 0,99
Проверки соблюдения ассортиментного перечня товаров в магазине осуществляются работниками оптовых и розничных предприятий не реже двух раз в месяц.
2. Определим показатель внедрения прогрессивных методов продажи товаров как отношение суммы отчетных данных об объеме розничного товарооборота секций, составляющих продажу товаров прогрессивными методами к общему объему розничного товарооборота магазина за отчетный период в продовольственных магазинах:
Кв - коэффициенты внедрения прогрессивных методов продажи товаров в непродовольственных и продовольственных магазинах;
Тс - объем товарооборота, реализованный по методу самообслуживания, тыс. руб.;
Тз- объем товарооборота, реализованный по заказам, тыс. руб.;
Тм - общий объем розничного товарооборота магазина за отчетный период.
Для определения этого показателя используются отчетные данные об общем объеме розничного товарооборота магазина в объемах розничного товарооборота отдельных секций, осуществляющих продажу товаров прогрессивными методами за отчетный период.
Если в магазине наряду с самообслуживанием осуществляется продажа товаров традиционными методами, то при расчете коэффициента внедрения прогрессивных методов продаж товаров из общего объема розничного товарооборота вычитается сумма реализации этим методом.
Кв для традиционного метода = 1
Кв для самообслуживания = 0,99
3. Показатель дополнительного обслуживания покупателей определяют, как отношение суммы частных от деления количества дополнительных услуг, оказываемых в магазине к количеству дополнительных услуг, предусмотренных перечнем, к количеству проверок, проведенных в отчетном периоде:
Кд - коэффициент дополнительного обслуживания покупателей в магазине.
Д уф1, Д уф2, Д уфn - количество дополнительных услуг, которые оказывались
покупателям а магазине в момент проверки, ед.;
Дуc-количество дополнительных услуг, предусмотренных перечнем;
n - количество проверок.
Для определения
этого показателя используются данные
о перечне дополнительных услуг
и о результатах проверок фактического
состояния дополнительного
Кд для традиционного метода = 0,9
Кд для самообслуживания = 0,97
4. Определим показатель затрат времени на ожидание обслуживания. При этом учитываются следующие элементы затрат временим покупателей:
- ожидание консультации (от момента подхода покупателя к работнику магазина, занятому непосредственно обслуживанием покупателей до начала предоставления консультации);
- ожидание примерки (от момента подхода к примерочной кабине при приобретении одежды и т.д.);
- ожидание расчета (от момента подхода к расчетному узлу до начала расчета);
- ожидание получения товара (от момента подхода к столу упаковки до начала упаковки).
Показатель затрат времени покупателей на ожидание обслуживания определяется по формуле:
Ко - коэффициент затрат времени покупателей на оказание обслуживания;
Зо - оптимальные затраты покупателей на ожидание обслуживания (см. Приложение 1);
Зф - средние фактические затраты покупателей на ожидание обслуживания.
Для определения затрат времени покупателей на ожидание обслуживания используется метод хронометража. Такие замеры времени производятся в часы «пик», т.е. в период наиболее интенсивного потока покупателей в магазине, при этом исключаются субботы и воскресенья, предпраздничные и праздничные дни.
По каждому элементу должно быть проведено не менее 20 замеров. Полученные результаты замеров складываются, делятся на количество замеров и получают средние затраты времени:
где:
Зпр+Зк+Зр+Зn – средние затраты времении на ожидание примерки (3пр), консультации (Зк), расчетов (Зр), получения товара Зп);
З1, З2, Зn - затраты времени по каждому замеру;
п- количество замеров.
Зф для традиционного метода = 9,00
Информация о работе Прогрессивные формы продаж и методы обслуживания покупателей