Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 17:00, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – выявить наиболее прогрессивную форму продаж товара и метода обслуживания.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- исследовать формы продаж;
- исследовать методы обслуживания;
- изучить значение повышения качества обслуживания покупателей;
- рассмотреть процесс выбора магазина и совершения покупки покупателями;
- на примере предприятий торговли выявить наиболее эффективную форму продаж и метод обслуживания.
Введение 3
1 Прогрессивные формы продаж и методы обслуживания
1.1 Понятие и характеристика форм продаж товаров 4
1.2 Организация и технология продаж товаров (методы обслуживания) 8
1.3 Обслуживание как неотъемлемая часть форм продаж 11
1.4 Повышение качества обслуживание – двигающий рычаг прогрессивных форм торговли 14
2 Анализ прогрессивных форм продаж, их эффективность на основании сравнения самообслуживания и традиционного метода
2.1 Организационно-правовая и экономическая характеристика магазина «Пятёрочка» 18
2.2 Анализ структуры оборота розничной торговли «Пятёрочки» 20
2.3 Эффективность форм продаж на основании сравнения самообслуживания и традиционного метода
2.3.1 Определение уровня качества обслуживания покупателей 21
2.3.2 Сравнение, исходя из экономических показателей 30
3 Анализ показателей и стратегии по улучшению эффективности 41
Заключение 43
Список использованной литературы 44
Зф для самообслуживания = 6,00
Затем суммированием полученных результатов по средним затратам времени на ожидание примерки, консультации, расчета и получения товара определяются фактические затраты времени покупателей на ожидание обслуживания.
В магазинах, где осуществляется продажа нескольких групп товаров, средние затраты времени на ожидание обслуживания определяются по каждой группе товаров и по ним рассчитываются коэффициенты затрат времени на ожидание обслуживания. В целом по магазину коэффициент затрат времени на ожидание обслуживания определяется отношением суммы полученных значений коэффициентов затрат времени на ожидание обслуживания по группам товаров и их количеству.
Ко для традиционного метода = 0,02
Ко для самообслуживания = 0,03
5. Определим показатель завершенности покупки товаров как отношение фактического среднедневного количества покупок к среднедневному количеству человек, посетивших магазин:
Кз - коэффициент завершенности покупки;
Пс -среднедневное количество совершенных покупок, ед.;
Чп -среднедневное количество посетителей в магазине, чел.
При расчете этого показателя используются данные о среднедневном количестве посетителей в магазине.
В продовольственном магазине за одну покупку принимают все товары, приобретенные покупателем за одно посещение отдела, секции при децентрализованной форме расчета или магазина - при централизованной форме расчета.
Поправочный коэффициент количества покупок для продовольственных магазинов с семидневной рабочей неделей равен 1,026.
Кз для традиционного метода = 0,72
Кз для самообслуживания = 0,95
Мв - количество покупателей, давших отличную и хорошую оценку культуры обслуживания, чел.;
Чп - количество всех опрошенных в магазине покупателей, чел.
Кмп для традиционного метода = 0,98
Кмп для самообслуживания = 0,99
Уровень культуры
обслуживания покупателей в магазине
величиной обобщающего
Коб=[(Зпу х Ку)+ (Зпв х Кв)+(Зпд х Кд)+ (Зпо х Ко)+(Зпз х Кз)+ (Зкт х Кит)] х Кмп, где
Коб - уровень культуры обслуживания покупателей в магазине;
Ку - коэффициент устойчивости ассортимента товаров;
Зпу – значимость показателя устойчивости ассортимента товаров;
Кв – коэффициент внедрения прогрессивных методов продажи товаров;
Зпв – значимость показателя внедрения прогрессивных методов продажи товаров;
Кд- коэффициент дополнительного обслуживания в магазине;
Зпд – значимость показателя дополнительного обслуживания в магазине;
Ко – коэффициент затрат времени покупателей на оказание обслуживания;
Зпо – значимость показателя времени покупателей на оказание обслуживания;
Кз – коэффициент завершенности покупки;
Зпз – значимость показателя завершенности покупки;
Кит – фактический итоговый коэффициент качества труда коллектива магазина;
Зкт – значимость показателя оценки качества труда коллектива магазина;
Кмп – показатель культуры обслуживания по мнению покупателей.
Таблица №4 – Сводная таблица расчетов
Традиционный метод |
Самообслуживание | |
Зпу |
0,21 |
0,21 |
Ку |
0,99 |
0,99 |
Зпв |
0,14 |
0,14 |
Кв |
1 |
0,99 |
Зпд |
0,08 |
0,08 |
Кд |
0,9 |
0,97 |
Зпо |
0,18 |
0,18 |
Ко |
0,02 |
0,03 |
Зпз |
0,18 |
0,18 |
Кз |
0,72 |
0,95 |
Зкт |
0,21 |
0,21 |
Кт |
1 |
1 |
Кмп |
0,98 |
0,99 |
Коб
для традиционного метода = [(0,21*0,99)+(0,14*1)+(0,08*0,
Коб
для самообслуживания = [(0,21*0,99)+(0,14*0,99)+(0,
Продовольственные магазины, имеющие уровень культуры обслуживания покупателей 0,8 и более, могут быть отнесены к высокому уровню обслуживания. Из двух взятых магазинов, Пятёрочка, работающая по методу самообслуживания, относится к магазинам с высоким уровнем обслуживания.
2.3.2 Сравнение,
исходя из экономических
Рассмотрим прогрессивные методы продаж и выявим их эффективность на основе сравнения. Самообслуживание и традиционный метод, которые наиболее распространены. Для этого выявим влияние организационно-экономических факторов на эффективность работы непродовольственного магазина; рассчитаем и сопоставить основные торгово-финансовые показатели магазина с традиционными методами продажи товаров и магазина самообслуживания.
Для этого возьмем исходные данные по торговым предприятиям, которые приведены в таблице № 1
Таблица №5 – основные экономические показатели предприятий при традиционном методе продаж и самообслуживании
Раз-делы |
Показатели |
Традиционный метод продаж |
Самообслуживание |
1 |
Общая площадь магазина, м2 |
800 |
800 |
Торговая площадь, м2 |
440 |
540 | |
В т.ч. площадь торгового зала |
400 |
500 | |
Неторговая площадь, м2 |
360 |
260 | |
2 |
Площадь торгового
зала, занятая технологическим |
25 |
35 |
Площадь, занятая узлами расчетов столами упаковки и т.д., % |
15 |
10 | |
Площадь основных и боковых проходов для покупателей в торговом зале,% |
60 |
55 | |
Расчетное количество покупателей, которые одновременно могут находиться в торговом зале, человек |
267 |
307 | |
Годовой товарооборот, млн.р. |
2400 |
3500 | |
3 |
Реализованные торговые надбавки в млн.р. |
207,36 |
302,4 |
В % к товарообороту |
8,64 |
8,64 | |
Издержки обращения: |
|||
в млн.р. |
166,56 |
235,2 | |
В % к товарообороту |
6,94 |
6,72 | |
В том числе: |
|||
Заработная плата, млн.р. |
75,2 |
95,8 | |
в % к товарообороту |
3,1 |
2,7 | |
в % к издержкам обращения |
45,1 |
40,7 | |
Прибыль от торговой деятельности, млн.р. |
2233 |
3265 | |
Рентабельность, % |
6,94% |
6,72% | |
Общая числ.работников, человек |
80 |
81 | |
4 |
В том числе работников торгового зала, |
58 |
42 |
из них: |
|||
Продавцов |
38 |
3 | |
Продавцов-консультантов |
- |
15 | |
Контролеров-кассиров |
- |
24 | |
Кассиров |
15 |
- | |
Контролеров |
3 |
- |
1. Вначале определим процентное соотношение торговой и неторговой площадей, площади торгового зала и общей площади магазина, а также прирост площади торгового зала.
где - коффициент площади при традиционном методе продажи товаров,
- коэффициент площади при самообслуживании
- площадь торгового зала,
- неторговая площадь,
- общая площадь магазина.
Из результатов видно, что площадь магазина соответствует стандартам (торговый зал должен составлять 50-60% от общей площади магазина)
2. Определим
и сравним по двум типам
магазинов площади под
При традиционном методе продажи товаров:
Sторгзтехобор = 25%*400 = 0,25*400 = 100 м2 ,
Sурсу= 15%*400=0,15*400 = 60 м2,
Sпр = 60%*400=0,60*400=240 м2,
где Sторгзтехобор - Площадь торгового зала, занятая технологическим оборудованием,
Sурсу - Площадь, занятая узлами расчетов столами упаковки и т.д.,
Sпр - Площадь основных и боковых проходов для покупателей в торговом зале.
При самообслуживании:
Sторгзтехобор = 35%*400 = 0,35*500 = 175 м2 ,
Sурсу= 10%*400=0,10*400 = 50 м2,
Sпр = 50%*400=0,55*400=275 м2,
где Sторгзтехобор - Площадь торгового зала, занятая технологическим оборудованием,
Sурсу - Площадь, занятая узлами расчетов столами упаковки и т.д.,
Sпр - Площадь основных и боковых проходов для покупателей в торговом зале.
Удельный вес:
УВ = Тзторгз / Sобторгз
УВт = 110 600 000/800 = 138 250 р/кВ.м
УВс = 216 700 000 / 800 = 270 875 р/кВ.м
Где
УВ – удельный вес
УВт- удельный вес при традиционном методе
УВс – удельный вес при самообслуживании
ТЗторгз - Товарный запас, выложенный в торговом зале, млн.р.
Sобторгз - Общая площадь магазина, м2
Рассчитаем расчетное количество покупателей, которые одновременно могут находиться на площади проходов в торговом зале, из расчета 0,9 м2 на одного покупателя.
При традиционном методе продажи товаров:
A = Sпр /0.9 = 267 человек
При самообслуживании:
А = Sпр /0.9 = 306 человек
Исходя из расчетов и данных при одном человеке на 0,9 кв. метров, в торговом зале при традиционном методе продаж товаров и при самообслуживании видно, что количество человек рассчитано рационально, расчетное количество человек, которые одновременно могут находиться на площади проходов в торговом зале данные и расчеты совпадают.
Если сравнивать по двум типам магазинов площади под оборудованием для проходов покупателей из расчетов видно, что площадь для технического оборудования по типу самообслуживание больше на 75%, так же коридоры для покупателей на 14,6%, но площадь, занятая узлами расчетов столами упаковки меньше на 16,7%. Это обуславливается тем, что при традиционном методе продажи товаров, продукция хранится в кладовых, а в самообслуживании большинство видов товаров на стеллажах, холодильных камерах, следовательно, для рационального обслуживания покупателей предусмотрено большая площадь торгового зала.
Так же рассчитаем показатели исходя из данных таблицы № 5
Таблица № 6
Показатели |
Вид оборудования в зависимости от емкости | |||||||||
1 ярусные |
2-ярусные |
4-ярусные |
5-ярусные |
Итого |
1 ярусные |
2-ярусные |
4-ярусные |
5-ярусные |
Итого | |
Кол-во единиц торгово-технологического технологического оборудования, шт |
9 |
8 |
33 |
46 |
96 |
17 |
20 |
69 |
85 |
191 |
Площадь основания единицы оборудования, м2 |
1,8 |
0,4 |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Экспозиционная площадь (выкладки) оборудования, м2 |
172,8 |
69,12 |
326,4 |
403,2 |
971,52 |
191 |
191 |
191 |
191 |
764 |
Коэффициент емкости единицы оборудования |
1 |
1,8 |
3,4 |
4,2 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Количество единиц товара, размещенных на оборудовании в торговом зале, шт |
685 |
40 |
4030 |
12520 |
17275 |
1296 |
100 |
8418 |
23120 |
32934 |
Среднее кол-во единиц товара на 1 м2 экспозиционной площади, шт |
0,12 |
0,007 |
0,14 |
0,1 |
0,38 |
0,21 |
0,006 |
0,51 |
0,41 |
1,13 |
Товарный запас, выложенный в торговом зале, млн.р. |
21,5 |
0,5 |
46,7 |
41,9 |
110,6 |
40,7 |
1,2 |
97,4 |
77,4 |
216,7 |
Товарный запас в кладовых магазина, млн.руб. |
- |
- |
- |
- |
860 |
- |
- |
- |
- |
948 |
Доля запасов торгового зала в общей сумме запасов магазина,% |
2,5 |
0,06 |
5,43 |
4,87 |
12,86 |
4,29 |
0,13 |
10,3 |
8,16 |
22,9 |
Информация о работе Прогрессивные формы продаж и методы обслуживания покупателей