Прогрессивные формы продаж и методы обслуживания покупателей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 17:00, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – выявить наиболее прогрессивную форму продаж товара и метода обслуживания.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- исследовать формы продаж;
- исследовать методы обслуживания;
- изучить значение повышения качества обслуживания покупателей;
- рассмотреть процесс выбора магазина и совершения покупки покупателями;
- на примере предприятий торговли выявить наиболее эффективную форму продаж и метод обслуживания.

Содержание работы

Введение 3
1 Прогрессивные формы продаж и методы обслуживания
1.1 Понятие и характеристика форм продаж товаров 4
1.2 Организация и технология продаж товаров (методы обслуживания) 8
1.3 Обслуживание как неотъемлемая часть форм продаж 11
1.4 Повышение качества обслуживание – двигающий рычаг прогрессивных форм торговли 14
2 Анализ прогрессивных форм продаж, их эффективность на основании сравнения самообслуживания и традиционного метода
2.1 Организационно-правовая и экономическая характеристика магазина «Пятёрочка» 18
2.2 Анализ структуры оборота розничной торговли «Пятёрочки» 20
2.3 Эффективность форм продаж на основании сравнения самообслуживания и традиционного метода
2.3.1 Определение уровня качества обслуживания покупателей 21
2.3.2 Сравнение, исходя из экономических показателей 30
3 Анализ показателей и стратегии по улучшению эффективности 41
Заключение 43
Список использованной литературы 44

Файлы: 1 файл

курсовая (чистая).doc

— 336.00 Кб (Скачать файл)

Зф для самообслуживания = 6,00

Затем суммированием  полученных результатов по средним  затратам времени на ожидание примерки, консультации, расчета и получения  товара определяются фактические затраты  времени покупателей на ожидание обслуживания.

В магазинах, где  осуществляется продажа нескольких групп товаров, средние затраты  времени на ожидание обслуживания определяются по каждой группе товаров и по ним  рассчитываются коэффициенты затрат времени  на ожидание обслуживания. В целом  по магазину коэффициент затрат времени на ожидание обслуживания определяется отношением суммы полученных значений коэффициентов затрат времени на ожидание обслуживания по группам товаров и их количеству.

Ко для традиционного метода = 0,02

Ко для самообслуживания = 0,03

 

5. Определим показатель завершенности покупки товаров как отношение фактического среднедневного количества покупок к среднедневному количеству человек, посетивших магазин:

 


 

Кз - коэффициент завершенности покупки;

Пс -среднедневное количество совершенных покупок, ед.;

Чп -среднедневное количество посетителей в магазине, чел.

При расчете  этого показателя используются данные о среднедневном количестве посетителей  в магазине.

В продовольственном  магазине за одну покупку принимают  все товары, приобретенные покупателем за одно посещение отдела, секции при децентрализованной форме расчета или магазина - при централизованной форме расчета.

Поправочный коэффициент  количества покупок для продовольственных  магазинов с семидневной рабочей неделей равен 1,026.

Кз для традиционного метода = 0,72

Кз для самообслуживания = 0,95

  1. Определим показатель качества труда коллектива магазина. Он позволяет оценить качество работы, её уровень. За норму хорошей работы принимается коэффициент качества труда, равный 1,00. При выявлении нарушений - коэффициент уменьшается, при достижениях - увеличивается.
  2. Определение показателя культуры обслуживания, по мнению покупателей, определяется как отношение количества покупателей, давших отличную и хорошую оценку качеству обслуживания к общему числу опрошенных в магазине покупателей:

Мв - количество покупателей, давших отличную и хорошую оценку культуры обслуживания, чел.;

Чп - количество всех опрошенных в магазине покупателей, чел.

Кмп для традиционного метода = 0,98

Кмп для самообслуживания = 0,99

  1. Определение уровня культуры обслуживания покупателей в магазине.

Уровень культуры обслуживания покупателей в магазине величиной обобщающего показателя, который определяется по формуле:

 

Коб=[(Зпу х Ку)+ (Зпв х Кв)+(Зпд х Кд)+ (Зпо х Ко)+(Зпз х Кз)+ (Зкт х Кит)] х Кмп, где

 

Коб - уровень культуры обслуживания покупателей в магазине;

Ку - коэффициент  устойчивости ассортимента товаров;

Зпу – значимость показателя устойчивости ассортимента товаров;

Кв – коэффициент внедрения прогрессивных методов продажи товаров;

Зпв – значимость показателя внедрения прогрессивных  методов продажи товаров;

Кд- коэффициент дополнительного обслуживания в магазине;

Зпд – значимость показателя дополнительного обслуживания в магазине;

Ко – коэффициент  затрат времени покупателей на оказание обслуживания;

Зпо – значимость показателя времени покупателей  на оказание обслуживания;

Кз – коэффициент  завершенности покупки;

Зпз – значимость показателя завершенности покупки;

Кит – фактический  итоговый коэффициент качества труда коллектива магазина;

Зкт – значимость показателя оценки качества труда коллектива магазина;

Кмп – показатель культуры обслуживания по мнению покупателей.

 

 

 

 

Таблица №4 –  Сводная таблица расчетов

 

Традиционный  метод

Самообслуживание

Зпу

0,21

0,21

Ку

0,99

0,99

Зпв

0,14

0,14

Кв

1

0,99

Зпд

0,08

0,08

Кд

0,9

0,97

Зпо

0,18

0,18

Ко

0,02

0,03

Зпз

0,18

0,18

Кз

0,72

0,95

Зкт

0,21

0,21

Кт

1

1

Кмп

0,98

0,99


 

Коб для традиционного метода = [(0,21*0,99)+(0,14*1)+(0,08*0,9)+(0,18*0,02)+(0,18*0,72)+(0,21*1)]*0,98= 0,75

Коб для самообслуживания =  [(0,21*0,99)+(0,14*0,99)+(0,08*0,97)+(0,18*0,03)+(0,18*0,95)+(0,21*1)]*0,99=0,8

 

Продовольственные магазины, имеющие уровень культуры обслуживания покупателей 0,8 и более, могут быть отнесены к высокому уровню обслуживания. Из двух взятых магазинов, Пятёрочка, работающая по методу самообслуживания, относится к магазинам с высоким уровнем обслуживания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3.2 Сравнение,  исходя из экономических показателей

Рассмотрим  прогрессивные методы продаж и выявим их эффективность на основе сравнения. Самообслуживание и традиционный метод, которые наиболее распространены. Для этого выявим влияние организационно-экономических факторов на эффективность работы непродовольственного магазина; рассчитаем и сопоставить основные торгово-финансовые показатели магазина с традиционными методами продажи товаров и магазина самообслуживания.

Для этого возьмем  исходные данные по торговым предприятиям, которые приведены в таблице  № 1

Таблица №5 – основные экономические показатели предприятий при традиционном методе продаж и самообслуживании

Раз-делы

Показатели

Традиционный  метод продаж

Самообслуживание

1

Общая площадь  магазина, м2

800

800

Торговая площадь, м2

440

540

В т.ч. площадь  торгового зала

400

500

Неторговая площадь, м2

360

260

2

Площадь торгового  зала, занятая технологическим оборудованием, (установочная), %

25

35

Площадь, занятая  узлами расчетов столами упаковки и  т.д., %

15

10

Площадь основных и боковых проходов для покупателей  в торговом зале,%

60

55

Расчетное количество покупателей, которые одновременно могут находиться в торговом зале, человек

267

307

Годовой товарооборот, млн.р.

2400

3500

3

Реализованные торговые надбавки в млн.р.

207,36

302,4

В % к товарообороту

8,64

8,64

Издержки обращения:

   

в млн.р.

166,56

235,2

В % к товарообороту

6,94

6,72

В том числе:

   

Заработная плата, млн.р.

75,2

95,8

в % к товарообороту

3,1

2,7

в % к издержкам  обращения

45,1

40,7

Прибыль от торговой деятельности, млн.р.

2233

3265

Рентабельность, %

6,94%

6,72%

Общая числ.работников, человек

80

81

4

В том числе  работников торгового зала,

58

42

из них:

   

Продавцов

38

3

Продавцов-консультантов

-

15

Контролеров-кассиров

-

24

Кассиров

15

-

Контролеров

3

-


1. Вначале определим  процентное соотношение торговой и неторговой площадей, площади торгового зала и общей площади магазина, а также прирост площади торгового зала.

 

где    - коффициент площади при традиционном методе продажи товаров,

- коэффициент площади при  самообслуживании

- площадь торгового зала,

- неторговая площадь,

- общая площадь магазина.

 

Из результатов  видно, что площадь магазина соответствует стандартам (торговый зал должен составлять 50-60% от общей площади магазина)

2. Определим  и сравним по двум типам  магазинов площади под оборудованием  для проходов покупателей, их  удельный вес в общей площади  торговых залов, а также расчетное  количество покупателей, которые одновременно могут находиться на площади проходов в торговом зале, из расчета 0,9 м2 на одного покупателя.

 

При традиционном методе продажи товаров:

 

Sторгзтехобор = 25%*400 = 0,25*400 = 100 м2 ,

Sурсу= 15%*400=0,15*400 = 60 м2,

Sпр = 60%*400=0,60*400=240 м2,

где    Sторгзтехобор - Площадь торгового зала, занятая технологическим оборудованием,

Sурсу  - Площадь, занятая узлами расчетов столами упаковки и т.д.,

Sпр - Площадь основных и боковых проходов для покупателей в торговом зале.

При самообслуживании:

Sторгзтехобор = 35%*400 = 0,35*500 = 175 м2 ,

Sурсу= 10%*400=0,10*400 = 50 м2,

Sпр = 50%*400=0,55*400=275 м2,

где Sторгзтехобор - Площадь торгового зала, занятая технологическим оборудованием,

Sурсу  - Площадь, занятая узлами расчетов столами упаковки и т.д.,

Sпр - Площадь основных и боковых проходов для покупателей в торговом зале.

Удельный вес:

УВ = Тзторгз / Sобторгз

УВт = 110 600 000/800 = 138 250 р/кВ.м

УВс = 216 700 000 / 800 = 270 875 р/кВ.м

Где

УВ – удельный вес

УВт- удельный вес при традиционном методе

УВс – удельный вес при самообслуживании

ТЗторгз - Товарный запас, выложенный в торговом зале, млн.р.

Sобторгз - Общая площадь магазина, м2

Рассчитаем  расчетное количество покупателей, которые одновременно могут находиться на площади проходов в торговом зале, из расчета 0,9 м2 на одного покупателя.

При традиционном методе продажи товаров:

A = Sпр /0.9 = 267 человек

При самообслуживании:

 А = Sпр /0.9 = 306 человек

Исходя из расчетов  и данных при одном человеке на 0,9 кв. метров, в торговом зале при традиционном методе продаж товаров и при самообслуживании видно, что количество человек рассчитано рационально, расчетное количество человек, которые одновременно могут находиться на площади проходов в торговом зале данные и расчеты совпадают.

Если сравнивать по двум типам магазинов площади  под оборудованием для проходов покупателей из расчетов видно, что  площадь для технического оборудования по типу самообслуживание больше на 75%, так же коридоры для покупателей  на 14,6%, но площадь, занятая узлами расчетов столами упаковки меньше на 16,7%. Это обуславливается тем, что при традиционном методе продажи товаров, продукция хранится в кладовых, а в самообслуживании большинство видов товаров на стеллажах, холодильных камерах, следовательно, для рационального обслуживания покупателей предусмотрено большая площадь торгового зала.

Так же рассчитаем показатели исходя из данных таблицы  № 5 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица № 6

Показатели

Вид оборудования в зависимости от емкости

1 ярусные

2-ярусные

4-ярусные

5-ярусные

Итого

1 ярусные

2-ярусные

4-ярусные

5-ярусные

Итого

Кол-во единиц торгово-технологического технологического оборудования, шт

9

8

33

46

96

17

20

69

85

191

Площадь основания  единицы оборудования, м2

1,8

0,4

1

-

-

-

-

-

-

-

Экспозиционная площадь (выкладки) оборудования, м2

172,8

69,12

326,4

403,2

971,52

191

191

191

191

764

Коэффициент емкости  единицы оборудования

1

1,8

3,4

4,2

-

-

-

-

-

-

Количество  единиц товара, размещенных на оборудовании в торговом зале, шт

685

40

4030

12520

17275

1296

100

8418

23120

32934

Среднее кол-во единиц товара на 1 м2 экспозиционной площади, шт

0,12

0,007

0,14

0,1

0,38

0,21

0,006

0,51

0,41

1,13

Товарный запас, выложенный в торговом зале, млн.р.

21,5

0,5

46,7

41,9

110,6

40,7

1,2

97,4

77,4

216,7

Товарный запас  в кладовых магазина, млн.руб.

-

-

-

-

860

-

-

-

-

948

Доля запасов  торгового зала в общей сумме  запасов магазина,%

2,5

0,06

5,43

4,87

12,86

4,29

0,13

10,3

8,16

22,9

Информация о работе Прогрессивные формы продаж и методы обслуживания покупателей