Прогрессивные формы продаж и методы обслуживания покупателей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 17:00, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – выявить наиболее прогрессивную форму продаж товара и метода обслуживания.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- исследовать формы продаж;
- исследовать методы обслуживания;
- изучить значение повышения качества обслуживания покупателей;
- рассмотреть процесс выбора магазина и совершения покупки покупателями;
- на примере предприятий торговли выявить наиболее эффективную форму продаж и метод обслуживания.

Содержание работы

Введение 3
1 Прогрессивные формы продаж и методы обслуживания
1.1 Понятие и характеристика форм продаж товаров 4
1.2 Организация и технология продаж товаров (методы обслуживания) 8
1.3 Обслуживание как неотъемлемая часть форм продаж 11
1.4 Повышение качества обслуживание – двигающий рычаг прогрессивных форм торговли 14
2 Анализ прогрессивных форм продаж, их эффективность на основании сравнения самообслуживания и традиционного метода
2.1 Организационно-правовая и экономическая характеристика магазина «Пятёрочка» 18
2.2 Анализ структуры оборота розничной торговли «Пятёрочки» 20
2.3 Эффективность форм продаж на основании сравнения самообслуживания и традиционного метода
2.3.1 Определение уровня качества обслуживания покупателей 21
2.3.2 Сравнение, исходя из экономических показателей 30
3 Анализ показателей и стратегии по улучшению эффективности 41
Заключение 43
Список использованной литературы 44

Файлы: 1 файл

курсовая (чистая).doc

— 336.00 Кб (Скачать файл)

 

3. Рассчитаем  и сравним экспозиционные площади.  Для этого нужно умножить общее число единиц оборудования на площадь основания единицы оборудования и на коэффициент ее емкости, выражающий площадь всех плоскостных элементов оборудования (ярусов).

Далее, на основании  приведенного общего количества единиц товара в торговом зале определяется среднее количество товарных единиц на один м2 экспозиционной площади и доля товарных запасов в торговом зале по каждому типу оборудования.

При традиционном методе продажи товаров

Sэксп1 = 96*1,8*1,0=172,8 = 173 (1 ярусные)

Sэксп2 = 96*0,4*1,8 = 69,1 = 69 (2 ярусные)

Sэксп4 = 96*1,0*3,4 = 326,4 = 326 (4 ярусные)

Sэксп5 = 96*4,2 = 403,2 = 403 (5 ярусные)

При самообслуживании

Sэксп1= Sэксп2= Sэксп4= Sэксп5= 191

Рассчитаем  на основании приведенного общего количества единиц товара в торговом зале среднее количество товарных единиц на один м2 экспозиционной площади и доля товарных запасов в торговом зале по каждому типу оборудования.

Кср = ТЗторгзала / Sэксп,

где     Кср - среднее количество товарных единиц на один м2

ТЗторгзала - Товарный запас, выложенный в торговом зале, млн.р.

Sэксп - Экспозиционная площадь (выкладки) оборудования, м2

 

При традиционном методе:

Кср1 = 21,5/173=0,12

Кср2=0,5/69=0,007

Кср4=46,7/326,4=0,14

Кср5=41,9/403,2=0,1

Ксробщ = 0,12+0,007+0,14+0,1=0,4

 

 

При самообслуживании:

Кср1= 40,7/191=0,2

Кср2=1,2/191=0,006

Кср4=97,4/191=0,51

Кср5=77,4/191=0,41

Ксробщ = 0,2+0,006+0,51+0,41 = 1,13

Доля товарных запасов в торговом зале по каждому  типу оборудования:

Дзторгз = ТЗторгз / ТЗкладобщ *100%,

где Дзторгз - Доля товарных запасов в торговом зале

ТЗторгз - Товарный запас, выложенный в торговом зале, млн.р.

ТЗкладобщ - Общий  товарный запас в кладовых магазина, млн.руб.

При традиционном методе обслуживания:

Дзторгз 1 = 21,5/860*100% = 2,5%

Дзторгз 2 = 0,5/860*100% = 0,06

Д зторгз 4 = 46,7/860*100% = 5,43%ъ

Дзторгз 5 = 41,9/860*100% = 4,87%

Дзторгз общ = 12,86%

При самообслуживании:

Дзторгз1 =  40,7/948*100% = 4,29

Дзторгз2 = 1,2/948*100% = 0,13

Дзторгз 4 = 97,4/948*100% = 10,3

Дзторгз5 = 77,4/948*100% = 8,16

Дзторгз общ = 22,9%

 

Из расчетов можно сделать вывод, что на экспозиционной площади при самообслуживании  товарных единиц больше, чем при традиционном методе, так же и доля запасов в торговом зале при самообслуживании больше, чем в традиционных магазинах, это обуславливается хранением продукции в кладовых, а не в витринах при традиционном методе.

4. Рассчитываются  основные показатели сравниваемых  магазинов, рациональное использование  их торговой площади и производительность  труда работников. Расчет начинается  с определения в сумме и  в процентах: прироста товарооборота в целом по магазинам (товарооборота в расчете на один кв.м. площади торгового зала, на одного работника магазина, на одного работника торгового зала, на один рубль заработной платы). После этого рассчитываются суммы реализованных торговых надбавок и издержек обращения по их уровню, приведенному в условиях задачи.

Т/кВ м = ГТ/Sторгз,

Где Т/кВ м - товарооборота  в расчете на один кв.м.

ГТ – годовой  товарооборот

Sторгз – площадь торгового зала

Т/ч = ГТ/Чр

Где Т/ч - товарооборота  в расчете на одного работника

ГТ – годовой  товарооборот

Чр – численность  работников

Т/зп = ГТ/ЗПс

Где Т/зп - товарооборота  в расчете на один рубль заработной платы

ГТ – годовой  товарооборот

ЗП- заработная плата

При традиционном методе

Т/кВ м =  2400/400 = 6 млн/кВ м = 0,25% от ГТ

Т/ч = 2400/80 = 30 млн/ч = 1,25% от ГТ

Т/зп = 2400/75,2 = 31 млн/р= 1,3% от ГТ

Прирост = 30+31+6 = 67 млн = 2,8% от ГТ

При самообслуживании

Т/кВ м = 3500/500 = 7млн/кВ м = 0,2% от ГТ

Т/ч = 3500/81 = 43 млн/ч = 1,23% от ГТ

Т/зп = 3500/95,8 = 36,53 млн/р = 1% от ГТ

Прирост = 7+43+36,53 = 86,53 млн = 2,43% от ГТ

Реализованные торговые надбавки:

при традиционном методе  = 5,79 млн р 

при самообслуживании = 7,48 млн р

Из расчетов под пунктом 3 и 4 видно что больший товарный запас в торговом зале обуславливает рост товарооборота на 0,43%, и вследствие этого реализованные надбавки больше на 1,69 млн рублей, что является показателем эффективности метода самообслуживания.

5. Рассчитаем  следующее:

- уровень заработной платы в % к товарообороту;

- удельный вес  заработной платы в общей сумме  издержек обращения;

- сумму издержек  обращения на один миллион  рублей товарооборота;

- экономию заработной  платы в сумме и в процентах  к товарообороту по сравниваемым магазинам в перерасчете на достигнутый объем товарооборота;

- относительное  сокращение общей численности  персонала и торгового персонала  путем последовательного деления  товарооборота магазина самообслуживания  на товарооборот, приходящийся на  одного работника магазина с традиционными методами продажи товаров, и вычисления разницы в численности;

- сумму торговой  прибыли и рентабельности по  каждому магазину.

Зп/гт = ЗП/ГТ *100% ,

Где Зп/гт = уровень  заработной платы в % к товарообороту

ЗП – заработная плата

ГТ – годовой товарооборот.

УВзп = ЗП/ИО

Где УВзп – удельный вес заработной платы в общей  сумме издержек обращения

ЗП – заработная плата

ИО – издержки обращения

ИО/млн = ИО/ГТ

Где Ио/млн –  сумма издержек на 1 млн рублей

ИО- издержки обращения

ГТ – годовой  товарооборт

Эзп = ЗП/ГТ

Эзп - экономия заработной платы 

ЗП – заработная плата

ГТ – годовой  товарооборот

При традиционном методе

ЗП/гт = 75,2/2400*100% = 3,1%

УВзп = 75,2/166,56 = 451 489 р

ИО/млн = 166,56 /2400 = 69 400 р

Эзп = 75,2/2400 = 0,031 = 0,001% от ГТ

При самообслуживании

ЗП/гт = 95,8/3500*100% = 2,7%

УВзп = 95,8/235,2 = 406 037 р

ИО/млн = 235,2 /3500 = 67 200 р

Эзп = 95,8/3500 = 0,027 = 0,0007% от ГТ

Относительное сокращение общей численности персонала  и торгового персонала 

С = Поб(Пт) –  ГТт/ГТчс

Где   С - Относительное  сокращение

ГТт – годовой  товарооборот при традиционном самообслуживании

ГТчс – годовой  товарооборот, приходящийся на одного работника в магазине самообслуживания

Поб- общая численность  персонала

Пт – торговый персонал

При традиционном методе

С = 80 -2400/(3500/81) =80-56 = 34

С = 58 – 56 = 2

При самообслуживании

С =81 – 56 = 35

С = 56 – 42 = 6

Сумма торговой прибыли и рентабельности по каждому  магазину

Р = 100%- (П/Тг*100%)

Где Р - рентабельность

П- Прибыль от торговой деятельности

Тг – годовой  товарооборот

При традиционном методе

Р =100% - ( 2233/2400*100%) = 6,94%

При самообслуживании

Р = 100% - (3265/3500*100%)= 6,72%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Анализ  показателей и стратегии по  улучшению эффективности

 

При использовании  метода самообслуживания проявляется как экономическая, так и социальная эффективность магазина.

Экономический эффект определяется повышением пропускной способности магазина, ростом товарооборота, продуктивным использованием торговой площади, сокращением численности торговых работников, повышением производительности труда, снижением издержек обращения товара, ростом рентабельности процесса продажи. Это видно из наших расчетов.

Социальный  эффект самообслуживания состоит в  сокращении времени покупателей  на приобретение товаров. Это достигается за счет расширения фронта показа и выкладки товаров и за счет того, что все покупатели, находящиеся в магазине, практически одновременно могут осматривать и отбирать товары.

При традиционном методе продажи товаров социальный эффект состоит в том, что покупателю уделяется больше внимания, консультируют и обслуживают только его одного - это плюс для покупателя, но минус для продавца и магазина в целом ( т.к. собирается очередь, нужен высокий уровень профессионализма продавца). 

Если есть средства и возможность при традиционном методе продаж можно будет перевести его на самообслуживание.

А все ли магазины и кассы можно перевести на самообслуживание тем самым произвести автоматизацию торговли?

Основной критерий,  который следует учитывать, – это площадь торгового зала. И составлять она должна не менее 100м2. Меньшие площади не позволяют в полной мере разместить весь ассортимент товаров и обеспечить достаточно свободного пространства для потока покупателей. Именно поэтому на заре появления у нас магазинов самообслуживании, в каком-нибудь маленьком магазинчике, пожелавшем не отставать от своих крупных собратьев, можно было наблюдать толпу посетителей перед турникетами в торговый зал, ожидающую, пока часть покупателей, совершив покупки, покинет в магазин. Такое явление, конечно, нельзя назвать позитивным. К тому же и экономии затрат на персонале в маленьком магазине практически не наблюдается.

При переходе на систему самообслуживания помимо закупок  нового торгового оборудования для  размещения товара в зале, следует учитывать ещё некоторые затратные моменты.

Во-первых, система  самообслуживания ориентирована на продажу фасованного товара. Чтобы  такой вид торговли был эффективным, доля фасованного товара в общем  товарообороте должна быть не менее 90%. А поскольку не весь товар поступает в магазин в фасованном и упакованном виде, то необходимо предусмотреть дополнительный вид работ, а в большинстве случаях и закупить фасовочно-упаковочное оборудование для подготовки товара к продаже в зале самообслуживания. Статистика показывает, что в магазинах самообслуживания фасовщики составляют до 15% от общей численности персонала, в то время как при торговле через прилавок они, как правило, отсутствуют.

Во-вторых, краж в магазинах самообслуживания совершается больше, чем при традиционной прилавочной торговле. Причем краж не только со стороны покупателей, но и продавцов. Порча товаров как умышленная, так и неумышленная при  самообслуживании тоже не редкость. Поэтому на смену части торгового персонала приходят охранники, противокражные системы и системы видеонаблюдения.

Что бы сократить  потери от краж и порчи товаров, в  некоторых магазинах некоторые  дорогостоящие товары по-прежнему продают  за прилавками (например, мясные изделия  или дорогую косметику и парфюмерию).

 

 

 

Заключение

При разнообразии форм продаж и методов обслуживание, наибольшее распространение получило самообслуживание и традиционный метод  продаж.

В больших городах  все более встречаются магазины с самообслуживанием, которые имеют  ряд преимуществ, как для покупателей, так и для продавца. В эпоху научно-технологической революции все больше распространяется интернет-магазины, которые позволяют покупать товар, не выходя из дома. Но к сожалению, такая форма продаж имеет ряд отрицательных моментов, наиболее весомый такой, как невозможность посмотреть товар ближе, «повертеть в руках», попросить консультацию по данному товару у продавца-консультанта и другое.

Сравнивая различные  методы обслуживания покупателей, можно  заметить, что самообслуживание наиболее эффективен, но имеет ряд отрицательных моментов, которые можно сгладить, вложив в торговое предприятие немалую сумму денег.

Для того, чтобы  увеличить эффективность торгового  предприятия, нужно предоставлять  дополнительные услуги.

Любая торговая услуга должна быть удобной для покупателей и прибыльной для тех, кто ее оказывает. Только тогда она получит массовое распространение. Преставление широкого круга качественных услуг в магазинах способствует росту товарооборачиваемости, а, следовательно, положительно влияет на прибыльность предприятий.

Набор и качество услуг зависят от типа специализации, месторасположения магазина, условий для оказания качественных услуг, квалификации работников.

В современных  условиях развитие всех видов услуг  должно быть выгодно предпринимателям  и удобно для потребителей. При этом все виды услуг, способствующих росту товарооборота, оборачиваемости, доходности, получают

соответствующее развитие при росте доходов населения. 

Список  использованной литературы

 

1 ФЗ «О защите прав потребителей»: закон Российской Федерации № 2300-1. - М. : Проспект, 2011. – 31 с.

Информация о работе Прогрессивные формы продаж и методы обслуживания покупателей