Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 17:00, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – выявить наиболее прогрессивную форму продаж товара и метода обслуживания.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- исследовать формы продаж;
- исследовать методы обслуживания;
- изучить значение повышения качества обслуживания покупателей;
- рассмотреть процесс выбора магазина и совершения покупки покупателями;
- на примере предприятий торговли выявить наиболее эффективную форму продаж и метод обслуживания.
Введение 3
1 Прогрессивные формы продаж и методы обслуживания
1.1 Понятие и характеристика форм продаж товаров 4
1.2 Организация и технология продаж товаров (методы обслуживания) 8
1.3 Обслуживание как неотъемлемая часть форм продаж 11
1.4 Повышение качества обслуживание – двигающий рычаг прогрессивных форм торговли 14
2 Анализ прогрессивных форм продаж, их эффективность на основании сравнения самообслуживания и традиционного метода
2.1 Организационно-правовая и экономическая характеристика магазина «Пятёрочка» 18
2.2 Анализ структуры оборота розничной торговли «Пятёрочки» 20
2.3 Эффективность форм продаж на основании сравнения самообслуживания и традиционного метода
2.3.1 Определение уровня качества обслуживания покупателей 21
2.3.2 Сравнение, исходя из экономических показателей 30
3 Анализ показателей и стратегии по улучшению эффективности 41
Заключение 43
Список использованной литературы 44
3. Рассчитаем
и сравним экспозиционные
Далее, на основании приведенного общего количества единиц товара в торговом зале определяется среднее количество товарных единиц на один м2 экспозиционной площади и доля товарных запасов в торговом зале по каждому типу оборудования.
При традиционном методе продажи товаров
Sэксп1 = 96*1,8*1,0=172,8 = 173 (1 ярусные)
Sэксп2 = 96*0,4*1,8 = 69,1 = 69 (2 ярусные)
Sэксп4 = 96*1,0*3,4 = 326,4 = 326 (4 ярусные)
Sэксп5 = 96*4,2 = 403,2 = 403 (5 ярусные)
При самообслуживании
Sэксп1= Sэксп2= Sэксп4= Sэксп5= 191
Рассчитаем на основании приведенного общего количества единиц товара в торговом зале среднее количество товарных единиц на один м2 экспозиционной площади и доля товарных запасов в торговом зале по каждому типу оборудования.
Кср = ТЗторгзала / Sэксп,
где Кср - среднее количество товарных единиц на один м2
ТЗторгзала - Товарный запас, выложенный в торговом зале, млн.р.
Sэксп - Экспозиционная площадь (выкладки) оборудования, м2
При традиционном методе:
Кср1 = 21,5/173=0,12
Кср2=0,5/69=0,007
Кср4=46,7/326,4=0,14
Кср5=41,9/403,2=0,1
Ксробщ = 0,12+0,007+0,14+0,1=0,4
При самообслуживании:
Кср1= 40,7/191=0,2
Кср2=1,2/191=0,006
Кср4=97,4/191=0,51
Кср5=77,4/191=0,41
Ксробщ = 0,2+0,006+0,51+0,41 = 1,13
Доля товарных запасов в торговом зале по каждому типу оборудования:
Дзторгз = ТЗторгз / ТЗкладобщ *100%,
где Дзторгз - Доля товарных запасов в торговом зале
ТЗторгз - Товарный запас, выложенный в торговом зале, млн.р.
ТЗкладобщ - Общий товарный запас в кладовых магазина, млн.руб.
При традиционном методе обслуживания:
Дзторгз 1 = 21,5/860*100% = 2,5%
Дзторгз 2 = 0,5/860*100% = 0,06
Д зторгз 4 = 46,7/860*100% = 5,43%ъ
Дзторгз 5 = 41,9/860*100% = 4,87%
Дзторгз общ = 12,86%
При самообслуживании:
Дзторгз1 = 40,7/948*100% = 4,29
Дзторгз2 = 1,2/948*100% = 0,13
Дзторгз 4 = 97,4/948*100% = 10,3
Дзторгз5 = 77,4/948*100% = 8,16
Дзторгз общ = 22,9%
Из расчетов можно сделать вывод, что на экспозиционной площади при самообслуживании товарных единиц больше, чем при традиционном методе, так же и доля запасов в торговом зале при самообслуживании больше, чем в традиционных магазинах, это обуславливается хранением продукции в кладовых, а не в витринах при традиционном методе.
4. Рассчитываются
основные показатели
Т/кВ м = ГТ/Sторгз,
Где Т/кВ м - товарооборота в расчете на один кв.м.
ГТ – годовой товарооборот
Sторгз – площадь торгового зала
Т/ч = ГТ/Чр
Где Т/ч - товарооборота в расчете на одного работника
ГТ – годовой товарооборот
Чр – численность работников
Т/зп = ГТ/ЗПс
Где Т/зп - товарооборота в расчете на один рубль заработной платы
ГТ – годовой товарооборот
ЗП- заработная плата
При традиционном методе
Т/кВ м = 2400/400 = 6 млн/кВ м = 0,25% от ГТ
Т/ч = 2400/80 = 30 млн/ч = 1,25% от ГТ
Т/зп = 2400/75,2 = 31 млн/р= 1,3% от ГТ
Прирост = 30+31+6 = 67 млн = 2,8% от ГТ
При самообслуживании
Т/кВ м = 3500/500 = 7млн/кВ м = 0,2% от ГТ
Т/ч = 3500/81 = 43 млн/ч = 1,23% от ГТ
Т/зп = 3500/95,8 = 36,53 млн/р = 1% от ГТ
Прирост = 7+43+36,53 = 86,53 млн = 2,43% от ГТ
Реализованные торговые надбавки:
при традиционном методе = 5,79 млн р
при самообслуживании = 7,48 млн р
Из расчетов под пунктом 3 и 4 видно что больший товарный запас в торговом зале обуславливает рост товарооборота на 0,43%, и вследствие этого реализованные надбавки больше на 1,69 млн рублей, что является показателем эффективности метода самообслуживания.
5. Рассчитаем следующее:
- уровень заработной платы в % к товарообороту;
- удельный вес
заработной платы в общей
- сумму издержек обращения на один миллион рублей товарооборота;
- экономию заработной
платы в сумме и в процентах
к товарообороту по
- относительное
сокращение общей численности
персонала и торгового
- сумму торговой прибыли и рентабельности по каждому магазину.
Зп/гт = ЗП/ГТ *100% ,
Где Зп/гт = уровень заработной платы в % к товарообороту
ЗП – заработная плата
ГТ – годовой товарооборот.
УВзп = ЗП/ИО
Где УВзп – удельный вес заработной платы в общей сумме издержек обращения
ЗП – заработная плата
ИО – издержки обращения
ИО/млн = ИО/ГТ
Где Ио/млн – сумма издержек на 1 млн рублей
ИО- издержки обращения
ГТ – годовой товарооборт
Эзп = ЗП/ГТ
Эзп - экономия заработной платы
ЗП – заработная плата
ГТ – годовой товарооборот
При традиционном методе
ЗП/гт = 75,2/2400*100% = 3,1%
УВзп = 75,2/166,56 = 451 489 р
ИО/млн = 166,56 /2400 = 69 400 р
Эзп = 75,2/2400 = 0,031 = 0,001% от ГТ
При самообслуживании
ЗП/гт = 95,8/3500*100% = 2,7%
УВзп = 95,8/235,2 = 406 037 р
ИО/млн = 235,2 /3500 = 67 200 р
Эзп = 95,8/3500 = 0,027 = 0,0007% от ГТ
Относительное сокращение общей численности персонала и торгового персонала
С = Поб(Пт) – ГТт/ГТчс
Где С - Относительное сокращение
ГТт – годовой товарооборот при традиционном самообслуживании
ГТчс – годовой товарооборот, приходящийся на одного работника в магазине самообслуживания
Поб- общая численность персонала
Пт – торговый персонал
При традиционном методе
С = 80 -2400/(3500/81) =80-56 = 34
С = 58 – 56 = 2
При самообслуживании
С =81 – 56 = 35
С = 56 – 42 = 6
Сумма торговой прибыли и рентабельности по каждому магазину
Р = 100%- (П/Тг*100%)
Где Р - рентабельность
П- Прибыль от торговой деятельности
Тг – годовой товарооборот
При традиционном методе
Р =100% - ( 2233/2400*100%) = 6,94%
При самообслуживании
Р = 100% - (3265/3500*100%)= 6,72%
3 Анализ показателей и стратегии по улучшению эффективности
При использовании метода самообслуживания проявляется как экономическая, так и социальная эффективность магазина.
Экономический
эффект определяется повышением пропускной
способности магазина, ростом товарооборота,
продуктивным использованием торговой
площади, сокращением численности торгов
Социальный эффект самообслуживания состоит в сокращении времени покупателей на приобретение товаров. Это достигается за счет расширения фронта показа и выкладки товаров и за счет того, что все покупатели, находящиеся в магазине, практически одновременно могут осматривать и отбирать товары.
При традиционном методе продажи товаров социальный эффект состоит в том, что покупателю уделяется больше внимания, консультируют и обслуживают только его одного - это плюс для покупателя, но минус для продавца и магазина в целом ( т.к. собирается очередь, нужен высокий уровень профессионализма продавца).
Если есть средства и возможность при традиционном методе продаж можно будет перевести его на самообслуживание.
А все ли магазины и кассы можно перевести на самообслуживание тем самым произвести автоматизацию торговли?
Основной критерий, который следует учитывать, – это площадь торгового зала. И составлять она должна не менее 100м2. Меньшие площади не позволяют в полной мере разместить весь ассортимент товаров и обеспечить достаточно свободного пространства для потока покупателей. Именно поэтому на заре появления у нас магазинов самообслуживании, в каком-нибудь маленьком магазинчике, пожелавшем не отставать от своих крупных собратьев, можно было наблюдать толпу посетителей перед турникетами в торговый зал, ожидающую, пока часть покупателей, совершив покупки, покинет в магазин. Такое явление, конечно, нельзя назвать позитивным. К тому же и экономии затрат на персонале в маленьком магазине практически не наблюдается.
При переходе на систему самообслуживания помимо закупок нового торгового оборудования для размещения товара в зале, следует учитывать ещё некоторые затратные моменты.
Во-первых, система самообслуживания ориентирована на продажу фасованного товара. Чтобы такой вид торговли был эффективным, доля фасованного товара в общем товарообороте должна быть не менее 90%. А поскольку не весь товар поступает в магазин в фасованном и упакованном виде, то необходимо предусмотреть дополнительный вид работ, а в большинстве случаях и закупить фасовочно-упаковочное оборудование для подготовки товара к продаже в зале самообслуживания. Статистика показывает, что в магазинах самообслуживания фасовщики составляют до 15% от общей численности персонала, в то время как при торговле через прилавок они, как правило, отсутствуют.
Во-вторых, краж в магазинах самообслуживания совершается больше, чем при традиционной прилавочной торговле. Причем краж не только со стороны покупателей, но и продавцов. Порча товаров как умышленная, так и неумышленная при самообслуживании тоже не редкость. Поэтому на смену части торгового персонала приходят охранники, противокражные системы и системы видеонаблюдения.
Что бы сократить
потери от краж и порчи товаров, в
некоторых магазинах некоторые
дорогостоящие товары по-прежнему продают
за прилавками (например, мясные изделия
или дорогую косметику и
Заключение
При разнообразии форм продаж и методов обслуживание, наибольшее распространение получило самообслуживание и традиционный метод продаж.
В больших городах все более встречаются магазины с самообслуживанием, которые имеют ряд преимуществ, как для покупателей, так и для продавца. В эпоху научно-технологической революции все больше распространяется интернет-магазины, которые позволяют покупать товар, не выходя из дома. Но к сожалению, такая форма продаж имеет ряд отрицательных моментов, наиболее весомый такой, как невозможность посмотреть товар ближе, «повертеть в руках», попросить консультацию по данному товару у продавца-консультанта и другое.
Сравнивая различные методы обслуживания покупателей, можно заметить, что самообслуживание наиболее эффективен, но имеет ряд отрицательных моментов, которые можно сгладить, вложив в торговое предприятие немалую сумму денег.
Для того, чтобы
увеличить эффективность
Любая торговая услуга должна быть удобной для покупателей и прибыльной для тех, кто ее оказывает. Только тогда она получит массовое распространение. Преставление широкого круга качественных услуг в магазинах способствует росту товарооборачиваемости, а, следовательно, положительно влияет на прибыльность предприятий.
Набор и качество услуг зависят от типа специализации, месторасположения магазина, условий для оказания качественных услуг, квалификации работников.
В современных условиях развитие всех видов услуг должно быть выгодно предпринимателям и удобно для потребителей. При этом все виды услуг, способствующих росту товарооборота, оборачиваемости, доходности, получают
соответствующее развитие при
росте доходов населения.
Список использованной литературы
1 ФЗ «О защите прав потребителей»: закон Российской Федерации № 2300-1. - М. : Проспект, 2011. – 31 с.
Информация о работе Прогрессивные формы продаж и методы обслуживания покупателей