Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 15:34, курсовая работа
Цель работы состоит в изучении конкурентоспособности предприятия в современных условиях, оценке конкурентной позиции на ООО «ТК Читинка» и разработке путей ее улучшения.
В соответствии с выше поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1) определить сущность конкурентоспособности;
2) рассмотреть формирование стратегии конкурентоспособноcти предприятия;
3) определить методы анализа конкурентоспособности предприятия;
4) проанализировать конкурентоспособность ООО «ТК Читинка»;
Введение ………………………………..………………………………………....3
Глава 1 Теоретические основы конкурентоспособности предприятия …..….5
1.1 Понятие конкурентоспособности предприятия и проблемы ее повышения………………………………………………………………………..5
1.2 Формирование стратегии конкурентоспособности предприятия..19
1.3 Методы исследования конкурентоспособности предприятия.........23
1.3.1 SWOT-анализ………………………………………………..23
1.3.2 Модель пяти сил конкуренции М. Портера……………….24
1.3.3 Методика сравнительного анализа конкурентов……….…27
Глава 2 Анализ конкурентоспособности предприятия ООО «ТК Читинка».…………………………………………………………………......…..33
2.1 Краткая характеристика ООО «ТК Читинка»……….……….…....33
2.2. Анализ внешней и внутренней среды ООО «ТК Читинка»………37
2.3 Анализ конкурентной позиции …………………………………….59
Глава 3 Разработка мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности ООО «ТК Читинка»…………………..………….......62
3.1 Предложения по совершенствованию системы управления запасами для ООО «ТК Читинка» ……………..……………………………………….….62
3.2 Мероприятия, направленные на стимулирование сбыта в ООО «ТК Читинка» …………………………………………………………….……….…..67
3.3 Расчет экономической эффективности от предложенных мероприятий……………………………………………………………………....72
Заключение……………………………………………………………………….70
Список использованных источников………………………………………...…73
Содержание
Введение
………………………………..……………………………………….
Глава 1 Теоретические основы конкурентоспособности предприятия …..….5
1.1 Понятие
конкурентоспособности
1.2 Формирование стратегии конкурентоспособности предприятия..19
1.3 Методы исследования конкурентоспособности предприятия.........23
1.3.1 SWOT-анализ……………………………………………….
1.3.2 Модель пяти сил конкуренции М. Портера……………….24
1.3.3 Методика сравнительного
Глава 2 Анализ
конкурентоспособности
2.1 Краткая характеристика ООО «ТК Читинка»……….……….…....33
2.2. Анализ внешней и внутренней среды ООО «ТК Читинка»………37
2.3 Анализ конкурентной позиции …………………………………….59
Глава 3 Разработка мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности ООО «ТК Читинка»…………………..………….......62
3.1 Предложения по совершенствованию системы управления запасами для ООО «ТК Читинка» ……………..……………………………………….….62
3.2 Мероприятия,
направленные на
3.3 Расчет
экономической эффективности от предложенных
мероприятий…………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных
источников………………………………………...…
Введение
Актуальность темы: функционирование предприятий в условиях рыночной экономики невозможно без учёта деятельности конкурентов. Жизнь в условиях конкурентной борьбы – непременный фактор, определяющий само право на существование той или иной организации. Сама конкурентная борьба позволяет вычленить из множества организаций непременных лидеров, способных производить по-настоящему качественные и актуальные для современной жизни товары и услуги, которые будут востребованы населением. Именно поэтому так важно изучать конкурентов и, исходя из этого, принимать обоснованные решения в пользу повышения конкурентоспособности отдельно взятой организации.
Успешность компании обуславливается способностью предложить товары и услуги, наиболее соответствующие нуждам рынка и потребителей. Поэтому так важно пристальное внимание уделять такому многозначимому аспекту предприятия, как конкурентоспособность.
Актуальность
рассматриваемой темы заключается
в том, что все предприятия
и организации в большей или
меньшей степени сталкиваются с
такой проблемой как
Объект исследования: ООО «ТК Читинка».
Предмет
исследования: пути повышения
Цель работы состоит в изучении конкурентоспособности предприятия в современных условиях, оценке конкурентной позиции на ООО «ТК Читинка» и разработке путей ее улучшения.
В соответствии с выше поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1) определить сущность конкурентоспособности;
2) рассмотреть формирование стратегии конкурентоспособноcти предприятия;
3) определить методы анализа конкурентоспособности предприятия;
4) проанализировать конкурентоспособность ООО «ТК Читинка»;
5) оценить внешнюю среду ООО «ТК Читинка»;
6) провести анализ внутренней среды ООО «ТК Читинка»;
7) проанализировать ООО «ТК Читинка» на основе SWOT-анализа;
8) выявить
проблемы складывающейся
Структура работы: состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
В первой главе изучены теоретические основы конкурентоспособности предприятия.
Во второй главе проанализированы внешняя и внутренняя среды предприятия, а так же дана оценка конкурентной позиции ООО «ТК Читинка».
Третья глава содержит в себе мероприятия по совершенствованию конкурентной позиции ООО «ТК Читинка».
При написании данной работы были использованы учебная и периодическая литература, нормативно-правовая база, информационные ресурсы Интернет.
Глава 1 Теоретические основы конкурентоспособности предприятия
1.1 Понятие конкурентоспособности предприятия и проблемы ее повышения
Теория конкуренции была обобщена Адамом Смитом в работе «Исследование о природе и причине богатства народов» (1776 г.)[32, с. 24].
Новизна теории конкуренции по А. Смиту заключается в том, что он впервые [32, с. 25]:
Определенный вклад в развитие теории конкуренции Адама Смита внесли Д. Рикардо, Дж. Робинсон, Дж.М.Кейнс, Й. Шумпетер, П. Хейне, Ф.А. Хайек, Ф. Найт, К.Р. Макконнелл, СЛ. Брю, М. Портер, Г.Л. Азоев, Л.Г. Раменский, А.Ю. Юданов и др.
Определение
конкуренции разрабатывали
Ф. Найт определяет конкуренцию как ситуацию, в которой конкурирующих единиц много и они независимы [32, c. 25].
К. Р. Макконнелл и СЛ. Брю считают, что конкуренция — это наличие на рынке большого числа независимых покупателей и продавцов, возможность для покупателей и продавцов свободно выходить на рынок и покидать его.
Й.Ж.Шумпетер определял конкуренцию как соперничество старого с новым, с инновациями.
В своей книге «Международная конкуренция» М. Портер отмечает, что конкуренция — динамичный и развивающийся процесс, непрерывно меняющийся ландшафт, на котором появляются новые товары, новые пути маркетинга, новые производственные процессы и новые рыночные сегменты.
Р.А.Фатхутдинов предложил следующее определение: конкуренция — процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами на конкретном рынке (территории) для одержания победы или достижения других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях.
Для определения конкуренции существуют три подхода (этимологически слово «конкуренция» восходит к латинскому «concurrentia», означающему «столкновение», «состязание»).
Первый
определяет конкуренцию как
Второй
подход рассматривает конкуренцию
как элемент рыночного
Третий подход определяет конкуренцию как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка, и основывается на современной теории морфологии рынка [5, с.113].
Конкуренция хотя и в различной интерпретации, но все же определяется как соперничество экономических субъектов, поэтому конкуренция – это механизм соперничества, борьбы рыночных структур за право найти своего покупателя и за возможность продать свой товар на наиболее выгодных условиях и, следовательно, получить максимальную прибыль.
Присутствие конкурента на рынке создает элемент состязательности: продавцы борются за право лучше удовлетворить потребности покупателя, сделать его своим постоянным клиентом [4, с.277].
Именно конкуренция:
- оживляет рынок;
- заставляет
предприятия и поставщиков
- заставляет
при вступлении в ту или
иную отрасль новых фирм
- заставляет фирмы переходить на самые эффективные технологии;
- обеспечивает обстановку, способствующую техническому и общественному прогрессу [5, с.16].
Борьба за экономическое выживание и процветание – закон рынка. Конкуренция (как и её противоположность - монополия) может существовать только при определённом состоянии рынка. Разные виды конкуренции (и монополии) зависят от определённых показателей состояния рынка. Различают рынки совершенной и несовершенной конкуренции.
Рынок совершенной конкуренции должен удовлетворять следующим условиям:
- на нем
существует много
- рынок
характеризуется продуктовой
- покупатели
должны быть хорошо
- должен обеспечиваться свободный вход и выход на рынок, т. е, должны отсутствовать рыночные барьеры;
- производители
и потребители имеют
Очевидно,
что в реальных условиях рынки
свободной конкуренции
В силу указанных причин подавляющее число рынков относятся к рынкам - несовершенной конкуренции.
Классификация рынков несовершенной конкуренции приведена в таблице 1.1.
Таблица 1.1 – Типы рынков несовершенной конкуренции [29, c. 128]
Один продавец |
Несколько продавцов |
Много продавцов | |
Недифференцированный продукт |
Чистая монополия |
Чистая олигополия |
Чистая конкуренция |
Дифференцированный продукт |
Дифференцированная олигополия |
Монополистическая конкуренция |
Таблица показывает два классификационных признака:
- количество продавцов на рынке;
-дифференцированность товара: под недифференцированным продуктом понимается массовая продукция с однородными свойствами — металл, нефть, зерно, сахарный песок и т. д. Свойства этих продуктов или заданы природой, или определяются стандартами. Все остальные продукты относятся к категории дифференцированных, характеристики которых производители могут менять.
Чистая монополия характеризует рынок единственного продавца (государственная организация, частная регулируемая или нерегулируемая со стороны государства организация), не имеющего близких заменителей.
Цена в каждом случае устанавливается по-разному, например, государственная монополия может устанавливать цены ниже издержек на продукты, имеющие важное значение для бедных потребителей, а нерегулируемая организация может устанавливать предельно высокие цены.
Деятельность
чистых или почти чистых монополистов
обычно регулируется государством. В
этом случае государство стремится
обеспечить установление цен, справедливых
как для производителей, так и
для потребителей. В случае отсутствия
регулирования цен со стороны
государства монополисты
Негативные
последствия чистой монополии проявляются
в том, что у предприятия-монополиста
отсутствуют необходимые
Олигополистическая конкуренция имеет место, когда в отрасли действует несколько, обычно крупных, организаций, и подразделяется на чистую и дифференцированную олигополии. В первом случае производятся и продаются недифференцированные продукты, например, нефть, газ, металлы; во втором случае - дифференцированные продукты, например, автомобили. Олигополистические организации ведут неценовую конкуренцию.
Для олигополии характерны следующие черты:
- Продавцы
(покупатели) являются крупными
- Небольшое число продавцов;
- Существуют значительные барьеры входа и выхода;
- Прибыль
экономических агентов в
- Продаваемый
товар может быть как
Чистая конкуренция имеет место, когда большое число фирм производят и продают массовую продукцию с однородными свойствами, например, зерно, масло, сахарный песок и т. п. В условиях чистой конкуренции преимущества в конкурентной борьбе обеспечиваются, прежде всего, за счет создания надежной, устойчивой репутации организации, эффективных систем сбыта и сервиса, проведения активных кампаний по продвижению продуктов.
Информация о работе Пути повышения конкурентоспособности ООО "ТК Читинка"