Пути повышения конкурентоспособности ООО "ТК Читинка"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 15:34, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в изучении конкурентоспособности предприятия в современных условиях, оценке конкурентной позиции на ООО «ТК Читинка» и разработке путей ее улучшения.
В соответствии с выше поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1) определить сущность конкурентоспособности;
2) рассмотреть формирование стратегии конкурентоспособноcти предприятия;
3) определить методы анализа конкурентоспособности предприятия;
4) проанализировать конкурентоспособность ООО «ТК Читинка»;

Содержание работы

Введение ………………………………..………………………………………....3
Глава 1 Теоретические основы конкурентоспособности предприятия …..….5
1.1 Понятие конкурентоспособности предприятия и проблемы ее повышения………………………………………………………………………..5
1.2 Формирование стратегии конкурентоспособности предприятия..19
1.3 Методы исследования конкурентоспособности предприятия.........23
1.3.1 SWOT-анализ………………………………………………..23
1.3.2 Модель пяти сил конкуренции М. Портера……………….24
1.3.3 Методика сравнительного анализа конкурентов……….…27
Глава 2 Анализ конкурентоспособности предприятия ООО «ТК Читинка».…………………………………………………………………......…..33
2.1 Краткая характеристика ООО «ТК Читинка»……….……….…....33
2.2. Анализ внешней и внутренней среды ООО «ТК Читинка»………37
2.3 Анализ конкурентной позиции …………………………………….59
Глава 3 Разработка мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности ООО «ТК Читинка»…………………..………….......62
3.1 Предложения по совершенствованию системы управления запасами для ООО «ТК Читинка» ……………..……………………………………….….62
3.2 Мероприятия, направленные на стимулирование сбыта в ООО «ТК Читинка» …………………………………………………………….……….…..67
3.3 Расчет экономической эффективности от предложенных мероприятий……………………………………………………………………....72
Заключение……………………………………………………………………….70
Список использованных источников………………………………………...…73

Файлы: 1 файл

Пути повышения конкурентоспособности ООО ТК Читинка 09-12-12.docx

— 262.46 Кб (Скачать файл)

Исследования, проведенные в указанных направлениях, дадут фирме возможность определить конкурентный «климат», интенсивность соперничества и тип конкурентного преимущества, которым владеет каждый из конкурентов. [9, c. 91]

 

1.3.3 Методика сравнительного анализа  конкурентов

 

Для проведения анализа первоначально необходимо собрать сведения о конкурентах, показать достоинства и недостатки конкурирующих предприятий, определить сферу влияния каждого из них  на рынок, показать, кто из них имеет  максимальную и минимальную цену, чья продукция наиболее качественна.

В качестве источников информации о конкурирующих  фирмах используются официальные данные о фирмах, данные публикаций в периодике, статистические отчеты, а также информация непосредственно с рынков сбыта: от сбытовых подразделений фирм, инженерного  персонала, поставщиков и других агентов на рынке

Сравнительный анализ конкурентов проводится с  целью:

- выявления  сильных и слабых сторон в  деятельности конкурентов;

- определения  по совокупной оценке наиболее  сильных и наиболее слабых  конкурентов;

- выбора  наступательных или оборонительных стратегий по отношению к конкретным конкурентам.

Наиболее  часто встречающейся в литературе методикой является оценка основных конкурентов по некоторому числу  факторов с помощью балльной системы. Сделать это можно экспертным путем, например, проранжировать все параметры для каждого предприятия по шкале от 1 до 5 баллов, в которой пять баллов означает «отлично», а один балл – «неудовлетворительно».

Если  по какому-либо параметру проставлена  оценка 1, то это означает, что именно этот параметр является слабой стороной предприятия, и, наоборот, в случае проставления оценки 5 – предприятие является лидером по данному параметру. Оценка проводится с помощью таблицы, которая наглядно отображает рейтинг предприятий (см. таблицу 1.2).

С точки  зрения результативности деятельности фирм-конкурентов на рынке и завоевания ими там сильных позиций можно  выделить следующие основные факторы, требующие изучения (указаны только важнейшие направления исследования деятельности фирм-конкурентов):

1 Имидж  фирмы.

2. Концепция  продукта, на которой базируется  деятельность фирмы.

3. Качество  продуктов, уровень их соответствия  мировому уровню (обычно определяется  путем опросов или сравнительных  тестов).

4. Уровень  диверсификации производственно-хозяйственной  деятельности (видов бизнеса), разнообразие  номенклатуры продуктов.

5. Суммарная  рыночная доля главных видов  бизнеса.

6. Мощность  научно-исследовательской и конструкторской  базы, характеризующей возможности  по разработке новых продуктов  (размер бюджета НИОКР, число сотрудников и т.д.)

7. Мощность  производственной базы, характеризующей  возможности перестраиваться на  выпуск новых продуктов и наращивать  объемы выпуска освоенных продуктов  (число занятых, оснащенность  основными фондами, их уровень  и эффективность использования,  структура издержек, в том числе  использование фактора экономии  в зависимости от объема и  освоенности выпуска).

8. Финансы,  как собственные, так и привлекаемые  со стороны.

9. Рыночная  цена с учетом возможных скидок  или наценок.

10. Частота  и глубина проводимых маркетинговых  исследований, их бюджет.

11. Предпродажная  подготовка, которая свидетельствует  о способности фирмы привлекать  и удерживать потребителей за  счет более глубокого удовлетворения  их потребностей.

12. Эффективность  сбыта с точки зрения используемых  каналов товародвижения.

13. Уровень  стимулирования сбыта (работников  сбытовых служб предприятия, торговых  организаций и потребителей).

14. Уровень  рекламной деятельности.

15. Уровень  послепродажного обслуживания.

16. Политика  фирмы во внешней предпринимательской  среде, характеризующая способность  фирмы управлять в позитивном  плане своими отношениями с  государственными и местными  властями, общественными организациями,  прессой, населением и т. п.  Собранную информацию целесообразно  представить в виде табл. 1.2.

 

 

 

 

 

Таблица 1.2 - Данные для сравнительного анализа результативности деятельности фирм-конкурентов

Критерий

Исследу-емое предприятие

Конкурент 1

Конкурент

2

Конкурент 3

Конкурент N

имидж фирмы

         

концепция продукта

         

качество продуктов

         

рыночная доля

         

рыночная цена

         

предпродажная подготовка

         

уровень послепродажного обслуживания

         

1 – позиция очень плохая; 2 - плохая; 3 - средняя; 4 - хорошая; 5 - отличная.


 

При сравнительной  оценке эффективности маркетинговой  деятельности фирм-конкурентов (в целом  по совокупности деятельности на всех рынках или относительно отдельных  рынков) возможно использование следующих  критериев, которые целесообразно  сгруппировать по отдельным элементам комплекса маркетинга.

В процессе анализа очень важно дать развернутое  смысловое объяснение или обоснование, почему той или иной переменной в  таблице 3 присвоена данная оценка. Только в этом случае общий итог листа оценки (сумма баллов) покажет  истинное положение предприятия  по отношению к основным конкурентам  на рынке. Суммирование по отдельным  факторам и сопоставление этих данных с общим итогом таблицы позволяет  руководству предприятия выяснить, за счет улучшения каких параметров нужно повышать конкурентоспособность.

Оценка  возможностей фирмы позволит построить многоугольник конкурентоспособности (см. рисунок 1.4).

Рисунок 1.4 - Многоугольник  конкурентоспособности

 

По каждой оси для отображения уровня значений каждого из исследуемых факторов (в многоугольнике оценка проводилась  только по 8 факторам) используется определенный масштаб измерений (очень часто  в виде балльных оценок). Изображая  на одном рисунке многоугольники конкурентоспособности для разных фирм, легко провести анализ уровня их конкурентоспособности по разным факторам.

Недостатком такого подхода является отсутствие прогнозной информации относительно того, в какой мере та или иная фирма-конкурент  в состоянии улучшить свою деятельность.

Результаты  исследования всех аспектов деятельности конкурентов используются для определения, с кем из них можно конкурировать  и с кем не стоит ввязываться  в конкурентную борьбу, служат целям  выбора эффективных стратегий рыночной деятельности. [22, с.16]

К критериям оценки конкурентоспособности предприятия относятся:

1) на оперативном уровне - показатель конкурентоспособности продукции. Методами оценки являются: эвристический (экспертный), квалиметрический, комплексный (интегральный).

2) на тактическом уровне – комплексный показатель состояния предприятия. К методам оценки относятся: методики комплексных оценок финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

3) на стратегическом уровне – рост стоимости предприятия. Подходами к оценке являются: сравнительный, затратный, доходный, опционный.

Выводы  по первой главе:

Теоретическое исследование показало, что нет единого  определения конкуренции. Данное понятие  разрабатывалось множеством авторов, к примеру, Ф. Найт определяет конкуренцию как ситуацию, в которой конкурирующих единиц много и они независимы.

К. Р. Макконнелл и СЛ. Брю считают, что конкуренция — это наличие на рынке большого числа независимых покупателей и продавцов, возможность для покупателей и продавцов свободно выходить на рынок и покидать его.

Й.Ж.Шумпетер определял конкуренцию как соперничество старого с новым, с инновациями.

В своей  книге «Международная конкуренция» М. Портер отмечает, что конкуренция — динамичный и развивающийся процесс, непрерывно меняющийся ландшафт, на котором появляются новые товары, новые пути маркетинга, новые производственные процессы и новые рыночные сегменты.

Р.А.Фатхутдинов  предложил следующее определение: конкуренция — процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами на конкретном рынке (территории) для одержания победы или достижения других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях.

Понятие конкурентоспособности фирмы включает в себя большой комплекс экономических  характеристик, определяющих положение  фирмы на отраслевом рынке. Этот комплекс может включать характеристики товара, определяемые сферой производства, а  также факторы, формирующие в  целом экономические условия  производства и сбыта товаров  фирмы.

Таким образом, конкурентоспособность предприятия  – это способность осуществлять свою деятельность в условиях рыночных отношений и получать при этом прибыль, достаточную для научно-технического совершенствования производства, стимулирования работников и поддержания продукции на высоком уровне.

Для того чтобы создать конкурентоспособное предприятие, надо не просто модернизировать производство и управление, но и четко знать, для чего это делается, какая цель должна быть достигнута, на основании этого создается конкурентная стратегия.

В литературе выделяют пять категорий конкурентных стратегий:

1. Стратегия  лидерства на основе низких  издержек.

2. Стратегия  дифференциации, или индивидуализации.

3. Стратегия  наилучшей стоимости. 

4. Стратегия  концентрации на узком сегменте  или нише рынка на основе  низких издержек.

5. Стратегия  концентрации на узком сегменте  или нише рынка на основе  дифференциации.

Основными методами оценки конкурентной позиции  предприятия являются:

- SWOT-анализ;

- Модель пяти сил конкуренции М. Портера;

- Методика сравнительного анализа конкурентов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Анализ конкурентоспособности предприятия 

ООО «ТК Читинка»

2.1 Краткая характеристика ООО «ТК Читинка»

 

ООО «ТК ЧИТИНКА» (Забайкальский край, ИНН 7536105350) зарегистрировано 20 октября 2009 года регистрирующим органом Межрайонная инспекция ФНС N 2 по Г. Чите.

Юридический адрес: 672001, г. Чита, ул. Лазо, д. 110.

ООО «ТК Читинка», являясь юридическим лицом, имеет в собственности обособленное имущество, которым оно отвечает по своим обязательствам. Предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, а также нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Общество  также имеет расчетный счет в  банке, круглую печать со своим наименованием, штампы, бланки и другие реквизиты.

Учредителями  ООО «ТК Читинка» являются физические лица, из вкладов которых образован уставный капитал предприятия.

Основными внутренними документами, регулирующим деятельность ООО «ТК Читинка», являются Устав предприятия, Учредительный договор, коллективный договор.

Устав исследуемого предприятия утвержден в соответствии с действующим российским законодательством  решением общего собрания учредителей-участников общества.

Высший  орган управления общества – общее  собрания его участников. Исполнительным органом является директор, избранный  общим собранием. Он же осуществляет организацию документооборота.

Главная задача фирмы «ТК Читинка» – это получение максимальной прибыли на вложенный капитал путем осуществления торговой деятельности, не противоречащей действующему законодательству.

 

 

Организационная структура ООО «ТК Читинка» представлена на рис. 2.1.



 










Рисунок 2.1 - Организационная структура  ООО «ТК Читинка»

 

Она позволяет  эффективно распределить функции в  соответствии с характером деятельности предприятия.

Основным  видом деятельности предприятия  является оптовая и мелкооптовая торговля продуктовыми товарами, и мелкооптовая промышленными товарами. Ассортимент предлагаемой потребителям продукции включает в себя более 500 наименований, а именно: продукты питания (90%) и бытовая химия (10%) (рис. 2.2).

Информация о работе Пути повышения конкурентоспособности ООО "ТК Читинка"