Пути увеличения товарооборота предприятия торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 01:33, курсовая работа

Описание работы

Переход к рыночной экономике, многообразию форм собственности, развитие маркетинга и менеджмента требует от руководителей и менеджеров предприятий, фирм и ассоциаций повышения эффективности использования экономического потенциала, оптимальных форм хозяйствования, достижения наилучших результатов при наименьших затратах труда и средств. Следовательно, необходимо развитие теории и практики анализа хозяйственной деятельности, как одного из основных методов научного управления экономикой.

Содержание работы

Введение 3
1 Экономическая сущность товарооборота предприятия общественного
питания
1.1 Понятие, значение и классификация товарооборота 6
1.2 Роль товарооборота и его значение в экономике страны 16
1.3 Факторы, влияющие на товарооборот 18
2 Анализ товарооборота и выпуска продукции на примере кафе «Лепота»
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 27
2.2 Общий анализ показателей товарооборота 30
2.3 Расчёт факторов, влияющих на товарооборот 35
3 Планирование товарооборота предприятия общественного питания на примере кафе «Лепота» 40
Заключение 56
Список использованных источников 60

Файлы: 1 файл

Планирование Ирина.docx

— 99.91 Кб (Скачать файл)

 

 Таблица 2 – Эффективность использования материально-технической базы предприятия [14]

Годы

Товарооборот на 1 кв.м. полезной площади

2009

6,6 млн. руб.

2010

7,8 млн. руб.


 

          В предприятии работает 28 человек,  из них 21 являются официантами.  Удельный вес официантов в  общей численности работников  предприятия составляет 75%, По сравнению  с прошлым годом соотношение  между численностью официантов  и административных работников  изменилось в пользу официантов (в 2009 году - 74%).

Таблица 3 – Эффективность  труда официантов [15]

Годы

Товарооборот на одного официанта (в млн. руб.)

2009

131,0

2010

142,0


     За счет  роста эффективности труда получено 73,3% прироста общей суммы товарооборота,  а за счет увеличения численности  официантов (экстенсивный фактор) - 26,7%.

Таблица 4 – Уровень издержек обращения [15]

Годы

 В % к товарообороту

2009

16,97

2010

16,75


 

     Предприятие  уделяет особое внимание осуществлению  режима экономии. По сравнению  с прошлым годом издержки обращения  снизились на 0,22% к обороту, что  позволило за счёт этого получить  больше прибыли на 7,0 млн. руб.  Издержки обращения (расходы на  продажу) распределяются на остаток  товаров и реализацию пропорционально  покупной стоимости товаров.        На предприятии применяется журнально-ордерная частично механизированная форма учета, разработанная учетная политика отражает выбранные способы ведения учета, учет ведется на основании общих нормативных актов по бухгалтерскому учету и специальных инструкций предусмотренных для предприятий общественного питания и торговли. Особенностью является то, что ведется учет затрат на счете 44, где предусматривается группировка калькуляционных статей затрат в соответствии с отраслевой структурой, в частности к таким статьям можно отнести:       Износ санитарной и специальной одежды, столового белья, посуды, приборов, другого инвентаря и хозяйственных принадлежностей;      Расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров;  Потери товаров и технологические отходы.       На предприятии разработана наценочная политика: для детских дошкольных учреждений наценка 20%, столовым общеобразовательных школ до 45%. Учет наценок ведется на счете 42 "Торговая наценка".      На основании полученного товарооборота и среднего % наценки определяется доход предприятия, который и является выручкой от продажи.

 2.2 Общий анализ показателей товарооборота                                                  

      Анализ розничного товарооборота по периодам.

     Основным видом деятельности кафе «Лепота» является общественное питание и мелкорозничная торговля продуктами питания. Развитие фактического товарооборота предприятия за последние четыре года характеризуется следующими данными:

Таблица 5 - Динамика товарооборота кафе «Лепота» за 2007-2010 гг. [14]

Годы

Фактический розничный товарооборот (млн. руб.)

В действующих ценах

Фактический розничный товарооборот (млн. руб.)

 В сопоставимых ценах

Цепные темпы роста товарооборота,

В действующих ценах %

Цепные темпы роста товарооборота,

В сопоставимых ценах

Базисные темпы роста товарооборота, % 

В действующих ценах

Базисные темпы роста товарооборота, %

В действующих ценах 

2007

1853,2

1853,2

100

100

100

100

2008

2141,5

1896,3

115,6

102,3

115,6

102,3

2009

2620,7

1911,8

122,4

100,8

141,4

103,2

2010

3105,2

1929,4

118,5

100,9

167,6

104,1


 

     Данные таблиц  показывают, что за последние  три года темпы роста розничного  товарооборота изменялись неодинаково:  в 2008 году рост товарооборота  составил 115,6% (увеличился по сравнению  с прошлым годом на 15,6% в действующих  ценах), в 2009 году - 122,4% (увеличился  на 22,4%), а в 2010 году - 118,5%. Эго объясняется  тем, что цены на товары, реализуемые  в предприятии, выросли в 2010 году по сравнению с 2009 годом,  но меньше, чем в 2009 году по  сравнению с 2008 годом (средний  индекс цен в 2008 году по отношению  к 2007 г. составил 1,223 или в 2009 году - 1,204 или 120,4%, в 2010 году - 1,158 или  115,8%).      За четыре года розничный товарооборот предприятия возрос на 67,6% (в действующих ценах) или на 1252,0 млн. руб. (3105,2 - 1853,2). Этот прирост произошел за счет увеличения количества реализованных товаров (физического объема товарооборота) на 6,5%, что составило 139,7 млн. руб. (1992,9 - 1853,2), и в связи с увеличением розничных цен на товары - на 1112,3 млн. руб. (3105,2 - 1992,9).

     По данным  этих расчетов можно сказать,  что около 90% прироста товарооборота  получено за счет роста цен.  Потери покупателями денежных  средств от повышения розничных  цен (в связи с покупкой товаров  по более высоким ценам в  предприятии) составили 1112,3 млн.  руб.           За 2007-2010 гг. среднегодовой темп роста товарооборота предприятия в действующих ценах составил Тср действ. = == 1,188, или 118,8%, а в сопоставимых ценах Тср сопост. = == 1,020, или 120,0%.       По кварталам розничный товарооборот предприятия распределялся неравномерно. Наибольший удельный вес в годовом товарообороте занимает оборот четвертого квартала - свыше 27,0%, а наименьший удельный вес в годовом обороте приходится на первый квартал - свыше 23,0%. И распределение оборота по кварталам года продолжает изменяться.        Ритмичность развития товарооборота предприятия общественного питания по кварталам рассмотрим на основе данных таблицы 6.      Данные таблицы 6 свидетельствуют о неритмичном развитии товарооборота предприятия по кварталам: наиболее напряженным был четвертый квартал, а наименее напряженным - первый. Самый низкий темп роста товарооборота достигнут в первом квартале (116,9%), а самый высокий - в третьем и четвертом кварталах (119,0% и 120,0%). Это связано в первую очередь с рождественскими и новогодними праздниками. Неритмичное развитие розничного товарооборота по кварталам привело к изменению удельного веса оборота каждого квартала в годовом объеме товарооборота. Так, снизился удельный вес оборотов первого квартала на 0,3% и второго квартала - на 0,2% по сравнению с 2009 годом, потому что в этих кварталах темпы роста оборота ниже, чем в целом за год (118,5%).    Доля оборота третьего квартала возросла с 24,7% в 2009 году до 24,8% в 2010 году (темп роста оборота в этом квартале 119,0%), а доля оборота четвертого квартала составила в 2010 году 27,4% и возросла по сравнению с 2009 годом на 0,4% (темп роста товарооборота -119,6%). Таким образом, товарооборот предприятия по кварталам года распределялся неравномерно и развивался неритмично.

     Еще более  неритмичное развитие получил  товарооборот по месяцам года. (см. Таблицу 6.)

Таблица 6 - Ритмичность развития розничного товарооборота кафе «Лепота» по месяцам года [14]

          

 

Квартал                                                  

2009 год

2010 год

Отклонение в сумме (+,_) 2009г. к 2010г.

Отклонение в % 2009г. к 2010г.

Сумма, млн.руб.

Удельный вес, %

Сумма, млн.руб.

Удельный вес, %

январь

202,1

33,1

228,2

32,0

+26,1

112,9

февраль

198,3

32,5

225,0

31,5

+26,7

113,5

март

210,4

34,4

260,8

36,5

+50,4

124,0

итого за 1 квартал

610,8

100,0

714,0

100,0

+103,2

116,9

апрель

220,9

33,7

243,3

31,5

+22,4

110,1

май

215,4

32,9

256,4

33,3

+41,0

119,0

июнь

218,9

33,4

270,8

35,2

+51,9

123,7

итого за 2 ивртал

655,2

100,0

770,5

100,0

+115,3

117,6

июль

216,0

33,4

256,2

33,3

+40,2

118,6

август

214,8

33,2

255,2

33,1

+40,4

118,8

сентябрь

216,5

33,4

258,7

33,6

+42,2

119,5

итого за 3 квартал

647,3

100,0

770,1

100,0

+122,8

119,0

октябрь

232,5

32,9

279,7

32,9

+47,2

120,3

ноябрь

229,0

32,4

270,8

31,8

+41,8

118,3

декабрь

229,0

32,4

270,8

31,8

+41,8

118,3

итого за 4 квартал

707,4

100,0

850,6

100,0

+143,2

120,2

 всего за год

2620,7

--

3105,2

--

+484,5

118,5


 

     Из данных  таблицы видно, что размах колебаний  роста розничного товарооборота  по месяцам еще больше, чем  по кварталам. Темп роста товарооборота  колеблется от 110,1 % (апрель) до 124,0% (март).   Самыми напряженными периодами реализации товаров в каждом квартале являются последние месяцы квартала. Например, рост оборота в целом за первый квартал составил 116,9%, а в марте - 124,0%, за второй квартал - соответственно 117,3% и 123,7%, за третий квартал - 119,05 и 119,5% и за четвертый квартал - 120,2% и 122,0%.             Эта напряженность в работе последних месяцев квартала ведет к неравномерному удовлетворению спроса потребителей на товары. Причинами этого были недостатки в снабжении товарами, в организации торговли, в рекламе и др.    Анализ розничного товарооборота по товарным группам.

Таблица 7- Розничный товарооборот кафе «Лепота» по товарным группам за 2009-2010 годы [15]

Товарные группы

2009 год

2010 год

2010г. в %  к 2009г.  в действующих ценах

2010г. в % к 2009г. в  сопоставимых ценах

Сумма млн. руб. в действующих  ценах

Сумма млн.руб. в сопоставимых ценах

Сумма млн. руб. в действующих  ценах

Сумма млн.руб. в сопоставимых ценах

мясо и птица

372,1

14,2

372,1

14,2

447,0

14,4

376,2

14,0

120,1

101,2

колбасные изделия

340,8

13,0

340,8

13,0

403,4

13,0

342,7

12,8

118,4

100,6

рыба

76,1

2,9

76,1

2,9

90,3

2,9

77,3

2,8

118,7

101,6

хлеб и хлебобулочные  изделия

97,0

3,7

97,0

3,7

114,9

3,2

98,8

3,2

118,5

101,9

плоды,фрукты,

ягоды,арбузы

214,8

8,2

214,8

8,2

248,7

8,0

212,2

7,9

115,8

98,8

пицца

68,2

2,6

68,2

2,6

80,9

2,6

69,8

2,6

118,6

102,3

табачные изделия

81,3

3,1

81,3

3,1

99,3

3,2

84,0

3,2

122,1

103,3

кондитерские изделия

157,3

6,0

157,3

6,0

186,8

6,0

160,5

5,9

118,8

102,0

пиво 

117,9

4,5

117,9

4,5

136,6

4,4

117,5

4,4

115,9

99,5

мороженое

62,7

2,4

62,7

2,4

74,7

2,4

64,2

2,4

119,1

102,4

водка и ликероводочные изделия

314,4

12,0

314,4

12,0

375,7

12,1

323,5

12,1

119,5

102,9

вина,шампанское, коньяк

283,0

10,8

283,0

10,8

329,3

10,4

281,2

10,5

116,4

99,4

прочие продовольственные  товары

264,7

10,1

264,7

10,1

321,8

10,4

304,8

11,4

121,6

115,1

непродовольственные товары

170,4

6,5

170,4

6,5

195,8

6,3

168,3

6,3

114,9

98,8

всего товаров

2620,7

100,0

2620,7

100,0

3105,2

100,0

2681,5

100,0

118,5

102,3


 

     Розничный  товарооборот в действующих ценах  возрос по всем товарным группам.  Особенно значительный рост достигнут  по реализации мяса и птицы,  рыбы и рыбопродуктов, кондитерских  изделий, ликероводочных изделий  и прочих продовольственных товаров.          Однако в сопоставимых ценах темпы роста товарооборота по товарным группам значительно ниже, и это говорит о том, что большой заслуги предприятия в росте суммы товарооборота нет, так как она растет за счет увеличения цен. Об удовлетворении спроса покупателей на отдельные товары и товарные группы ресторан заботится мало. Снизился физический объем товарооборота (количество реализованных товаров) но таким товарным группам хлебобулочные изделия  на 0,5%, непродовольственные товары - на 1,2%, вина, шампанское, коньяк  на 0,6%. Неравномерность развития розничного товарооборота в ассортиментном разрезе привела к изменению его структуры. В частности, по сравнению с 2009 годом в общем объеме товарооборота (в сопоставимых ценах) возросла доля продажи водки и ликероводочных изделий, прочих продовольственных товаров при: относительном снижении реализации мяса и птицы, колбасных изделий, кондитерских изделий, хлебобулочных изделий, вина, шампанского и коньяка, непродовольственных товаров. Это говорит об ухудшении структуры розничного товарооборота предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Расчёт факторов, влияющих  на товарооборот                                             

На развитие розничного товарооборота  предприятия общественного питания  оказали следующие факторы:

  1. обеспеченность трудовыми ресурсами и эффективность труда торговых работников;
  2. состояние и эффективность использования материальны технической базы предприятия.

Главный фактор успешного  развития товарооборота - обеспеченность и рациональность использования  товарных ресурсов.      По кафе «Лепота» данные о движении товарных ресурсов приведены в таблице 8.

Таблица 8 - Продуктовый баланс по кафе «Лепота» за 2009 -2010 годы [15]

Показатели

2009г. (сумма млн. руб.)

2010г. (сумма млн. руб.)

Отклонение в сумме (+,-)

Влияние на изменение товарооборота (+,-)

Запасы товаров на начало года

209,2 

243,0 

+33,8 

+33,8

Поступление товаров 

2656,3

3169,3

+513,0

+513,0

Прочее выбытие товаров

1,8

1,0

-0,8

+0,8

Запасы товаров на конец года 

243,0

306,1

+63,1

-63,1

Величина товарооборота предприятия

2620,7

3105,2

+484,54

+484,5

Информация о работе Пути увеличения товарооборота предприятия торговли