Расчет порога рентабельности продаж товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 09:00, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение методики расчета порога рентабельности продаж товаров, определения рентабельности по обороту, оценки запаса финансовой устойчивости коммерческого предприятия.
К задачам данной работы можно отнести:
- определить необходимость расчета показателей порога рентабельности и финансовой устойчивости;
- изучить методику расчета порога рентабельности и его значение для анализа хозяйственной деятельности предприятия;
- рассмотреть определение рентабельности по обороту и финансовой устойчивости;
- проанализировать запас финансовой прочности и порог рентабельности на материалах ООО "Камелия".

Файлы: 1 файл

Расчет порога рентабельности и запаса финансовой устойчивости .doc

— 148.50 Кб (Скачать файл)

Рентабельность отдельных видов  изделий зависит от:

- уровня продажных цен;

- от уровня себестоимости продукции.

Анализ осуществляется в следующей  последовательности.

Определяют уровень  рентабельности реализации по плану, фактически за отчетный год, за предыдущий год. Затем  определяют объект анализа: из фактического уровня рентабельности за отчетный год  следует вычесть плановый уровень рентабельности за отчетный год.

На изменение уровня рентабельности реализованных видов  продукции, работ, услуг оказали  влияние следующие факторы:

1) Изменение структуры и ассортимента продукции приводит к увеличению рентабельности реализованной продукции (работ, услуг). Для этого необходимо определить:

- рентабельность реализации за предыдущий год. Величина прибыли рассчитана исходя из объема, структуры, цен и себестоимости предыдущего года;

- рентабельность реализации, рассчитанную при величине прибыли, которая определяется исходя из объема и структуры отчетного года, но себестоимости и цены предыдущего года.

2) Изменение себестоимости. Для этого необходимо определить рентабельность, исходя из себестоимости отчетного и предыдущего года, т. е. объем и структура реализованной продукции отчетного года, себестоимость отчетного года, а цены предыдущего года, т. е. необходимо исключить влияние изменения цен.

3) Изменение уровня цен. Уровень рентабельности определяется при прибыли, исчисленной при объеме, структуре, себестоимости и ценах отчетного года.

Анализ рентабельности выпуска  отдельных видов продукции осуществляется на основе данных плановых и отчетных калькуляций. Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит  от среднереализационных цен и себестоимости единицы продукции.

Расчет влияния этих факторов на изменение уровня рентабельности осуществляется способом цепных подстановок по каждому виду продукции.

Для оценки динамики уровней рентабельности товарного выпуска отдельных видов продукции необходимо по видам продукции фактические показатели отчетного года сопоставить с фактическими показателями за ряд предшествующих лет, что позволит определить тенденцию рентабельности изделий, а следовательно, и фазу жизненного цикла продукции.

В заключение необходимо дать общую  оценку по уровню рентабельности отдельных изделий.

Запас финансовой прочности показывает, на сколько можно сократить реализацию (производство) продукции, не неся при  этом убытков. Превышение реального  производства над порогом рентабельности есть запас финансовой прочности фирмы:

 

ЗФП = ВР-ПР, (1.11)

 

где ЗФП – запас финансовой прочности;

ВР – выручка от реализации;

ПР – порог рентабельности.

Запас финансовой прочности  предприятия выступает важнейшим  показателем степени финансовой устойчивости. Расчет этого показателя позволяет оценить возможности дополнительного снижения выручки от реализации продукции в границах точки безубыточности.

На практике возможны три ситуации, которые по-разному будут отражаться на величине прибыли и запасе финансовой прочности предприятия: 1) объем реализации совпадает с объемом производства; 2) объем реализации меньше объема производства; 3) объем продаж больше объема производства.

Как прибыль, так и запас финансовой прочности, полученной при избытке  произведенной продукции, меньше, чем  при соответствии объемов продаж объему производства. Поэтому предприятие, заинтересованное в повышении как своей финансовой устойчивости, так и финансового результата, должно усилить контроль над планированием объема производства. В большинстве случаев увеличение товарно-материальных запасов предприятия свидетельствует об избытке объема производства. Прямо о его избытке свидетельствует увеличение запасов в части готовой продукции, косвенно - увеличение запасов сырья и исходных материалов, так как издержки за них предприятие несет уже при их покупке. Резкое увеличение запасов может свидетельствовать об увеличении объема производства в недалеком будущем, что также должно быть подвергнуто строгому экономическому обоснованию./16/

Таким образом, при обнаружении  прироста запасов предприятия в отчетном периоде можно делать вывод о его влиянии на величину финансового результата и уровень финансовой устойчивости. Поэтому для того, чтобы достоверно измерить величину запаса финансовой прочности, необходимо произвести коррекцию показателя выручки от реализации на сумму прироста товарно-материальных запасов предприятия за отчетный период.

В последнем варианте соотношений - при объеме продаж большем, чем объем произведенной продукции, - прибыль и запас финансовой прочности  больше, чем при стандартном построении. Однако факт продажи продукции, которая еще не была произведена, то есть фактически не существует еще в данный момент (например, при предоплате большой партии товара, которая не может быть произведена за текущий отчетный период), накладывает на предприятие дополнительные обязательства, которые должны быть выполнены в будущем. Существует внутренний фактор, уменьшающий фактическую величину запаса финансовой прочности, - это скрытая финансовая неустойчивость. Признаком наличия у предприятия скрытой финансовой неустойчивости является резкое изменение объема запасов.

Из вышесказанного следует, что для измерения запаса финансовой прочности предприятия необходимо выполнение следующих шагов:

1) расчет запаса финансовой  прочности;

2) анализ влияния разности  объема продаж и объема производства  через коррекцию величины запаса  финансовой прочности с учетом  прироста товарно-материальных запасов  предприятия;

3) расчет оптимального  прироста объема реализации и ограничителя запаса финансовой прочности.

Запас финансовой прочности, рассчитанный и откорректированный, является важным комплексным показателем  финансовой устойчивости предприятия, который необходимо использовать при  прогнозировании и обеспечении комплексной финансовой устойчивости предприятия.

Оценка запаса финансовой прочности производится по формуле:

Ф = ((ВР – ПР) / ВР) * 100%, (1.12)

 

где Ф – показатель оценки запаса финансовой устойчивости;

ВР – выручка от реализации;

ПР – порог рентабельности.

Имея большой запас  финансовой прочности, фирма может  осваивать новые рынки, инвестировать  средства как в ценные бумаги, так  и в развитие производства.

Итак, максимизация прибыли  путем изменения доли переменных и постоянных затрат, определения точки безубыточности и запаса финансовой прочности открывает возможность предпринимателям планировать на перспективу размеры прироста прибыли в зависимости от хозяйственных успехов в производстве конкурентоспособной продукции и заблаговременно принимать соответствующие меры по изменению в ту или иную сторону величины переменных и постоянных затрат. Прогнозные расчеты прибыли важны не только для самих предприятий и организаций, производящих и реализующих продукцию (услуги), но и для акционеров, инвесторов, поставщиков, кредиторов, банков, связанных с деятельностью данного предпринимателя, участвующих своими средствами в формировании его уставного капитала.

Поэтому планирование оптимального размера прибыли в современных  экономических условиях является важнейшим фактором успешной предпринимательской деятельности предприятий и организаций.

 

2. Оценка порога рентабельности и оценка запаса финансовой устойчивости на примере ООО "КАМЕЛИЯ"

2.1 Организационно-экономическая  характеристика предприятия

 

ООО "Камелия" было учреждено согласно Гражданскому Кодексу Российской Федерации (ГК РФ), который был принят Государственной Думой Российской Федерации 21.10.94 г. и Федеральному законом "Об обществах с ограниченной ответственностью" от 08.02.98 г., а также на основании Решения учредителей.

Данное предприятие  представляет собой юридическое  лицо с моментом его государственной  регистрации, владеет обособленным имуществом, арендуемым у муниципалитета (договор заключен с Комитетом  по управлению имуществом г. Ростова-на-Дону), имеет самостоятельный баланс, расчетный счет, круглую печать, товарный знак и иные реквизиты.

Целью создания ООО "Камелия", согласно Устава, является более полное насыщение рынка товарами народного потребления и услугами для удовлетворения потребностей организаций и физических лиц, а также создания дополнительных рабочих мест и получения дополнительной прибыли.

Предметом деятельности предприятия является: розничная  торговля товарами народного потребления, включая одежду, обувь из кожи, сувениры.

В соответствии с Уставом в обязанности ООО "Камелия" входит:

- выполнение обязательств, вытекающих из законодательства  РФ и заключенных им договоров;

- заключение трудовых  договоров;

- полный и своевременный  расчет с работниками предприятия  по заработной плате и социальным пособиям;

- осуществление всех  видов обязательного страхования;

- своевременное предоставление  декларации о доходах и бухгалтерской  отчетности;

- уплата налогов в  соответствии с Налоговым Кодексом  Российской Федерации.

Нижеприведенная схема  описывает структуру управления обществом с ограниченной ответственностью "Камелия":

 

Рис. 2.1 Организационная  схема управления ООО "Камелия"

 

Оперативными работниками  на предприятии является торговый персонал, который составляют продавцы и кассиры, которые непосредственно осуществляют торговлю продукцией предприятия. К административно-управленческому персоналу можно отнести директора, главного бухгалтера, заведующего секциями, специалистов – товароведов.

Согласно Рис. 2.1 руководство организацией осуществляется директором магазина. Директор же является также и основным его учредителем. В связи с этим, директор имеет право без доверенности от имени предприятия заниматься представлением его интересов, осуществлять заключение договоров, проводить выдачу доверенностей, утверждать штатное расписание, издавать приказы и распоряжения.

В подчинение к директору  входят товароведы, главный бухгалтер  и заведующая секциями, которым в  свою очередь, подчиняются, торговый и  обслуживающий персонал.

В круг обязанностей товароведов входит контроль качества товаров, реализуемых в магазине. Работа, которую они выполняют, имеет огромную важность, так как от качества товаров зависит репутация магазина и отношение покупателей.

Главный бухгалтер отвечает за ведение на предприятии ООО "Камелия" бухгалтерского учета. В его обязанности входит учет всех хозяйственных операции, проводимых на предприятии, составление бухгалтерской отчетности, ведение налогового учета, подача налоговых деклараций и форм отчетности в органы налоговой инспекции в сроки, установленные законодательством Российской Федерации, начисление заработной платы и премий работникам организации, а также другие обязанности, определенные действующем законодательством.

Заведующая секциями отвечает за распределение товара по секциям, группам и т.д. Также данный работник призван следить за работой торгового и обслуживающего персонала, помогать адаптироваться новым сотрудникам, свести к минимуму ошибки персонала, обеспечивать эффективное распределение работников по секторам торгового зала, чтобы обеспечить оптимальное использование имеющихся на предприятии трудовых ресурсов.

Для расчета  порога рентабельности и запаса финансовой прочности воспользуемся показателями работы ООО "Камелия" за месяц. Ниже приведена таблица показателей хозяйственной деятельности фирмы: выручки от реализации продукции за месяц и издержек. Данная таблица составлена на основе денных Отчета о прибылях и убытка (Форма №2) предприятия ООО "Камелия". Подобный отчет руководство предприятия регулярно (не реже одного раза в месяц) составляет для учредителей организации с целью доведения до них самой последней информации о состоянии и положении организации.

 

 

Таблица 2.1 Показатели хозяйственной деятельности фирмы (за месяц).

Выручка, тыс. руб.

Издержки, тыс. руб

Оклады работников

Налоги

Арендные платежи

Коммунальные платежи

Оплата рекламных услуг

Выплата процентов за кредит

Амортизационные отчисления

Расходы на закупку по договору франчайзинга

Расходы на текущий ремонт

Роялти, %

4900

641

1034.0

100.0

70

18.0

58.8

22.3

2220.0

3.7

5%


 

Следует отметить, что показатели издержек являются суммарными величинами, т.е. оклады работников представляют собой сумму окладов всех работников за месяц, налоги – сумму всех налоговых  платежей за месяц и т.д.

Роялти представляет собой регулярный платеж фирмы франчайзеру (правообладателю торговой марки) в процентах от месячной выручки (единственный показатель, приведенный в таблице в процентах).

Информация о работе Расчет порога рентабельности продаж товаров