Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 21:10, реферат
С момента возникновения у гражданина дееспособности в соответствии с Гражданским кодексом РФ (далее — ГК РФ), он в полной мере способен своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя обязанности и исполнять их. Одно из привычных для нас действий — совершение покупок. До недавнего времени малознакомая в нашей стране, но уже привычная в других странах, дистанционная торговля с каждым годом завоевывает все большую популярность.
Санкт-Петербурге
Юридическая консультация
Продажа товаров дистанционным способом
Posted on 03.09.2011 by admin
Дистанционные покупки. Защита прав потребителей
1.1. Продажа товаров дистанционным способом
С момента возникновения у гражданина дееспособности в соответствии с Гражданским кодексом РФ (далее — ГК РФ), он в полной мере способен своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя обязанности и исполнять их. Одно из привычных для нас действий — совершение покупок. До недавнего времени малознакомая в нашей стране, но уже привычная в других странах, дистанционная торговля с каждым годом завоевывает все большую популярность. Очень удобно, не покидая дома или офиса заказать и получить желаемый товар непосредственно по указанному вами адресу. Но поскольку дистанционный способ продажи товаров начал развиваться в нашей стране недавно, то, прежде всего, необходимо знать про условия и особенности, отличающие торговлю дистанционным способом от продажи товаров в обычных привычных нам магазинах.
Читать далее
Для начала давайте определимся, что же такое продажа товара дистанционным способом?
Продажа товаров дистанционным способом — продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или посредством средств связи, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.
Главная особенность дистанционной торговли в том, что у потребителя нет возможности воочию ознакомиться ни с самим товаром, ни с образцом товара, ни потрогать товар, ни повертеть в руках до момента его получения. Ознакомление с товаром происходит исключительно при помощи коммуникативных средств, таких как телевидение, видеотекст, аудиотекст, CD-ROM, Интернет, каталоги, почтовые рассылки, рекламные объявления, телефон, или любой другой способ коммуникации. Заключая сделку, ни покупатель, ни продавец непосредственно не вступают в контакт, не видят друг друга.
Таким образом, продажа товара, осуществленная без непосредственного присутствия продавца, на основании информации, взятой из телевидения, радио, интернет-ресурсов, каталогов, рекламных буклетов будет причислена к разряду дистанционных продаж. Товары, которые предлагают по каталогам, на заказ, через телемагазин или интернет — все это дистанционные продажи.
Продажа товаров дистанционным способом регулируется:
ГК РФ;
Законом РФ от 07 февраля 1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон РФ «О защите прав потребителей»);
постановлением
Правительства РФ от 27 сентября 2007 г.
N 612 «Об утверждении Правил продажи
товаров дистанционным
При совершении покупок
дистанционным способом также следует
руководствоваться
Основные положения дистанционной торговли регулируется ст. 26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей» и Правилами продажи товаров дистанционным способом. Указанные нормативные акты содержат специальные положения, устанавливающие порядок продажи товаров дистанционным способом, регулируют отношения между покупателем и продавцом при продаже товаров дистанционным способом и оказании в связи с такой продажей услуг.
Какой же товар может
быть продан дистанционно? Перечень товаров,
продаваемых дистанционным
К товарам, свободная реализация которых запрещена относятся:
драгоценные и редкоземельные металлы и изделия из них;
драгоценные камни и изделия из них;
стратегические материалы;
вооружение, боеприпасы
к нему, военная техника, запасные
части, комплектующие изделия и
приборы к ним, взрывчатые вещества,
средства взрывания, пороха, все виды
ракетного топлива, а также специальные
материалы и специальное
ракетно-космические комплексы, системы связи и управления военного назначения и нормативно-техническая документация на их производство и эксплуатацию;
уран, другие делящиеся материалы и изделия из них;
рентгеновское оборудование,
приборы и оборудование с использованием
радиоактивных веществ и
результаты научно-
шифровальная техника,
и нормативно-техническая
яды, наркотические средства и психотропные вещества;
спирт этиловый;
отходы радиоактивных материалов;
отходы взрывчатых веществ;
отходы, содержащие драгоценные и редкоземельные металлы и драгоценные камни;
лекарственные средства,
за исключением лекарственных
лекарственное сырье, получаемое от северного оленеводства (панты и эндокринное сырье);
специальные и иные
технические средства, предназначенные
(разработанные, приспособленные, запрограммированные)
для негласного получения информации,
нормативно-техническая
Указом Президента
РФ от 22 февраля 1992 г. N 179 «О видах продукции
(работ, услуг) и отходов производства,
свободная реализация которых запрещена»
утвержден соответствующий
Письмом Роспотребнадзора от 12 октября 2007 г. N 0100/10281-07-32 «О контроле за соблюдением правил продажи товаров дистанционным способом» также указано, что ограничения, введенные п. 5 Правил продажи товаров дистанционным способом, также распространяются в целом и на продажу табачной продукции, поскольку регулирование деятельности по их розничной продаже осуществляется Федеральным законом от 10 июля 2001 г. N 87-ФЗ «Об ограничении курения табака».
Следует учитывать, что Правила продажи товаров дистанционным способом не применяются в отношении:
а) работ (услуг), за исключением работ (услуг), выполняемых (оказываемых) продавцом в связи с продажей товаров дистанционным способом;
б) продажи товаров с использованием автоматов;
в) договоров купли-продажи, заключенных на торгах.
Соответственно
законодатель не соотносит вышеуказанные
действия с продажами дистанционным
способом. Прежде всего, потому что
дистанционная торговля подразумевает
отсутствие личного контакта покупателя
и продавца. При оказании услуг
за исключением работ (услуг), выполняемых
(оказываемых) продавцом в связи
с продажей товаров дистанционным
способом, такой контакт происходит.
Продажа товаров с
1.2. Где и как можно покупать дистанционно?
Интернет-магазин
Совсем недавно человечество не знало ни цифровых технологий, ни всемирной паутины, называемой «Интернет». Однако с появлением интернета, все большее количество людей оценило его удобство, и мобильность. Как правило, человек постоянно стремится к улучшению своего уровня комфорта и быта. Поэтому, стремясь воплотить это человеческое желание, с появлением интернета, в нашу жизнь постепенно вошли и интернет-магазины. Несмотря на то, что люди предпочитают повертеть вещь в руках, а уж потом платить за нее деньги, все большее количество пользователей сети интернет предпочитают делать покупки в интернет-магазине. Особенно, если ни в одном из обычных магазинов нужного товара нет, но он есть в интернет-магазине. Интернет-магазин — это магазин, виртуальная «витрина» которого расположена в интернете. Интернет-магазины становятся все более популярными, так как предоставляют потенциальному покупателю не только удобный выбор и поиск необходимого товара на виртуальной витрине, но и осуществляют необходимое консультирование по телефону, электронной почте, либо icq. Удобство покупки через интернет-магазин состоит также в кратчайших сроках оплаты посредством платежных пластиковых карт, «электронными деньгами», переводами через платежные системы. Немаловажное значение имеет и предлагаемая доставка — как правило, только удобным для клиента способом. Кроме того, выбирать, заказывать и получать товары можно и дома, и не отходя от рабочего места, и на отдыхе, то есть практически с любого места, где есть доступ к сети интернет. Вот далеко не все достоинства интернет-магазинов.
Сегодня интернет-магазины содержат как крупные сети магазинов и супермаркетов, так и небольшие фирмы, так называемые представители среднего и малого бизнеса. Огромный выбор интернет-магазинов и ужесточающаяся конкуренция между ними несомненно улучшает качество обслуживания потенциальных покупателей. На что только не идут интернет-магазины в борьбе за покупателя: это и система скидок, и супер-акции, и специальные предложения, и расширение ассортимента, и широкий выбор процедуры оплаты, и комфортная доставка и прочие заманчивые предложения от продавца.
На сайте интернет-магазина, как правило, представлен подробный каталог товаров с подробнейшим описанием. Данное описание может включать описание цвета, размера, комплектации, материал, из которого изготовлен товар, его потребительские свойства, страну-производителя и прочую информацию, которую продавец в соответствии с законодательством РФ обязан предоставить покупателю. Данный вопрос мы рассмотрим позднее. Кроме описания, конечно же, указывается цена предлагаемого товара. После виртуального ознакомления с товаром, пользователь сети интернет и потенциальный покупатель формирует свой заказ. Заказав товары в интернет-магазине, получать их вы уже будете по почте или с курьером (в зависимости от условий, оговоренных продавцом в качестве возможных). Интернет-магазины предлагают два варианта для оплаты: предоплата или оплата при получении. Предоплата, в основном, используется при осуществлении продажи товара в другие населенные пункты, при продаже крупногабаритного товара (например, мебели), или же дорогостоящего товара. Ну и, вполне естественно, при продаже товара, имеющего индивидуально-определенные свойства и который может быть использован только тем покупателем, который его заказал. В остальных случаях обычно используется оплата при получении. Порядок оплаты может предусматриваться наличными денежными средствами (например, курьеру, доставившему товар), а может и через тот же интернет. Оплата наличными денежными средствами непосредственно при получении в основном практикуется российскими интернет-магазинами, так как безналичные расчеты у граждан РФ еще не нашли всестороннего признания, да и система защиты таких платежей еще не совершенна. Западные же интернет-магазины предпочитают получать оплату в большинстве случаев именно через интернет, принимая оплату через вашу кредитную карточку.
Интернет-магазин на своем сайте рекламирует свой товар, принимает заказ на покупку, предлагает покупателю выбор варианта расчета, а также выписывает виртуальный счет на оплату, который и подтверждает принятие от вас заказа. Затем интернет-магазин организовывает доставку товара, осуществляет расчеты с покупателем за проданный товар.
Так как бизнес интернет-магазинов в России еще в самом начале своего развития, нужно быть очень внимательным и осторожным, делая заказ в интернет-магазине. А при возникновении вопросов обращаться к ст. 26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей» и Правилам продажи товаров дистанционным способом.
Телемагазин
По одной из версий, телемагазины начали свое завоевание с Соединенных Штатов Америки во второй половине семидесятых — начале восьмидесятых годах. И первоначально это было некое подобие радиомагазина, а уж перемещение первых телемагазинов на телевизионный экран состоялось лишь через несколько лет. Телемагазинам не так-то просто было проложить дорогу к покупателю. Сначала магазины на экране скорее были объектом ироничных насмешек, чем бизнесом, реально приносящим доход. Лишь со временем телевизионная торговля обрела своего телезрителя-покупателя, и бизнес телемагазинов стал более серьезным.
Сегодня телемагазинам отданы целые каналы телевещания, целые сети телемагазинов работают на всех континентах и многих странах. Не так давно телемагазины пришли и к российскому зрителю. И уже успели завоевать часть аудитории.
Несмотря на то, что покупки
через телемагазин занимают лишь
небольшую часть рынка
Для российского рынка
создание нескольких каналов, посвященных
только телевизионным продажам, как
это существует в иных странах, пока
вопрос будущего. В основном, телемагазины
действуют на нескольких каналах, но
в очень ограниченном времени. Речи
о полной отдаче телевизионного эфира
хотя бы одного из центральных каналов
даже не идет. Многие магазины на диване
заняли свое место на дециметровых,
спутниковых и кабельных