Продажа товаров дистанционным способом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 21:10, реферат

Описание работы

С момента возникновения у гражданина дееспособности в соответствии с Гражданским кодексом РФ (далее — ГК РФ), он в полной мере способен своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя обязанности и исполнять их. Одно из привычных для нас действий — совершение покупок. До недавнего времени малознакомая в нашей стране, но уже привычная в других странах, дистанционная торговля с каждым годом завоевывает все большую популярность.

Файлы: 1 файл

продажа товаров преподователь попкова.docx

— 216.66 Кб (Скачать файл)

Санкт-Петербурге

Юридическая консультация

Продажа товаров дистанционным  способом

Posted on 03.09.2011 by admin

Дистанционные покупки. Защита прав потребителей

1.1. Продажа товаров  дистанционным способом 

С момента возникновения  у гражданина дееспособности в соответствии с Гражданским кодексом РФ (далее  — ГК РФ), он в полной мере способен своими действиями приобретать и  осуществлять гражданские права, создавать  для себя обязанности и исполнять  их. Одно из привычных для нас  действий — совершение покупок. До недавнего времени малознакомая в нашей стране, но уже привычная  в других странах, дистанционная  торговля с каждым годом завоевывает  все большую популярность. Очень  удобно, не покидая дома или офиса  заказать и получить желаемый товар  непосредственно по указанному вами адресу. Но поскольку дистанционный  способ продажи товаров начал  развиваться в нашей стране недавно, то, прежде всего, необходимо знать  про условия и особенности, отличающие торговлю дистанционным способом от продажи товаров в обычных  привычных нам магазинах.

Читать далее

Для начала давайте  определимся, что же такое продажа  товара дистанционным способом?

Продажа товаров  дистанционным способом — продажа  товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом  описанием товара, содержащимся в  каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или  посредством средств связи, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.

Главная особенность  дистанционной торговли в том, что  у потребителя нет возможности  воочию ознакомиться ни с самим товаром, ни с образцом товара, ни потрогать товар, ни повертеть в руках до момента его получения. Ознакомление с товаром происходит исключительно при помощи коммуникативных средств, таких как телевидение, видеотекст, аудиотекст, CD-ROM, Интернет, каталоги, почтовые рассылки, рекламные объявления, телефон, или любой другой способ коммуникации. Заключая сделку, ни покупатель, ни продавец непосредственно не вступают в контакт, не видят друг друга.

Таким образом, продажа  товара, осуществленная без непосредственного  присутствия продавца, на основании  информации, взятой из телевидения, радио, интернет-ресурсов, каталогов, рекламных буклетов будет причислена к разряду дистанционных продаж. Товары, которые предлагают по каталогам, на заказ, через телемагазин или интернет — все это дистанционные продажи.

Продажа товаров  дистанционным способом регулируется:

ГК РФ;

Законом РФ от 07 февраля 1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон РФ «О защите прав потребителей»);

постановлением  Правительства РФ от 27 сентября 2007 г. N 612 «Об утверждении Правил продажи  товаров дистанционным способом» (далее — Правила продажи товаров  дистанционным способом).

При совершении покупок  дистанционным способом также следует  руководствоваться постановлением Правительства РФ от 13 мая 1997 г. N 575 «Об  утверждении перечня технически сложных товаров, в отношении  которых требования потребителя  об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах  существенных недостатков», сложившейся  судебной практикой, постановлениями  Пленума Верховного Суда РФ.

Основные положения  дистанционной торговли регулируется ст. 26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей»  и Правилами продажи товаров  дистанционным способом. Указанные  нормативные акты содержат специальные  положения, устанавливающие порядок  продажи товаров дистанционным  способом, регулируют отношения между  покупателем и продавцом при  продаже товаров дистанционным  способом и оказании в связи с  такой продажей услуг.

Какой же товар может  быть продан дистанционно? Перечень товаров, продаваемых дистанционным способом, и оказываемых в связи с  такой продажей услуг определяется продавцом. Пункт 5 Правил продажи товаров  дистанционным способом содержит только некоторые ограничения: так, не допускается  продажа дистанционным способом алкогольной продукции, а также  товаров, свободная реализация которых  запрещена или ограничена законодательством  РФ.

К товарам, свободная  реализация которых запрещена относятся:

драгоценные и редкоземельные металлы и изделия из них;

драгоценные камни  и изделия из них;

стратегические  материалы;

вооружение, боеприпасы к нему, военная техника, запасные части, комплектующие изделия и  приборы к ним, взрывчатые вещества, средства взрывания, пороха, все виды ракетного топлива, а также специальные  материалы и специальное оборудование для их производства, специальное  снаряжение личного состава военизированных  организаций и нормативно-техническая  продукция на их производство и эксплуатацию;

ракетно-космические  комплексы, системы связи и управления военного назначения и нормативно-техническая  документация на их производство и  эксплуатацию;

уран, другие делящиеся  материалы и изделия из них;

рентгеновское оборудование, приборы и оборудование с использованием радиоактивных веществ и изотопов;

результаты научно-исследовательских  и проектных работ, а также  фундаментальных поисковых исследований по созданию вооружения и военной  техники;

шифровальная техника, и нормативно-техническая документация на ее производство и использование;

яды, наркотические  средства и психотропные вещества;

спирт этиловый;

отходы радиоактивных  материалов;

отходы взрывчатых веществ;

отходы, содержащие драгоценные и редкоземельные металлы  и драгоценные камни;

лекарственные средства, за исключением лекарственных трав;

лекарственное сырье, получаемое от северного оленеводства (панты и эндокринное сырье);

специальные и иные технические средства, предназначенные (разработанные, приспособленные, запрограммированные) для негласного получения информации, нормативно-техническая документация на их производство и использование.

Указом Президента РФ от 22 февраля 1992 г. N 179 «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена» утвержден соответствующий перечень. Такой товар не только не подлежит продаже дистанционным способом, но законодательством предусмотрен строгий запрет на рекламу такого товара. Так, ст. 7 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе» прямо  запрещает рекламу товаров, производство и (или) реализация которых запрещены  законодательством РФ.

Письмом Роспотребнадзора от 12 октября 2007 г. N 0100/10281-07-32 «О контроле за соблюдением правил продажи товаров дистанционным способом» также указано, что ограничения, введенные п. 5 Правил продажи товаров дистанционным способом, также распространяются в целом и на продажу табачной продукции, поскольку регулирование деятельности по их розничной продаже осуществляется Федеральным законом от 10 июля 2001 г. N 87-ФЗ «Об ограничении курения табака».

Следует учитывать, что Правила продажи товаров  дистанционным способом не применяются  в отношении:

а) работ (услуг), за исключением работ (услуг), выполняемых (оказываемых) продавцом в связи  с продажей товаров дистанционным  способом;

б) продажи товаров  с использованием автоматов;

в) договоров купли-продажи, заключенных на торгах.

Соответственно  законодатель не соотносит вышеуказанные  действия с продажами дистанционным  способом. Прежде всего, потому что  дистанционная торговля подразумевает  отсутствие личного контакта покупателя и продавца. При оказании услуг  за исключением работ (услуг), выполняемых (оказываемых) продавцом в связи  с продажей товаров дистанционным  способом, такой контакт происходит. Продажа товаров с использованием автоматов также не подпадает  под понятие «дистанционная продажа», так как продавца в данном случае заменяет бездушный аппарат, который  при помощи электронной программы  выполняет все действия, обычно выполняемые  продавцом лично при осуществлении  продажи товара. Автомат и берет  деньги, и выдает товар, и дает сдачу  и осуществляет выдачу чека. Отличие  здесь состоит только в том, что  вместо непосредственного контакта покупателя и продавца происходит контакт  покупателя с «неодушевленным заменителем  продавца». Однако это не является основанием причислить данный вид продаж к дистанционной торговле.

1.2. Где и как можно  покупать дистанционно?

Интернет-магазин

Совсем недавно человечество не знало ни цифровых технологий, ни всемирной паутины, называемой «Интернет». Однако с появлением интернета, все  большее количество людей оценило  его удобство, и мобильность. Как  правило, человек постоянно стремится  к улучшению своего уровня комфорта и быта. Поэтому, стремясь воплотить  это человеческое желание, с появлением интернета, в нашу жизнь постепенно вошли и интернет-магазины. Несмотря на то, что люди предпочитают повертеть вещь в руках, а уж потом платить за нее деньги, все большее количество пользователей сети интернет предпочитают делать покупки в интернет-магазине. Особенно, если ни в одном из обычных магазинов нужного товара нет, но он есть в интернет-магазине. Интернет-магазин — это магазин, виртуальная «витрина» которого расположена в интернете. Интернет-магазины становятся все более популярными, так как предоставляют потенциальному покупателю не только удобный выбор и поиск необходимого товара на виртуальной витрине, но и осуществляют необходимое консультирование по телефону, электронной почте, либо icq. Удобство покупки через интернет-магазин состоит также в кратчайших сроках оплаты посредством платежных пластиковых карт, «электронными деньгами», переводами через платежные системы. Немаловажное значение имеет и предлагаемая доставка — как правило, только удобным для клиента способом. Кроме того, выбирать, заказывать и получать товары можно и дома, и не отходя от рабочего места, и на отдыхе, то есть практически с любого места, где есть доступ к сети интернет. Вот далеко не все достоинства интернет-магазинов.

Сегодня интернет-магазины содержат как крупные сети магазинов и супермаркетов, так и небольшие фирмы, так называемые представители среднего и малого бизнеса. Огромный выбор интернет-магазинов и ужесточающаяся конкуренция между ними несомненно улучшает качество обслуживания потенциальных покупателей. На что только не идут интернет-магазины в борьбе за покупателя: это и система скидок, и супер-акции, и специальные предложения, и расширение ассортимента, и широкий выбор процедуры оплаты, и комфортная доставка и прочие заманчивые предложения от продавца.

На сайте интернет-магазина, как правило, представлен подробный каталог товаров с подробнейшим описанием. Данное описание может включать описание цвета, размера, комплектации, материал, из которого изготовлен товар, его потребительские свойства, страну-производителя и прочую информацию, которую продавец в соответствии с законодательством РФ обязан предоставить покупателю. Данный вопрос мы рассмотрим позднее. Кроме описания, конечно же, указывается цена предлагаемого товара. После виртуального ознакомления с товаром, пользователь сети интернет и потенциальный покупатель формирует свой заказ. Заказав товары в интернет-магазине, получать их вы уже будете по почте или с курьером (в зависимости от условий, оговоренных продавцом в качестве возможных). Интернет-магазины предлагают два варианта для оплаты: предоплата или оплата при получении. Предоплата, в основном, используется при осуществлении продажи товара в другие населенные пункты, при продаже крупногабаритного товара (например, мебели), или же дорогостоящего товара. Ну и, вполне естественно, при продаже товара, имеющего индивидуально-определенные свойства и который может быть использован только тем покупателем, который его заказал. В остальных случаях обычно используется оплата при получении. Порядок оплаты может предусматриваться наличными денежными средствами (например, курьеру, доставившему товар), а может и через тот же интернет. Оплата наличными денежными средствами непосредственно при получении в основном практикуется российскими интернет-магазинами, так как безналичные расчеты у граждан РФ еще не нашли всестороннего признания, да и система защиты таких платежей еще не совершенна. Западные же интернет-магазины предпочитают получать оплату в большинстве случаев именно через интернет, принимая оплату через вашу кредитную карточку.

Интернет-магазин на своем  сайте рекламирует свой товар, принимает  заказ на покупку, предлагает покупателю выбор варианта расчета, а также  выписывает виртуальный счет на оплату, который и подтверждает принятие от вас заказа. Затем интернет-магазин  организовывает доставку товара, осуществляет расчеты с покупателем за проданный  товар.

Так как бизнес интернет-магазинов в России еще в самом начале своего развития, нужно быть очень внимательным и осторожным, делая заказ в интернет-магазине. А при возникновении вопросов обращаться к ст. 26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей» и Правилам продажи товаров дистанционным способом. 

 

Телемагазин 

 

По одной из версий, телемагазины начали свое завоевание с Соединенных  Штатов Америки во второй половине семидесятых — начале восьмидесятых  годах. И первоначально это было некое подобие радиомагазина, а  уж перемещение первых телемагазинов  на телевизионный экран состоялось лишь через несколько лет. Телемагазинам  не так-то просто было проложить дорогу к покупателю. Сначала магазины на экране скорее были объектом ироничных  насмешек, чем бизнесом, реально  приносящим доход. Лишь со временем телевизионная  торговля обрела своего телезрителя-покупателя, и бизнес телемагазинов стал более  серьезным.

Сегодня телемагазинам отданы целые каналы телевещания, целые  сети телемагазинов работают на всех континентах и многих странах. Не так давно телемагазины пришли и  к российскому зрителю. И уже  успели завоевать часть аудитории.

Несмотря на то, что покупки  через телемагазин занимают лишь небольшую часть рынка дистанционной  торговли, специалисты видят широкие  возможности за ними, а будущее  «домашних покупок» оценивают очень  оптимистично. Во всем мире индустрии  телемагазинов, в отличие от сети интернет-магазинов, приходится преодолевать те или иные проблемы, но результаты ее развития говорят о том, что препятствия не оказывают столь негативного воздействия, как кажется. По некоторым оценкам, ежегодный рост мирового рынка дистанционной телевизионной торговли составляет 15%. Основным препятствием было и является несовершенное законодательство, не поспевающее за развитием возникающих новых отношений между покупателем и продавцом. Вторым препятствием, как ни странно, является противодействие государственных каналов. Решение подсказали новые форматы вещания — кабельное и цифровое телевидение, в меньшей мере зависящие от навязываемой политики вещания.

Для российского рынка  создание нескольких каналов, посвященных  только телевизионным продажам, как  это существует в иных странах, пока вопрос будущего. В основном, телемагазины действуют на нескольких каналах, но в очень ограниченном времени. Речи о полной отдаче телевизионного эфира  хотя бы одного из центральных каналов  даже не идет. Многие магазины на диване заняли свое место на дециметровых, спутниковых и кабельных каналах. Но и там объем вещания телемагазинов  невелик. В настоящее время спрос  на эфирное время для телемагазинов  пока превышает предложение.

Информация о работе Продажа товаров дистанционным способом