Разработка стратегий по предотвращению кризиса на предприятии ОАО «Снежка»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 17:12, курсовая работа

Описание работы

Рыночная экономика требует от коммерческих предприятий высокой эффективности производства, конкурентоспособности их продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, преодоления бесхозяйственности, активизации предпринимательства, инициативы и т. д. Важная роль в реализации этих задач отводится экономическому анализу результатов деятельности субъектов хозяйствования. С его помощью вырабатывается стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль их выполнения, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы разработки стратегий по предотвращению кризиса на предприятии ОАО «Снежка»……………………………………………………………...
1.1. Типология кризисных ситуаций………………………………………………
1.2. Причины возникновения кризисных ситуаций на предприятии……………
1.3. Стратегические решения по предотвращению кризиса на предприятии…..
Глава 2. Расчёт и анализ показателей финансового состояния предприятия ОАО «Снежка» за 2003-2004-2005 гг……………………………………………………………….
2.1. Организационно-правовая характеристика ОАО «Снежка»………………….
2.2. Оценка финансового состояния ОАО «Снежка»………………………………
2.2.1. Оценка эффективности использования имущества………………………….
2.2.2. Оценка финансовой устойчивости…………………………………………..
2.2.3. Оценка ликвидности баланса…….……………………………………………
2.2.4. Оценка рентабельности………………………………………………………..
Глава 3. Проект мероприятий по предотвращению кризиса на предприятии ОАО «Снежка»………………………………………………………………………………………..
3.1. Оптимизация оперативного денежного потока………………………………….
3.1.2. Оптимизация каналов сбыта…………………………………………………….
3.1.3. Предложения по организационным преобразованиям на ОАО «Снежка»…..
3.1.4. Улучшение использования оборотных активов………………………………..
Заключение………………………………………………………………………………
Список литературы………………………………………………………………………
Приложения………………………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовой проект!!!Краснобаева И.А..doc

— 564.50 Кб (Скачать файл)

     Содержание  курсового проекта  на тему: «Разработка стратегий по предотвращению кризиса на предприятии ОАО «Снежка»

     Введение

     Глава 1. Теоретические основы разработки стратегий по предотвращению кризиса  на предприятии ОАО «Снежка»……………………………………………………………...

    1. Типология кризисных ситуаций………………………………………………
    2. Причины возникновения кризисных ситуаций на предприятии……………
    3. Стратегические решения по предотвращению кризиса на предприятии…..

       Глава 2. Расчёт и анализ показателей  финансового состояния предприятия ОАО «Снежка» за 2003-2004-2005 гг……………………………………………………………….

       2.1. Организационно-правовая характеристика ОАО «Снежка»………………….

       2.2. Оценка финансового состояния ОАО «Снежка»………………………………

       2.2.1. Оценка эффективности использования имущества………………………….

        2.2.2. Оценка финансовой устойчивости…………………………………………..

       2.2.3. Оценка ликвидности баланса…….……………………………………………

       2.2.4. Оценка рентабельности………………………………………………………..

     Глава 3. Проект мероприятий по предотвращению кризиса на предприятии ОАО «Снежка»………………………………………………………………………………………..

     3.1. Оптимизация оперативного денежного потока………………………………….

     3.1.2. Оптимизация каналов сбыта…………………………………………………….

     3.1.3. Предложения по организационным преобразованиям на ОАО «Снежка»…..

     3.1.4. Улучшение использования оборотных активов………………………………..

     Заключение………………………………………………………………………………

     Список  литературы………………………………………………………………………

     Приложения……………………………………………………………………………… 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
 

     Рыночная  экономика требует от коммерческих предприятий высокой эффективности  производства, конкурентоспособности их продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, преодоления бесхозяйственности, активизации предпринимательства, инициативы и т. д. Важная роль в реализации этих задач отводится экономическому анализу результатов деятельности субъектов хозяйствования. С его помощью вырабатывается стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль их выполнения, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников.

     Квалифицированный экономист, финансист, бухгалтер, аудитор  должен хорошо владеть современными методами экономических исследований, методикой системного, экономического анализа, мастерством точного, своевременного, всестороннего анализа результатов хозяйственной деятельности.

     Актуальность  темы курсового проекта состоит  в том, что: анализ и оценка финансового  состояния предприятия весьма важны как для оперативной финансовой работы, так и для принятия стратегических решений в области инвестиций, кроме того, это основная составляющая в системе антикризисного управления предприятием.

     Бухгалтерский учет и его основной продукт – отчетность – имеют чрезвычайно важное значение, причем не только с позиции контроля, но и с позиции грамотного управления финансами, по крайней мере, в стратегическом аспекте. Финансовая (бухгалтерская) отчетность нужна не только бухгалтерам и представителям налоговых служб, но и финансовым менеджерам, аналитикам, руководителям предприятий, причем заинтересованность последних в результатах труда бухгалтеров определяется не столько контрольными моментами, сколько информационно–аналитическими возможностями отчетности, в том числе и в плане привлечения новых источников финансирования.

     Значимость  финансовой отчетности многоаспектна  и может быть рассмотрена как в рамках теории бухгалтерского учета и финансов, так и с позиции практикующих бизнесменов и специалистов. Любое предприятие в той или иной степени постоянно нуждается в дополнительных источниках финансирования. Найти их можно на рынках капитала. Привлечь потенциальных инвесторов и кредиторов возможно лишь путем объективного информирования их о своей финансово-хозяйственной деятельности, т.е. в основном с помощью отчетности. Насколько привлекательны опубликованные финансовые результаты, текущее и перспективное финансовое состояние предприятия, настолько высока и вероятность получения дополнительных источников финансирования. Поэтому концепция составления и публикации отчетности является краеугольным камнем системы национальных стандартов бухгалтерского учета в большинстве экономически развитых стран. Связь бухгалтерии и финансов, вне всякого сомнения, может быть охарактеризована в различных аспектах, в частности, не случайно бухгалтерскую отчетность в экономически развитых странах нередко называют финансовой.

     Все вышесказанное обуславливает актуальность выбора темы данного курсового проекта. Объектом исследования является Открытое акционерное общество "Снежка" и его главное структурное подразделение ООО «Птицефабрика Снежка».

     Предмет исследования – основные финансовые показатели, характеризующие финансовое состояние и их интерпретация ОАО "Снежка".

     Цель работы - анализ финансового состояния и оценка эффективности процессов производства и реализации продукции на примере ОАО "Снежка". Выработка стратегий по предотвращению кризиса.

     Указанная цель определила рассмотрение следующих  задач:

     - рассмотреть теоретические основы разработки стратегий по предотвращению кризиса на предприятии ОАО «Снежка» ;

     - познакомиться с общей организационно-экономической  характеристикой предприятия;

     - изучение данных финансовой, выявление  резервов увеличения финансирования на основе анализа финансовых результатов деятельности ОАО;

     - разработка мероприятий, направленных  на улучшение финансово-хозяйственной  деятельности и, соответственно, финансовых результатов;

     - выработка стратегий по предотвращению  кризиса.

     Цель  и задачи курсового проекта определили ее структуру.

     Курсовой  проект состоит из введения, основной части и заключения. В ходе выполнения курсового проекта были изучены научные труды российских авторов, Гражданский и Налоговый Кодексы, статистические сборники, а также данные внутренней и внешней отчетности ОАО "Снежка" и ООО «Птицефабрика Снежка». 
 
 

     Глава 1. Теоретические  основы разработки стратегий  по предотвращению кризиса на предприятии ОАО "Снежка" 

    1. Типология кризисных ситуаций                             
 

Кризис –  это происшествие, который причиняет вред человеческой жизни, окружающей среде, существованию организации, изделия или услуги, причиняет вред имиджу предприятия и является опасным для публичности.  
Кризис возникает тогда, когда он меньше всего ожидаем. Важно то, чтобы понятие КРИЗИС было бы для всех одинаково понятно. Предусмотрительней было бы определить потенциальные кризисы, которые могут настичь организацию: 
1) Против чего вы менее всего застрахованы? 
2) Что причинило бы наибольший вред для достижения целей? 
3) Что может настичь наиважнейшую целевую группу? 
4) От чего лучше всего застрахованы? 
5) Кто больше всех обеспечивает кризис? 
Важно при возникновении кризиса определить его величину. 
1 степень – рутинные жалобы; 
2 степень - жалобы, требуемые быстрого реагирования; 
3 степень - возможный кризис (риск того, что положение выйдет из-под контроля); 
4 степень – большой кризис (положение, вышедшее из-под контроля; необходимо достичь контроля и уменьшить ущерб). 
В принципе комбинация слов кризисная коммуникация означает отношение и поведение организации во время кризиса. Многие организации планируют свою деятельность в различных ситуациях, используя планирование сценария. По пришествии кризиса поздно начинать читать книги в данной области или заниматься планированием кризисной ситуацией. Все необходимые модели и рутину следует разработать ранее, определить реакцию людей в различных ситуациях, а также составить, например, дежурное послание для важных целевых групп. Эти дежурные послания можно использовать постоянно, если в них возникает необходимость. 
Кризисная коммуникация делится на преактивную и реактивную. 
Преактивная кризисная коммуникация означает создание различных сценариев и моделей, которые помогли бы действовать в кризисной ситуации. Это означает составление руководства кризиса и организацию кризисного обучения. 
Реактивная кризисная ситуация означает конкретное действие в кризисной ситуации. При тушении пожара или управлении кризисом. Ключевыми словами кризисной коммуникации являются оперативность и скорость. 
В действительности это означает двойное особое положение, есть ли немного времени на обдумывание или уже вообще нет времени думать. 
Если нет времени на решение проблем, то: 
1. Известите необходимые учреждения, предотвратив развитие кризиса.  
2. Активизируйте кризисную команду. 
3. Соберите факты и информацию. 
Если предприятие располагает временем, то: 
1. Составьте описание факта: что все-таки произошло 
2. Определите цель действия, приоритеты действия 
3. Разработайте кризисную стратегию 
4. Определите целевые аудитории 
5. Определите тактику 
6. Составьте сообщение. 
Зачастую в кризисной коммуникации присутствуют обе цели, как информирующие, так и мотивирующие.  
В кризисной ситуации поведение людей отличается от обычного поведения. Если отсутствуют цели будущего, люди начинают искать наиболее удобный для себя путь. Так часто дается ложная информация или берется на себя вина. Слова могут иметь различную эмоциональную окраску. Важно помнить, что пресса хочет получить информацию сразу и ее следует дать, также как своим людям, нельзя бесконтрольно кого-либо обвинять. 
Сразу необходимо отметить, что единого определения кризисной ситуации не существует. Ниже отмечено несколько определений, которые, по моему мнению, наиболее точно раскрывают сущность данного понятия. 
С точки зрения кризисного управления (“crisis management”) кризис – это и прекращение нормального процесса, и непредвиденное событие, ставящее под угрозу стабильность предприятия, и внезапное серьезное происшествие, обладающее потенциалом повредить или даже разрушить репутацию кампании. М. Реджестер, один из ведущих специалистов в области управления кризисами, дает такое определение: 
Кризис – это событие, по вине которого компания попадает в центр не всегда доброжелательного внимания СМИ и других внешних целевых аудиторий, в том числе акционеров, профсоюзных организаций, движений в защиту окружающей среды, которые по той или иной причине вполне законно интересуются действиями организации. Здесь представлены все существенные аспекты кризисной ситуации: 
- событие произошло, его уже не изменить; 
-следует немедленно заняться “лечением” информационного представления события; 
- информационное представление события в сильной степени начинает развиваться в независимой от нас плоскости. 
Типы кризисов и возможных сценариев их развития: 
1. Внезапные кризисы, когда нет времени для подготовки и планирования. Сюда подпадает крушение самолета, землетрясение, пожар, гибель первого лица, что требует заранее согласованных между ведущими управленцами действий, чтобы не дать развиться непониманию, конфликту, задержке в реакции. 
2. Возникающий кризис дает время для исследования и планирования, где задачей становиться проведение коррекции, до того, как кризис перейдет в критическую фазу. 
3. Постоянные кризисы, которые могут длиться месяцами или годами, несмотря на усилия по их приостановке. Сюда, к примеру, подпадают слухи.

     Исследователи выделяют еще одну типологию кризисов: 
1. Кризисы-происшествия. 
Сюда входят кризисы экологического характера, связанные с деятельностью предприятий, несущих урон и угрозу окружающей среде и жизнедеятельности человека; кризисы, вызванные ошибками в процессе производства продукта; кризисы из-за прямых угроз предприятию в форме шантажа. 
2. Социальные кризисы. 
Это кризисные ситуации, обусловленные социальной структурой и социально-производственными связями предприятий в обществе. Например, забастовки. 
3. Экономические или финансовые кризисы. 
Это кризисы, связанные с деятельностью компаний на финансовом рынке. Последствия таких кризисов могут привести к полному исчезновению фирм или их поглощению другими. 
Однако считаю, что вышеперечисленные типологии нуждаются в существенном дополнении, что непосредственным образом будет сказываться на процессе управления кризисной ситуацией. Анализ позволяет ввести такое основание для типологии как общий вектор направленности кризисной ситуации, исходя из чего кризисы можно подразделить на:

     1. Кризисы, имеющие внешнюю направленность 
Кризисные ситуации, сказывающиеся отрицательным образом на внешней среде организации, т.е. затрагивающие интересы общественности (например, несущие угрозу жизни людей).

     2. Кризисы внутренней направленности. 
Сюда подпадают такие кризисные ситуации, которые имеют в большей степени внутреннее значение для организации. Ситуации, связанные со столкновением корпоративных интересов, кризисом управленческой подсистемы, сменой руководства.
 

     
    1. Причины возникновения кризисных  ситуаций на предприятии
 
 

     Кризис  предприятия вызывается несоответствием  его финансово-хозяйственных параметров параметрам окружающей среды. В глубинных причинах разразившегося кризиса лежит много различных факторов. Данные факторы можно разделить на две основные группы:

  1. Внешние (не зависящие от деятельности предприятия);
  2. Внутренние (зависящие от деятельности предприятия).

     Внешние факторы возникновения кризиса можно в свою очередь подразделить на:

  1. Социально-экономические факторы общего развития страны
    • Рост инфляции;
    • Нестабильность налоговой системы;
    • Нестабильность регулирующего законодательства;
    • Снижение уровня реальных доходов населения;
    • Рост безработицы.
  2. Рыночные факторы
    • Снижение емкости внутреннего рынка;
    • Усиление монополизма на рынке;
    • Нестабильность валютного рынка;
    • Рост предложения товаров-субститутов.
  3. Прочие внешние факторы
    • Политическая нестабильность
    • Стихийные бедствия
    • Ухудшение криминогенной ситуации

     Внутренние  факторы возникновения кризиса:

  1. Управленческие
    • высокий уровень коммерческого риска;
    • недостаточное знание конъюнктуры рынка;
    • неэффективный финансовый менеджмент
    • плохое управление издержками производства;
    • отсутствие гибкости в управлении;
    • недостаточно качественная система бухгалтерского учета и отчетности
  2. Производственные
    • Необеспеченность единства предприятия как имущественного комплекса;
    • Устаревшие и изношенные основные фонды;
    • Низкая производительность труда;
    • Высокие энергозатраты;
    • Перегруженность объектами социальной сферы.
  3. Рыночные
    • Низкая конкурентоспособность продукции;
    • Зависимость от ограниченного круга поставщиков и покупателей.

     Конечно все вышеперечисленные факторы  могут лежать в основе кризиса  предприятия, но большее влияние на состояние предприятия оказывают управленческие факторы. Так, например, слабый финансовый и производственный менеджмент на российских предприятиях привел к тому, что по данным Межведомственной балансовой комиссии, которой было проведено исследование финансового состояния российских предприятий, выявлено, что создалась специфическая, неведомая мировой цивилизации ситуация, базирующаяся на трех факторах. Первый - это низкий уровень денежного компонента в расчетах. Деньги едва составляют треть во всех расчетах, остальные проводятся в неденежной форме. Второй фактор - чрезвычайное обременение долгами. Объем долгов российских предприятий приблизился к объему их годовой выручки. Это значит, что средний срок расчета по долгам - больше года. Мировой цивилизации такое долговое бремя неведомо. Третий фактор - специфическое обстоятельство, дополняющее эту неблагоприятную картину, - это низкая производительность труда.

     Именно  неэффективность управления следует  отнести к наиболее характерной  для современных предприятий проблеме, препятствующей их эффективному функционированию в условиях сложившихся рыночных отношений. Эта проблема обусловлена следующими факторами:

Информация о работе Разработка стратегий по предотвращению кризиса на предприятии ОАО «Снежка»