Роль бизнес-плана в деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 19:52, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить роль бизнес-плана в деятельности предприятия. Также при написании курсовой работы были поставлены следующие цели: рассмотреть понятия, цели, задачи и функции бизнес-плана. И на примере ООО “Автоком”, рассмотреть основные аспекты бизнес-планирования и определить возможности нового предприятия, преимущества и недостатки, основываясь на разработке бизнес-плана.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..…3
1 Основы бизнес-плана……………………………………………..……..…..6
1.1 Определение бизнеса и бизнес-плана……………………………..……...6
1.2 Цели, задачи, функции и принципы бизнес-плана. Виды бизнес-плана………………………………………………………………..….........9
1.3 Структура и последовательность разработки бизнес-плана…..............14
2 ООО «Автоком»……………………………………………………….........18
2.1 Краткая характеристика предприятия ООО «Автоком»……………….18
2.2 Идеи, миссия и цели предприятия……………………………………....19
3 Бизнес-план ООО «Автоком»………………………………………….…....24
Заключение…………………………………………………………….……..43
Список литературы…………………………………………………………..45
Приложения……………………………………………………………....…..47

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 100.43 Кб (Скачать файл)

       Следует подчеркнуть, что в настоящее  время в России первоочередной целью  бизнес-планирования является привлечение  для участия в проектах потенциальных  инвесторов и партнеров.

       Бизнес-план предусматривает решение стратегических  и тактических задач, стоящих  перед предприятием, примеры которых  в зависимости от участников процесса бизнес-планирования представлены в  таблице (См. Приложение 1).

       Каждая  задача бизнес-плана может быть решена только во взаимосвязи с другими. Основной центр бизнес-плана –  концентрирование финансовых ресурсов для решения стратегических задач. Именно бизнес-план – важное средство для увеличения капитала фирмы.

       В современной практике бизнес-план выполняет  пять функций.

       Первая  функция связана с возможностью его использования для разработки стратегии бизнеса. Эта функция  жизненно необходима в период создания предприятия, а также при выработке  новых направлений деятельности.

       Вторая  функция – планирование. Она позволяет  оценивать возможности развития нового направления деятельности, контролировать процессы внутри фирмы.

       Третья  функция позволяет привлекать извне  денежные средства – ссуды, кредиты. В современных российских условиях без кредитных ресурсов практически невозможно осуществить какой-либо значительный проект. Однако получить кредит непросто. Главная причина заключается не столько в проблеме высоких процентных ставок, сколько в возросшей невозвратности кредитов. В этой ситуации банки принимают целый комплекс мер по обеспечению возврата денежных средств, среди которых следует отметить требования банковских гарантий, реального залога и другие. Однако решающим фактором при предоставлении кредита является наличие тщательно проработанного бизнес-плана.

       Четвертая функция позволяет привлечь к  реализации планов компании потенциальных  партнеров, которые пожелают вложить  в производство собственный капитал  или имеющуюся у них технологию. Решение вопроса о предоставлении капитала, ресурсов или технологии возможно лишь при наличии бизнес-плана, отражающего курс развития компании на определённый период времени.

       Пятая функция позволяет путем вовлечения всех сотрудников в процессе составления  бизнес-плана улучшить информированность  всех сотрудников о предстоящих  действиях, скоординировать их усилия, распределить обязанности, создать  мотивацию достижения цели.

       Для практической реализации бизнес-планирования как процесса представляется важным соблюдение следующих принципов:

  • Гибкости, предусматривающей постоянную адаптацию к изменениям среды, в которой функционирует данная организация;
  • Непрерывности, предусматривающей «скользящий» характер планирования;
  • Коммуникативности, под которой понимается координация и интеграция усилий (все должно быть взаимоувязано и взаимозависимо);
  • Интерактивности, предусматривающей творческий характер планирования и неоднократность проработки уже составленных разделов плана;
  • Многовариантности, предусматривающей выбор наилучшего из альтернативных возможностей достижения поставленной цели;
  • Участия, предполагающего важность самого процесса планирования с точки зрения вовлечения в него всех возможных участников будущей организации;
  • Адекватности отражения реальных проблем и самооценки в процессе планирования [5, с.12-16].

       Существуют  определенные виды бизнес-планов, которые составляются по особым правилам, с учетом конкретной цели, которая поставлена перед фирмой. Бизнес-план, как таковой, не имеет строгой регламентации, но предполагает наличие нескольких пунктов, обязательных в любом случае. О них подробно говорилось в статье  «Структура бизнес-плана». Сейчас же мы поговорим о типах бизнес-планов, но исключительно о тех, которые могут понадобиться представителям малого и среднего бизнеса.

       Основные  виды бизнес-планов

       Бизнес-план инвестиционного проекта.

       Составляется  для привлечения потенциальных инвесторов, он предполагает подробное маркетинговое исследование и характеристики вашего бизнеса.

       Особое  внимание уделяется описанию миссии проекта, формулированию цель и задач оного. Затем выявляется список предполагаемых адресатов (будущие акционеры, банки, венчурные фирмы).

       Концепция бизнес-плана создается, исходя из целевой функции документа. Поэтому объем, структура, содержание и подробности диктуются поставленными целями и предполагаемыми требованиями конечных адресатов.

       Инвестиционный  бизнес-план указывает и стратегию развития будущего предприятия учетом маркетинговой ситуацией на рынке и возможными перспектива развития.

       Бизнес-план предприятия

       Один  из самых распространенных типов бизнес-планов, полезен не только крупным компаниям, он незаменим для малого и среднего бизнеса. В этом документе описываются основные аспекты деятельности фирмы, возможные плюсы и минусы развития, а также пути решения вероятных проблем. Он помогает тщательно проанализировать собственные идеи, выбрать оптимальное решение по строительству бизнеса, выявить недостатки, оценить опыт конкурентов. Более того, бизнес-план предприятия вам пригодится для предоставления предполагаемым инвесторам или другим нужным людям. Отдельную дань следует отдать первому разделу – резюме. Краткое содержание вашего бизнес-плана должно быть захватывающим и побуждающим к сотрудничеству. Зачастую знакомство с проектами начинают именно с резюме, поэтому в ваших интересах в краткой форме четко и ясно изложить суть идеи, пути получения прибыли и доказать новизну предполагаемого проекта. Прежде всего, резюме должно дать ответ на два вопроса: что участники получат при участии проекта? И каков процент риска остаться ни с чем?

       Бизнес-план на кредит.

       Бизнес-план на получение кредита отличается от инвестиционного по трем показателям:

  • он должен обосновать потребность предприятия в финансировании в оговариваемый временной отрезок;
  • указывать на выгоду от использования заемных оборотных средств;
  • доказать возможному кредитору высокий уровень платежеспособности, который станет поручительством в своевременном погашении долга и выплате процентов.

       Банк  вряд ли будет дотошно изучать подробности бизнес-плана, которые не связаны на прямую с финансовой устойчивостью предприятия. Его больше интересует, имеется ли у заемщика достойный поручитель или ценности для залога. Затем встанет вопрос о дебиторской и кредиторской задолженности. Кредитная история покажет, имеются ли за фирмой долги   и если да, то в срок ли они погашаются. Но не имеет смысл писать приукрашенную полуправду. Во-первых, банки проводят независимую оценку финансовой состоятельности будущего заемщика, а сам процесс оформления кредита требует огромного пакета документов и проверок. Во-вторых, прежде чем решится на кредит, стоит хорошо просчитать все за и против, а также оценить собственные силы, ведь кредит придется отдавать с процентами и в срок, во избежание проблем. Так что, в этом случае бизнес-план надо составлять честно и положа руку на сердце, порой сгущая мрачные краски, дабы быть готовым к любым трудностям.

       Бизнес-план на грант.

       Предполагает  заем или субсидию из государственного бюджета или благотворительных фондов. В этом случае ваш бизнес-план особый упор должен делать на гуманные цели и на внушительную лепту в развитие региона или города. Чем искреннее и яснее вы изложите суть проекта, тем больше шансов получить государственную поддержку «Грантhttp://www.bisgid.ru/start/finance/grant/». Опять-таки, основный упор делается на краткое резюме, ведь именно оно первым попадется на глаза тому, кто сидит на раздаче. 

           1.3 Структура и последовательность разработки бизнес-плана. 

       В рыночной экономике существует множество  версий бизнес-планов по форме, содержанию, структуре и т.д. Наибольшие различия наблюдаются в рамках модификаций  бизнес-планов в зависимости от назначения: по бизнес-линиям (продукция, работы, услуги, технические решения); по предприятию  в целом (новому или действующему).

       Классификация бизнес-планов по объектам бизнеса  представлена на рисунке (См. Приложение 2).

       К факторам, определяющим объем, состав и структуру бизнес-плана, степень  его детализации, можно также  отнести:

  • Специфику вида предпринимательской деятельности;
  • Размеры предприятия;
  • Цель составления бизнес-плана;
  • Общую стратегию предприятия;
  • Перспективы роста создаваемого предприятия;
  • Размер предполагаемого рынка сбыта;
  • Наличие конкурентов.

       В зависимости от цели составления  бизнес-плана разделы могут разрабатываться  с той или иной степенью конкретизации. Чем крупнее рынок сбыта, тем  больше количество его сегментов  необходимо учитывать, а наличие  большого количества конкурентов требует  изучения наиболее крупных из них, их товаров и услуг, что требует  усложнения структуры бизнес-плана.

       На  предприятии разрабатываются два  варианта бизнес-плана: официальный  и рабочий бизнес-план.

       Не  существует жестко регламентированной формы и структуры бизнес-плана. Рассмотрим на рисунке 1 некоторые варианты структуры бизнес-плана, предлагаемые различными авторами методических разработок по бизнес-планированию.

       Несмотря  на довольно значительные внешние отличия  различных вариантов структуры  бизнес-плана, состав и содержание их основных разделов остается практически  неизменным.

       Последовательность  разработки бизнес-плана показана на рисунке (приложение 3) [7, с.20-24].

       Рассмотрев  цели и сущность бизнес-плана, а  также  различные  аспекты практики составления, можно  сделать  вывод,  что  бизнес-план является  неотъемлемой  частью  внутрифирменного  планирования,   одним   из важнейших  документов,  разрабатываемых  на   предприятии,   так   же,   это эффективный инструмент управления, который является неотъемлемой частью любого предприятия, независимо от его размера он обобщает анализ возможностей для начала и расширения бизнеса в конкретной ситуации и дает четкое представление о том, каким образом менеджмент компании намерен использовать этот потенциал. Велико его значение и для привлечения партнеров, создания совместных предприятий, а также для получения финансирования.

  1. Резюме.
   
  1. Предприятие.
   
  1. Продукция.
Первый  вариант  
  1. Рынок сбыта.
 
  1. Конкуренция.
 
  1. Маркетинг.
 
  1. Производство.
 
  1. Организация, управление, кадры.
 
  1. Финансы.
   
  1. Оценка  риска и страхование. 18
   
  1. Концепция бизнеса (резюме).
   
  1. Ситуация  в настоящее время и краткая  информация о предприятии.
   
  1. Характеристика  объекта бизнеса.
Второй  вариант  
  1. Исследование  и анализ рынка (рынок и конкуренция  или среда для бизнеса).
 
  1.  Организационный  план, в том числе правовое  обеспечение.
 
  1. Персонал  и управление.
 
  1. План производства.
 
  1. План маркетинговых  действий.
 
  1. Потенциальные риски.
   
  1. Финансовый  план и финансовая стратегия. 19
   

Информация о работе Роль бизнес-плана в деятельности предприятия