Роль и значение фирменной торговли в условиях рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 15:31, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является поиск и обоснование путей организации и совершенствования фирменной торговли на исследуемом объекте.
Для достижения поставленной цели будет решен ряд следующих задач: изучены теоретические основы организации фирменной торговли; дана по-дробная организационно-экономическая характеристика ОАО приведен анализ организации фирменной торговли ОАО проведено экономическое обоснование открытия фирменного магазина.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….2
1. ПОНЯТИЕ ФИРМЕННОГО МАГАЗИНА И ФИРМЕННОЙ СЕКЦИИ. ТРЕБОВАНИЯ, ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ФИРМЕННЫХ МАГАЗИНОВ И СЕКЦИЙ. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ РАЗВИТИЕ И ОРГАНИЗАЦИЮ ФИРМЕННОЙ ТОРГОВЛИ НА ТЕРРИТОРИИ РБ……………………………………………………………………4
1.1 Роль и значение фирменной торговли в условиях рыночной экономики……4
1.2 Понятие фирменного магазина и фирменной секции. Требования, задачи и функции фирменных магазинов и секций. Законодательная и нормативная база развития фирменной торгов-ли…………………………………………………...…7
2. СОСТОЯНИЕ ФИРМЕННОЙ ТОРГОВЛИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…12
3. АНАЛИЗ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИРМЕННОЙ ТОРГОВЛИ ОАО 21
3.1 Общие сведения о предприятии.........................................................................21
3.2 Финансовые показатели хозяйственной деятельности организации.............24
4. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИРМЕННОЙ ТОРГОВЛИ В РБ.......................................................................................................33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..................................................42

Файлы: 1 файл

КУрсовая 111.doc

— 579.00 Кб (Скачать файл)

Эффективность фирменного магазина может характеризоваться его способностью решать маркетинговые задачи по поддержанию устойчивых связей между субъектами фирменной торговли за счет синергического эффекта совместной деятельности (рост товарооборота и прибыли).

Фирменные магазины являются составной частью розничной торговой сети городов, регионов и осуществляют свою деятельность в условиях конкуренции с другими субъектами хозяйствования [1].

 

 

1.2 Понятие фирменного магазина и фирменной секции. Требования, задачи и функции фирменных магазинов и секций. Законодательная и нормативная база развития фирменной торговли

 

Согласно Положения о фирменном магазине предприятия, под фирменной торговлей понимается розничная торговля товарами собственного производства. Фирменным магазином считается розничное торговое предприятие, учредителем (учредителями) которого является (являются) предприятие (предприятия), выпускающее (выпускающие) товары, и реализующее (реализующие) преимущественно товары учредителя (учредителей). Фирменный магазин, как правило, создается и действует в качестве юридического лица.

Организуя фирменную торговлю, предприятия-учредители решают основные задачи:

  • постоянно совершенствуют ассортимент, повышают качество, конкурентоспособность выпускаемых товаров через анализ хода продаж и товаров, учет предложений и пожеланий покупателей;
  • достигают быстрого сбыта товаров через своевременный завоз, бесперебойную торговлю, прогрессивные формы и методы торговли, предпродажную подготовку товаров, доставку их покупателям на дом, сборку и установку изделий, гарантийное и послегарантийное обслуживание, оказание других услуг;
  • осуществляя мероприятия по рекламе товаров через фирменную розничную торговлю, достигают быстрого сбыта товаров оптом и др.

Фирменный магазин не имеет права осуществлять оптовую торговлю, за исключением мелкооптовых операций по продаже продукции для использования (потребления) самим предприятием-учредителем или другими предприятиями на территории Республики Беларусь.

Приказом Минторга Республики Беларусь от 27 октября 1998 г. №138 утверждено Типовое положение о фирменном магазине предприятия (объединения).

В соответствии с Положением фирменный магазин является составной частью розничной торговой сети региона и осуществляет свою деятельность в условиях конкуренции с другими субъектами хозяйствования. Поэтому предприятие, осуществляя фирменную торговлю, должно придерживаться утвержденных Минторгом норм и правил розничной торговли.

Развитию фирменной торговли большое внимание уделяет Правительство республики. 20 марта 1996 г. издан Указ Президента РБ за № 113 «О развитии фирменной торговли». В его пункты ежегодно вносились изменения и дополнения. Настоящий Указ изложен в новой редакции в соответствии с Указом от 15.09.1998 № 448. Целью издания Указа явились: насыщение рынка республики товарами народного потребления, улучшение торгового обслуживания населения, расширение рынка сбыта продукции отечественного производства.

В соответствии с Положением статус «фирменный магазин» присваивается решениями исполкомов, выдающих лицензии на право торговли. Магазины предприятий-учредителей, производящих товары народного потребления, и не получившие статус «фирменного», считаются ведомственной торговой сетью имущественных комплексов.

Организация фирменного магазина должна производиться в соответствии с Правилами осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.04.2004 № 384, нормативными актами Министерства торговли, исполнительных и распорядительных органов по вопросам государственного регулирования торговли.

Наименование фирменного магазина включает слово «фирменный», название магазина, его принадлежность и специализацию (при необходимости).

Фирменный магазин вправе пользоваться фирменным наименованием при заключении договоров (контрактов), указывать его на вывесках, бланках, счетах, на упаковках, в рекламных текстах. Фирменный магазин имеет зарегистрированный в установленном порядке знак торгового обслуживания и фирменную одежду для персонала.

Приказом Минторга РБ от 2 ноября 1999 г. № 119 внесено дополнение в Типовое положение о фирменном магазине предприятия (объединения). Согласно Положению фирменным магазином считается розничное торговое предприятие, имеющее в ассортименте и объеме реализации удельный вес продукции предприятия-учредителя фирменного магазина, а также других предприятий, вырабатывающих аналогичный ассортимент товаров, не менее 75 процентов - для непродовольственных магазинов и не менее 50 процентов - для продовольственных. Фирменный магазин должен быть расположен в специально оборудованном помещении, отвечающем требованиям санитарных норм и правил (СНиП) для розничной торговли, с площадью торгового зала не менее 100 квадратных метров: Последние внесенные дополнения разрешают исполкомам, в исключительных случаях, исходя из ассортимента реализуемых товаров принимать решение о присвоении статуса «фирменный» магазину, площадь торгового зала которого менее 100 квадратных метров.

Фирменный магазин может быть открыт предприятием-изготовителем как по месту его нахождения, так и в других регионах республики и за ее пределами. Ему присваивается фирменное наименование в целях индивидуализации его торговой деятельности, направленной на совершенствование ассортимента, повышение конкурентоспособности выпускаемых товаров на основе изучения покупательского спроса, широкой реализации товаров (изделий) при высоком уровне сервисного обслуживания. Товарная специализация фирменного магазина согласовывается с исполкомом местного органа управления и закрепляется лицензией на право розничной торговли.

Фирменный магазин наряду с традиционно реализуемым ассортиментом может осуществлять продажу населению новых товаров из опытных партий, а также комплектующих изделий к реализуемым товарам и запасных частей к ним в объемах, не нарушающих специализацию предприятию.

Режим работы фирменного магазина, основанного на государственной форме собственности, устанавливается исполкомом местного органа управления, в других случаях - собственником по согласованию с соответствующим исполнительным комитетом.

Основными задачами фирменного магазина в соответствии с типовым положением являются:

реализация преимущественно продукции, произведенной учредителем магазина или полученной в обмен на такую продукцию;

  • обеспечение образцовой торговли, широкого и устойчивого ассортимента товаров, высокой культуры обслуживания;
  • изучение и формирование спроса населения, учет замечаний покупателей о соответствии потребительских свойств товаров установленным требованиям, сроках службы, надежности изделий;
  • эффективное воздействие на изготовителей по обновлению ассортимента и улучшению качества, повышению конкурентоспособности товаров;
  • организация предпродажной подготовки товаров, доставки их покупателям, сборки и установки, гарантийного и послегарантийного обслуживания;
  • продажа запасных частей и комплектующих изделий к реализуемым товарам, а также сопутствующих товаров, оказание других услуг, связанных с торговым обслуживанием населения.

Для координации управления фирменной торговлей в целом по республике создано Республиканское унитарное предприятие «Фирменная торговля Минпрома». Задачами этой структуры являются исследование рынков сбыта в республике и за рубежом; проведение выставок-продаж продукции предприятий данного министерства с соответствующей рекламой их в СМИ; координация работы фирменных магазинов в части расширения ассортимента товаров; увеличение сети фирменных магазинов за счет их создания, прежде всего в Минске и областных центрах, а также в странах ближнего и дальнего зарубежья.

Нормативно-правовые акты, действующие в Республике Беларусь, определяют фирменную торговлю как форму организации продажи товаров в розницу и мелким оптом, осуществляемой в фирменных магазинах [4]. Основными документами, регулирующими подобную деятельность, являются Закон Республики Беларусь «О торговле» и «Типовое положение о фирменном магазине предприятия, учреждения» (далее - Положение). Как указано в Положении, фирменным магазином считается розничное торговое предприятие, в ассортименте и объеме реализации которого удельный вес продукции предприятия-учредителя, а также иных производителей аналогичного ассортимента товаров составляет не менее 75% - для непродовольственных и не менее 50% - для продовольственных магазинов. Такой объект должен быть расположен в помещении с площадью торгового зала не менее 100 м2 и иметь, как правило, статус юридического лица. Вместе с тем установлено, что таким статусом обладают только около 3% торговых объектов, остальные 97% являются структурными подразделениями предприятий-учредителей. Данное обстоятельство обусловлено в первую очередь особенностями налогообложения, объем которых находится в прямой зависимости от правового статуса и принятой методики ведения бухгалтерского учета в магазине, т.е. для организации более выгодно функционирование магазинов, являющихся структурным подразделением предприятия-учредителя [1, с.256].

В связи с этим уместно отметить, что действующее Положение не соответствует сложившейся в настоящее время отечественной и зарубежной практике организации фирменной торговли. Так, в нем не предусмотрена возможность присвоения статуса «фирменный» торговому предприятию, учредителем которого выступает лицо, не производящее товары народного потребления (министерство, ведомство, торговая организация, индивидуальные предприниматели и пр.), и торговому объекту, если он не соответствует какому-либо требованию Положения (площадь, структура продаж и др.). На практике наблюдается устойчивая тенденция к увеличению доли фирменной торговли в совокупном товарообороте торговой отрасли[16].

Фирменная торговля в Беларуси представлена специальной фирменной сетью магазинов. Фирменные магазины - это торговые организации, принадлежащие производителям, универмагам или сетям специализированных магазинов. Фирменные магазины производителей имеют название - «заводские магазины». Такие магазины позволяют производителю реализовать товары с мелким браком, излишки производства или возвращенную розничной торговлей продукцию. Помимо этого, заводские магазины позволяют производителям контролировать сбыт своей продукции по сниженным ценам.

Розничные торговцы также имеют фирменные, магазины для продажи излишков с тем, чтобы создать у покупателей впечатление, будто они предлагают необходимые им товары за полную стоимость, избегая обычного снижения цен. Заводские магазины чаще всего располагаются вне оживленных магистралей, вдали от обычных торговых заведений, чтобы не возникало внутренних конфликтов.

Центры фирменной торговли довольно быстро превратились из складов-магазинов в красивые, вписанные в окружающий ландшафт, современные здания, с садами и пунктами питания. Фирмы, работающие в этих центрах, предлагают товары в кредит, имеют примерочные комнаты. Здесь продается первоклассный ассортимент всех моделей товаров.

Причиной развития фирменных магазинов является необходимость ускорения оборота материальных и денежных ресурсов промышленных предприятий. Зарабатывание денег предприятиями необходимо для дальнейшего их производственного и социального развития, а также оплаты труда работников. Быстрая реализация, а, следовательно, и ускорение оборота средств, вложенных в производство товаров, взаимосвязаны между собой. Хозрасчёт, самофинансирование и самоуправление вынуждает работать с полной отдачей на рынок, что требует от работников промышленности комплексного изучения рынка, знания потребителя, целенаправленной торговой, ассортиментной, ценовой, рекламной и другой политики.

В современных условиях необходимость функционирования фирменных магазинов приобретает особую актуальность. Переход к рынку требует глубокого изучения и учёта всех звеньев цепи продвижения товара к потребителю, начиная от зарождения идеи, создания товара и заканчивая его продажей. Для эффективного управления рынком необходима межотраслевая скоординированная деятельность промышленности, торговли, ценообразования, рекламы и т. п.

Таким образом, в настоящее время основная роль фирменной торговли заключается в том, что она помогает промышленным предприятиям приспособиться к рыночным условиям хозяйствования и успешно реализовывать свою продукцию на рынке.

 

 

 

 

 

 

2 СОСТОЯНИЕ ФИРМЕННОЙ ТОРГОВЛИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

В современных условиях необходимость функционирования фирменных магазинов приобретает особую актуальность. Переход к рынку требует глубокого изучения и учёта всех звеньев цепи продвижения товара к потребителю, начиная от зарождения идеи, создания товара и заканчивая его продажей. Для эффективного управления рынком необходима межотраслевая скоординированная деятельность промышленности, торговли, ценообразования и рекламы.

На 1 января 2013 года в Республике Беларусь насчитывается 685 фирменных магазинов. Удельный вес фирменных магазинов в числе всех магазинов республики составляет 1,6. Розничный товарооборот фирменной торговли за 2012 год составил 4569,5 млрд. руб. В процентах товарооборот непродовольственных товаров составил 36,3.(таблица 2.1)

 

Таблица 2.1 – Основные показатели фирменной торговли в Республике Беларусь

Информация о работе Роль и значение фирменной торговли в условиях рыночной экономики