Роль и значение фирменной торговли в условиях рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 15:31, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является поиск и обоснование путей организации и совершенствования фирменной торговли на исследуемом объекте.
Для достижения поставленной цели будет решен ряд следующих задач: изучены теоретические основы организации фирменной торговли; дана по-дробная организационно-экономическая характеристика ОАО приведен анализ организации фирменной торговли ОАО проведено экономическое обоснование открытия фирменного магазина.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….2
1. ПОНЯТИЕ ФИРМЕННОГО МАГАЗИНА И ФИРМЕННОЙ СЕКЦИИ. ТРЕБОВАНИЯ, ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ФИРМЕННЫХ МАГАЗИНОВ И СЕКЦИЙ. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ РАЗВИТИЕ И ОРГАНИЗАЦИЮ ФИРМЕННОЙ ТОРГОВЛИ НА ТЕРРИТОРИИ РБ……………………………………………………………………4
1.1 Роль и значение фирменной торговли в условиях рыночной экономики……4
1.2 Понятие фирменного магазина и фирменной секции. Требования, задачи и функции фирменных магазинов и секций. Законодательная и нормативная база развития фирменной торгов-ли…………………………………………………...…7
2. СОСТОЯНИЕ ФИРМЕННОЙ ТОРГОВЛИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…12
3. АНАЛИЗ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИРМЕННОЙ ТОРГОВЛИ ОАО 21
3.1 Общие сведения о предприятии.........................................................................21
3.2 Финансовые показатели хозяйственной деятельности организации.............24
4. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИРМЕННОЙ ТОРГОВЛИ В РБ.......................................................................................................33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..................................................42

Файлы: 1 файл

КУрсовая 111.doc

— 579.00 Кб (Скачать файл)

Учитывая то, что фирменные магазины реализуют до 75%, а в некоторых случаях и до 90% продукции собственного производства, сохраняется тенденция дальнейшего развития фирменной торговли. В дальнейшем фирменная торговля на потребительском рынке будет оказывать все большее влияние на его состояние, на качество обслуживания населения, на структуру спроса и предложения.

Решение задач фирменной торговли и обеспечение эффективности ее функционирования требуют проведения целенаправленной деятельности по изучению рынка, так как предприятие-производитель для принятия решений по выработке продукции в планируемом периоде должно обладать достоверной и объективной информацией о состоянии рынка сбыта, о происходящих на нем изменениях, об отношении потребителей к продукции фирмы, об их пожеланиях по изменению качества, цены, функциональности товара, о наличии конкурентов на рынке сбыта. Одним словом, для успешной работы ОАО «Алеся» нужно хорошо знать конъюнктуру рынка, на котором оно реализует свой товар.

Товарная политика фирменной торговли направлена на соблюдение в первую очередь специализации по товарному признаку. Несмотря на то, что сейчас фирменные магазины не являются узкоспециализированными, тем не менее, степень их специализации достаточно высока.

Надо отметить, что товарная специализация имеет ряд преимуществ, которые определяют ее прогрессивность и влияют на культуру торговли. Она обеспечивает концентрацию ассортимента определенных товарных групп, создает условия для покупки родственных групп товаров в одном месте, увеличивает долю завершенных покупок, способствует повышению качества обслуживания покупателей, усиливает связь торгового предприятия с предприятием-производителем на основе более глубокого изучения рынка, организации рациональной доставки товаров, усиления влияния торговли на рост производства и повышение качества товаров, использования современных форм обслуживания, средств механизации, современной технологии, обеспечивающей эффективность реализации товаров, повышения квалификации работников, занятых обслуживанием покупателей.

Одним из важнейших показателей, характеризующих удовлетворение потребностей населения и уровень торгового обслуживания, является качество товаров, поступающих в торговлю. Оно оказывает влияние на потребительский спрос, товарооборот, доходы торговли, культуру и качество торгового обслуживания, а значит, является одним из главных факторов, влияющих на эффективность торговли. Поэтому в фирменной торговле вопросам качества товаров и услуг уделяется огромное внимание. Приемка товаров по качеству, создание оптимальных условий хранения, соблюдение сроков реализации позволяют предприятиям фирменной торговли выбраковывать некачественные товары, как на стадии приемки, так и на стадии подготовки товаров к реализации. Никакие издержки по выбраковке товаров несравнимы с потерей доверия покупателей и престижа фирмы.

Что касается ценовой политики, то в отношении фирменной торговли двух мнений здесь быть не может - цены должны быть ниже по сравнению с ценами на эти же товары в других магазинах. Важнейшей целью фирменной торговли является продвижение товаров своей фирмы на рынке, и роль ценового фактора нельзя недооценивать. Снижение цен способствует повышению спроса и в розничных, и в мелкооптовых магазинах и, следовательно, увеличивает реализацию товаров фирмы.

Кадровый вопрос представляется ключевым. Основным требованием при подборе кадров в фирменной торговле является высокий профессионализм. Как правило, на работу в предприятие фирменной торговли принимаются люди с профессиональной подготовкой на уровне, соответствующем должности, на которую они претендуют. Помимо профессиональной подготовки, квалификации и опыта работы в обычной торговле необходимо учитывать личные качества претендентов: их возраст, тип темперамента, деловые способности, умение выходить из конфликтных ситуаций, навыки в работе, коммуникабельность и «расторопность».

Жесткий выбор персонала и высокие требования к качеству работы должны обеспечивать соответственно высокий уровень кадрового состава предприятий. А для того, чтобы обеспечить стабильность коллектива и противостоять увольнению высококлассных специалистов, необходимо заинтересовать их в результатах труда. В первую очередь этого можно достичь путем повышения уровня оплаты труда работников в фирменных магазинах. Издержки по заработной плате компенсируются самими же работниками, за счет, чьей высокопрофессиональной работы наращивается объем реализации, привлекаются покупатели. Кроме того, высокий уровень заработной платы заставляет персонал держаться за свои рабочие места, способствуя снижению текучести кадров, созданию стабильного коллектива, что немаловажно для работников, несущих на себе бремя материальной ответственности, а также налаживанию благоприятного морально-психологического климата в коллективе и, в конечном итоге, ведет к росту культуры обслуживания.

Повышению культуры обслуживания в магазинах фирменной торговли способствует внедрение новой техники и технологий продажи товаров, прогрессивных форм обслуживания, развитие сервисных услуг.

Внедрение новой техники и организация современного торгово-технологического процесса - мероприятия дорогостоящие, и далеко не каждый магазин может это себе позволить. А в магазинах фирменной торговли реконструкция, модернизация и замена оборудования производятся, как правило, за счет предприятия-производителя. Ради привлечения дополнительного числа покупателей и пропаганды достоинств фирмы в своих магазинах могут быть предоставлены либо бесплатные услуги, либо услуги с ценой ниже себестоимости. Обычные магазины не могут позволить себе такой «роскоши».

Руководителям магазинов фирменной торговли дано право самим определять уровень торговой наценки с учетом того, что средний ее уровень не должен превышать планового. Таким образом, на каждом конкретном объекте устанавливаются свои цены на товары в зависимости от уровня спроса, товарных запасов, объема поставок.

Как правило, товарная политика фирменных магазинов имеет узкоспециализированную направленность, что отвечает сущности фирменной торговли. Магазин ориентирует потребителей на продукцию своей фирмы и это правильная политика. Розничный товарооборот формируется в основном за счет реализации продукции производственного предприятия. Доля прочей продукции составляет незначительный удельный вес. Перед магазинами фирменной торговли ставится задача поддержания ассортимента в соответствии с ассортиментом вырабатываемой продукции.

Но в фирменной торговле должна быть гибкая экономическая и управленческая политика. При слабой увязке плановых показателей с реальными возможностями магазинов выполнение плановых показателей становится труднодостижимым, а иногда и просто невозможным в силу объективных причин (неудачное расположение магазина, отсутствие удобных подъездных путей и мест для парковки автомобилей, снижение уровня доходов населения, рост цен). А следовательно, снижается заинтересованность у работающих в результатах труда. Следствиями этого становятся текучесть кадров, снижение уровня культуры обслуживания и экономической эффективности работы магазинов.

Поэтому фирменным магазинам экономически целесообразно осуществлять продажу сопутствующей продукции. Однако реализация ее не должна осуществляться на одних площадях с фирменной продукцией. Это могут быть отделы и секции, изолированные от площадей с продукцией фирмы. Дополнительный источник товарооборота послужит и источником дохода магазина.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В условиях перехода к рыночной экономике, а тем более при полном функционировании рыночных отношений особую актуальность приобретает вопрос о повышении эффективности фирменной торговли. Её развитие во многом зависит от применения совершенной технологии, рационального использования торговых площадей, оснащения магазинов современным, высокопроизводительным торговым оборудованием. Основная цель фирменной торговли (кроме изучения и прогнозирования спроса, активной рекламы) заключается в обеспечении бесперебойности продвижения изделий промышленности на рынок. Поэтому скорость реализации товаров является важнейшим критерием эффективности торговли. Отечественный и зарубежный опыт подтверждает, что наиболее эффективной формой продажи является самообслуживание, которое позволяет при наименьших трудовых и материальных затратах добиваться наиболее высокой эффективности труда работников фирменных магазинов и улучшать качество обслуживания населения. Покупатель самостоятельно может познакомиться с продаваемыми товарами, отобрать понравившиеся ему значительно быстрее, чем в магазине с прилавками.

Фирменной торговле сегодня необходимы капиталовложения. Средняя площадь фирменного магазина составляет менее 80 кв. м, многие фирменные магазины требует ремонта, замены торгово-технологического оборудования, внедрения современных технологий продажи. Для повышения эффективности фирменной торговли органы управления торговли преступили к аттестации фирменных магазинов. По её результатам предприятиям будут выданы сертификаты. Если судить по сегодняшнему состоянию, то вполне возможно, что статус фирменного магазина подтвердят не все, многие лишатся определённых преимуществ. Также причиной многих бед фирменной торговли является то, что нередко магазинами руководят непрофессионалы. В связи с этим необходимо уделять большее внимание квалификации персонала, проходить переподготовку. В нашей республике фирменная торговля занимает значительный удельный вес и в целом развита очень неплохо. Также фирменная сеть имеет устойчивую тенденцию к расширению.

Тем не менее, большое число фирменных магазинов пока не удовлетворяют требованиям, изложенным в Типовом положении о фирменном магазине. Министерство торговли, также как и органы управления торговлей исполкомов, уделяют недостаточное внимание вопросам оказания помощи фирменным магазинам по организации их работы, отработке технологии, подготовке кадров. Для устранения этих недостатков необходимо организовать повышение квалификации кадров специалистов министерств, концернов, исполкомов, руководителей и специалистов фирменных магазинов. Со своей стороны министерствам, концернам, имеющим фирменную торговую сеть, необходимо проанализировать кадровый состав специалистов, укрепить ответственные должности квалифицированными специалистами. Все эти упущения, отмеченные выше, отрицательно сказываются на работе фирменных предприятий. Причём к общим недостаткам, свойственным торговле в целом (это - нарушение правил торговли, неудовлетворительное санитарное состояние, перебои в торговле и т.д.), добавились и свои, присущие, только фирменной торговле.

Многие из вышеуказанных недостатков были учтены при подготовке нового Типового положения о фирменном магазине, а также в указе Президента Республики Беларусь. Однако, не все пункты данных законов выполняются на практике. В связи, с чем необходимо установить со стороны государственных органов контроль за выполнением законов и положений о фирменной торговле. При соблюдении этих принципов фирменная торговля должна достичь оптимального уровня развития, при котором она поможет предприятиям выйти на внутренний и внешний рынки и успешно реализовывать свою продукцию.

Исследование фирменного магазина ОАО показало достаточно высокий профессиональный уровень управления деятельностью торгового подразделения. Магазин отличается прекрасным обслуживающим персоналом - внимательным, отзывчивым, готовым прийти в любую минуту на помощь. Для улучшения оборота в магазине необходимо расширить ассортимент некоторых товаров.

Среди недостатков, выявленных в работе магазина, можно выделить:

- нерациональное использование  площади складских помещений;

Главное внимание должно обращаться на культуру обслуживания покупателей, на покупателей надо больше обращать внимания и уделять им больше времени. Вопросы покупателя не должны ставить продавца в затруднительное положение.

Все эти упущения, отмеченные выше, отрицательно сказываются на работе фирменных предприятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Алпатов, А. Ведомства - разные, правила - общие / А. Алпатов // Гермес.-2008.- №12.- с.8 - 10.
  2. Бурмистров, В.Г. Организация торговли непродовольственными товарами./ В.Г. Бурмистров.-М.: Экономика,2005. – 304 с.
  3. Виноградова, С. Н. Коммерческая деятельность: учебник / С.Н. Виноградова.- МИНСК: Выш.шк., 2006.- 351с.
  4. Зайцев, Н.Л. Экономика, организация и управление предприятием.: Учебное пособие / Н.Л.Зайцев.- М.: Инфра - М, 2008.- 445с.
  5. Каневский, Е.М. Фирменные магазины / Е.М. Каневский.-М.: Знание, 2006. – 64 с.
  6. Кирсанова, Г. Минск развивает фирменную торговлю / Г. Кирсанова // Национальная экономическая газета.- 2008.- №33.- с.3-8
  7. Крепкий, Л.М. Организация коммерческого успеха. Советы специалиста./Л.М. Крепкий М.:ОАО "Издательство Экономика", 2003 - с.327.
  8. Мельник, Г. Статус ко многому обязывает / Г. Мельник // Национальная экономическая газета.- 2009.- №2.- с.8-12.
  9. Панкратов, Ф.Г. Коммерческая деятельность: учебник для вузов 6-е издание. Переработка и доп. / Ф.Г. Панкратов. - Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и к», 2006.- 45с.
  10. Платонов, В.Н. Организация розничной торговли / В.Н. Платонов.-Минск: БГЭУ, 2008. – 127 с.
  11. Положение о фирменном магазине предприятия (объединения): утв. Приказом Минторга Республики Беларусь 27.10.1998 №138: с изм. И доп.: Текст по состоянию на 2.11.1999. //Нац. Реестр правовых актов Республики Беларусь.- 199.- №19.- 8/1419
  12. Попков, В.А. Экономика АПК Республики Беларусь в условиях рыночных отношений: Монография / В. А. Попков.-Рогачев: БСХА,- 2006.- 35с.
  13. Попков, В.А. Экономика АПК Республики Беларусь в условиях рыночных отношений: Монография / В. А. Попков.- Рогачев: БГСХА, 2005.- 96с.
  14. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 7 апреля 2004г. № 384 "Правила осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания”
  15. Приказ Министерства торговли Республики Беларусь от 10 сентября 1999г. № 91  “Об утверждении типового положения о фирменной секции организации, выпускающей товары народного потребления”
  16. Сборник нормативных документов по организации торговли на территории Республики Беларусь. Сб. / отв. За ред. В. В. Лагойко.- Минск.: БГЭУ, 2006. – 112 с.
  17. Фирменная торговля в лёгкой промышленности / Бирюков, А.А., Новиков, М.Л., Литвинюк, А.А., Горин, М.А.; под общей редакцией А.А. Бирюкова / М.: Легпромиздат, 2007. – 192 с.
  18. Розничная и оптовая торговля в Республике Беларусь. //Национальный статистический комитет РБ, Минск, 2013- 191 с.

Информация о работе Роль и значение фирменной торговли в условиях рыночной экономики