Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 15:31, курсовая работа
Целью исследования является поиск и обоснование путей организации и совершенствования фирменной торговли на исследуемом объекте.
Для достижения поставленной цели будет решен ряд следующих задач: изучены теоретические основы организации фирменной торговли; дана по-дробная организационно-экономическая характеристика ОАО приведен анализ организации фирменной торговли ОАО проведено экономическое обоснование открытия фирменного магазина.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….2
1. ПОНЯТИЕ ФИРМЕННОГО МАГАЗИНА И ФИРМЕННОЙ СЕКЦИИ. ТРЕБОВАНИЯ, ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ФИРМЕННЫХ МАГАЗИНОВ И СЕКЦИЙ. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ РАЗВИТИЕ И ОРГАНИЗАЦИЮ ФИРМЕННОЙ ТОРГОВЛИ НА ТЕРРИТОРИИ РБ……………………………………………………………………4
1.1 Роль и значение фирменной торговли в условиях рыночной экономики……4
1.2 Понятие фирменного магазина и фирменной секции. Требования, задачи и функции фирменных магазинов и секций. Законодательная и нормативная база развития фирменной торгов-ли…………………………………………………...…7
2. СОСТОЯНИЕ ФИРМЕННОЙ ТОРГОВЛИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…12
3. АНАЛИЗ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИРМЕННОЙ ТОРГОВЛИ ОАО 21
3.1 Общие сведения о предприятии.........................................................................21
3.2 Финансовые показатели хозяйственной деятельности организации.............24
4. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИРМЕННОЙ ТОРГОВЛИ В РБ.......................................................................................................33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..................................................42
Примечание – Источник: [18,с.97]
В Таблицах 2.5, 2.6 и 2.7 представлен розничный товарооборот по формам собственности и по областям, а также удельный вес розничного товарооборота фирменной торговли в розничном товарообороте торговли.
Таблица 2.5 - Розничный товарооборот
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 | |
Всего |
593,7 |
692,5 |
932,1 |
1 203,0 |
1 341,8 |
1 497,2 |
2 882,4 |
4 569,5 |
в том числе по формам собственности: |
||||||||
государственная |
247,0 |
264,4 |
319,0 |
424,9 |
411,8 |
341,0 |
551,9 |
918,6 |
республиканская |
202,6 |
215,8 |
266,3 |
352,6 |
339,9 |
212,6 |
294,0 |
500,2 |
коммунальная |
44,4 |
48,6 |
52,7 |
72,3 |
71,9 |
128,4 |
257,9 |
418,4 |
Окончание Таблицы 2.5
частная |
346,7 |
428,1 |
610,2 |
773,5 |
924,3 |
1 150,3 |
2 330,5 |
3 650,9 |
из нее смешанная: |
||||||||
организации с долей государственной собственности |
205,3 |
249,6 |
381,4 |
481,0 |
514,9 |
666,5 |
1 234,0 |
1 845,2 |
организации с долей иностранной собственности |
46,7 |
55,0 |
72,4 |
95,7 |
99,9 |
134,0 |
408,9 |
762,1 |
иностранная |
– |
– |
2,9 |
4,6 |
5,7 |
5,9 |
– |
– |
Примечание – Источник: [18,с.98]
Таблица 2.6 - Розничный товарооборот фирменной торговли по областям и г. Минску (в фактически действовавших ценах; миллиардов рублей)
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 | |
Республика Беларусь |
593,7 |
692,5 |
932,1 |
1203,0 |
1341,8 |
1497,2 |
2882,4 |
4569,5 |
Области: |
||||||||
Брестская |
68,6 |
89,1 |
113,0 |
169,3 |
192,7 |
219,7 |
448,7 |
711,5 |
Витебская |
78,7 |
87,8 |
109,9 |
144,8 |
165,1 |
222,7 |
445,6 |
675,5 |
Гомельская |
85,4 |
111,2 |
139,3 |
196,0 |
207,1 |
229,3 |
448,7 |
733,9 |
Гродненская |
29,5 |
35,1 |
87,4 |
122,2 |
109,1 |
123,6 |
238,8 |
359,1 |
г. Минск |
250,4 |
262,3 |
338,2 |
397,0 |
462,0 |
450,8 |
841,3 |
1320,3 |
Минская |
34,6 |
41,9 |
63,2 |
76,1 |
94,0 |
113,1 |
220,5 |
403,1 |
Могилевская |
46,5 |
65,1 |
81,1 |
97,6 |
111,8 |
138,0 |
238,8 |
366,1 |
Примечание – Источник: [18,с.98]
Таблица 2.7 - Удельный вес розничного товаро
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 | |
Республика Беларусь |
4,0 |
3,7 |
3,9 |
3,7 |
3,5 |
3,7 |
3,9 |
3,4 |
Области: |
||||||||
Брестская |
3,6 |
3,6 |
3,7 |
4,0 |
4,1 |
4,4 |
4,8 |
4,2 |
Витебская |
4,5 |
4,0 |
4,0 |
3,9 |
3,8 |
4,8 |
5,0 |
4,1 |
Гомельская |
4,4 |
4,6 |
4,7 |
4,8 |
4,4 |
4,5 |
4,6 |
4,2 |
Гродненская |
1,8 |
1,7 |
3,4 |
3,5 |
2,8 |
2,9 |
3,2 |
2,7 |
г. Минск |
6,0 |
4,8 |
4,8 |
4,2 |
4,2 |
3,8 |
3,8 |
3,4 |
Минская |
1,9 |
1,8 |
2,1 |
1,7 |
1,7 |
2,0 |
2,1 |
2,0 |
Могилевская |
3,3 |
3,6 |
3,6 |
3,0 |
3,1 |
3,7 |
3,4 |
2,8 |
Примечание – Источник: [18,с.99]
Нормативно-правовые акты, действующие в Республике Беларусь, определяют фирменную торговлю как форму организации продажи товаров в розницу и мелким оптом, осуществляемой в фирменных магазинах.
Анализ фирменной торговой деятельности в Беларуси позволил выявить ряд негативных моментов, в определенной степени сдерживающих развитие данной формы торгово-розничных отношений.
Во-первых, не найдено каких-либо существенных преимуществ, возникающих при присвоении торговому предприятию статуса «фирменный». Вместе с тем на предприятие налагаются ограничения по размеру торговых площадей и по обязательному минимальному соотношению между объемами реализации товаров организации-учредителя и других видов продукции. Это и стало основной причиной открытия производителями не фирменных, а ведомственных магазинов, работающих как предприятия торговли любого другого собственника. [10, с.78].
Во-вторых, помимо магазинов, фирменной, как представляется, следует считать торговлю фирменных секций предприятий, ведомственных торговых организаций, торговлю с магазинов-складов, автомагазинов, выездную торговлю через киоски, палатки и торговые места на рынках, осуществляемую организациями-производителями.
В связи с этим уместно отметить, что действующее Положение не соответствует сложившейся в настоящее время отечественной и зарубежной практике организации фирменной торговли. Так, в нем не предусмотрена возможность присвоения статуса «фирменный» торговому предприятию, учредителем которого выступает лицо, не производящее товары народного потребления (министерство, ведомство, торговая организация, индивидуальные предприниматели и пр.), и торговому объекту, если он не соответствует какому-либо требованию Положения (площадь, структура продаж и др.). На практике наблюдается устойчивая тенденция к увеличению доли фирменной торговли в совокупном товарообороте торговой отрасли.
Фирменная сеть магазинов Республики Беларусь далека от совершенства, отмечается много недостатков в вопросах состояния магазинов, оснащенности торгово-технологическим оборудованием, режима работы, квалификации работников, ассортимента, размещения товаров в торговом зале, оформления информационных стендов, ведение кассовых операций. На сегодняшний день из трех направлений развития торговой сети применяется только третье – открытие фирменных секций. Расширение сети магазинов происходит исключительно за счет аренды торговых площадей. Немалое количество фирменных магазинов размещено в небольших помещениях, в них не применяются прогрессивные технологии продажи, современное оборудование. К примеру, самообслуживание применяется только на 15 процентах торговых площадей Минсельхозпрода, 22 – Минпрома, 19 – Минстройархитектуры, притом, что по республике этот показатель составляет 56 процентов.
Фирменной торговлей в Беларуси является форма организации розничной и мелкооптовой торговли товарами, осуществляемой в фирменных магазинах. Вместе с тем к этому же ряду следует отнести деятельность фирменных секций, ведомственных розничных торговых объектов, магазинов-складов, павильонов, киосков и мест на рынках, которые имеют единый фирменный стиль в оформлении, включая торговую марку, и реализуют одноименное марочное продовольствие[3].
В целом фирменная торговля - это форма совместной экономической деятельности производителей, розничных торговых организаций и потребителей, определяющая адекватный порядок их взаимодействия для повышения ценности фирменного продукта как комплекса потребительных стоимостей товара, торговой услуги и бренда [1].
В процессе взаимодействия субъектов фирменной торговли конечные потребители наравне с другими контрагентами (фирма-производитель и предприятие розничной торговли), в соответствии с предложенной моделью, принимают участие в проектировании фирменного продукта и могут непосредственно воздействовать на создание целевой потребительной стоимости, в связи с чем происходит согласование интересов различных категорий потребителей и возможностей предпринимателей с учетом формирования в сфере производства и сбыта необходимой прибыли. Наряду с этим производители и торговые посредники получают возможность оптимизировать направления своей деятельности (сбыт и розничная торговля) для образования синергического экономического эффекта[13].
На сегодняшний день выявлена целесообразность разделения потребительной стоимости фирменного продукта на две части. Первая, по данным выполненных исследований, - содержательная. Она включает свойства и характеристики, формируемые за счет внутрифирменных операций (это, так называемые, скрытые процессы). Эффект от их реализации проявляется за пределами торгового зала, т.е. потребитель может оценивать эти свойства до или после посещения магазина.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
Фирменная торговля - это форма социально-экономического взаимодействия товаропроизводителей, розничных торговых предприятий и потребителей, определяющая адекватный порядок организации сбыта и розничной торговли, который обеспечивает повышение ценности продукции как комплекса потребительных стоимостей физического товара, торговой услуги и торговой марки. В аграрном комплексе социальная роль фирменной торговли проявляется через выявление и удовлетворение первичных потребностей человека в продуктах питания, а экономическая - посредством повышения объемов продаж, прибыли и рентабельности производственно-сбытовой деятельности. В данной связи фирменную торговлю следует рассматривать, во-первых, как эффективную систему изучения и удовлетворения рыночного спроса, связывающую потребителя и производителя на всех стадиях товародвижения; во-вторых, как процесс создания потребительной стоимости, формируемой посредством внутрифирменных операций (производство товаров, предоставление торговых услуг, формирование бренда) и мероприятий, влияющих на выбор покупателя в торговом зале (информация, сервис, внутренняя дистрибуция, помощь персонала); в-третьих, как способ эффективного использования ограниченных ресурсов аграрного комплекса для последовательного воспроизводства процесса производства и сбыта, а также наиболее полного удовлетворения потребностей в продуктах питания.
Информация о работе Роль и значение фирменной торговли в условиях рыночной экономики