Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 09:23, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Систематическое снижение себестоимости продукции – одно из основных условий повышения эффективности промышленного производства. Она оказывает непосредственное влияние на величину прибыли, уровень рентабельности и общегосударственный денежный фонд – бюджет. В общем виде себестоимость и рентабельность продукции отражает все стороны хозяйственной деятельности предприятия, их преимущества и недостатки.
Введение
1 Себестоимость и рентабельность продукции и их роль в управлении производством
1.1 Понятие и формирование себестоимости. Классификация затрат на производство и реализацию продукции
1.2 Значение и методика анализа себестоимости
1.3 Рентабельность как показатель эффективности работы хозяйствующего субъекта. Функции рентабельности и задачи ее анализа
2 Анализ себестоимости и рентабельности продукции ПО «Дюртюли»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ динамики и структуры себестоимости и рентабельности продукции
2.3 Факторный анализ затрат на производство и реализацию продукции
2.4 Анализ затрат и безубыточности производства
3 Пути снижения себестоимости и повышения рентабельности продукции ПО «Дюртюли» как условие роста эффективности его деятельности
3.1 Резервы снижения затрат на производство продукции
3.2 Экономическая эффективность внедрения мероприятий
Заключение
Библиографический список
Приложения
Таким образом, себестоимость продукции является качественным показателем, характеризующим производственную деятельность промышленного предприятия. В себестоимости как в обобщающем экономическом показателе находят свое отражение все стороны деятельности предприятия: степень технологического оснащения производства и освоения технологических процессов; уровень организации производства и труда, степень использования производственных мощностей; экономичность использования материальных и трудовых ресурсов и другие условия и факторы, характеризующие хозяйственную деятельность.
При организации рациональной и эффективной работы по анализу и управлению себестоимостью предприятие исходит из:
Таким образом, себестоимость является одной из составных частей хозяйственной деятельности и соответственно одним из важнейших элементов управления. Недооценка анализа себестоимости, ее динамики, структуры приводит к снижению эффективности системы управления себестоимостью в целом. В свою очередь, тщательное изучение себестоимости, ее состава и структуры позволит своевременно определить факторы, определяющие ее уровень и принять меры по снижению затрат и формированию оптимальной цены, обеспечивающей необходимый уровень продаж и норму прибыли.
1.3 Рентабельность как показатель эффективности работы
хозяйствующего субъекта. Функции рентабельности и задачи ее анализа
Ориентация отечественной экономики на рыночные отношения потребовала пересмотра отношения к рентабельности, что обусловлено ее особым местом в системе хозяйствования.
Рентабельность выступает как экономическая категория, оценочный результативный показатель, целевой ориентир, инструмент расчета чистого дохода общества, источник формирования различных фондов.
Экономическое
содержание рентабельности тождественно
понятию «прибавочная стоимость». Как
экономическая категория
Основными функциями рентабельности являются: учетная, оценочная, стимулирующая.
Как результативный
показатель она характеризует
Как количественный показатель рентабельность представляет собой разницу между ценой и стоимостью товаров, между объемом продаж и себестоимостью (в сфере обращения - между валовыми доходами и издержками обращения). Рентабельность, являясь конечным результатом деятельности предприятия, создает условия для его расширения, развития, самофинансирования и повышения конкурентоспособности [26, с.289].
Важным индикатором качества управления финансами предприятия являются коэффициенты рентабельности. Они отражают, насколько прибыльна деятельность предприятия. Эти коэффициенты рассчитываются как отношение полученной прибыли к затраченным средствам.
Рентабельность отражает уровень эффективности использования средств, вложенных в те или иные активы. Поскольку в отчетности предприятия отражается несколько показателей прибыли, ее пользователи могут рассчитать и целый ряд показателей рентабельности в зависимости от целей проводимого ими анализа.
Наиболее часто используемыми показателями являются показатели рентабельности всех активов предприятия, рентабельности реализации (продаж), рентабельности собственного капитала.
Рентабельность всех активов
(имущества) отражает, сколько рублей
потребовалось фирме для
Рентабельность продаж
отражает изменения в политике ценообразования
и способность предприятия
Рентабельность собственного капитала позволяет определить эффективность использования капитала, инвестированного собственниками, и сравнить этот показатель с возможным получением дохода от вложения этих средств в другие ценные бумаги.
Для оценки уровня коэффициентов
оборачиваемости и
Рентабельность активов зависит не только от рентабельности реализации, но и от оборачиваемости активов.
Рассмотренные выше показатели являются важными параметрами, влияющими на принятие решений руководства предприятия.
Основные задачи анализа рентабельности:
- факторный анализ динамики рентабельности товарной продукции в целом;
- факторный анализ
- оценка влияния динамики
рентабельности отдельных
В условиях рыночной экономики существуют следующие показатели рентабельности:
- рентабельность продаж (коммерческая маржа), определяемая отношением балансовой прибыли к выручке от реализации;
- рентабельность собственного капитала, определяемая отношением балансовой прибыли к капиталу и резервам;
- экономическая рентабельность, определяется отношением балансовой прибыли ко всем активам;
- фондорентабельность,
определяется как отношение
- рентабельность основной деятельности, определяется как отношение балансовой прибыли к затратам на производство реализованной продукции;
- рентабельность перманентного
капитал, определяемая
- коэффициент устойчивости
экономического роста,
- период окупаемости
собственного капитала, определяется
отношением капитала и
Таким образом, рентабельность, учитывая различия между ее ожидаемым и полученным уровнем, выполняет следующие четыре функции:
1) ожидаемая
рентабельность является
2) полученная
рентабельность выступает
3) часть полученной рентабельности является источником самофинансирования предприятия;
4) часть рентабельности
поступает в качестве
2 Анализ себестоимости и рентабельности продукции ПО «Дюртюли»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
Потребительское общество «Дюртюли» (ПО «Дюртюли») создано в 1917 году на базе Исмайловского общества потребителей.
ПО «Дюртюли» Бирского катона организовано в марте 1923 г. На его базе в сентябре 1930 г. организован Дюртюлинский Райпотребсоюз.
Общество создано решением пайщиков (протокол общего собрания учредителей от 3 мая 2002 г. №1) в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом «О потребительской кооперации» для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей, пайщиков и других сельских жителей. Является некоммерческой организацией.
В ПО «Дюртюли» функционирует 2 хлебопекарни – в с.Исмаил и в г.Дюртюли, где установлены печи «Муссон» с мощностью до 3 тонн в сутки. Производственная мощность хлебопекарен - 5,5 тонн в сутки. Колбасный цех работает на основе югославского модуля с мощностью 300 тонн в год. Кроме того, на балансе ПО «Дюртюли» имеются: цеха кондитерских изделий, безалкогольных напитков и минеральной воды, макаронный цех, цех соления рыбы, швейный цех (Приложение Г).
Заготовительная контора ПО «Дюртюли» занимается закупкой сельхозпродуктов у населения и сельскохозяйственных кооперативов, заготавливает 22 вида сельхозпродукции и сырья: мясо, кожсырье, вторсырье, макулатура, лекарственно-техническое сырье, яйцо, мед, зерно, картофель, овощи, плоды дикорастущие и культурные, сбор стекла.
Потребительское общество заключает договоры с предприятиями г.Дюртюли и района на поставку товаров народного потребления.
Основные технико-экономические показатели деятельности ПО «Дюртюли» представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1 - Технико-экономические показатели ПО «Дюртюли» в 2009-2011гг.
Показатели |
2009г. |
2010г. |
2011г. |
Изменения, +- |
Темп роста, % | ||
2010г. к 2009г. |
2011г. к 2010г. |
2010г. к 2009г. |
2011г. к 2010г. | ||||
Основные средства, тыс. руб. |
4658 |
5245 |
4929 |
587,00 |
-316,00 |
112,60 |
93,98 |
Оборотные средства, тыс. руб. |
12123 |
13569 |
14860 |
1446,00 |
1291,00 |
111,93 |
109,51 |
Среднесписочная численность персонала, чел. |
158 |
160 |
164 |
2,00 |
4,00 |
101,27 |
102,50 |
Фондоотдача |
91,23 |
78,54 |
93,53 |
-12,69 |
14,98 |
86,09 |
119,08 |
В 2010г. производственный потенциал ПО «Дюртюли», выраженный в основных и оборотных средствах вырос соответственно на 587 тыс.руб. (12,6%) и 1446 тыс.руб. (11,93%). Численность трудовых ресурсов выросла на 2 человека (1,27%). В 2011 г. по сравнению с 2010г. стоимость основных средств уменьшилась на 316 тыс. руб. (6,02%), оборотных средств – увеличилась на 1291 тыс. руб. (9,51%), среднесписочная численность персонала – на 4 человека (2,5%). Несмотря на рост стоимости основных средств фондоотдача в 2010г. уменьшилась по отношению к 2009г. на 12,69 пунктов (13,91%) за счет уменьшения объема производства при росте стоимости основных средств, в 2011г. она достигла 93,53 (прирост составил 14,98 руб./руб. или 19,08%).
Финансово-экономические показатели ПО «Дюртюли» в 2009-2011гг. представлены в таблице 2.2.
Таблица 2.2 - Основные финансово-экономические показатели
ПО «Дюртюли»в 2009-2011гг.
Показатели |
2009г. |
2010г. |
2011г. |
Изменения, +- |
Темп роста, % | ||
2010г. к 2009г. |
2011г. к 2010г. |
2010г. к 2009г. |
2011г. к 2010г. | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Объем производства, тыс.руб. |
4249,693 |
4119,485 |
4609,88 |
-130,21 |
490,40 |
96,94 |
111,90 |
Себестоимость продукции (работ, услуг), тыс. руб. |
3173,693 |
3296,485 |
3362,88 |
122,792 |
66,395 |
103,87 |
102,01 |
Валовая прибыль, тыс.руб. |
1076 |
823 |
1247 |
-253,00 |
424,00 |
76,49 |
151,52 |
Чистая прибыль, тыс. руб. |
818 |
568 |
797 |
-249,76 |
229,00 |
69,46 |
140,32 |
Продолжение таблицы 2.2
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Дебиторская задолженность, тыс. руб. |
1950 |
2095 |
3903 |
145,00 |
1808,00 |
107,44 |
186,30 |
Кредиторская задолженность, тыс.руб. |
3210 |
3416 |
4668 |
206,00 |
1252,00 |
106,42 |
136,65 |
Рентабельность производства, % |
25,8 |
17,23 |
23,7 |
-8,57 |
6,47 |
66,8 |
137,5 |