Себестоимость и рентабельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 09:23, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Систематическое снижение себестоимости продукции – одно из основных условий повышения эффективности промышленного производства. Она оказывает непосредственное влияние на величину прибыли, уровень рентабельности и общегосударственный денежный фонд – бюджет. В общем виде себестоимость и рентабельность продукции отражает все стороны хозяйственной деятельности предприятия, их преимущества и недостатки.

Содержание работы

Введение
1 Себестоимость и рентабельность продукции и их роль в управлении производством
1.1 Понятие и формирование себестоимости. Классификация затрат на производство и реализацию продукции
1.2 Значение и методика анализа себестоимости
1.3 Рентабельность как показатель эффективности работы хозяйствующего субъекта. Функции рентабельности и задачи ее анализа
2 Анализ себестоимости и рентабельности продукции ПО «Дюртюли»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ динамики и структуры себестоимости и рентабельности продукции
2.3 Факторный анализ затрат на производство и реализацию продукции
2.4 Анализ затрат и безубыточности производства
3 Пути снижения себестоимости и повышения рентабельности продукции ПО «Дюртюли» как условие роста эффективности его деятельности
3.1 Резервы снижения затрат на производство продукции
3.2 Экономическая эффективность внедрения мероприятий
Заключение
Библиографический список
Приложения

Файлы: 1 файл

себестоимость и рентабельность.doc

— 624.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Заключение

 

Себестоимость и рентабельность продукции является качественным показателем, характеризующим производственную деятельность промышленного предприятия. В себестоимости как в обобщающем экономическом показателе находят свое отражение все стороны деятельности предприятия: степень технологического оснащения производства и освоения технологических процессов; уровень организации производства и труда, степень использования производственных мощностей; экономичность использования материальных и трудовых ресурсов и другие условия и факторы, характеризующие хозяйственную деятельность.

Себестоимость продукции  – это выраженные в денежной форме  затраты на производство и реализацию продукции. Изыскание путей снижения себестоимости продукции как  в отдельных районах, так и  в отрасли в целом – важнейшая задача всей производственно-хозяйственной деятельности предприятий.

При организации  рациональной и эффективной работы по анализу и управлению себестоимостью  предприятие исходит из:

  • определения возможностей снижения себестоимости продукции, как главного ценообразующего фактора;
  • выявления основополагающих факторов, формирующих себестоимость продукции;
  • поиска возможных путей снижения себестоимости.

Себестоимость и рентабельность, как неотъемлемые характеристики любого товара, продукции, работ и услуг должны быть измерены и контролироваться на каждом этапе производства. Необходимо научиться предупреждать брак и возможный рост затрат, ведь рентабельность и себестоимость – понятия вполне соразмерные и взаимосвязанные.

Анализ развития форм и методов организации работ по снижению себестоимости продукции, выявление возможности приложения к этим работам принципов управления, разработка механизма управления себестоимостью и качеством, определение характера потребностей, состояние конъюнктуры рынка свидетельствуют о следующем:

  1. Управление себестоимостью продукции должно ориентироваться на характер потребностей, их структуру и динамику; платежеспособность, емкость и конъюнктуру рынка, стимулы, обусловленные экономической и технической конкуренцией, характерные для рыночных отношений;
  2. Анализ и управление себестоимостью и рентабельностью на предприятии, должны оптимально сочетать  действия, методы и средства, обеспечивающие, с одной стороны, изготовление продукции, удовлетворяющей текущие запросы и потребности рынка, с другой - экономическую эффективность производства.

В результате проведенного анализа себестоимости и рентабельности продукции на примере хлебопекарни ПО «Дюртюли» выявлены причины, формирующие данную проблему. Исследование проблемы и причин ее возникновения было осуществлено  по методике факторного анализа.

Основной  сферой деятельности данного предприятия  является производство и реализация хлебобулочных изделий. 

Анализ показал, что себестоимость валовой продукции ПО «Дюртюли» в 2011 г. выросла на 66395 тыс. руб. (2,01%) по сравнению с затратами 2010 г. в связи с ростом, прежде всего, затрат на электроэнергию и оплату труда. Поскольку продукция предприятия является материалоемкой, с положительной стороны можно незначительное изменение как абсолютной суммы (на 60448 руб. или 3,8%) так и удельного веса затрат на сырье и материалы (с 48,22% до 49,07%).

Факторный анализ выявил, что на рост затрат, связанных  с производством хлеба пшеничного и хлеба дарницкого - наибольшее влияние оказывает рост постоянных затрат.

Анализ безубыточности подтвердил наличие достаточно высокого уровня запаса финансовой прочности  производства основной продукции хлебопекарни.

 Исходя из сложившейся структуры затрат на производство основной продукции ПО «Дюртюли» решение проблемы снижения себестоимости и роста рентабельности хлебобулочных изделий следует искать в наиболее рациональном использовании материальных ресурсов и энергии, более полном использовании оборудования, сокращении времени его простоя и межремонтного периода.

Анализ сметы затрат на выпуск валовой продукции, нормативной и отчетной калькуляции на производство основной продукции показал, что производство данного предприятия носит материалоемкий характер, следовательно, главные резервы снижения себестоимости следует искать в сфере экономии сырья, материалов. Так, к числу выявленных резервов относятся:

1) заключение  договор поставки муки по ценам  на 1,56% ниже среднерыночных, что даст  эффект в виде экономии на  сумму 4560 тыс. руб.;

2) переработка  возвратных отходов хлебобулочной продукции в сухари панировочные сухари и сухой хлебный квас, что позволит предприятию снизить потери на 30,708 тыс. руб. и получить дополнительно 24,568 тыс. руб. чистой прибыли;

3) замена старого оборудования новым, более прогрессивным позволит увеличить производительность и объем выработки продукции за единицу времени. Это приведет к снижению себестоимости валовой продукции на 7805,124 тыс. руб. и росту чистой прибыли на 6244,19 тыс. руб. 

Суммарный экономический  эффект от реализации ПО «Дюртюли» данных мероприятий ожидается на сумму 10828,758 тыс. руб. чистой прибыли. Общая рентабельность – 3,01%.

Таким образом, для определения  существенных и рациональных путей  снижения себестоимости как основы роста прибыли и рентабельности предприятия в каждом конкретном случае необходимы постоянное детальное исследование формирования и анализ структуры себестоимости и ее динамики.

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

    1. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть первая от 31.06.1998 г. №146-ФЗ.
    2. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 05.08.2000 г. №117-ФЗ.
  1. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99. Утверждено приказом Минфина России от 6.05.1999 г. №33н.
  2. Абрютина М.С., Грачев А.В. Анализ финансово-экономической деятельности. – М.: Дело и сервис, 2009. – 468 с.
  3. Анализ  финансово-хозяйственной  деятельности  предприятий нефтяной и газовой промышленности / Под ред. Рыбина В.И. - М.: Финансы и статистика, 2010. – 552 с.
  4. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория анализа хозяйственной деятельности. - М.: Финансы и статистика, 2010. – 348 с.
  5. Борисов Л.А. Анализ финансового состояния предприятия. – М.: Аудит, 2010. – 446 с.
  6. Ермолович Л.Л. Анализ финансово-хозяйственной деятельности.  – Минск: БГЭУ, 2010. – 442 с.
  7. Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 382 с.
  8. Затраты производства: Формирование и анализ: Учебное пособие. /Под ред. Долженкова В.Г. – М.: НГАЭиУ, 2009. – 568 с.
  9. Игнатова Е.А. Пушкарева  Г.М.  Анализ  финансового  результата деятельности  предприятия. -   М.:  Финансы и статистика, 2010. - 367 с.
  10. Кобасюк М.Р. Анализ финансово-хозяйственной деятельности. - М.: Финансы и статистика, 2009. – 456 с.
  11. Ковалев В.В. Финансовый анализ: управление капиталом, выбор инвестиций, анализ отчетности. - М.: Финансы и статистика, 2010. – 369 с.
  12. Контроллинг как инструмент управления предприятием. /Под ред. Данилочкиной Н.Г. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 2009. – 286 с.
  13. Ложков И.Н. Некоторые вопросы организации бухгалтерского учета затрат на производство в современных условиях. // Главный бухгалтер.- 2009. - №12.- С.34-37.
  14. Любушин Н.П. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 568 с.
  15. Мисевич А.П. Анализ хозяйственной деятельности. - СПб: Инфо-Пресс, 2009. – 476 с.
  16. Моисеева Н.К., Анискин Ю.П. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление. - М.: Внешторгиздат, 2011. -  412 с.
  17. Никольская Э.В. Анализ хозяйственной деятельности полиграфического предприятия. - М.: «Книга», 2011. – 563 с.
  18. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. - М.: Республика, 2010. – 522 с.
  19. Питерс Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления. Пер. с англ. - М.: Прогресс, 2010. – 269 с.
  20. Портер М. Международная конкуренция. - М.: Международные отношения, 2009. – 318 с.
  21. Пояснительная записка к годовому отчету за 2009-2011 гг. ПО «Дюртюли».
  22. Практикум по анализу хозяйственной деятельности промышленных предприятий. /Под ред. Русак Н.А. – М.: Вышэйшая школа, 2010. – 264 с.
  23. Раицкий К. Экономика предприятия. – М.: Экономика, 2011. – 336 с.
  24. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 425 с.
  25. Савицкая Г.В. Экономический анализ. – М.: Новое знание, 2010.  – 469 с.
  26. Санто Б. Инновация как средство экономического развития. - М.: Прогресс, 2010. - 366 с.
  27. Смекалов П.В. Практикум по экономическому анализу деятельности предприятий. – СПб.: Дело, 2010. – 328 с.
  28. Стражев В.И. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности.  – Минск: Вышэйшая школа,  2009.- 386 с.
  29. Управление организацией: Учебник/ Под ред. Поршнева А.Г., Соломатиной Н.А., Румянцевой З.П. М.: ИНФРА-М, 2010. – 472 с.
  30. Хлыстова О.В. Экономический анализ. – Владивосток: Издательство Дальневосточного Университета, 2010. – 726 с.
  31. Экономика организации (предприятия). /Под ред. Сафронова Н.А. – М.: Экономистъ, 2009. – 618 с.
  32. Экономика предприятия. / Под ред. Пелих А.С. - М.: МарТ, 2009. – 368 с.
  33. Экономика, организация и планирование промышленного производства. /Под ред. Лисицына Н.А. – Минск: Вышэйшая школа, 2009. – 442 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение А

 

Классификация затрат по экономическим элементам  и калькуляционным статьям

Группировка затрат на производство по экономическим  элементам

Группировка затрат на производство по калькуляционным  статьям расходов

1. Сырье и  основные материалы (за вычетом возвратных отходов)

1. Сырье и  материалы

2. Покупные  комплектующие изделия и материалы

2. Покупные  комплектующие изделия, полуфабрикаты  и услуги кооперированных предприятий

3. Вспомогательные  материалы 

3. Возвратные  отходы (вычитаются)

4. Топливо  со стороны 

4. Топливо  для технологических целей

5. Электроэнергия  со стороны 

5. Энергия  для технологических целей

6. Заработная  плата основная и дополнительная

6. Основная  заработная плата производственных  рабочих

7. Отчисления во внебюджетные фонды

7. Дополнительная заработная плата производственных рабочих

8. Амортизация  основных фондов

8. Отчисления во внебюджетные фонды 

9. Прочие денежные  расходы

9. Расходы  на подготовку и освоение производства

 

10. Расходы  по содержанию и эксплуатации  оборудования

 

11. Цеховые  расходы 

 

12. Общезаводские  расходы 

 

13. Потери  от брака (только производства, где потери разрешены в пределах  установленных норм)

 

14. Прочие  производственные расходы 

 

15. Итого производственная  себестоимость 

 

16. Внепроизводственные расходы 

 

17. Итого полная  себестоимость


 

 

 

 

Приложение Б

Классификация факторов, влияющих на себестоимость продукции


 


 

 

 

 

 


 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение В

Общая схема  анализа себестоимости продукции


 



 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

Приложение  Г

 

Организационная структура  потребительского общества «Дюртюли»

 
















 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Себестоимость и рентабельность