Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 21:11, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение себестоимости продукции и путей ее снижения на предприятии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. раскрыть теоретические и методологические основы исчисления себестоимости.
2. изучить методические основы исчисления себестоимости продукции;
Введение………………………………………………………………………3
1. Теоретические и методологические аспекты понятия «себестоимость продукции» …………………………………………………........................5
1.2. Себестоимость продукции: понятие, виды, тенденции
в современных условиях…………………………………………………….6
1.3. Методические основы исчисления себестоимости
продукции…………………………………………………………………….10
2. Экономическая характеристика предприятия…………………………19
3. Себестоимость продукции на предприятии.
3.1. Анализ затрат на производство продукции и
ее себестоимости………………………………………………………………39
3.2. Характеристика факторов определяющих уровень себестоимости продукции. Влияние себестоимости на эффективность производства……………………………………………………………………49
3.3. Пути снижения себестоимости продукции……………………………..54
Заключение…………….…………………………………………………………..58
Список литературы………….…………………………………………………….60
Приложения
Приложение 1……………………………………………………………………….62
Приложение 2……………………………………………………………………….63
Приложение 3……………………………………………………………………….64
Приложение 4……………………………………………………………………….65
Из таблицы 21 видно, что
себестоимость единицы
Себестоимость 1 ц мяса свиней в 2010 году по отношению к 2009 году увеличилась на 1167,7 руб., а в 2011 году по сравнению с 2010 годом уменьшилась на 705,9 руб.
Итак, мы видим, что себестоимость 1 ц продукции возросла по всем видам, наблюдается лишь снижение себестоимость 1 ц живого веса свиней (из-за увеличения объемов производства). Происходит это из-за опережающего роста затрат. (причины проанализированы в таблицах 20 и 21).
3.2.Характеристика факторов определяющих уровень себестоимости продукции. Влияние себестоимости на эффективность производства.
Чтобы изыскать резервы снижения себестоимости, нужно знать ее структуру, то есть долю отдельных элементов или статей в общей сумме затрат. Эта структура постоянно изменяется под воздействием факторов.
Основными факторами определяющих уровень себестоимости продукции являются суммы прямых материальных затрат, затрат на оплату труда, а также косвенные затраты (затраты на содержание и эксплуатацию машин и оборудования).
Как видно из таблиц 19 и 20 наибольший удельный вес себестоимости сельскохозяйственной продукции занимают затраты на сырье и материалы. Общая сумма затрат по этой статье зависит от объема производства продукции, ее структуры, уровня материальных затрат на единицу продукции.
Взаимосвязь данных факторов с общей суммой прямых материальных затрат можно представить следующим образом(рис 2)
Расчет влияния факторов на себестоимость продукции.
Сопоставим себестоимость текущего периода с базисным, определим индивидуальный индекс. При сопоставлении ее с плановой выясняют причины имеющихся отклонений, а также резервы снижения себестоимости.
Объем производства продукции |
Структура продукции |
Уровень материальных затрат на единицу продукции |
Расход сырья и материалов на единицу продукции |
Средняя стоимость единицы сырья и материалов |
Инфляционные процессы |
Рынки сырья |
Качество сырья |
Рецептура сырья |
Заготовительные расходы |
Расстояние перевозки |
Вид транспорта |
Тарифы и услуги транспорта |
Рис. 2. Структурно-логическая модель факторной системы прямых материальных затрат.
Проанализируем выполнение плана снижения себестоимости по производству зерна.
Объем производства и себестоимость зерна.
Объем производства, ц |
Себестоимость 1 ц, руб | ||||
план |
факт |
базисный |
план |
факт | |
gпл |
g1 |
С0 |
Спл |
С1 | |
зерно |
94530 |
79722 |
195,24 |
224,60 |
352,45 |
Плановое задание по увеличению себестоимости представим в виде индекса:
У плановоеувеличение
себестоимости=
=(224,6*94530)/(195,24*94530)=
где Спл, С0-соответственно себестоимость единицы продукции по плану и фактическая; qпл – объем производства, т.
Фактическое изменение себестоимости продукции по сравнению с планом покажет индекс:
Уфактическое увеличение
себестоимости=
=(352,45*79722)/(224,6*79722)=
где – q1- фактический объем производства, т
однако на изменение
себестоимости существенное влияние
может оказать ассортимент продукции.
Поэтому изменение
Уувеличение себестоимости
при плановом ассортименте=
=(352,45*94530)/(2246*94530)=
Плановое увеличение затрат из-за увеличения себестоимости зерна составит:
С0qпл –Сплqпл=(195,24*94530)-(224,
Фактическое увеличение себестоимости составляет Сплq1-С1q1 = -10192457руб
На основании приведенных расчетов видим что, фактическое увеличение себестоимости продукции значительно превышает плановые показатели: на 42%, а в суммовом выражении – 7417056 рублей.
В итоговом анализе рассмотрим динамику уровня себестоимости основных видов животноводческой продукции.
Выделяют две группы факторов, влияющих на себестоимость продукции:
1) затраты на содержание
и кормление животных и
Влияние основных факторов на себестоимость животноводческой продукции изучают аналогично продукции растениеводства.
Выясним к примеру причины увеличения затрат на корма в молочном скотоводстве по данным таблицы 23.
Как известно, затраты на корма находятся в определенной взаимосвязи с показателями уровня кормления коров, их продуктивности, окупаемости кормов и стоимостью 1 ц кормов. На стоимость кормов оказывает влияние и структура рациона.
Таблица 23
Взаимосвязь затрат на корма с уровнем кормления коров, их продуктивностью, окупаемостью кормов и их себестоимостью.
Показатели |
2009 г |
2010 г |
2011 г |
2011 г в % 2009 |
1 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Затраты на корма, тыс. руб. на среднегодовую корову |
6,2 |
8,7 |
12,2 |
196 |
Продолжение таблицы 23
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
На 1 ц молока |
0,3 |
0,3 |
0,5 |
167 |
Расход кормов на среднегодовую корову, к.е. |
0,17 |
0,54 |
0,35 |
210 |
На 1 ц молока |
1 |
1,3 |
1,4 |
140 |
Себестоимость 1 ц к.е., руб |
22,5 |
42,51 |
33,74 |
150 |
Удой на среднегодовую корову, кг |
22,5 |
32,7 |
24,1 |
107 |
Как видно из таблицы 23, в 2011 году расход кормов на голову заметно увеличился (на 110%), но в связи с ростом продуктивности удельный расход кормов на 1 ц молока увеличился только на 40%. В то же время суммарные затраты на корма в денежном выражении увеличились в расчете на 1 ц молока на 67 %, что в основном является результатом удорожания единицы кормов: себестоимость 1 ц кормовой единицы (к.е.) рациона за рассматриваемый период повысилась с 22, 5 до 33,74 руб. или на 50 %.
Важнейшими факторами снижения себестоимости продукции являются повышение урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности животных и экономия всех видов ресурсов, потребляемых в производстве. Затраты на многие виды работ, такие, как пахота, боронование, посев, уход за посевами, уход за животными, расход поддерживающего корма, амортизация помещений и оборудования, текущий ремонт совершенно не зависят от урожайности и продуктивности. Чем выше эти показатели, тем ниже себестоимость единицы продукции, так как она является частным от деления производственных затрат на количество полученной продукции. В животноводстве при снижении продуктивности скота всегда повышается расход кормов на единицу продукции. Рост продуктивности животных достигается при полноценном и сбалансированном кормлении, правильном содержании и уходе, совершенствовании племенной работы.
В условиях рыночной экономики повышается роль социально- экономических факторов, в частности материальной заинтересованности работников в результатах своего труда.
Перечисленные факторы, способствующие росту урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности животных, можно рассматривать как факторы снижения себестоимости продукции.
3.3. Пути снижения себестоимости продукции.
В условиях рыночной экономики роль и значение снижения себестоимости продукции резко возрастает, поскольку это позволяет:
увеличить прибыль, остающуюся в распоряжении в предприятия, а следовательно, создать возможности не только для простого, но и для расширенного воспроизводства;
улучшить материальное стимулирование работников, лучше решать социальные задачи;
улучшить финансовое состояние предприятия;
снизить цены на свою продукцию, тем самым повысить ее конкурентоспособность и увеличить долю на рынке сбыта;
в акционерных обществах увеличить выплаты дивидендов и повысить их ставки.
Снижение себестоимости зависит от целого ряда факторов, которые можно условно разделить на две группы: внутри- и внепроизводственные. К внутрипроизводственным относятся факторы, на которые предприятие может оказать воздействие в процессе управления; прежде всего, это применение передовой техники и технологии, улучшение организации производства и труда, мотивация высокопроизводительного сырья.
Внепроизводственными являются факторы, на которые предприятие не может оказывать непосредственное влияние: цены на сырье, тарифы на топливо и электроэнергию, ставки налогов и отчислений, природные условия.
Себестоимость сельскохозяйственной
продукции в последнее
Назовем некоторые резервы снижения себестоимости в разрезе затрат:
1) оплата труда:
- количество затрат
труда может быть снижено за
счет механизации, организации
производственных процессов,
- стоимостной фактор – оплата труда. Здесь необходимо следить, чтобы не было приписок, неправильно установленных расценок.
2) семена:
- количество можно снизить за счет соблюдения норм высева, ликвидации потерь при хранении, хищений, повышения качества семенного материала;
Информация о работе Себестоимость продукции и пути ее снижения