Шпаргалка по "Экономике организации"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 13:01, шпаргалка

Описание работы

1. Торговля в системе национальной экономики.
Торговля – это предпринимательская деятельность, заключающаяся в осуществлении процесса купли-продажи пром. и прод. товаров и п/д предприятий общепита, оказания торговых услуг населению с целью получения прибыли. Как вид предпринимательской деятельности торговля выделена в самостоятельную отрасль экономики, что обусловлено общественным разделением труда и характером обращения тов. народного потребления.

Файлы: 1 файл

шпоры на ГОСЫ.docx

— 177.18 Кб (Скачать файл)

Управление  эк. потенциалом – оценка и анализ факторов, повыш. или сниж. конкурентоспособность потенциала, а также выбор и реализ. стратегии и тактики в достижении поставленной цели.

Результаты  использования эк. потенциала торг. организации нах. отражение в показ. экон.  и соц. эф-ти ее деятельности.

Под эф-тью в широком смысле поним. получение ниабольших результатов при тех же затратах или тех же результатов при меньших затратах ресурсов.

Эк. эф-ть – отношение эффекта, получ. в рез. дея-ти, к примененным ресурсам или произв. затратам. Показ. экон. эф-та торг. дея-ти: т/об в соп. ценах, дох. и прибыль от реализ. тов., чистая продукция, показ. ускорения т/об-ти и экономии мат, топл-энерг. ресурсов.

Соц. эф-ть торг. деят-ти – выполнение торговлей соц. функций; она хар-ся степенью удовлетв. спроса населения на тов. при высоком кач-ве торг. обслуж. и рац. использовании производственных ресурсов. Показ. соц. эф-та: уровень удовл. спроса насел. на тов., кач-во торг. обслуживания (шир. и устойчивость ассортимента, применение прогресс. форм продажи тов., кол-во и кач-во доп. услуг).

Ресурсы, использ. в торг. деят-ти, выступ. в 2-х формах: примененные или единовр. затраты (стоимость ос. и об. средств в ден. выраж. и сумму израсход. фонда зар. пл.) и потребленные или тек. затраты (расходы на реализ. тов.).

Оценка эк. эф-ти хоз. деят-ти предполагает сравнение  факт. или расчетной эф-ти с нормативным значением. Среди нормативов особое знач. имеет норма прибыли на влож капитал, кот. м. служить критерием оценки, когда принимается управленческое решение о реализ. инвест. проекта в расчете на получ. доп. прибыли.

Методы  расчета эк. эф-ти. Ресурсный метод – отнош. эк. эф-та к затратам ресурсов (предпочтение дается  проекту с мах эф-том). Затратный -  отнош. затрат к получ. результатам (проект с мин. затратами).

Классиф. показ. эк. эф-ти торг. дея-ти:

По степени обобщения: обобщающие и частные;

Обобщающие: - коэф. эф-ти примененных ресурсов = т/об в соп. ценах / Сумма среднегод. стоимость ОС, среднегод. сумма Об. ср-в и израсход. фонд зар./пл.

- показ. производит. системы = объем произвед. продукции / затраты труда, капитала, энергии, мат. и др. ресурсов.

- коэф. прибыльности примен. ресурсов = Прибыль за отч. период / Сумма среднегод. стоимость ОС, среднегод. сумма Об. ср-в и израсход. фонд зар./пл.

- коэф. эф-ти тек. затрат = прибыль от реализ. / расходы на реализ.

Частные показ.: фин. устойчивость п/п, позиция п/п на рынке, интересы потребителей.

По измерению результата: абсолют. и относ.

Абсол. показ.: объем т/об., Пр. от реализ., Пр. за отч. период.

Относ. показ.: показ. рентабельности (т/об, реализ. тов., кап. влож. и собственного, основного и оборотного), финн. устойчивости и платежеспособности.

По продолжительности  рассматриваемых процессов: показ., исчис. за фиксир. отрезок времени, по стадиям жизн. цикла организации п/п или в зав. от продолжительности торг. цикла.

 

14. Формир-е и  исп-ние фин.рес-сов торговли.

Для осущ. текущей хоз. деятельности  торг. организации необход. фин. ресурсы– ден. ср-ва, формир. в результатете операц., инвестиц., фин. деят-ти и наход. в пост. движении с целью обслуживания кругооборота всех средств орг-ции. Роль фин. ресурсов – способствование реализ. осн. принципов ведения торг. бизнеса. Принципы орг-ции фин. деят-ти: - эконом. самостоятельность в принятии эконом. и хоз. реш.; - самофинансирование; - матер. заинтересованность  в результатах деят-ти; - матер. ответственность за результаты работы; - минимизация рисков.

Осн. назначение фин. рес-сов – обеспечение выполнения обязательств перед собственниками, бюджетом, внебюдж. орг-циями, банковской системой, страховыми комп-ями; покрытие текущих затр; инвестирование в капит. вложения ценные бумаги; удовлетворение соц.-культ.  потребностей работников; обслуж. спонсорства; содействие формированию и поддержанию деловой репутации организации.

Управление фин. рес-сами – система принципов и методов разраб-и и реализации управл. решений, связанных с формированием, распред. и исп. фин. рес-сов субъекта хоз-ния и орг-цией оборота ден. ср-в. Цель упр-ния – обесп. максимизацию благосостояния собственников в текущем и перспект. периодах, выражаемую в максимизации рын. ст-ти.

Источники формирования фин. рес-сов:

1) собств. (а) внешние – дополнит. взносы в уставный фонд, целевые  поступл-я, в т.ч. безвозмездная  фин. пом-ь; (б) внутр. – приб., остающаяся в распоряж п/п (чист. приб), амортизац. отчисл-я, прочие (суммы дооценки активов).

2) заемные – фин. кредит (банковский, налоговый, ден.), выпуск облигаций и т.д.

3) привлеч-ые. (а) внешние – задолж-ть по оплате труда, задолж-ть по расчетам с бюджетом, задолж-ть по страхов-ю ценностей, (б) внутренние – задолж-ть по оплате тов., тов-ный кредит.

Критерий, позвол-ий устновить необх-ый объем ср-в – выгодность (эфф-ть) привлеч-я ср-в из разных источников, обеспеч-го формир-е эффект-ной стр-ры капитала.

Формы фин. кредитов: 1. денежное кредитование (единым платежом; кредит по открытому счету; кредитная линия (возобновл-ая и невозрбновл-ая – право на получ-е и исп-ние ден. ср-в в теч-е обусловл-ного срока, с установл-ем лимита выдачи т задолж-ти в пределах общей суммы кредита); микрокредитование (предост-ние ден. ср-в по упрощ-ной процедуре, но сумма не более 7500 БВ); овердрафт (предост-ние кредита на сумму, превыш-ую остаток ден. ср-в на текущем счете)). 2 . факторинг - комплекс услуг для производителей и поставщиков, ведущих торг. деят-ть на усл-ях отсрочки платежа. 3. лизинг -  это долгоср. аренда им-ва для предпринимат-х целей с последующим правом выкупа, облад-щая нек. налоговыми преференциями. 4. вексельное кредитование – суть: уплатить по наступлении предусм-ного векселем срока опред. ден. сумму в конкр. месте.

Принципы и условия  кредитования – платность, срочность, возвратность, целевое исп-ние, матер. обеспеч-ть.

Основу взаимоотношений торг. орг-ции и банка составляет кредитный дог., в кот. оговариваются цели, сумма, валюта кредита, % за пользов. им, условия погашения, способ обеспечения обязательств, права и обяз-ти сторон. Форма кредит. дог. разраб-ся каждым банком самост-но  на основе типовой формы, рекомендов-ной Нац.банком РБ.

 

15.  Финансовое  планирование в торговле

План-ние  ф-сов в торговле явл. заключительн. этапом всего процесса план-ния в хоз. деят-ти ТП. Объектом фин. планир-я явл. фин. рес-сы, т.е. совокупность всех ден. ср-в и накоплений, находящихся в распоряжении п/п. Цель фин. план-ния : определить источники получения и размеры доходов от всех торгово-хозяйств. деят-ти, других ден. поступлений и обосновать конкретное направление эффективн. их расходования. Осн. задачи план-ния финансов: повышение прибыльности фин.-хоз.деят-ти ТП; обеспечение торг. процесса необходимыми фин. ресурсами; установление фин. отн-ний с бюджетом, банками и др. контрагентами; выявление направлений более выгодных для фин. инвестирования; контроль за образование и расходованием ден.ср-в. В зависимости от сроков план-ния, содержания и круга плановых показателей выделяют краткосроч. и перспективные фин. планы. Краткосроч.план-ние включает составление баланса, доходов и расходов, кредитного плана, кассового на плановый год с поквартальной разбивкой. Осн. предпосылки для разработки фин. плана служит:1.показатель хоз. деят-ти ТП на плановый год (объем т/о, ИО, валовой доход, прибыль, потребность в собственных оборотных и заемных ср-вах);2.планы развития матер-технич. базы п/п (новое строительство, реконструкция, техническое перевооружение, внедрение новых технологий);3.хоз. договора, заключаемые с поставщиками на покупку товаров и материально-технических ресурсов;4.ставки налогов на прибыль и доходы, нормативные отчисления, согласно действующему законодательству;5.материалы анализа ТП и выполнение фин. плана за отч.год. Перспективное (долгосрочное) фин. план-ние осущ-ся по след. направлениям:1.Прогноз-ние и опр-ние общей потребности ТП в ден. ср-вах ,капитале, исходя из осн. показателей хоз.деят-ти, предусмотренных на перспективу;2.Состояние плана капит. вложений и определение потребностей в ср-вах на реальные инвестиционные проекты;3.прогноз-ние ликвидности (способ трансформации в ден.ср-ва) активов п/п, в целях обеспечения постоянной платежеспособности. Фин. план-ние разрабатывается после проведения анализа фин. состояния п/п. Проводится расчет показателей: потребность в собственных оборотных ср-вах; прибыль, доход в разрезе отраслей деят-ти; план распределения прибыли; прирост устойчивых пассивов; источники финансирования капитальных вложений. Расчет норматива собственности проводится по кварталам планируемого года исходя из плана однодневного розничного товарооборота в ценах с/с (по товарам), в продажных ценах по ден.ср-вам и нормам запасов по нормативным оборотным активам. Исчисленный норматив оборот.ср-в на конец каждого квартала сопоставляется с нормативом на нач.квартала и устанавливается необходимый прирост собств. оборот. ср-в с конкретными источниками их пополнения. Показатели: 1. Рознич. товарооб-от (т/о), в т. ч. оборот по комисс.торговле, 2. Рознич.т/о без учета комисс. торговли, 3.Уд. вес себест-ти (в %-ах к розничной цене), 4.Однодневный т/о без комисс. торговли, 4.1.по рознич. ценам, 4.2. по себест-ти, 5.Нормы запасов в днях,  5.1.по торговли, 5.2.по ден. ср-вам, 6.Норматив СОС всего, 6.2по ден. ср-вам (4.1.*5.2.).После расчета план. прибыли в плане распр-ся прибыль, опр-ся налогооблагаемая прибыль, сумма налога на недвиж-сть, на прибыль, прибыль, остающаяся в распоряжении п/п, фонд, формируемые за счет чист. прибыли, составляются сметы расходования фонда накопления, фонда потребления и др. Фин. план составляется  в форме баланса доходов и расхода. Осн.статьи доходов и поступлений: прибыль; амортизац. отчисления на воспр-во осн.фондов; прирост устойчивых пассивов; источники финан-ния кап. вложений; временно свободные ср-ва фондов; и прочие. Направления расходования ден. ср-в:-Налог на прибыль и недвижимость;-Прирост СОС за счет устойчивых пассивов и других источников;-Отчисления органам управления; Капитальные вложения;-Прибыль, остающаяся в распоряжении п/п; Прочие расходы и отчисления.

 

16. Сущность и роль  коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг

КД – вид предприн. деят-ти, направленный на получение прибыли путём осуществления продаж. Осн.цель КД: изучение и орг-ция товародвижения от производителя до конечного потребителя. Кд строится на смене отношений товар-деньги.

Зарождени КД в гос.масштабах началось в 9 в., когда начинается разделение соц.слоёв населения, появл-ся лица, специализирующие на торговле (просолы). К 12 в. развивается торговля м/у городами и странами, появл-ся афонии – странствующие торговцы. В это же время на тер.Беларуси форм-ся шёлковый путь «из варяг в греки». К 18 в. закончилочь существование ВКЛ, появл-ся соц.прослойка – купечество, кот.занималось исключительно торговлей. В это время происходит унификация торговли.В дальнейшем купечество развивается на протяжении существования Росс.империи и явл-ся элитным слоем населения. Но после революции 1917 г. куп-во начинает преследоваться как буржуазия. Торговля в совецкие времена носила плановый характер. После распада СССР РБ берёт направленность на создание социально ориентированной рын.экономики.

КД  предусматривает выполнение комплекса  торгово-организационных операций и управление ими. Она базируется на теоретических и практических знаниях вопросов организации и  техники осуществления комм. операций. Комм.операции на потреб. рынке обслуживают процесс обмена (куплм-продажи). Ч/з КД устанавливаются связи изготовителей товаров с их потребителями и осущ-ся управление обменом. Операции, совершаемые в процессе этой деят-ти, носят комм. характер и оказывают влияние на конечные результаты работы торг. организаций. Поэтому КД всегда предполагает обмен. С его помощью организуются, направляются, регулируются все виды деят-ти на микроуровне.

КД  непосредственно реализуется организациями, п/п-ями, ЮЛ, а также ФЛ, осуществляющими предпринимательскую деят-ть без образования ЮЛ, обеспечивает операции обмена м/у хозяйствующими субъектами на рынке товаров и услуг. Она осущ-ся в соответствии с законодательством, правовыми и нормативными актами.

В качестве субъектов коммерческих операций выступают торговые организации и п/п-я, наделённые правом их совершения. Объектом коммерческих правоотношений явл-ся товары и услуги. Главным признаком объектом коммерческих правоотношений явл-ся их оборотоспособность, т.к. только в этом случае они могут быть объектом купли-продажи.

КД  базируется на принципах: 1) удовлетворение потребностей в товарах и услугах; 2) доходности и прибыльности; 3) оптимальности коммерческих решений; 4) высокой культуры обслуживания покупателей; 5) соблюдения действующего законодательства.

Задачи КД: 1) подбор и анализ комм.инф-ции; 2) анализ рынка, выявление потребностей и опр-ние спроса; 3) установление направления деят-ти и изыскание источников поступления; 4) налаживание хоз.связей с поставщиками; 5) порядок заключения, изменения и расторжения договоров; 6) проведение закупочной работы, упр-ние тов.запасами; 7)установление оптим.асс-та и проведение ассорт.политики; 8) орг-ция оптовой продажи товаров; 9) проведение розн.продажи товаров конечным потребителям; 10)рекламно-информац.деят-ть; 11) орг-ция сервиса .

Требования  к коммерсанту: 1) личностные (инициативность, организаторские способности, коммуникабельность, лидерство, целеустремленность и т.п.); 2) профессиональные (умение составлять и анализировать бух.отчётность, проводить экон.анализ текущего состояния п/п, оценивать его потенциал, квалификация, знание экон.законов и т.п.)

Осн. элементы, отражающие содержание КД,:

  1. Информационное обеспечение КД ( инф-ция о спросе и предложении, конъюнктуре рынка; об объёмах и структуре пр-ва и предложения; о товаре;о потребителе; о конкурентах; изучение потенциальных возможностей торговых организаций).
  2. Определение   потребности в товарах (определение ёмкости рынка, его сегментов; обоснование объёмов поставки и структуры ассортимента; определение сроков поставки и размеров единовременных партий)
  3. Выбор партнёров для установления хоз.связей и каналов продвижения (изучение источников поступления, поставщиков, их возможностей; эконом. обоснование выбора поставщиков и оптим. варианта продвижения товара; распределение м/у партнёрами функций по продвижению товаров на рынок)
  4. КД по установлению хоз.связей м/у партнёрами (выбор формы хоз.связей; разработка проекта договора; переговорный процесс по согласованию условий договора; подписание договора)
  5. Организация оптовых закупок (обоснование и отбор организационных форм закупок; организация оптовых закупок; документальное оформление закупок; контроль исполнения договора).
  6. КД по оптовой продаже товаров ( выбор формы оптовой продажи; разработка и подписание договора поставки; организация оптовой продажи; документальное оформление оптовой продажи; контроль исполнения договора поставки)
  7. КД по организации розничной продажи товаров (изучение спроса покупателей; формирование ассортимента товаров магазина; определение партий и частоты завоза товаров; выбор форм и методов продажи; стимулирование увеличения объёмов продаж; мерчендайзинг)
  8. Рекламно-информационная работа (обоснование целесообразности использования рекламы; выбор вида рекламы и рекламных средств; разработка рекламной программы; оценка эффективности рекламы; формирование имиджа)
  9. Сервисное сопровождение (отбор услуг, пользующихся спросом; оказание услуг в до продажный период; услуги в период продажи товаров; послепродажные услуги; сервисное обслуживание);
  10. Управление товарными ресурсами (формирование товарных ресурсов; поддержание товарных ресурсов в соответствии со спросом и требованиями рынка; маневрирование, нормализация товарных запасов; кд по ускорению оборачиваемости товаров)

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике организации"